12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Змитрович Елена Валериевна70
Россия, Крым респ., Евпатория
4

Нравственное воспитание детей в семье.




Нравственное воспитание детей в семье.



Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи в воспитании детей, считали, что стать добропорядочным человеком можно под влиянием людей, которые для тебя авторитетны.

В настоящее время многие ученые, педагоги и психологи считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей. Сегодня в обществе не теряют актуальности вопросы ответственности родителей за нравственность детей. Поэтому большое внимание уделяется формированию нравственных основ в семье. Нравственное воспитание в семье на всех этапах истории интересовало и продолжает интересовать педагогов и психологов.

Неоцененный вклад в педагогическую теорию и практику внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Я.А. Каменский, П.Л. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и другие. Их мысли о воспитательной роли семьи актуальны и ныне. Этой проблеме посвятили свои работы Л.И. Новикова, Н.Н. Буланова, Т. Кравченко, Н. Репа, В. Слюсаренко и Маслоу.

В статье мы сделали попытку показать, что одно из условий, обеспечивающих нравственное воспитание детей в семье- нравственное просвещение родителей.

Почему мы встречаемся с безнравственными поступками? Причин много, но острой является недостаток уделяемого внимания проблеме нравственного воспитания со стороны родителей, их непросвещенность. Родители должны отчетливо представлять себе, что такое мораль, нравственность, нравственное воспитание. В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определенное этими качествами»[1].

В.А. Сухомлинский в своих трудах писал, что только отец и мать могут быть для ребенка величайшими авторитетами, создавая необходимые условия для воспитания настоящего нравственного человека. По мнению В.А. Сухомлинского, «нравственное воспитание- это постепенное формирование идейной сердцевины личности – гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, поступков, единства слова и дела» [5, с. 152].

Основным содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Родителям необходимо знать, что моральные качества ребенка формируются в семье в процессе воспитания. Домашняя атмосфера, взаимодействие с родителями, близкими, знакомыми создают множество ситуаций, благодаря которым ребенок учится, как следует себя вести. Огромное значение имеет пример родителей. Именно из этого источника ребенок черпает данные для формирования своих будущих взаимоотношений с людьми.

Взаимоотношения в семье - это основа формирования нравственной личности ребенка [2]. Если жизнь семьи базируется на эгоизме, взаимном неуважении, грубости и несправедливости, то надежды на воспитание нравственного человека очень малы.

В.А. Сухомлинский постоянно предостерегал от грубости в отношении к ребенку. Он говорил: «крик, стук, угроза притупляет чувствительность, он становится равнодушным к тем тончайшим эмоциональным тонам и полутонам человеческого слова, которые должны ежедневно и ежечасно ощущать и воспитывать сердечную чуткость» [3, с. 371].

Родители должны приучать ребенка придерживаться правил дорожного движения, не толкаться, не смеяться и не разговаривать громко в общественном месте, не бросать мусор, вести себя прилично, проявлять тактичность. Добиться желаемого результата можно, если умело применять различные приемы и методы педагогического воздействия, четко представлять цель, задачи, четко представлять себе каким мы хотим видеть своего ребенка.

Дружеские взаимоотношения благотворно влияют на формирование таких качеств, как доброжелательность, взаимопомощь, что в свою очередь, способствует воспитанию чувства доброты. Лишая ребенка общества сверстников. Родители наносят ущерб правильному воспитанию своего ребенка [4, с.107].

Для выявления уровня педагогического просвещения родителей нами было проведено анкетирование в МБОУ «СШ № 16» (начальные классы КРО) города Евпатории. Анализ их ответов позволил нам подразделить родителей на различные группы.

5% - это родители, которые характеризуется высоким педагогическим и морально-духовным уровнем. Около 43% - родители, которые ответственно занимаются нравственным воспитанием ребенка. У 35% родителей часто возникают проблемы в воспитании детей. Они владеют некоторыми знаниями, но последовательны в воспитании детей. 17% - родители с низким уровнем сформированности ценностей. Они сознательно не влияют на формирование ценностей, убеждений детей.

В результате оказалось, что некоторые родители не имеют представления о понятии «нравственное воспитание» считают, что нравственным воспитанием должны заниматься учебные заведения- 2%; главными нравственными ценностями для родителей является проявление уважения к старшим – 30 %; доброта и дружба – 15 %; честность – 20%. Для формирования названных качеств родители используют в воспитательном процессе художественную литературу (20%); беседу (10%);разъяснение к телепередачам (7%); различные истории (3%).

Таким образом, духовная культура родителей будет неполной, если они не обладают знаниями, которые являются основой моральной культуры, они должны хорошо себе представлять, что такое мораль, нравственность, этика, нравственные категории, нормы морали и учить этому детей.

Литература

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- Изд.23.-М.:Азъ,1992.

Кононенко Н. семья как ячейка культуры поведения / Н. Кононенко // Родная школа.- 2005.- №6.

Сухомлинский В.А. избранные сочинения : в 5 т./ В.А. Сухомлинский. – Т.5.- К.: Радянська школа, 1980.

Островская Л.Ф. Педагогические знания- родителям (материалы семинаров для родителей) : пособие для воспитателей дошкольного учреждения./ Л.Ф. Островская.- М.: Просвещение, 1983.-176 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.