Цель: формировать представления о малой родине и Отечестве ; приобщать детей к культуре, быту казачества.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с назначением, убранством стряпки.

- формировать знания детей о старинной казачьей посуде.

- знакомить детей со свойствами посуды из разных материалов.

-закреплять знания детей о предметах быта в курене.

- познакомить детей с казачьей заповедью « По тебе судят обо всём казачестве и о твоем народе».

Развивающие:

- развивать внимание, память.

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

- развивать связную речь детей.

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

- Побуждать детей следовать казачьим заповедям.

- Продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции

своего народа.


 

- Воспитывать чувство гордости за свой народ.

-Воспитывать любовь к своей малой Родине.

- воспитывать желание помогать друг другу.

Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, показ, объяснение, рассматривание, рассуждение, игры, анализ, подведение итогов.

Оборудование и оснащение: комната с элементами казачьего быта, оборудованная в МБОУ (печь, стол, лавки, плетенные коврики, кухонная утварь); заготовки на зиму (связки лука, чеснока, сушеного перца, укропа); макет казачьего подворья, макет куреня в разрезе.

Словарная работа.

Активный словарь: курень, парадная, зала, домушка, самовар, сосуды, железный, чугунный, глиняный, деревянный, гостеприимный, хлебосольный, земляные.

Пассивный: чугунок, солонница, ухват, макитра, ступка, глечик, махотка, щи.

Предварительная работа: ознакомление с казачьими заповедями, обсуждение казачьих пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций о казачьем быте, изготовление и режиссёрские игры с макетом «Казачий курень»; дидактические игры по теме «Посуда», беседы с детьми о вкусной и здоровой пище, о труде женщины-хозяйки по дому, разучивание загадок о печи, кухонной посуде, различных блюдах.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Посмотрите, дети, к нам гости пришли! Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашим гостям, чем мы сейчас с вами занимаемся.

Дети: Мы расставляем мебель в курене.

Воспитатель: А, что такое курень?

Дети: Казачий дом.

Воспитатель: А что означает это слово - «курень»?

Дети: «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель: Чем он отличается от современных домов?

Дети: Крыша в курене из камыша, стены помазаны глиной и побелены, полы не деревянные ,а земляные, плетень вокруг дома.

Воспитатель: А кто из вас знает, почему именно так строили казаки свои курени?

Дети: Они использовали тот материал, которым богата Донская земля –глину, камыш, камни и т.д.

Воспитатель: А какие комнаты есть в курене? Давайте с вами вспомним и нашим гостям расскажем, как они назывались.

Воспитатель обращает внимание детей на первую комнату.


 

Посмотрите, в этой комнате все стены увешаны оружием, круглый стол с красивой, вязаной скатертью стоит.

Дети: Зала, парадная. Здесь собиралась вся семья, встречали гостей, пили чай из «гостевой» посуды.

Воспитатель: А это, что за комната?

Дети: Кунацкая. (Рассказ детей)

Дети: А эта комната называется спальня, казаки её называли домушка.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Здесь стоит большая кровать с горой перин и подушек. А еще сундук стоит, люлька возле кровати висит. Прялка стоит у кровати и долгими зимними вечерами казачка пряла пряжу.

Воспитатель: Давайте перейдём с вами в следующую комнату. Ой ребята, да она почти пуста, только печь стоит да лавка деревянная? Что же это за комната?

Дети: Кухня.

Воспитатель: А как вы догадались, что это кухня?

Дети: потому что печь стоит, а на печи казаки готовили еду.

В: Вы правильно догадались: эта комната, которую мы сейчас называем «кухня», у казаков носила совсем другое название - «стряпка». Для того, чтобы вы лучше узнали об этой комнате и правильно смогли её обустроить , я предлагаю вам отправиться в настоящую казачью стряпку.

Тогда в путь. Правда, идти далеко. Не устанете? Пусть нам поможет наша казачья походная. Казаки стройся!

Дети с воспитателем переходят в другое помещение – комнату казачьего быта, выполняя упражнения.

Текст «походной» (физминутка):

Воспитатель: Какая красивая, уютная, теплая стряпка! А как вы думаете, почему именно так «СТРЯПКА» называли казаки эту комнату?

Ответы детей.

Воспитатель: Здесь казачка стряпала - готовила еду. А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ». Ребята, может быть, кто-то догадается, как называли женщину, которая готовила еду?

- Ответы детей.

Воспитатель: Её называли «СТРЯПУХА». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. Не зря на Дону казаки говорят: «Как ложкой, так и шашкой». Что имели в виду казаки? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети.

Ой, посмотрите, печь уж натоплена, каша в чугунке томится, посуда начищена, Видно, в этом курене хорошая хозяйка живёт, только где же она?

Заходит хозяйка (с коромыслом на плече): Ой, у меня уже гости? Рада гостям, как хорошим вестям! Здорово дневали, казаки и казачки! Присаживайтесь, гости дорогие!

Дети: Слава Богу!

Хозяйка: (снимает ведра) Вот водицы свежей принесла. Чайку попьем с пирогами. У меня полная макитра теста.

Воспитатель: Что у вас, хозяюшка, полное?

Хозяйка: Макитра. Посуда такая.

Воспитатель: Хозяюшка, мы с ребятами о жизни казаков много знаем, а вот с казачьей посудой еще не успели познакомиться.

 

Хозяйка: Так я вам все о посуде расскажу. У меня в стряпке всё необходимое имеется. Я посуду страсть как люблю! Посмотрите на мои полки! Это чугунок. Незаменимая посуда в стряпке. А кто догадается, почему его называют «чугунок»?

Дети: Потому что он сделан из чугуна.

Хозяйка: Чугун – это такой металл, который очень долго сохраняет тепло (дает детям подержать). Какой он по весу, лёгкий или тяжёлый? Послушайте какой у него звук? (стучит железной палочкой)

Как вы думаете, что в чугунке можно приготовить?

- Ответы детей.

Хозяйка: Каша в чугунке получается рассыпчатая, душистая. А ещё казачки варили в нём щи, картошку. Это моя самая любимая посуда, потому что чугунок можно поставить как сверху на плиту, так и внутрь в печь. Только это можно сделать с помощью ухвата (показывает), а то можно руки обжечь (даёт подержать чугунок детям).

Хозяйка: Хочу вас познакомить с ещё одной незаменимой вещью – ступка. В ней я разминаю овощи для своего младшенького Андрюшки. А когда я варю щи, то обязательно делаю затолочку с луком и старым салом в ступке. Ах, вкусные щи получаются! Моя ступка сделана из дерева, значит она какая?

Дети: деревянная.

Хозяйка: А какой звук у деревянной ступки?

Хозяйка: А как вы думаете, для чего эта посудина нужна? Её ставили на стол, независимо от того какую еду собираются есть. Догадались что это?

-Ответы детей.

Хозяйка: Мы называем её солонница. Почему её так называли?

Дети: Потому что в неё насыпали соль.

Хозяйка: Соль и хлеб всегда ставят первыми на стол. Даже поговорка у нас казачья есть «Хлеб, соль на столе – так и семья в добре».

А вот и макитра, в ней тесто ставят, она большая. Вот сколько теста там помещается, чтобы на всю большую семью пирогов и хлеба напечь! Ее делали из глины. Значит, какая она?

Дети: глиняная

Хозяйка:

А ещё из глины делались разные сосуды: глечики и махотки. Глина – тяжёлый материал, и посуда из глины получается тяжёлая. Возьмите в руки. А какой звук у глиняной посуды, давайте постучим.

Дети: глухой

Хозяйка: Казаки очень ценили эту посуду за то, что холодная вода в них долго оставалась холодной, молоко и сметана долго не прокисало.

Ну что я вам ещё не показала? Что это такое?

Дети: Ложки

Хозяйка: А вы такими ложками кушаете? Чем мои ложки отличаются от ваших? (дает в руки ложки)

Дети: Ваши ложки деревянные, а наши железные, они тяжелее. А как вы думаете, в какую ложку больше каши поместится? Значит деревянная ложка глубже, чем железная.

Хозяйка: Ой, мне кажется наши ложки лучше, из них можно горячие щи есть. А ложки из железа нагреваются, можно обжечься.

Ну а эту посуду вы точно знаете. Что это?

Дети: самовар.

Хозяйка: Как вы думаете, для чего служит в стряпке самовар?

Ответы детей: чтобы нагреть воду для чая.

Хозяйка: Самовары делали из дорогого материала, медь называется. Значит какой самовар перед нами? Такой самовар прослужит долго и не поржавеет.

А чай мы пьем из вот таких кружек, как вы думаете, из чего они сделаны? (хозяйка даёт детям рассмотреть кружки).

Дети: Кружка сделана из глины.

Хозяйка: А как вы это определили?

Дети рассуждают: Она тяжелая, если постучать по кружке, то раздаётся какой звук?

Хозяйка: Ой, у меня гости в доме, а стол весь заставлен посудой. Ребята, поможете мне расставить посуду на полки?

Воспитатель: А заодно и покажем вам, как мы с ребятами запомнили всё что вы нам рассказали.

Воспитатель: Вы берете один предмет, называете его, говорите из чего он сделан и для чего он нужен. Например: Я взяла ложку, она сделана из дерева, ею едят кашу или щи.

Последний предмет – треснутая деревянная кружка.

Воспитатель: Ой, хозяюшка, а кружка то треснула!

Хозяюшка: Ой, смотрите, вот беда! Любимая кружка моего хозяина треснула. Она деревянная, он из неё квас любит пить. Что же делать?

Воспитатель: Дорогая хозяюшка не переживайте. У наших ребят золотые руки, и лениться они не любят. Ребята, давайте вспомним, какая есть заповедь казаков о труде?

Дети «Будь трудолюбив – не бездействуй».

Воспитатель: Ребята поможем починить кружку, Хозяюшка может у тебя ещё какая посуда для ремонта найдётся?

Хозяйка: Конечно, найдётся!

Игра: «Собери разбитую посуду».


 

 

Хозяйка: Какие вы молодцы, дети, трудолюбивые, прилежные, дружные. Видно – хорошо вас мамы и папы воспитали. Вот по вам я сужу о ваших родителях. Ведь у нас у казаков говорят: «По тебе судят обо всём казачестве и о твоем народе».

Воспитатель: Ребята, давайте запомним эту заповедь. Ведь это так важно прославлять своими поступками свой род.

Хозяюшка: Как вы меня порадовали, ребята, своим интересом к нашим казачьим традициям, своими знаниями. Мне так захотелось с вами ещё пообщаться, за чайком, за пирогами посидеть. Оставайтесь!

Воспитатель: Спасибо тебе хозяюшка, но нам домой возвращаться пора, у нас ещё много дел осталось. Нам у вас так понравилось, мы много нового узнали. Ребята, расскажите, что нового вы узнали?

Ответы детей (узнали о посуде, из чего посуду делали, какие блюда готовили в ней, познакомились с убранством стряпки, познакомились с новой заповедью).

Воспитатель: А ещё что-нибудь нового вы хотели узнать?

Хозяюшка: А переделаете свои дела и приходите после обеда, к этому времени и тесто подойдёт. Будем пироги печь, чай пить, разговоры вести, старину вспоминать, да род казачий прославлять.

Воспитатель: Мы обязательно придем, нам очень хочется как можно больше узнать о жизни казаков.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.