12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Наталья966
Люблю свою работу
Россия, Бийск
Материал размещён в группе «Метод проекта на уроке литературы»

КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края»

 

Исследовательский проект по повести Мурашовой Екатерины

«Класс коррекции»



 


 

Выполнил:

Ученик 8 класса Е, 413 группы

Андреев Илья

Руководитель:

Учитель литературы

Ромах Наталья Сергеевна

Оценка:______________________


 


 

Бийск

2018

Содержание

Введение:

-цель исследования;

-задачи;

-объект и предмет исследования;

-гипотеза;

-методы исследования.

1 Часть. Теоретическая:

1.1. Понятие художественного образа;

1.2. Средства создания образа героя.

2 Часть. Практическая:

2.1. Название произведения;

2.2. Речь героя;

2.3. Поступки и действия героя;

2.4. Психологический анализ;

2.5. Другие герои произведения;

2.6. Портрет героя;

2.7. Социальная среда, общество;

2.8. Пейзаж;

2.9. Предыстория жизни героя.

3 Часть. Вывод.



 

Введение

Цель исследования

Цели моего исследования:

Уточнить понятие «художественный образ»;

Установить Средство создания образа литературного героя («Класс коррекции» Е.В. Мурашова – Антон).


 

Задачи

Моими задачами было:

Проанализировать определения «художественного образа»;

Проанализировать, какие средства создания образа литературного героя использует автор, выбранного мною произведения;

Выявить ведущее средство, создающее неповторимый образ Антона в прозе «Класс коррекции»;

Установить художественный образ.


 

Изучение художественного образа литературного героя представляет собой возможность для повторения полученного материала на уроках литературы и повышения уровня читательской культуры школьников.

Прочтение книг и доступ к Интернету-ресурсам позволяет

Исследовать образ героя и представить его.


 

Объектом исследования является произведение Екатерины Вадимовны Мурашовой «Класс коррекции».


 

Предметом исследования является герой произведения-Антон.


 

Гипотеза: после прочтения произведения я выдвинул предположение, что художественный образ моего героя наиболее ярко выражен через его поступки и сообразительность.

Метод исследования: теоретический, математический, эмпирический.


 

Часть 1

(теоретическая)


 

Понятие художественного образа


 

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Художественный образ создаётся на основе одного из средств:

изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. Строительными материалами образа являются следующие: личность самого художника и реалии окружающего мира. Чувственное выражение действительности сочетает в себе субъективное и объективное начало. Оно состоит из действительности, которая переработана творческой мыслью художника, отражающей его отношение к тому, что изображено.


 

Средства создания образа литературного героя/героев


 

Портрет в литературе одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношении к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Поступок – проявление характера, мы подразумеваем, что именно от героя, от его личных склонностей, воспитания, окружения – то есть, от составных частей характера – и будет зависеть поведение героя в той или иной ситуации.


 

Индивидуализация речи. Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя. Талант писателя-прозаика определяется умением раскрыть героя через его речь. Искусством индивидуализации речи персонажей отличаются все русские писатели-классики.

Авторская характеристика. Автор произведения выступает в качестве всезнающего комментатора. Он комментирует не только события, но и то, что происходит в душевном мире героев. Этим средством не может воспользоваться автор драматического произведения, поскольку его прямое присутствие не соответствует особенностям драматургии.

Характеристика героя другими действующими лицами. Это средство широко используется писателями.

Психологический анализ – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, побуждений и т.п.


 

2 Часть

(практическая)


 

Название произведения.

Проза Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» была издана в 2007 году. Если судить по названию, то в книге будет говориться о классе в котором учатся дети с психическими или поведенческими отклонениями.

Эпиграф.

«Сочувствовать чужим несчастьям – просто. Особенно если у самого в это время всё более-менее нормально. Искренне радоваться чужим удачам ил успехам почти невозможно.»

Прямая характеристика от автора.

Прямую характеристики главного героя от автора в произведении не было, но по развитию событий характер и образ персонажа вырисовывается сам по себе.

Речь героя.

Впервые мы «слышим» Антона, когда в их классе начинают говорить про тему урока, а именно «милосердие»: «В ответ на эту просьбу половина нашего класса весело заржала. Другая половина, та, у которой сохранились мозги, насторожилась. И было, отчего. Я думаю, что в тот день это самое слово, — «милосердие» — прозвучало в стенах нашего класса впервые за все семь лет, которые мы провели в школе. Почему? Так уж получилось. Не говорят в нашем классе такими словами.»

Из выше приведённых слов можно понять, что наш герой относится к группе «размышляющих». Он говорит как ведут себя его одноклассники и делит их на «умных» и на «дураков», но не относит себя ни к какой из них.

Также можно заметить, что Антон не перебивает и слушается своих друзей и знакомых, но в то же время может и поговорить на чистоту: «— Так, — согласился я. К тому времени я уже понял, что с Юрой можно говорить начистоту, без всяких скидок на его болезнь».

Поступки главного героя.

Антон сам по себе очень умён и является предводителем: «Антон — герой, который почему-то отказывается быть героем. Нужно полагать, что у него для этого есть какие-то очень веские основания. Потому что по природе он — безусловный лидер, и к тому же очень умен и образован для своих лет.». Антон уважает окружающих это можно понять по его поступку перед тем как он пошёл в гости к Юре: «Книжек по этикету я, конечно, не читал, но как-то шутки ради взял конспекты у одного из «бэшек» и изучил.» ; «Юрка согласился, а отец рассказал грузинскую притчу об уважении к женщинам и в завершение сказал, что этот тост джентльмены пьют стоя. Я встал, и все наши изумленно воззрились на меня. Тут же стало ясно, что они ничего не поняли из того, что говорил Юркин отец».

Можно рассмотреть в нём много героизма и самопожертвования ради других: «Каким образом я мог помочь Мишане, было, в общем-то, ясно. Чем больше внимания я отвлеку на себя, тем меньше достанется Мишане.», иногда он делает это с некоторым азартом: «— Антон, я…

— Молчи, я все понял! Через пять метров развилка, лезь вниз! Потом опять вверх по трещине. Там отходит более широкий карниз! По нему можно свободно идти…

— Ты скажешь, когда…

— Скажу, если буду к тому времени еще жив! Э-эх, понеслася!».

Психологический анализ.

У Антона случались припадки неконтролируемой агрессии из-за неврологической болезни, но в 7«Е» он научился сдерживаться и противостоять этому, в следствии чего можно сказать, что Антон довольно крепок и умеет держать себя в руках. Он сдерживается чтобы не навредить окружающим и особенно людям которые ему дороги. «Я снова прислонился к стене, чувствуя, как болью сжимает виски и загорается под лобной костью знакомый жар. Секунд двадцать у меня еще было. Как раз чтобы спрятаться в ванной.

— Таракан! — придушенно, прорываясь сквозь боль, прошипел я. — Иди за мной! Живо!

— Лей воду на голову! Быстро!

— Холодную?! — с сомнением спросил Таракан, снимая душ с крючка и открывая кран.

— Ну!! — рявкнул я.

От ледяного душа я почти потерял сознание и, если бы Таракан не придержал меня свободной рукой, наверное, свалился бы в ванну вниз головой. Зато потом быстро полегчало. Я встряхнулся и огляделся.»

Другие герои.

Естественно в произведении есть и другие герои без которых Антон не был бы таким каким мы его видим.

Это все ученики 7 класса Е, а именно: Юра Мальков – добрый и умный мальчик с тяжёлой болезнью, который практически сразу начал общаться с Антоном. «Смеялся и улыбался Юра часто и хорошо. Да и вообще, если бы не его болезнь, был бы пацаном вполне привлекательным, из тех, что девчонкам нравятся: глаза голубые, волосы кудрявые, на вид мягкие, пальцы — тонкие и длинные. Про болезнь его, естественно, тут же, чуть ли не после первого урока, спросили. Юра охотно объяснил, что его болезнь называется ДЦП, болеет он с самого рождения и теперь, можно сказать, в хорошей форме, потому и в школу пошел.»

Стеша – необыкновенно красивая девочка, тихая, спокойная и не конфликтная, но она не всегда была такой. «Она трое суток пряталась в тумбочке, в опечатанной квартире. Не ела и, кажется, даже не пила. Потом вылезла из тумбочки, позвонила кому-то из друзей отца. Он приехал, опять взломал дверь, забрал Стешу к себе. Тогда она на некоторое время вообще говорить перестала. Милиция между тем, как могла, разобралась в ситуации.»

Эти два персонажа запомнились мне больше всего. Естественно в произведении ещё много персонажей: Мишаня, Витька, Митька, Маринка, Ванька, Пашка и другие, но Юра и Стеша запомнились мне больше всего т.к. их истории мне понравились больше остальных.


 

Предыстория

Отсутствует

Речь героя

Присутствует

Поступки

Присутствует

Психологический анализ

Присутствует

Другие герои

Присутствует

Портрет

Отсутствует

Социальная среда

Присутствует

Пейзаж

Отсутствует


 

Я считаю, что образ моего героя в основном проявляется через его поступки и его речь. Но также здесь важен и психологический анализ.



 

Вывод

Теперь можно смело сделать вывод и подвести итоги моего исследовательского проекта. Стало видно, что образ литературного героя – Антона, строится на его смелых и лидерский поступках. Но также значимую роль имела его речь.

Меньшую значимость имели другие герои и психологический анализ. Остались только портрет и социальная среда. Портрета в произведении мы не видим, а социальная среда практически не описывалась.

Конечно выбор между этими факторами был сложен. Мурашова говорит с подростками на самые трудные темы. она умеет увидеть проблему, показать с разных сторон, обобщить сходные явления и диагностировать общие тенденции. Но сделать так, чтобы о проблемах и неприятностях было интересно читать, чтоб чтение такое захватывало, заставляло сопереживать героям, — сделать так может только талантливый писатель. На создание образа главного героя такого произведения влияли и его поступки, и его речь, и психология, и другие герои.

Автор материала: И. Андреев (8 класс)
Опубликовано в группе «Метод проекта на уроке литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.