Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Казачьи напевы» общекультурного направления — фольклорные традиции казачьей культуры

6
0
Материал опубликован 15 July 2018 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Арбатская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на методическом объединении Протокол №_____ от __ ______ 20___г __________________

Согласована с зам. директора ВР ____________ 2017года __________________ О.А. Морозова

УТВЕРЖДАЮ

Директор ____________ А.А. Сипкина_ «___»_______20___г

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

общекультурного направления

кружок «Казачьи напевы»

(фольклорные традиции казачьей культуры)

5-7 классы

Срок реализации: 1 год

Учителя

Медведевой Т.А., высш. кв. категория, пед. стаж - 40лет

с. Арбаты 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самобытная народная культура Сибири пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений. Сегодня на волне подъема казачьего движения ее возрождение приобретает неоценимое значение. Поэтому важно ознакомить подрастающее поколение с основными традициями, показать им процесс взаимовлияния национальных культур в Сибири.

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор (по В.Е. Гусеву) – словесно – музыкально – хореографически – драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры). Таким образом, фольклор–это искусство, формирующееся в течение многих веков и изменяющееся от времени, охватывающее всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) культуру народа.

Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

В казачьем фольклоре - традиционно-бытовой культуры казаков – в песенном творчество ярко проявляется широкая душа казака, его чувства и особый взгляд на мир.

Традиция – устойчивые схемы, художественные приёмы и средства, используемые общностью людей на протяжении многих поколений, и передающиеся от поколения к поколению. Под традицией понимаются самые общие принципы творчества, а в фольклоре – набор устойчивых сюжетных форм, типов, героев, поэтических форм.

Фольклорные праздники — это сама жизнь народа. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая — все это праздновалось. Песня, припевка, наигрыш, танец — непременные участники коллективных гуляний и хороводов, многих обрядов и обычаев. Но в круговерти шумных потех и народных гуляний не забывают и о тех, кто положил начало семейному роду. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника.

Село Арбаты, основанное на территории старинного казачьего форпоста, несет в себе пласт глубокой казачьей самобытности, а созданный на базе подлинной казачьей избы конца 19 века музей этнографии и быта «Казачья усадьба» является транслятором особенностей культуры сибирского казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих детям осознать свою принадлежность к определенной культурной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества через примеры казачьего прошлого и традиции, которые укоренились в семьях потомков арбатских казаков, с целью формирования у детей любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей школьников, способствующая формированию интереса и познавательной активности, мотивации творческой деятельности школьников через культурологическое освещение тем.

Программа курса внеурочной деятельности «Казачьи напевы» предназначена как для детей, обучающихся в классе казачьей направленности Арбатской общеобразовательной школы (6кл.), так и для детей из обычных образовательных классов (5, 7кл.), и носит развивающий, досуговый, общекультурный характер, ставит своей задачей развитие у детей фольклорных навыков.

Программа рассчитана на 34ч. в год, с продолжительностью занятия 40-45 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Новизна программы заключается в том, что создаѐтся модель образовательной и воспитательной среды в условиях сельской местности на фоне традиционного казачьего быта (экспозиции музея), развивающей личность ребенка как субъекта культуры и духовности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: сформировать у детей духовные ценности через воспитание чувства личностной значимости в данном коллективе, в общей деятельности, способствующей развитию музыкального мышления и музыкально – исполнительского умения и навыка.

Задачи:

- ознакомление с культурным наследием сибирского казачества;

- воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное;

- воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции своих предков;

Планируемый результат:

  • наличие интереса к фольклорному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
  • двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
  • умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (несложные элементы двухголосия – подголоски);
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Личностные

- понимать жизненное содержание народной музыки;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- уметь передавать собственные впечатления от игр, песен, о наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря;

- использовать полученные на занятиях способы музыкально-художественного освоения мира в урочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования.

Регулятивные

- уметь планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыкального фольклора, создания на его основе импровизаций;

- уметь прогнозировать результаты художественно-музыкальной деятельности

- уметь осмысливать и обобщать учебные действия, критически относиться к качеству восприятия и размышлений о музыке, корректировать недостатки собственной художественно-музыкальной деятельности;

- уметь оценивать воздействие фольклора на собственное отношение к нему, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

Познавательные

- иметь представление о содержании, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной музыки;

- знать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о фольклоре, проектной деятельности;

- применять полученные знания о фольклоре и исполнителях, в процессе самообразования, урочной деятельности

Коммуникативные

- уметь взаимодействовать с учителем и со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- инициировать взаимодействия в группе, коллективе;

- уметь самооценивать и интерпретировать собственные коммуникативные действия в процессе восприятия, исполнения музыкального фольклора, театрализации, драматизации музыкальных образов.

Сформированное осознанное бережное отношение к культуре своих предков, а, следовательно, к собственной культуре является одним из самых важных аспектов освоения данной программы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу учебного года воспитанники должны

знать:

о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

несколько народных песен разных жанров, игр, закличек, считалок, загадок, пословиц, поговорок, докучных сказок, перевёртышей, шутки-прибаутки, небылицы, скороговорки;

основные праздники народного календаря.

уметь:

выразительно петь пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты;

выполнять игровые хороводные движения, элементы и отличать их варианты,

выразительно, активно и без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные ритмотексты;

рассказывать о своих впечатлениях от игр, наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря.

организовать игру, применить считалку, загадку;

играть на простейших народных инструментах;

рассказывать о своих впечатлениях от пройденного материала.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и основывается на следующих принципах.

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.

3. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.

4. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.

5. Принцип интеграции содержания разных разделов программы при решении воспитательных и образовательных задач.

6. Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.

7. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические игры.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.

При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

.

СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Для отслеживания результатов освоения программы будут использованы следующие формы: беседа, диспут, викторина, тестирование, творческие задания (рисование, игры). Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Программа предусматривает организацию совместной работы учреждения и семьи:

1. Проведение развлекательно – познавательных, игровых моментов и мероприятий внутри кружка, направленных на сплочение коллектива, общение с родителями.

2. Выступление учащихся на школьных концертах посвящённых тематическим календарным праздникам.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Обзорная экскурсия в музее «Казачья усадьба» включает историю создания села Арбаты; история дома, в котором основан музей; внутреннее убранство традиционной казачьей избы.
  2. Песенные жанры казаков: «внешнего быта», связанные с воинской службой казаков и представляющие область мужского песнетворчества и жанры «внутреннего быта», отражающие особенности мирной жизни и деятельности казачьей общины (исполняются как мужчинами, так и женщинами или смешанным ансамблем).
  3. Казачьи песни, восходящие к жанру баллады («Прослужил казак три года» «Из-под кустика, из-под камушка, там течет речка, речка быстрая» и т.д.),
  4. Песни с воплощением стиля традиционной лирической протяжной песни («Во субботу, день ненастный, пошла в поле работать», «Снежки белы, лапушисты», «Последний нонешний денечек» - песня, бытующая во многих локальных песенных традициях России как рекрутская, у уральских и сибирских казаков трактуется как беседная лирическая);
  5. Песни с текстом литературного происхождения («В островах охотник целый день гуляет»; «Поехал казак во чужбину далеко» - песня на текст Е.П. Гребенки, восходящий к жанру баллады; «За рощей солнце просияло» - песня лирическая позднего стилевого слоя с текстом, возможно, литературного происхождения;
  6. Песни, поэтический текст которых представляет собой фольклорную переработку стихотворения автора («Скакал казак через долину» - неизвестный автор; «Скрылось солнушка из глаз» - стихотворение Ф.Н. Глинки «Завеянные следы» («Над серебряной водой»), «Среди лесов дремучих» - переработка стихотворения немецкого поэта Ф.Фрейлиграта в переводе Ф.Б. Миллера «В носилках похоронных»; «Под зеленаю ракитой русский раненой лежал» - песня на текст Н.В. Веревкина).
  7. Строевые казачьи песни: исторические, военно-бытовые («Из-за лесу, лесу копий и мечей»);
  8. Плясовые («Уж ты, хмелюшка-хмелек, уж ты развивался, где ж ты гусарь ночавал щей не разувався»).
  9. Скоморошины («камарошные»), представленные классическими сюжетами — «Дурней», и вариантами «Птичьей свадьбы». Они фиксировались как в сказовой форме, так и в сочетающей прозаическое повествование, пение и говорной стих, пантомиму. Они входят и в мужской, и в женский репертуар. Но более типичны для донской традиции песни-небылицы: «На дубу свинья гнездышко свила», «Как донские казаки рыболовнички», «А мы ноня гуляли», «Как кума-то к куме в решете приплыла», «Как сидел комар на дубочку» и др. Записана и песня о скоморохах — «Ой, шли веселые, разговаривали». В небылицах игра формой используется как художественный прием, поэтому вполне логично предположить их профессиональное (скоморошье) происхождение. По стилевому воплощению этой группе близки сюжеты демократической сатиры XVII в. (например, «Фома и Ерема»), бытующие в песенной форме.
  10. Колыбельные, потешки. Поэтические тексты материнского фольклора по преимуществу бытового содержания. Мифопоэтическое начало проявляется в ключевых образах — носителях сна (коты, голуби). Таковы же и образы иного мира — «горы крутые», «леса темные».
  11. Прибаски. В репертуар, предназначенный детям, нередко втягиваются другие жанры. Таковы прибаски под пляску — «Казак, казачок», «Ой, тюх, тюх, тюх», «А чу-чу, чу-чу, чу-чу» и др.; скоморошины и небылицы — «Сова моя, совушка», «Посидите гости, побеседуйте» («На дубу свинья»).
  12. Традиционные казачьи игры и забавы, тема раскрывает особенности организации досуга казачат: коллективные, обрядовые игры, игры для мальчиков для развития ловкости, девичьи игры и игры в определенное время года и праздник. Практическая часть включает в себя интерактивную составляющую.
  13. Календарные праздники казаков, тема раскрывает характерные черты праздников и обычаев в различные времена года, приметы, пословицы, загадки. Календарные представлены зимними песнями обхода дворов и весенними хороводами. Все другие случаи функционирования песен в календарных обрядах являются результатом вторичной приуроченности.
  14. Православные казачьи праздники, тема освещает особенности праздников, основанных на православных традициях: Рождество, Крещение, Святки, Троица, День Ивана Купалы, Троица, Покров.
  15. Семейное воспитание и обрядовые праздники, тема раскрывает основы воспитания девочек и мальчиков в семье, особенности обрядовых семейных событий: Сватовство, Проводы в армию, Свадьба.
  16. Итоговое занятие включает в себя проявление личного отношения детей к культуре казаков посредством творчества.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Общее

кол-во

В том числе

п/п

часов

Практических

Теоретических

1.

Обзорная экскурсия в музее «Казачья усадьба»

1

 

1

2.

Песенные жанры казаков

2

1

1

3.

Казачьи песни, восходящие к жанру баллады

2

1

1

4.

Песни с воплощением стиля традиционной лирической протяжной песни

2

1

1

5.

Песни с текстом литературного происхождения

2

1

1

6.

Песни, поэтический текст которых представляет собой фольклорную переработку стихотворения автора

2

1

1

7.

Строевые казачьи песни

3

2

1

8.

Плясовые

3

2

1

9.

Колыбельные, потешки

3

2

1

10.

Прибаски

3

2

1

11

Традиционные казачьи игры и забавы

3

2

1

12.

Календарные праздники казаков

2

1

1

13.

Православные казачьи праздники

2

1

1

14.

Семейное воспитание и обрядовые праздники

3

2

1

15.

Итоговое занятие: казачьи посиделки

1

1

1

 

Итого:

34

19

15

Литература и источники:

  1. Живое слово. Фольклор юга Тюменской области: Хрестоматия для школ / Под ред. В.Н. Евсеева. – Тюмень: ООО «Печатник», 2008. – 232 с.
  2. Мельников М. Н. «Русский детский фольклор»
  3. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила / Послесл. Н.В. Ушакова. – СПб: ТОО «Полисет», 1994. – 446 с.
  4. Ремизовская летопись: История Сибирская. Летопись сибирская краткая Кунгурская. – Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2006. – 272 с.
  5. Астапенко, Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX в.в. [Текст]/Г. Д. Астапенко.-Батайск: Батайское книжное издательство.-2002.-237 с. 2Сборник русских сказок.
  6. http://rusfolklor.ru/
  7. http://www.max-club.ru/cgi/Discuss.exe?Get=DiscussOld&Num=2333
  8. http://wikibit.me/v фольклорное пение
  9. http://textarchive.ru/c-1197126.html – Песенная культура сибирских казаков
  10. http://textarchive.ru/c-1285198-p14.html - Фольклор и традиции сибирских казаков как элемент духовно-нравственного воспитания.
  11. https://studfiles.net/preview/6013505/page:17/ - Понятие фольклора. Содержание произведений народного фольклора.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации