Урок математики в 7 классе «Степень числа с натуральным показателем. Основание и показатель»
Степень числа с натуральным показателем. Основание и показатель.
Составитель: учитель математики Малинина А.С. МБОУ Болтинская СОШ
Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
Личностные.
уважение к личности и ее достоинству,
устойчивый познавательный интерес,
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения .
потребность в самовыражении и самореализации..
Предметные .
Изучить понятие степени;
Научиться:
-читать и записывать степень;
-называть компоненты степени;
-заменять произведение степенью;
-представлять степень в виде произведения;
-объяснять, что называется квадратом и кубом числа;
Метапредметные. Формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД.
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале .
Познавательные УУД.
Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий
Коммуникативные УУД. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера.
Оборудование к уроку:
Раздаточный материал с критериями оценивания.
Мультимедийная презентация.
Проектор, компьютер.
Этап урока |
Управление. Деятельность учителя. |
Учебная деятельность учащихся. Формирование метапредметных универсальных учебных действий. |
||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||
I Организационный этап Мотивация изучения темы урока
II. Актуализация опорных знаний
Целеполагание |
Вступительное слово учителя. В IX веке стало известна задача об изобретении шахматной игры. В награду за свое изобретение автор потребовал от индийского царя пшеницу. Ее должно быть столько, чтобы на первую клетку доски можно положить одно зерно, на вторую – два, на третью- четыре, т.е. чтобы число зерен все время удваивалось. Сначала индийский царь обрадовался, что дешево отделался, и лишь потом выяснил, что такого количества пшеницы нельзя собрать со всех полей Земли. Какое математическое действие нужно выполнить, чтобы получить такое большое число? А узнаем мы это после того, как изучим новую тему. Учитель демонстрирует (слайд 2 ) Ребята, а сейчас внимание на экран, замените сумму произведением и найдите значения выражения. Зачем сумму заменять произведением? Слайд 3: Следующее задание - найдите площадь квадрата. Слайд 4: Найти число шаров, которое поместится в коробку, если каждый слой состоит из 5 рядов, в каждом ряду по 5 шаров и всего 5 таких слоев? Посмотрите у нас есть произведение одинаковых множителей? Как можно короче записать? (учитель помогает подвести к новому арифметическому действию. И говорит, что заменить произведение одинаковых множителей можно степенью.) Учитель вводит понятие основание, показатель и говорит, как такую запись можно прочитать («5 в третьей степени») слайд 4, 5 Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? слайд 6 Кроме изучения понятий, что мы еще будем делать?
|
Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
Под руководством учителя дети формулируют тему урока ставят цели. Изучить понятие степени; Научиться: -читать и записывать степень; -определять основание и показатель степени;
|
Дети вспоминают как это можно сделать и вычисляют. Говорят для чего это нужно.
Вспоминают определение и свойства квадрата. Ребята находят площадь квадрата, отвечают. Дети предлагают варианты ответов, высказывают свое мнение. |
Выражают свои мысли в устной форме.
Учатся внимательно слушать товарища, с уважением принимать его точку зрения.
|
III. Первичное усвоение новых знаний. Работа с новыми понятиями
Физминутка.
V. Первичное закрепление изученного.
|
Задание на слайде 7: прочитайте запись, назовите основание и показатель степени. Учитель предлагает объяснить. почему имеют такие название «основание», «показатель» степени
Учитель предлагает физминутку для глаз: посмотрите вправо, досчитайте до пяти, влево – досчитайте до пяти. Глаза вверх, вниз, посмотрите на кончик носа, поморгайте.
Ребята, какое же действие необходимо выполнить, чтобы получить такое количество пшеницы?
Задание: Придумайте свою степень числа и попытайтесь её вычислить (акцентировать внимание на то, чтобы не брали большие значения) |
Дети высказывают свои мнения. Учатся оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы по ходу реализации действия. Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров Выполняют упражнения для глаз.
|
Дети должны самостоятельно найти ответы на поставленные учителем вопросы. К выводу, произведение одинаковых множителей записывают короче.
Возвращаются к мотивационной задаче. Пытаются вычислить значение 2 в 64 степени.
Учащиеся записывают степени и вычисляют. (2 человека можно вызвать к доске) Сравнивают примеры. Делают вывод.
|
Учатся внимательно слушать товарища, с уважением принимать его точку зрения.
Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли в устной форме. |
VI. Выработка умения применять новые знания, формирование УУД. Работа в парах
Работа по учебнику. |
Учитель предлагает разбить класс на пары, предлагается задание: Слайд 8 решить примеры Проверить, обменявшись тетрадями с соседом по парте, согласно критериям оценивания,
№ 1. Правильная запись произведения в виде степени – 1 балл. Верное решение примера – 1 балл. Итого: всего за 1 пример -2 балла, за 4 примера 8 баллов. № 2. За каждое верное вычисление 1 балл. Итого за все правильно выполненное задание – 8 баллов.
Проверка по презентации, слайд 8
Учитель предлагает учащимся выполнить номера 175 а, в, 177 а,в Учитель проверяет работы слабых и сильных учащихся. |
Самостоятельно анализируют пути решения задачи. Выполняют задания в тетради.
Оценивают по критериям.
Проверяют правильность выполнения, используя ответы на слайде.
Осуществляют взаимоконтроль по результату действия. Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. Реализует пути достижения целей урока. |
Вычисляют значение степени в тетрадях. Проверяют правильность выполнения. (Таблица с критериями оценивания лежит перед ними на парте)
Каждый ученик выполняет задание, , затем отдает тетрадь соседу для проверки.
Выполняют самостоятельно вычисления в тетради, предлагают ответы, проверяют правильность выполнения. Объясняют последовательность выполнения действий, находят значение выражения, проверяют правильность выполнения.
|
Планируют общие способы деятельности. Устанавливают рабочие отношения в группе. Осуществляют контроль. коррекцию действий партнера. Ставят друг другу оценки. На основе критериев оценивания. Осуществляют контроль. коррекцию действий партнера.
|
VII. Рефлексия
|
Я узнал (а), что … Я понял (а), что … Больше всего мне понравилось… Мне было непонятно, когда… Самым трудным было… Слайд 9 |
Учатся адекватно оценивать свои возможности в достижении цели, уровень реализации поставленных задач. Учащихся учатся оценивать планируемые результаты |
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.
|
Адекватно используют языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.. мотивов действий. |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Учитель предлагает домашнее задание. п.16. реферат по теме «Применение квадрата и куба числа в практической жизни» № 176 б,г,е, 177 б,г, 178 в. (учебник «Сферы»: Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б. Суворова). Учитель выставляет оценки. Благодарит за помощь в проведении урока |
Ребята записывают домашнее задание. |
Интересуются источниками для написания реферата (библиотека. Интернет, помощь родителей). |
|