НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо»
Министерство образования Омской области
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Тарского муниципального района Омской области
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо»
Выполнил:
ученик 6 класса
БОУ «Тарская гимназия №1»
Лабиков Дмитрий Евгеньевич
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, зам.директора по УВР
БОУ «Тарская гимназия №1»
Лабикова Марина Николаевна
Тара - 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретические аспекты оценки общей физической подготовленности мальчиков | 5 |
Спортивная борьба дзюдо | 5 |
Общая физическая подготовленность: понятие и тесты определения | 9 |
Возрастные особенности общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет | 12 |
| |
Глава 2. Исследование показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет (на примере обучающихся 4-6 классов БОУ «Тарская гимназия №1», занимающихся и не занимающихся дзюдо) | 16 |
2.1. Логика проведённого исследования | 16 |
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования | 18 |
| |
Заключение | 25 |
Список использованной литературы | 27 |
Приложения | 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Многогранность дзюдо позволяет каждому найти здесь то, что нужно только ему одному.
Ясухиро Ямасита
Борьба – одно из самых неизменных увлечений мужчин всего человечества на протяжении нескольких тысячелетий. В старину ни одно празднование не обходилось без схватки борцов. Борьба признавалась древними самым интеллектуальным из всех видов состязаний, в котором наряду с физической силой большую роль играла смекалка, выносливость, ловкость, скорость.
Сегодня все виды борьбы классифицируются на те, которые присущи отдельным народностям (национальные) и, которые распространены во всём мире – вольная и греко-римская, самбо и дзюдо – международные или спортивные.
Дзюдо – вид спортивной борьбы, распространенный во многих стран мира. Занятия дзюдо предъявляют к людям, занимающимся данным видом спорта, особые требования и оказывают комплексное воздействие на их организм. По мнению ведущих спортивных специалистов С.П. Новикова, И.Д. Свищёва и др. специфика данного вида борьбы – разностороннее физическое развитие, так как этот вид спорта комплексно развивает все мышечные группы и системы организма. «Скорость, координация движений, гибкость, сила, выносливость – все эти качества необходимы для достижений успехов в дзюдо, а их развитие происходит в процессе упорных занятий» [9]. Занятия борьбой «оказывают гармоничное воздействие на все органы и системы организма занимающихся, выражающиеся в комплексном проявлении физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости [3]. Исходя из этого, борьба дзюдо может явиться весьма эффективным средством физической подготовленности школьников.
Так как я занимаюсь дзюдо, то захотелось узнать о данном виде спорта более подробно, а также выяснить результативность влияния учебно-тренировочных занятий на общую физическую подготовленность занимающихся данным видом борьбы, поэтому тема нашей исследовательской работы: «Сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо».
Объект исследования – общая физическая подготовленность учащихся.
Предмет исследования – показатели общей физической подготовленности мальчиков 11 – 12 лет
Цель исследования – провести сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что занятия спортивной борьбой дзюдо мальчиками 11-12 лет способствуют положительной динамике показателей, характеризующих их общую физическую подготовленность, отличных от показателей сверстников, не занимающихся данным видом борьбы.
Исходя из цели и гипотезы исследования, определены следующие задачи исследования:
Проанализировать научные и методические источники по проблеме исследования.
Организовать и провести тестирование общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся борьбой дзюдо.
Провести математическую обработку результатов тестирования и, на основе полученных данных, определить уровень общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет.
Сравнить данные и сформулировать выводы, позволяющие подтвердить высказанную гипотезу.
Методы исследования, которые были использованы при изучении данной темы:
теоретические методы (изучение литературных источников, методической литературы);
эмпирические методы (беседы с тренером и учителем физической культуры, наблюдение, тестирование, сравнительные методы, анализ)
статистические методы (определение средних величин).
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ
1.1.Спортивная борьба дзюдо
Дзюдо – вид спортивного единоборства, получивший массовое развитие в большинстве стран мира. Дзюдо – одно из самых молодых восточных воинских искусств, в котором спортсмены (в куртках с поясом и брюках – дзюдогах, без обуви) борются на татами.
В текущем году дзюдо исполнится 136 лет, оно считается одним из самых молодых восточных видов борьбы. Зародилось дзюдо в Японии в 1882 году. Основателем дзюдо считается выдающийся японский философ, тренер и просветитель Дзигаро Кано (1860-1938). Изучив в совершенстве существующие в то время различные стили джиу-джитсу и их техники ведения борьбы, Дзигаро Кано систематизировал лучшие приёмы, исключил наиболее опаснее удары, добавил к ним собственно разработанные приёмы и упражнения, тем самым создав новую систему, доступную для изучения разными людьми, которая получила название «Дзюдо» (яп. 柔道).
«Дзю» означает мягкий, гибкий, скромный, «до» – путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума. Таким образом, дзюдо – «гибкий путь к победе», мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни.
Большое значение Д. Кано придавал достижению максимального результата с применением минимума усилий. Данный постулат является главной целью борьбы дзюдо. Поэтому название «дзюдо» можно ещё перевести как «искусство добиваться победы с помощью разума».
Д. Кано основал в Японии школу под названием «Кодокан» (в пер. с япон. «дом постижения пути»), ставшую впоследствии крупнейшим в мире центром подготовки специалистов по борьбе дзюдо.
Д. Кано рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как средство воспитания, а не как форму время препровождения. «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», – так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания, основной на «пяти принципах:
Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
Владей инициативой в любом начинании.
Осмысливай действия полностью, действуй решительно.
Знай, когда следует остановиться.
Придерживайся среднего между радостью и грустью, истощением и ленью, безрассудной храбростью и трусостью».[14]
За 4 года дзюдо признали в Японии на государственном уровне и уже с 1886 года данный вид борьбы стал преподаваться в военных и полицейских академиях, а позже вошёл в программу физической подготовки средних и высших учебных заведениях.
В периодах зарождения и распространения дзюдо в Японии и популяризации данного вида борьбы в мире можно выделить ключевые даты. Одна из значимых дат в вехе развития дзюдо как вида спорта – это 1964 год – год, когда дзюдо было включено в программу летних олимпийских игр (Токио).
В России дзюдо начало развиваться в начале XX века. Основоположником российского дзюдо считается Василий Сергеевич Ощепков (1892-1937), который занимался в знаменитой школе Кодокан. Василий Сергеевич в свои 19 лет сумел получить первый дан и стал четвертым иностранцем, удостоенным такой чести. В 1914 году Ощепков основал во Владивостоке свою школу дзюдо и в советский период обучал основам борьбы советских милиционеров и чекистов.
В 30-е годы дзюдо было запрещено в нашем государстве, как «чуждое советскому народу занятие». Это было связано с политикой того времени.
Второе рождение данного вида борьбы в СССР произошло в начале 1960-х гг., когда дзюдо было признано олимпийским видом спорта. Именно в этот период в советском союзе стали восстанавливать дзюдо на основе борьбы самбо (самозащита без оружия), техника которой походила на технику дзюдо (в самбо, как и в дзюдо, разрешены захваты за ноги и болевые приемы на ноги, но запрещены удушающие приемы).
В 1962 году была создана Федерация дзюдо СССР, а в 1964 году советские спортсмены-дзюдоисты дебютировали на XVIII Олимпийских играх в Японии (г. Токио) и завоевали 4 бронзовые медали. Этими спортсменами стали Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе. История развития дзюдо в нашей стране также имеет свои знаковые даты и события (Приложение 1).
В настоящее время дзюдо в России развивается по пяти основным направлениям:
массовое традиционное дзюдо (физическая культура и спорт для всех);
дзюдо как профессиональный спорт высоких достижений (олимпийское и параолимпийское дзюдо);
дзюдо как профессионально-коммерческий спорт (зрелищное дзюдо);
дзюдо как профессионально-прикладной спорт (боевое дзюдо в силовых ведомствах);
дзюдо как средство физической реабилитации и рекреации (инвалидный спорт).
Сегодня дзюдо – не только спорт высших достижений, но и массовый спорт. Сегодня в России им занимается более 200 тыс. человек. Важнейшая задача массового дзюдо – укрепление здоровья и профилактика вредных привычек среди подрастающего поколения.
Согласно классификации видов спорта, основанной на особенностях проявления физических и технических способностей спортсменов, созданной Ф.П. Сусловым, Ж.К. Холодовым в 1997г., дзюдо входит в группу единоборств вместе с фехтованием и другими видами борьбы. Дзюдо отличается от других спортивных единоборств содержанием соревновательной деятельности и экипировкой спортсменов.
Соревновательные схватки дзюдоистов проходят на татами. «Татами (яп. 畳, дословно «складывание; то, что складывается») – маты, которыми в Японии застилают полы домов (традиционного типа)». [11] В современном понимании татами – это квадрат, составленный из прямоугольных матов, которые изготавливаются из полимерных материалов. Татами имеет размер минимум 14×14 метров. Схватка происходит внутри квадрата размером 8×8 метров или 10×10 метров. Внешняя зона татами шириной не менее 3 метров служит для обеспечения безопасности спортсменов. Раньше дзюдоисты тренировались и соревновались на соломенных циновках, жёсткость которых предъявляла к спортсмену особые требования к умению падать.
На татами спортсмены выходят в специальном костюме, который называется дзюдога, состоящий из куртки (кимоно), брюк (дзубон) и пояса (оби). Пояс в дзюдо, цвет которого соответствует квалификации участника, повязывается поверх кимоно.
«До сих пор в Европе пользуются следующей цветовой гаммой, позволяющей определить уровень мастерства дзюдоиста, глядя на его пояс. В начале идут шесть ученических степеней: 6 кю – белый пояс, 5 кю – желтый, 4 кю – оранжевый, 3 кю – зеленый, 2 кю – голубой, 1 кю – коричневый. Далее следуют 10 мастерских степеней – данов: обладатели первых 5 данов носят пояса черного цвета, которые различаются количеством поперечных белых нашивок у конца пояса, 6-8 дан – пояса красно-белые, 9 и 10 дан – пояса красного цвета». [1, с.9]
Правила соревнований позволяют использовать кимоно только двух цветов: синего и белого. Сделано это для того, чтобы зрители и судьи легче могли различать участников спортивной схватки. Ещё во время соревнований, для различения соперников используют пояса разных цветов. Участник, которого вызвали первым, выходит в поясе, соответствующем его квалификации, а его противник должен дополнительно повязать пояс синего цвета.
Продолжительность схватки для взрослых спортсменов составляет 5 минут. В случае равных оценок по окончании основного времени может назначаться дополнительное время схватки — 2 минуты.
Технический арсенал дзюдо включает в себя:
бросковую технику;
технику удержаний;
технику болевых приёмов на локтевой сустав;
технику удушающих приёмов.
Техника дзюдо состоит из трех частей: бросков, борьбы лежа и борьбы стоя. Из положения стоя дзюдоист бросает соперника на спину в любом направлении быстро и достаточно сильно.
Для борьбы лежа характерны три типичных приема — удержание, удушение, болевые приемы на суставы рук (кроме лучезапястного сустава и суставов пальцев), болевые приемы на ноги запрещены.
В технику дзюдо входят и другие типичные элементы: разные способы передвижений по татами, приемы самостраховки, ритуал приветствия, сигнал о сдаче и т.д. Значительные вариации техники дзюдо, широкий масштаб средств для победы над соперником дают возможность применять множество разнообразных приемов и тактических действий в соревновательных поединках, что требует большой ловкости и координации движений от спортсмена, а, следовательно, предъявляет высокие требования к физической подготовленности дзюдоиста.
1.2.Общая физическая подготовленность: понятие и тесты определения
Одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих потенциал здоровья человека в целом, является физическое здоровье, характеризующееся показателями физической подготовленности, реализуемой в системе физического воспитания. По мнению Блинкова С.Н., Левушкина С.П., «физическая подготовленность является объективным показателем здоровья школьников» [2, с.17], итогом физической подготовки, под которой мы вслед за Шестаковым В.Б. и Ерыгиной С.В. понимаем целенаправленно «организованный процесс двигательной деятельности …, направленный на оптимальное развитие физических качеств и базирующихся на них способностей» [15, с.87].
Физическая подготовленность лежит в основе саморазвития организма и психики человека, является результатом физической подготовки, целенаправленно организованного процесса по развитию физических качеств, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой.
О физической форме человека свидетельствует состояние её основных составляющих:
сердечно-дыхательной выносливости — способности выдерживать в течение длительного времени физическую нагрузку умеренной интенсивности; показатель того, насколько эффективно сердце и легкие обеспечивают организм кислородом при длительной физической активности;
мышечной силы и выносливости, необходимых для поднятия, перемещения и толкания предметов и выполнения других действий, в том числе в течение некоторого времени и повторно;
скоростных качеств, необходимых для передвижения с максимальной скоростью, прыжков, перемещений в единоборствах и спортивных играх;
гибкости, характеризующей пределы движения отдельных звеньев организма.
Физическая подготовка «направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения…, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей — силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости» [13].
Физическая подготовленность – совокупность таких физических качеств, как координационных способностей: сила, выносливость, быстрота, ловкость, а также гибкости. Физическая подготовленность, в значительной степени, определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающегося. [В.В. Сермеев, В.М. Зациорский, З.И. Кузнецова]
Физическая подготовленность подразделяется на общую, вспомогательную и специальную (Табл. 1).
Таблица 1
Структура физической подготовленности
Физическая подготовленность | ||
Общая | Вспомогательная | Специальная |
предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности | служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей. | характеризуется уровнем развития физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. |
Оценка уровня развития физических качеств и контроль двигательной подготовленности производится с помощью упражнений-тестов.
По мнению Панкратьевой Е.А., «оценка общей физической и специальной подготовленности путём тестирования – один из традиционных способов этапного и текущего контроля состояния спортсменов в разных видах спорта». [8, с.66].
Термин «тест» в переводе с английского языка означает проба, испытание. Тест – это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. [12]
Тестирование физической подготовленности – это процесс, позволяющий определить уровень развития двигательных качеств за определенный период времени и стимулировать тестируемого на улучшение результатов.
Существует множество тестов для определения физической подготовленности. В рамках тестирования каждого качества в основном применяются одинаковые или близкие по характеру двигательной активности тестовые задания [10], отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:
1) Скоростных (бег на 30 или 100 м);
2) Координационных (бег 3х10 м, прыжки через скакалку);
3) Скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 сек.);
4) Силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине);
5) Выносливости (бег на 1000 м, 2000 м, 3000 м);
6) Гибкости (наклон туловища вперед характеризует способность гибкости в позвоночном столбе).
1.3. Возрастные особенности общей физической подготовленности
мальчиков 11-12 лет
Многолетний опыт разностороннего исследования физических возможностей человека показали, что эти возможности у обучающихся одного и того же возраста и пола весьма различны.
Для каждого возраста в соответствии с медицинскими нормами двигательного режима, сегодня тщательно и детально разработаны нормативы ГТО («Готов к труду и обороне Отечества»), которые начали действовать по инициативе Правительства РФ с 2014 года. «Содержание комплекса представлено нормативами (контрольными упражнениями), системой присуждения спортивных разрядов, системой тестирования, рекомендациями по особенностям двигательного режима для различных групп».[5, с.63]
Наличие физкультурно-спортивного комплекса ГТО позволяет установить всеобщий ориентир физического развития в стране и единые всероссийские стандарты физической подготовленности к 11 возрастным ступеням населения от 6 до 70 лет и старше.
Нормативы ГТО для обучающихся возрастной группы 11-12 лет представлены в таблице 2.
Таблица 2
Нормы ГТО для школьников 11-12 лет (3 ступень)№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Мальчики | ||
Бронзовый значок | Серебряный значок | Золотой значок | ||
1. | Бег на 60 м (сек.) | 11,0 | 10,8 | 9,9 |
2. | Бег на 1,5 км (мин., сек.) | 8,35 | 7,55 | 7,10 |
или на 2 км (мин., сек.) | 10,25 | 10,00 | 9,30 | |
3. | Прыжок в длину с разбега (см) | 280 | 290 | 330 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 150 | 160 | 175 | |
4. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) | 3 | 4 | 7 |
или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз) | 12 | 14 | 20 | |
5. | Метание мяча весом 150 г (м) | 25 | 28 | 34 |
6. | Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.) | 14,10 | 13,50 | 13,00 |
или на 3 км | | |||
или кросс на 3 км по пресеченной местности* | ||||
7. | Плавание 50 м (мин., сек.) | Без учета времени | 0.50 | |
8. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (достать пол) | Пальцами | Ладонями | |
9. | Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 5 м (очки) | 10 | 15 | 20 |
10. | Туристический поход с проверкой туристических навыков | | ||
Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе | 10 | 10 | 10 | |
Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** | 5 | 6 | 7 |
Для изучения уровня физической подготовленности необходимо использовать Государственные тесты, с помощью которых можно определить основные двигательные качества обучающихся – это быстрота, выносливость, координация, сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества.
В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов под редакцией Ляха В. И., Зданевича А. А. [6] описаны показатели и уровни физической подготовленности учащихся 11-12лет (Табл.3)
Таблица 3
Уровени физической подготовленности учащихся 11-12 лет
№ | Физические способности | Контрольное упражнение (теcт) | Возраст | Уровень | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скоростные | Бег 30 м, c | 11 12 | 6,3 и выше 6,0 | 6,1—5,5 5,8—5,4 | 5,0 и ниже 4,9 |
2 | Координационные | Челночный бег, 3x10 м, с | 11 12 | 9,7 и выше 9,3 | 9,3—8,8 9,0—8,6 | 8,5 и ниже 8,3 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 11 12 | 140 и ниже 145 | 160—180 165—180 | 195 и выше 200 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 11 12 | 900 и менее 950 | 1000—1100 1100—1200 | 1300 и выше 1350 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, см | 11 12 | 2 и ниже 2 | 6—8 6—8 | 10 и выше 10 |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) | 11 12 | 1 1 | 4—5 4—6 | 6 и выше 7 |
Оценка уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет по программе А.П.Матвеева в 5-х классах [7], включает в себя 5 тестов-испытаний, уровневые показатели которых совпадают с показателями, представленными в таблице 3:
Тест 1. Бег на 30м с высокого старта (для оценки быстроты и скорости движений). На прямой ровной дорожке длиной не менее 40м обозначают линию старта и через 30м линию финиша. Участникам дается задание пробежать всю дистанцию, не замедляя движения, с максимально возможной скоростью. Рекомендуется проводить забеги парами. Участники бегут в полную силу до ориентира. Секундомер выключается в момент пересечения груди участников линии финиша. Участникам дается 1 попытка. Результат фиксируется до 0,1 с.
Тест 2. Челночный бег (для оценки координационных способностей). Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твёрдым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) тестируемый бежит до финишной линии, касается линии рукой, возвращается к линии старта, осуществляет её касание и преодолевает последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Тестируемые стартуют по два человека. Результат фиксируется до 0,1 с.
Тест 3. Подтягивание на перекладине (для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса). В висе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильное выполнение подтягиваний не засчитываются.
Тест 4. Прыжок в длину с места (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и с махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате.
Тест 5. Наклон вперед из положения стоя (для оценки гибкости). Участник выступает в спортивной форме, позволяющей спортивным судьям определять выпрямление ног в коленях. При выполнении испытания (теста) участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и удерживает касание в течение 2с.
ГЛАВА II.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ 11-12 ЛЕТ
(на примере обучающихся 4-6 классов БОУ «Тарская гимназия №1»)
2.1. Логика проведенного исследования
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование, в котором принимали участие 30 обучающихся 4-6 классов 11-12 летнего возраста из БОУ «Тарская гимназия №1». Мальчики были распределены на две группы: контрольную и экспериментальную. Мальчики, занимающиеся борьбой дзюдо в ПСК «Витязь» (не менее 3-х тренировочных занятий в течение недели), составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошли мальчики этого же возраста, основной медицинской группы и занимающиеся физической культурой только на занятиях по физическому воспитанию в соответствии с программой А.П. Матвеева (3 часа в неделю). Исследование осуществлялось с сентября 2017 года по январь 2018 года. В состав экспериментальной группы вошли - 15 мальчиков, в состав контрольной группы 15 мальчиков.
Для определения отличий в уровнях общей физической подготовленности двух групп мальчиков, занимающихся борьбой дзюдо и не занимающихся, нами было осуществлено констатирующее исследование. Оно заключалось в проведении тестирования мальчиков 11 – 12 лет, анализе полученных количественных результатов и их сравнении.
Выбор тестов, отражающих общую физическую подготовленность мальчиков 11-12 лет, производился на основе Государственных тестов, определяющих развитие основных двигательных качеств детей – скорость, силу, выносливость, ловкость и гибкость, с учетом рекомендаций А.П. Матвеева.
Нами были проведены 5 тестов (упражнений):
Тест 1. Бег на 30м с высокого старта
Тест 2. Челночный бег
Тест 3. Подтягивание на перекладине
Тест 4. Прыжок в длину с места
Тест 5. Наклон вперед из положения сидя.
Каждому тестированию обязательно предшествовала разминка, с целью подготовки организма учащихся к выполнению предстоящих тестов, предварительная общефизическая подготовка.
Каждый испытуемый участвовал во всех 5 тестовых упражнениях.
Итоговая оценка тестирования определялась на основе рекомендаций о проведении общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся, следующим образом:
Оценивался показанный испытуемым результат в каждом тесте и вносился в форму (Приложение 2)
На основании рекомендации А.П. Матвеева об оценке уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, каждый результат испытуемого был переведен в качественную оценку, т.е. определён уровень прохождения каждого испытания: высокий, средний и низкий.
По результатам тестов определялся индекс физической подготовленности (ИФП) у каждого участника испытаний путём вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов. Например, результат участника по уровням распределились так: в 1-м тесте результат попал в диапазон «средний» (3 балла), во 2-м – «низкий» (1 балл), в 3-м – «высокий» (5 баллов), в 4-м – «низкий» (1 балл), в 5-м – «высокий» (3 балла). ИФГ = (3+1+5+1+3):5=4 (округлять в большую сторону).
Давалась качественная оценка индекса физической подготовленности (ИФП) каждого испытуемого на основе рекомендаций Давыдова В.Ю., Шамардина А.И. [4], представленных в таблице 4
Таблица 4
Уровневая оценка ИФП
Уровни | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
100% | 85-99% | 70-84% | 51-69% | 50% и ниже |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Для расчёта ИФГ экспериментальной и контрольной групп результаты ИФГ каждого испытуемого суммировались и делились на число участников тестирования в каждой группе.
Результаты, полученные после математической обработки, оценивались, сравнивались в двух группах (контрольной и экспериментальной) и формулировались выводы.
2.2. Сравнительный анализ результатов исследования
В октябре 2017 года в протоколы тестирования общей физической подготовленности мальчиков, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо, мы внесли первые результаты, на основе контрольных срезов, проводимых учителями физической культуры на начало учебного года и зафиксированных в классных журналах на странице «Показатели физической подготовленности учащихся» (Приложение 3). Это были результаты по показателям: бег на 30 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине (кол-во раз).
В ноябре 2017 года учащиеся 4-6 классов выполнили тест-упражнение «Челночный бег» и в декабре прошли тестирование на оценку гибкости, сдав тест-норматив «Наклон вперед из положения сидя». Каждый тест, который проходили испытуемые, проходил под наблюдением учителей физической культуры с целью чистоты проводимого эксперимента. (Приложение 4)
Сводные результаты, проведенного тестирования по оценке показателей общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо, отражены в протоколах тестирования и представлены в таблицах 5 и 6 соответственно.
На основании рекомендации А.П. Матвеева об оценке уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, каждый результат испытуемого был переведен в качественную оценку, т.е. были определены уровни прохождения каждого испытания: высокий, средний и низкий. Данные сведения представлены в таблицах 7 и 8, согласно двум группам – контрольной и экспериментальной.
Таблица 5
ПРОТОКОЛ
ТЕСТИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ 11 – 12 лет,
НЕ занимающихся дзюдо
№ | Фамилия, Имя ученика | Возраст | 30м., сек. | Челночный бег, 3*10м., сек. | Прыжок в длину с места, см | Наклон вперед из положения стоя, см | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) |
1 | Максим Б. | 12 | 5,5 | 6,9 | 185 | 4 | 7 |
2 | Глеб К. | 12 | 5,6 | 7,6 | 170 | 3 | 7 |
3 | Артём С. | 12 | 5,7 | 7,4 | 166 | 7 | 6 |
4 | Никита Ш. | 12 | 5,9 | 7,1 | 170 | 5 | 8 |
5 | Глеб В. | 12 | 5,7 | 7,4 | 165 | 0 | 4 |
6 | Алексей А. | 12 | 5,3 | 7,2 | 171 | 6 | 7 |
7 | Юрия К. | 12 | 6,2 | 8,0 | 170 | 0 | 3 |
8 | Иван М. | 12 | 6,3 | 7,9 | 160 | 3 | 16 |
9 | Андрей Ц. | 12 | 6,4 | 8,0 | 150 | 4 | 0 |
10 | Кирилл Ю. | 12 | 6,3 | 7,3 | 158 | 6 | 0 |
11 | Иван Э. | 11 | 6,7 | 8,3 | 162 | 1 | 0 |
12 | Данила К. | 11 | 6,5 | 8,2 | 154 | 10 | 0 |
13 | Максим М. | 11 | 5,7 | 8,2 | 176 | 1 | 0 |
14 | Захар Д. | 11 | 5,9 | 8,0 | 146 | 5 | 1 |
15 | Родион Р. | 11 | 6,0 | 8,4 | 146 | 0 | 0 |
Таблица 6
ПРОТОКОЛ
ТЕСТИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ 11 – 12 лет,
занимающихся дзюдо
№ | Фамилия, Имя ученика | Возраст | 30м., сек. | Челночный бег, 3*10м., сек. | Прыжок в длину с места, см | Наклон вперед из положения стоя, см | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) |
1 | Артём Б. | 12 | 5,1 | 8,1 | 198 | 11 | 8 |
2 | Евгений К. | 12 | 5,1 | 8,4 | 165 | 8 | 6 |
3 | Кирилл С. | 12 | 5,0 | 8,9 | 165 | 4 | 5 |
4 | Дмитрий Н. | 12 | 5,8 | 8,5 | 160 | 9 | 5 |
5 | Дмитрий Л. | 12 | 4,9 | 8,1 | 163 | 11 | 13 |
6 | Артём К. | 12 | 5,2 | 8,0 | 195 | 4 | 7 |
7 | Никита С. | 11 | 6,0 | 9,2 | 141 | 10 | 2 |
8 | Андрей З, | 11 | 4,8 | 8,0 | 175 | 9 | 10 |
9 | Даниял Д. | 11 | 5,9 | 9,0 | 155 | 7 | 4 |
10 | Вячеслав Т. | 11 | 5,9 | 8,7 | 144 | 8 | 2 |
11 | Абдурауф Р. | 11 | 6,1 | 8,5 | 155 | 4 | 2 |
12 | Владислав Н. | 11 | 5,6 | 8,6 | 161 | 10 | 6 |
13 | Рустам Р. | 11 | 5,6 | 9,6 | 157 | 4 | 3 |
14 | Кирилл Т. | 11 | 6,2 | 9,0 | 149 | 6 | 2 |
15 | Роман Д. | 11 | 6,1 | 9,0 | 140 | 7 | 2 |
Таблица 7
Оценка уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, НЕ занимающихся спортивной борьбой дзюдо
№ | Фамилия, Имя ученика | Возраст | 30м., сек. | Челночный бег, 3*10м., сек. | Прыжок в длину с места, см | Наклон вперед из положения стоя, см | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) | Индекс физической подготовленности |
1 | Максим Б. | 12 | С | В | С | Н | В | 3,4 |
2 | Глеб К. | 12 | С | С | С | Н | В | 3 |
3 | Артём С. | 12 | С | С | С | С | В | 3,4 |
4 | Никита Ш. | 12 | С | С | С | С | В | 3,4 |
5 | Глеб В. | 12 | С | В | Н | Н | С | 2,6 |
6 | Алексей А. | 12 | С | С | С | С | В | 3,4 |
7 | Юрия К. | 12 | Н | С | С | Н | С | 2,2 |
8 | Иван М. | 12 | Н | С | С | С | В | 3 |
9 | Андрей Ц. | 12 | Н | С | С | С | Н | 2,2 |
10 | Кирилл Ю. | 12 | Н | В | С | С | Н | 2,6 |
11 | Иван Э. | 11 | Н | С | С | Н | Н | 1,8 |
12 | Данила К. | 11 | Н | С | С | В | Н | 2,6 |
13 | Максим М. | 11 | С | С | С | Н | Н | 2,2 |
14 | Захар Д. | 11 | С | С | С | С | Н | 2,6 |
15 | Родион Р. | 11 | С | Н | С | Н | Н | 1,6 |
ИТОГО: | 2,67 |
Таблица 8
Оценка уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет, занимающихся спортивной борьбой дзюдо
№ | Фамилия, Имя ученика | Возраст | 30м., сек. | Челночный бег, 3*10м., сек. | Прыжок в длину с места, см | Наклон вперед из положения стоя, см | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) | Индекс физической подготовленности |
1 | Артём Б. | 12 | С | В | В | В | В | 4,6 |
2 | Евгений К. | 12 | С | В | С | С | С | 3,4 |
3 | Кирилл С. | 12 | В | С | С | С | С | 3,4 |
4 | Дмитрий Н. | 12 | С | В | С | С | С | 3,3 |
5 | Дмитрий Л. | 12 | В | В | С | В | В | 4,6 |
6 | Артём К. | 12 | С | В | В | С | В | 4,2 |
7 | Никита С. | 11 | С | С | С | В | С | 3,4 |
8 | Андрей З, | 11 | В | В | С | С | В | 4,2 |
9 | Даниял Д. | 11 | С | С | С | С | С | 3 |
10 | Вячеслав Т. | 11 | С | С | С | С | С | 3 |
11 | Абдурауф Р. | 11 | С | С | С | С | С | 3 |
12 | Владислав Н. | 11 | С | С | С | В | В | 3,8 |
13 | Рустам Р. | 11 | С | С | С | С | С | 3 |
14 | Кирилл Т. | 11 | С | С | С | С | С | 3 |
15 | Роман Д. | 11 | С | С | С | С | С | 3 |
ИТОГО: | 3,53 |
Результаты тестовых испытаний мальчиков по каждому из пяти тестов, характеризующих основные физические качества: скорость, сила, выносливость, ловкость и гибкость, свидетельствуют, что качество быстроты у мальчиков, не занимающихся дзюдо, развито недостаточно. Дефицит развития качества скорость в среднем составляет 40% (6 испытуемых продемонстрировали низкий уровень развития данного качества). Дефицит развития качеств силы и гибкости наблюдается, почти в 50% случаев (7 испытуемых – 47% продемонстрировали низкий уровень развития данных качеств). Скоростно-силовая выносливость и координационные способности учащихся, не занимающихся дзюдо находится на оптимальном уровне, дефицит развития качеств встречается в 7% случаев (1 из 15 испытуемых в каждом случае продемонстрировал низкий уровень развития соответствующего качества).
Мальчики экспериментальной группы, в которую вошли ребята, занимающиеся спортивной борьбой дзюдо, на оптимальном уровне продемонстрировали развитие каждого качества. Среди ребят не было тех, кто не справился с тестом-испытанием или продемонстрировал результат на низком уровне. Показатели сформированности качеств, характеризующий общую физическую подготовленность мальчиков, занимающихся спортивной борьбой дзюдо, соответствуют среднему и высокому уровням развития.
На основе качественных характеристик пройденных тестов-испытаний каждым участником мы вычислили их индексы физической подготовленности, а также индекс каждой группы – контрольной и экспериментальной. Сравнительные результаты индекса физической подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп в абсолютных показателях представлен на рис. 1
Рис.1 Диаграмма уровневой оценки индекса физической подготовленности мальчиков
контрольной и экспериментальной групп
Анализ результатов распределения мальчиков контрольной группы по ИФП показал, что преобладающее число мальчиков (67%) имеет средний показатель, треть мальчиков – ниже среднего (33%)
Результаты, характеризующие распределения участников ЭГ по уровням оценки индекса физической подготовленности, позволяют сделать вывод о том, что преобладающее большинство мальчиков (67%), занимающихся спортивной борьбой дзюдо, демонстрируют средний показатель, треть участников ЭГ демонстрируют показатели выше среднего и средний, что составляет 20% и 13% соответственно.
Математическая обработка полученных результатов, оценка их достоверности позволили сделать вывод о различиях в уровнях физической подготовки между ребятами экспериментальной и контрольной групп.
Результаты изучения показателей общей физической подготовленности мальчиков из экспериментальной и контрольной групп показали, что их абсолютная величина у юных дзюдоистов, в целом выше, чем у ребят, не занимающихся данным видом спортивной борьбы.
Как показало наше исследование, занятия дзюдо значительно увеличивают физические показатели детей, улучшают функциональное состояние организма, приводят к возрастанию силовых возможностей школьников. Максимальные результаты (высокий уровень развития) демонстрируют юные дзюдоисты в развитии таких качеств как гибкость (27%), сила (33%), а также в развитии координационных способностей (40%). Это связано с тем, что ситуация в борьбе на татами меняется с невероятной скоростью, юному дзюдоисту необходимо уметь за доли секунды оценить эти изменения на мышечном уровне, принять правильное решение и применить нужный прием. Самое интересное, что одновременно все эти сенсорные и психические процессы протекают и у его соперника, в итоге побеждает тот, кто думает и реагирует быстрее. (Дзюдо чем-то похоже на игру в шахматы, вот только ходы нужно делать молниеносно).
Дзюдо закаляет тело и воспитывает характер лидера. Дзюдо – это гибкий путь к достижению цели, где главное даже не победа над соперником, а воспитание себя, победа над самим собой, развитие и самостроительство себя и своего организма. Для занятий дзюдо нет отбора детей по принципу «пригоден – непригоден». Даже если ребенок пока далек от физического совершенства, слаб и неуклюж, регулярные занятия на татами в короткие сроки способны развить в нем силу, координацию и гибкость.
:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дзюдо – это красивая и изящная техника с эффектными бросками, пришедшая к нам с востока. Дзюдо – японский вид единоборства, однозначно полезный для физического и психического развития занимающегося, являющийся важнейшей альтернативой телевизору, компьютерным играм и другому, отнюдь не безвредному для детского организма и психики, времяпровождению.
При этом критерием в пользу занятия дзюдо выступают внешние, физические результаты тренировок – мышечная сила, выносливость, гибкость, ловкость, овладение специфическими техническими навыками. Дзюдо, наряду с комплексным физическим развитием, отлично тренирует у ребенка волю, формирует гибкость и скорость мышления, а также постоянную готовность к борьбе, волю к победе и стремление к лидерству.
Проблема выяснения результативности влияния учебно-тренировочных занятий борьбой дзюдо на общую физическую подготовленность занимающихся определили логику нашего исследования, которое было направлено на подтверждение выдвинутой гипотезы. Гипотеза состояла в предположении о том, что занятия спортивной борьбой дзюдо мальчиками 11-12 лет способствуют положительной динамике показателей, характеризующих их общую физическую подготовленность, отличных от показателей сверстников, не занимающихся данным видом борьбы.
Основные результаты, полученные в ходе исследования:
Охарактеризовали вид восточного единоборства – спортивную борьбу дзюдо.
Уточнили понятие общая физическая подготовленность, а также показатели её характеризующие.
Определили тесты-упражнения, позволяющие дать оценку сформированности показателя общей физической подготовленности мальчиков.
Выяснили возрастные особенности общей физической подготовленности мальчиков 11-12 лет.
Выделили уровни сформированности общей физической подготовленности учащихся.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы провели исследование, в котором принимали участие 30 обучающихся 4-6 классов 11-12 летнего возраста из БОУ «Тарская гимназия №1», 15 ребят из которых занимаются борьбой дзюдо (не менее 3-х тренировочных занятий в течение недели) и 15 мальчиков, основной медицинской группы не занимающихся дзюдо, посещающих только занятия по физическому воспитанию в школе.
Подтвердили различия в уровнях общей физической подготовленности между двумя группами мальчиков, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо, а также справедливость выдвинутой гипотезы исследования.
Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал может быть в дальнейшем развит и уточнён.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Базовая техника дзюдо для курсантов УВАУ ГА: учеб.-метод.пособие / сост. С.А. Королев, В.К. Федулов. – Ульяновск: УВАУ ГА (и), 2008. – 68с.
Блинков С.Н., Левушкин С.П. Исследование физической подготовленности сельских и городских школьниц 7-17 лет Ульяновской области // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №8 (126). – С. 16-21.
Городничев Р.М. Самбо. Очерки по физиологии/ Р.М Городничев. ВЛГИФК. Великие Луки, 2001. 146с.
Давыдов В.Ю., Шамардин А.И. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: Учебно-методическое пособие / ВГАФК. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 2004. – 92с.
Карась Т.Ю., Ерюшева Т.В. К вопросу о внедрении норм ГТО // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. – 2015. – №1. – С. 60-65.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: [Электронный ресурс]. – Просвещение, 2016. URL: http://uchitelufk.ru/images/document/shcola/programmy/Programma%20Lyah%201-11.pdf (Дата обращения: 12.09.2017).
Матвеев А.П. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2012
Панкратьева Е.А. Общая физическая подготовленность (ОФП) юных спортсменов-тяжелоатлетов и способы её оценки //Физическая культура, спорт и здоровье. – 2016. – Т.27. – С.66-69
Слепченко Е. Роль занятий борьбой дзюдо на физические показатели детей старшего дошкольного возраста: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2011/Psihologia/8_88547.doc.htm (Дата обращения: 17.09.2017).
Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н.Шустина. – М.: СААМ, 1995. – 445с.
Татами: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8 (Дата обращения: 21.10.2017).
Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся: [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/3355714/ (Дата обращения: 03.12.2017).
Учебное пособие: Структура подготовленности спортсменов: [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-217712.html (Дата обращения: 05.01.2018).
Шестаков В.Б., Ерегина С.В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учебно-методическое пособие: [Электронный ресурс].– М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 000с. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-399437.html (Дата обращения: 05.01.2018).
Шестаков В.Б., Ерыгина С.В. Теория и практика дзюдо: учебник /В.Б. Шестаков, С.В. Ерыгина. – М.: Советский спорт, 2011. – 448с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Развитие дзюдо в нашей стране
Первый этап развития дзюдо в нашей стране начался с 1914 г. в кружке, организованном В.С. Ощепковым во Владивостоке. Это этап продлился более 20 лет и закончился в 1937г. с политическим признанием дзюдо «буржуазным спортом».
Второй этап развития дзюдо наступил в 60-е годы 20 века. В то время дзюдо обрело новый статус в мире – стало олимпийским видом спорта и вошло в программу Игр 1964г. Руководство страны приняло решение о восстановлении дзюдо, приняв за основу борьбу самбо.
На Играх XVIII Олимпиады в Токио отечественные борцы добились абсолютного результата – сборная СССР, состоявшая из четырех спортсменов: О. Степанова, А. Боголюбова, П. Чиквиладзе и А. Кикнадзе, вернулись домой с четырьмя бронзовыми медалями.
Третий этап развития дзюдо связан с появлением авторских школ дзюдо, являющихся центрами подготовки дзюдоистов, деятельность которых основана на ведущей концепции подготовки в дзюдо, разработанной автором-составителем школы или группой специалистов (авторским коллективом). Ведущими авторскими школами дзюдо в Советском союзе явились курская, майкопская, грузинская, челябинская школы.
Четвертый этап – современный этап развития дзюдо. После Игр-1992 сформировалась Национальная федерация дзюдо, успешно развивалось женское дзюдо.
Приложение 2
ПРОТОКОЛ
ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
№ | Фамилия, Имя ученика | Возраст | 30м., сек. | Челночный бег, 3*10м., сек. | Прыжок в длину с места, см | Наклон вперед из положения стоя, см | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) |
1 | | | | | |||
2 | | | | | |||
3 | | | | | |||
4 | | | | | |||
5 | | | | | |||
6 | | | | | |||
7 | | | | | |||
8 | | | | | |||
9 | | | | | |||
10 | | | | | |||
11 | | | | | |||
12 | | | | | |||
13 | | | | | |||
14 | | | | | |||
15 | | | | |
Приложение 3