Сценарий внеурочного занятия "Воспитание детей в казачьих семьях"
Автор публикации: Н. Чиркунова, студентка 4 курса
Тема: Воспитание детей в казачьих семьях.
Цель: выделить основные черты воспитания детей в семьях казаков.
Задачи: продолжить знакомство с традициями и обычаями казаков; познакомить обучающихся с традициями воспитания детей в казачьих семьях; выделить сходства и различия в воспитании по гендерному признаку.
Фрагмент урока (беседа)
Учитель: Все радовались появлению на свет малыша. Пол
будущего ребенка предсказывали по снам: если мать во сне видела женские
вещи – родится девочка, мужские – мальчик. Казаки любили детей и рады
были рождению и мальчика, и девочки. Как вы думаете, кому радовались больше и почему?
Обучающиеся: мальчику радовались больше, так как он являлся продолжателем рода.
Учитель: В дом, где родился ребенок, приходили родственники и соседи, чтоб поздравить родителей, а малышу приносили подарки. Какие подарки обычно дарят новорожденным детям?
Обучающиеся: игрушки, одежду, принадлежности.
Учитель: Новорожденному мальчику все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный. Каким именно мог быть подарок, вы узнаете, отгадав загадки.
Летит ворон, весь окован,
Кого клюнет, тому смерть. (ПУЛЯ)
Оружие или растение - выбирай сам. Выпускает стрелы он и тут и там. (ЛУК)
Не крылата, а перната,
Как летит, так свистит,
А сидит, так молчит.
(СТРЕЛА)
Учитель: Знаете ли вы, во сколько лет казаку удавалось оседлать верхом лошадь?
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Впервые казак садился на лошадь после крестин (в первый год после рождения). Все смотрели на реакцию малыша: если он хватался за гриву – будет жить, если плакал и падал с лошади – не быть ему воином. С трёх лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет мальчик жил с мамой. Где ему приходилось жить дальше?
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Мальчонку стригли, а после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Кто занимался воспитанием ребенка?
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть сына. В шестнадцать лет юные казаки проходили настоящее испытание -охота на крупного хищника или кабана. А взрослым казак становился после посвящения, где юноша должен был показать всё, чему его учили ранее. Какие умения должен был продемонстрировать настоящий казак?
Обучающиеся: умение охотиться, пользоваться ружьем, управлять лошадью и т.д.
Учитель: Сейчас и мы попробуем с вами посоревноваться, как настоящие казаки.
Игра «Перетяни канат»
Описание игры: игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за концы каната или веревки. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.
Игра «Наездники»
Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.
Учитель: Девочек воспитывали совершенно иначе. Рождение девочки не праздновалось в семье так широко и торжественно, как мальчика.
Когда же рождалась девочка, то ей дарили ленты. Если мальчика с первых дней готовили к службе, то к чему готовили девочку?
Обучающиеся: девочку готовили к управлению хозяйством: шить, вязать, убирать, готовить и т.д.
Учитель: Поначалу уроки ведения хозяйства были наподобие игры. Уже трех лет девочки начинали нянчить младших. С пяти лет некоторых отдавали в «няньки» людям. Девочки с семилетнего возраста пасли домашнюю птицу, телят, свиней. Семьи у казаков большие были, и работы тоже было достаточно. Когда девочка «входила в возраст» девушки, то начинала готовить приданое – прясть, ткать, шить. Вот тут и проявлялось всё её умение. Какие качества старались воспитать у девочки в семье казаков?
Обучающиеся: Девочек в казачьих семьях воспитывали так, чтобы они стали достойными женами, берегли свою честь и стали хорошими хозяйками, умеющими делать все домашние дела.
Учитель: сейчас и мы с вами попробуем определить, на сколько хорошо вы справляетесь с хозяйством.
Игра «Перебери зерно»
Описание игры: участвуют несколько человек. На столе в чашках смешаны фасоль и горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.
Игра «Пришей пуговицу»
Описание игры: участвуют несколько человек. На столе лежат иголки, нитки, небольшие кусочки ткани, ножницы, пуговицы с двумя отверстиями. По команде, участники начинают пришивать по пуговице к ткани. Игра не только на скорость, но и на качество.
Учитель: И так, с какими традициями мы с вами познакомились?
Обучающиеся: с традициями воспитания казаков и казачек.
Учитель: чтобы подвести итог нашего занятия, предлагаю вам заполнить следующую таблицу.
Продукт деятельности
Обучающиеся делятся на две группы и заполняют таблицу.
Учитель: Прошу первую команду озвучить содержимое первого столбика «воспитание казака».
Обучающиеся перечисляют по порядку пункты, которые они выделили.
При необходимости, обучающиеся второй команды озвучивают оставшиеся параметры.
Учитель: Теперь вторая команда перечислит пункты, которые они записали в колонку «воспитание казачки».
Обучающиеся перечисляют по порядку пункты, которые они выделили.
При необходимости, обучающиеся второй команды озвучивают оставшиеся параметры.
Сравнительная таблица выводится на слайд
Воспитание казака | Воспитание казачки |
Воспитание начиналось с первых дней жизни; | Воспитание начиналось с первых дней жизни; |
Воспитывала мужская половина дома: отец и крестный отец (после 7-ми лет); | Воспитывала женская половина дома (мать, крестная мама); |
Учили ездить верхом на лошади, пользоваться оружием, охотиться; | Учили шить, вязать, готовить еду, работать в огороде, нянчить детей; |
Учили быть настоящим воином; | Учили быть хорошей хозяйкой и женой; |
Учили быть стойким и храбрым; | Учили быть податливой; |
Наказывали жестче, чем девочек (силой). | В качестве большого наказания могли насильно выдать замуж. |
Учитель: Ребята, давайте сравним и сделаем вывод о воспитании детей в казачьих семьях.
Обучающиеся: Воспитание детей в казачьих семьях начиналось с первых дней жизни ребенка. Оно сильно отличалось по половому признаку. В воспитании детей активное участие принимали крестные. Казаков-мальчиков готовили стать настоящими воинами, защитниками своего дома. Девочек готовили стать доброй хозяйкой дома и хорошей женой.
При необходимости, учитель задает наводящие вопросы.