Стили вышивания и их история
Автор публикации: В. Масорин, ученица 11А класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Войвож»
Реферат по предмету: Технология
Тема: Стили вышивания и их история
Автор: Масорина Валерия Александровна
11-А класс
учитель технологии МОУ
«СОШ п.г.т. Войвож»
Войвож
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
История вышивания в России 3
Основная часть
Орнамент в вышивке 6
О цвете
Инструменты и приспособления для вышивания
Подготовка к вышивке
Рабочее место вышивальщицы
Счетные швы
Вышивка «Крестиком» 13
Вышивка в стиле «Батик» 14
«Козлик» и «косичка» 15
Стиль: «счетная гладь» 17
Вышивка «Мережки» 18
Заключительная часть
Вывод 19
Приложения 20
Список литературы 24
Введение
Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда
техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд.
научиться вышивать, как когда – то много веков назад и до наших дней вышивали
искусные мастерицы.
Я выполняла вышивку простым крестом по наволочке на подушку. Выбрать это изделие мне помогла бабушка, показав свои работы тех времён, когда она была в моём возрасте. Вышивки уже порядком истрепались, оно и понятно: выполнены они были как минимум 65 лет назад. Мне захотелось сделать бабушке приятное, и я решила оживить потёртую вышивку, вышив её заново. Мне пришлось вышивать не по схеме, а, глядя на готовую работу, что было намного сложнее. Однако, результат не заставил жалеть об этом.
Цель этой работы: научиться вышивать так, как вышивала моя бабушка, а еще узнать историю развития вышивки на Руси, чтобы в дальнейшем связать свою судьбу с этим видом искусства.
Задачи: проанализировать литературу, рассказать о стилях вышивания в наше время, об истории стилей вышивания. Познакомиться с техникой вышивания, узнать о рабочем месте выщивальшицы, научиться вышивать.
История вышивания в России
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках
вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма,
предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и
самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду
царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные
полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в
основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно
входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий
девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта - полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на
местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является
"ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные
значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия,
связанный с представлением о матери - прародительнице – непосредственном
начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с
дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного
"цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре. Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" – дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:
- в центре, всадники или птицы по сторонам;
- держащая ветки или светильники;
- с птицами в руках и т.д.
Все эти сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры
народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их
поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее
сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных
возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры
растительного характера. К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей. Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью. Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Орнамент в вышивке.
Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок подходит для этого? Многие любят вышивать цветы, различные растения. И зачастую в качестве рисунков для вышивки используют натуралистические изображения растений, цветов, а также сюжетные картинки, переведённые с репродукций, открыток. Такие «узоры» нельзя назвать художественными, они не отвечают особенностям декоративно - прикладного искусства. И, кроме того, как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях, чтобы он получился «как живой», всё равно он таким не получится и изделие не украсит. Лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создаёт ему объём, возможно, приближение к натуре, но и живописец не стремится бездумно копировать природу.
В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений. Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художественную ценность.
При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры и затем претворяет их в орнамент и различные орнаментальные композиции. Слово
«орнамент» в переводе с латинского означает «украшать». Орнаментом украшают,
оформляют изделие прикладного искусства, поэтому он является неотъемлемой
частью этого изделия и всецело зависит от его формы, назначения и материала,
из которого выполняется это изделие. При переработке рисунка в орнамент отбираются основные, характерные черты предмета (например, цветка, птицы). Мотивы животных, птиц, растений рисуют контуром, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь главные черты. Плоскостное изображение таких мотивов становится частью узора и органически связывается с поверхностью украшаемого изделия.
При создании узоров для вышивки современных изделий художники часто используют мотивы крестьянских вышивок 18- 19 веков, в которых всегда
сохраняются принципы орнаментальной композиции. Трактовка в узорах мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники выполнения. Так, например, изображение ягод и листьев клубники может быть различным и зависит от того, какими швами оно будет выполнено. Приступая к выполнению изделия, сначала надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, т. е. всё, что входит в понятие композиция.
Характер композиции в большей степени определяется ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, чёткости её восприятия. Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называется раппортом.
Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая – либо часть его (края салфетки или середина наволочки), отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия (скатерть) и т. д. Для построения орнамента могут быть использованы геометрические формы (треугольники, квадраты, звёзды, окружности и т. д.), а также волнообразные, ломаные линии, спирали и т. д., растительные мотивы (листья, цветы, ветви, деревья и т. д.), изображение образов животного мира (насекомые, птицы, рыбы, звери), а также фигура человека в очень обобщённой форме. Иногда в орнаменте геометрические формы сочетаются с мотивами природы. Все части орнамента должны быть соразмерными. Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на основе симметрии и асимметрии. Такой узор также будет орнаментальным.
Для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии. Построение композиции может быть основано на принципе равновесия, когда части узора уравновешивают друг друга и становится частью узора.
Часто узор строится в замкнутой плоскости, т. е. в плоскости, ограниченной
какой – либо геометрической формой. Это может быть скатерть квадратной или
прямоугольной формы, панно, шаль в форме треугольника, круглая наволочка на
диванную подушку и др. в зависимости от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение узора могут меняться. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина. Плоскость скатерти или салфетки может быть разделена на квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки. Во всех, приведённых ниже узорах, сохранилось сходство с растениями того же названия, но цветы и листья приняли новую, идеальную форму. В них нет изъянов, которые можно встретить в природе: сморщенный или поломанный листочек, отвёрнутый лепесток цветка, поломанная или загущённая веточка. Чтобы рассмотреть такую веточку, надо раздвинуть и выпрямить листочки, удалить какую – то их часть. То же делает и художник, создавая узор для вышивки. Чёткие формы цветов и листьев группируются по- новому и заполняют полосу или плоскость, подчиняясь замыслу художника. В этих узорах цветы, листья и ягоды не мешают друг другу, не находят один на другой. Элементы узора располагаются таким образом, что фон изделия между ними равномерно распределяется и становится частью узора.
Для вышивки рекомендуется использовать образцы народных узоров и рисунки, созданные художниками. Отдельные части рисунков можно комбинировать по – своему, а ещё интереснее, наблюдая природу, самим придумывать узоры, их расположение на поверхности изделия.
О цвете.
Вышивка тесно связана с цветом. При подборе ниток необходимо учитывать
сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо познакомиться с основными свойствами, взаимодействием цветов – цветовой гармонией, т. е. Согласованностью в сочетании цветов.
За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, состоящий из
цветов замкнутого спектрального ряда.
Если пучок света пропустить через трёхгранную стеклянную призму, то он
окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса – спектр.
В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в радуге, про прохождении луча солнца через каплю росы.
Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов:
красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти
цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Если цвета спектра в
том же порядке расположить в круге, то между сине - фиолетовым и красным
будет пурпурный. Цветовой круг можно разделить по диаметру пополам, так, чтобы
в одну половину вошли тёплые цвета, а в другую – холодные.
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью.
Цветовой тон, это, собственно, цветность – красный, синий, жёлтый и т. д. По
цветовому тону отличают один цвет от другого. Яркость - степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.
Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной
окраской. Например, синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать
более синим.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматическим относят все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. Их называют тональными. К ахроматическим цветам относят белый, серый и чёрный. Это бесцветные, неокрашенные цвета. Их называют нейтральными. Ахроматические цвета насыщенности не имеют. Они не имеют и цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет - белый. Чёрный цвет яркости не имеет.
Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга,
называют дополнительными. Если провести диаметр через середину красного цвета,
то он пересечёт голубо – зелёный цвет, который в цветовом круге находится
почти напротив красного, и т. д.
Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они как бы гасят друг друга, получается сероватый малонасыщенный цвет. При расположении рядом дополнительные цвета взаимно усиливают насыщенность цвета. Учитывая это свойство дополнительных цветов, не рекомендуется брать их в равных
пропорциях: один из них должен служить основным, а другой дополнительным (для
отделки). Любые цвета при расположении рядом влияют друг на друга и могут
производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более тёмных
цветов кажется светлее, а в окружении более светлых – темнее.
Гармоничные сочетания цветов можно получить из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в пределах одной четвёртой части цветового круга, например,
сочетание жёлтого с жёлто – зелёным. Красивы и оригинальны сочетания,
составленные из трёх контрастных цветов (или их оттенков). Эти цвета лежат на
вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в
цветовой круг.
Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с чёрным, чёрный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом. При этом хроматические тёплые цвета выигрывают рядом с тёмными ахроматическими, а холодные – со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета гармонируют с чёрным или белым, а малонасыщенные – с различными оттенками серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает преобладание того или иного цвета. При выборе цвета надо помнить ещё об одном его свойстве. Он может зрительно видоизменять форму и величину предмета. Если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, то возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Это свойство цветов можно использовать для того, чтобы выделить определённую часть одежды, сгладить резкость очертаний. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии, можно вышивать нитками насыщенных контрастных цветов.
Выбор цвета и ниток для вышивки, сочетание их цветов зависят от назначения
вещи, расположения узора, величины. Как правило, фону (цвету ткани) отводится дополнительное место, а узору главное. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора зависит также от техники выполнения.
Инструменты и приспособления для вышивки.
Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы,
напёрсток, ножницы, сантиметр, заострённая палочка, пяльцы; кроме того,
миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага. Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно. Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка. Для вдевания её можно воспользоваться нитковдевателем. Её можно вдеть также с помощью кусочка шелковой или тонкой катушечной нити. Нитку шёлка складывают вдвое и в образовавшуюся петлю вкладывают конец шерстяной нити. В ушко иглы продевают оба конца шёлковой нитки и протаскивают их вместе с шерстяной ниткой. Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.
Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без
пялец, при прокалывании нескольких слоёв ткани, при подшивании краёв изделия
и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой. Напёрсток надевают на средний
палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен
сжимать палец и спадать с него. Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие – для разрезания тканей и мотков ниток.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться. Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ. Заострённая палочка (костяная, деревянная или пластмассовая) применяется для прокалывания дырочек при вышивке белой гладью.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы. Пяльцы могут быть с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу. Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов, особенно геометрических, счётных. Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань. Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань. Копировальная бумага нужна для перевода рисунка на ткань.
Подготовка к вышивке.
Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают по основе и утку, намечают на ней расположение узора, затем переводят узор. После этого ткань
запяливают. Для того, чтобы выровнять края ткани, надо выдернуть крайнюю нить
и по её следу отрезать лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же
образом. Если узор геометрический, а ткань имеет чёткое переплетение нитей, то его
можно выполнить по счёту нитей ткани. При вышивке, не связанной со структурой
ткани (владимирские швы, цветная гладь и др.), требуется перевод рисунка на
ткань.
Перевод рисунка на ткань. Рисунок на ткань можно перевести несколькими способами. Во всех случаях узор с оригинала сначала переводят на кальку или переносят на миллиметровую бумагу хорошо отточенным карандашом. После этого рисунок переводят на ткань.
a) Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.
Ткань, предварительно проглаженную, расстилают на гладкой поверхности (столе,
доске), при этом следят, чтобы не было перекоса ткани по нитям основы и утка.
Кальку с узором кладут на ткань и прикрепляют булавками. Под кальку
подкладывают копировальную бумагу жирной стороной к ткани и обводят узор
остро отточенным карандашом. Желательно для копирования иметь набор
копировальной бумаги различных цветов, тогда для светлых тканей берут тёмную
копировальную бумагу (чёрную, синюю, зелёную), для тёмных – светлую (белую,
жёлтую). После того как узор будет переведён, надо вынуть копировальную бумагу,
отколоть с одной стороны булавки, проверить рисунок и после этого снять
кальку. Узоры геометрического характера (для вышивки счётными швами и др.) можно также переводить с помощью копировальной бумаги. Для этого толстой иглой делают проколы миллиметровки и копировальной бумаги по узору в местах
пересечений горизонтальных и вертикальных линий клетки. На ткани получается
узор, обозначенный точками. Переводя рисунок с помощью копировальной бумаги, надо помнить, что линии узора не должны быть жирными, иначе ткань и нитки в процессе выполнения вышивки могут загрязниться. Поэтому лучше пользоваться копировальной бумагой, бывшей в употреблении, а новую предварительно протирать сухой ватой или тряпочкой.
b) Перевод рисунка на «просвет».
На тонкие прозрачные ткани узор можно перевести с помощью подсвечивания. На
стекло, под которым помещена лампа, кладут кальку с четким узором, а поверх
неё хорошо натянутую ткань. Остро отточенным карандашом обводят узор (рисуют
по ткани), который виден сквозь ткань.
c) Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги.
На сукно, бархат и блестящие ткани узор переводят приметкой через папиросную
бумагу, приметывают её к ткани и прошивают мелкими частыми стежками швом
вперёд иголку по всему контуру. Затем бумагу срывают. После выполнения
вышивки приметку выдёргивают.
Рабочее место вышивальщицы.
Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда. Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробке, а листы кальки с узорами – в папке. Надо ледить за положение корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову.
Корпус во время работы должен быть несколько наклонён вперёд. Расстояние
между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. иногда с этой целью
пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул
придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец. При вышивании на редких
тканях и строченой сетке правой рукой проводят рукой проводят иглу на
изнаночную сторону вышивки, вкалывая её острым концом. Левой рукой берут иглу
за острых конец, выводя на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку
затягивают правой рукой.
Выполняя вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на лицевую
выводят острым концом.
Счётные швы.
Счётные швы относятся к наиболее древним и распространённым швам русской вышивки. Это – крест, набор, роспись, козлик, счётная гладь и т. д. Вышивка этими швами имеет повсеместное распространение, особенно она характерна для Архангельской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской областей. Крест появился позже шва роспись, приблизительно во второй половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для выполнения его использовали узоры шва роспись и строченые вышивки. Шов крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью.
Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Рязанской и Тамбовской областях. Трудно найти вышивальщицу, которая не знала бы вышивки простым крестом, но не все знают, что есть двойной крест, двусторонний и односторонний, а в Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамлённым четырьмя стежками, это – тамбовский крест. Счётные швы называют счётными потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность ткани. Для выполнения счётных вышивок лучше брать ткань плотного переплетения, так как у неё хорошо видна структура. Швы крест, роспись, счётную гладь можно вышивать и по переведённому рисунку на плотных тканях, на тканях с нечёткой структурой. Счётная вышивка с успехом применяется для оформления предметов одежды, салфеток, занавесок, диванных подушек, панно и других изделий.
Выполнение счётной вышивки способствует развитию глазомера, но она требует
особой внимательности. Если нити ткани будут отсчитываться неверно, то стежки
получатся разной величины и в результате рисунок исказится и работа
приобретёт неряшливый вид. Вышивка с изнаночной стороны должна так же
красиво, аккуратно выглядеть, как и с лицевой. Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства
Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщено, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.
Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.
В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, "козлик", белая мелкая строчка.
Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.
Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.
Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др.
Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с "отметками", то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название "репей" или "орепей". Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.
Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.
В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец. Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, "косичка", "козлик", крест, счетная гладь, мережки.
На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.
Вышивка «Крестиком»
Вышивка крестом — один из самых популярных видов рукоделия, искусство уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.
Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет.
Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности. В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву шелк, лён, хлопок, смеси, но главный ее показатель. Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.
Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.
Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.
В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (вышивальщице приходится самой отсчитывать количество крестиков).
Вышивка в стиле «Батик»
Батик — ручной способ росписи тканей. Он позволяет обходиться очень небольшим количеством материалов и инструментов, поэтому тот, кто им заинтересуется, может сразу браться за дело. Расписать можно эмблему пионерского лагеря или отряда, флаги, косынки, платки, отрез ткани на платье или рубаху.
Существует два вида батика — холодный и горячий. И в том и в другом случае применяется так называемый резервирующий состав — он защищает те места ткани, которые должны остаться неокрашенными. Для холодного батика резервирующий состав, или просто резерв, таков. 200 г резинового клея, 250 г бензина, 20 г парафина. Клей растворите в бензине, положите в раствор парафин и грейте до получения однородной массы. Помните: греть раствор на открытом огне нельзя. Поставьте банку с резервирующим составом в сосуд с кипятком, этой температуры вполне достаточно.
Ткань возьмите хлопчатобумажную или вискозную. Растяните ее на деревянной раме и укрепите кнопками. Нарисуйте на бумаге эскиз в натуральную величину, подложите его под ткань и переведите на нее контуры мягким карандашом.
Пипеткой или стеклянной трубкой набирайте охлажденный раствор и наносите на ткань по линиям рисунка.
Теперь требуется подготовить краски. Покупать нужно красители, предназначенные для хлопчатобумажных тканей. Краску каждого цвета приготовьте так: 15 г анилинового красителя залейте 900 г горячей воды, прокипятите до полного растворения порошка и профильтруйте. В остывший состав добавьте 100 г спирта и полграмма соды.
Краска наносится на ткань ватным тампоном. Резерв не дает ей расплываться по ткани, поэтому в рисунке можно предусмотреть мелкие детали разных цветов, соседствующие друг с другом. Сами контуры рисунка, покрытые резервом, остаются белыми: на ткани резервирующий состав незаметен.
Горячий способ требует иного резервирующего состава — это расплавленная смесь 250 г парафина, 230 г воска и 20 г вазелина. Наносится резерв мягкой кистью 8—10 номера. Металлический патрон кисти оберните несколькими слоями марли, чтобы на кисть набиралось больше резервирующего состава и чтобы он дольше оставался горячим.
Контуры рисунка перенесите с эскиза на ткань. Горячим резервом покройте те участки ткани, которые должны остаться белыми. Теперь всю ткань окрасьте самым светлым тоном вашего рисунка — например, желтым. Когда краска высохнет, на желтом фоне покройте резервом те места, которые должны остаться желтыми, а остальную ткань окрасьте более темным тоном, который в сочетании с желтым даст, например, красный цвет. Затем снова покройте резервом те места, которые у вас останутся красными, и нанесите еще более темный тон — в сочетании с красным он даст коричневый цвет.
Можно оттенить рисунок контурами — наносятся они тонкой кистью, причем набирать на нее нужно очень немного краски, чтобы она не растекалась. Наносить контуры надо до того, как вы положите на этот участок резервирующий состав.
Когда ткань окончательно просохнет, снимите ее с рамы, прогладьте через несколько слоев бумаги горячим утюгом, затем хорошенько протрите бензином — он удалит с ткани остатки резервирующего состава. Теперь изделие можно стирать.
Если вы всерьез займетесь батиком, вам понадобятся кое-какие инструменты. Ровные линии резервирующего состава удобно наносить чертежным рейсфедером, между лезвиями которого зажат плотный комочек ваты. Рейсфедер лучше насадить на деревянную ручку.
Чтобы проводить широкие линии, зажмите между двумя медными или латунными полосками кусок фетра, а с другой стороны приспособьте деревянную ручку. Следите, чтобы полоски металла во время работы не царапали ткань.
Резервирующий состав можно наносить и леечкой — это небольшой медный или латунный перевернутый конус с ручкой и маленьким отверстием внизу.
Повторяющиеся фигурки обычно наносятся штампом, смоченным резервирующим составом. Штамп вырежьте из листовой меди, прибейте к деревянной ручке и аккуратно обшейте лоскутом рабочую часть. Можно вырезать штамп из фетра и прибить к деревянной колодке. Все эти инструменты во время работы должны быть горячими. Грейте их прямо в резервирующем составе.
В заключение один совет. Не пытайтесь расписывать шелковые или капроновые ткани: они требуют сложных красителей, которые в домашних условиях приготовить трудно.
«Козлик» и «косичка»
Швы «козлик» и «косичка». Швами «козлик» и «косичка» чаще всего украшают, дополняют основную вышивку, маскируют соединительный шов.
Так, в вышивках владимирскими швами, где используются растительные мотивы, швом «козлик» выполняют сердцевины цветков и листьев.
Шов «косичка» отличается от шва «козлик» выполнением и более плотной фактурой. На рис. 1 (приложение 1) изображены два способа выполнения косички.
В первом случае, выполняя лицевые стежки, игла с ниткой переходит о верхнего края полоски к нижнему, образуя на изнанке ряд вертикальных стежков. Во втором случае, изнаночные стежки будут расположены по горизонтали, вдоль обоих краев полоски. Выполняя «косичку», необходимо следить за правильным расчетом нитей ткани: расстояние между стежками (по длинному краю полоски) должно быть в два раза меньше ширины полоски (6х3; 8х4 и т. д.). Вышивать швами «козлик» и «косичка» можно и на плотных тканях. При этом намечают расположение полоски от края изделия и выдергивают одну нить ткани. Затем, на расстоянии ширины полоски выдергивают вторую нить. По следам выдернутых нитей отсчитывают нужное число нитей и выполняют стежки.
Счетная гладь. Счетную гладь можно выполнять по счету нитей и по нанесенному рисунку. Она имеет различное направление стежков. В приложение 1 прямой глади стежки расположены вдоль нитей ткани по горизонтали или вертикали (рис. 2 а, б), в косой - с различным наклоном стежков (рис. 2в). Гладь «елочка» выполняется стежками, которые идут по диагонали (рис. 2г). Счетная гладь может быть односторонней и двусторонней. Стежки расположены плотно друг к другу.
Иногда, счетной гладью заполняют внутреннюю часть узора, выполненного швом «роспись».
Стиль: «счетная гладь»
Счетная гладь по внешнему виду напоминает "набор", однако техника выполнения этой вышивки совершенно иная. Если в "наборе" весь орнамент выявляется целиком, то у счетной глади он выполняется отдельными элементами, а это позволяет вводить нитки разных цветов.
При выполнении счетной глади рабочая нитка, сделав стежок, возвращается к началу вышивки, а следующий стежок укладывается на одну нить ткани ниже или выше ранее проложенного стежка (приложение 2). Стежки могут вышиваться горизонтально, оставаясь равными по длине (рис.1а), или же увеличиваясь либо уменьшаясь по длине (рис.1бвг) в зависимости от выполняемого орнамента. При вышивании счетной гладью рисунок должен получаться одинаковым на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
Таким же образом могут выполняться и вертикальные стежки. Кроме того, стежки могут располагаться по диагонали навстречу друг другу - елочкой. Узкие полоски из косых стежков служат обычно для ограничения основного узора орнамента (приложение 2, рис.2). Счетная гладь редко использовалась в русской вышивке самостоятельно. Орнаменты только из счетной глади более характерны для южных и западных славян. В русских вышивках, особенно на севере России, счетная гладь использовалась для заполнения отдельных мотивов в "росписи" (приложение 3, рис.1), а так же в сквозной вышивке , которая называется "тарлата".
Вышивка «Мережки»
Мережка - строчевая вышивка на ткани (приложение 3, рис.2). Чаще всего она выполняется для украшения женских блуз, белья, детской одежды, скатертей и салфеток. Ажурные узоры мережек выполняются преимущественно нитками в тон ткани.
Эта ажурная вышивка требует аккуратной подготовки ткани. В том месте, где будет расположена вышивка, выдергивают нити. Для этого намечают на ткани расположение дорожек мережки, а затем, натянув ткань, поддевают иглой одну нить и аккуратно подрезают ее бритвой. Через каждые 5-10 мм вытягивают иглой подрезанную нить в нужном направлении и отрезают ее в месте окончания вышивки. Для получения дорожки, в зависимости от ее ширины и сложности, вытягивают необходимое количество рядом лежащих нитей. Дорожки может состоят из продольных или поперечных нитей, соответственно выдергиваются поперечные или продольные нити. Простыми мережками называются такие виды, для которых нити выдергиваются лишь на одной полоске (дорожке) ткани и применяется один технический прием. Сложные мережки выполняются при помощи нескольких технических приемов, а составные мережки объединяют несколько видов мережек - простых и сложных. Простая мережка "одинарный" и "двойной прутики". Для выполнения такой мережки необходимо закрепить нитку, взять на иголку 3-4 нити, вколоть ее в ткань рядом с дорожкой, затем обвить нитью отделенные нити и затянуть. Таким образом продолжать до конца дорожки, а потом перевернуть ткань и проделать те же операции на другой стороне дорожки. Готовая вышивка напоминает столбики, которые называются "двойной прутик".
Чтобы работа была красивой, каждый раз на иголку следует захватывать одинаковое количество нитей, иголка вкалывалась не слишком далеко от дорожки, а петли не стягивали ее (приложение 4, рис.1).
Простая мережка "столбик в раскол". Для такой мережки продергивают большее количество нитей и делают дорожку чуть шире. Нитей в столбики забирают по 6-8, обязательно четное число. Одну сторону вышивают, как было написано выше, а вторую смещают, захватывая нить не по тем же столбикам, а с середины одного и середины другого. Происходит зигзагообразный переход ступенек вместо столбиков (приложение 4, рис.2).
Простая мережка "жучок". Это также широкий вид мережки. Для ее выполнения делают столбики, а затем объединяют по 3, для чего закрепив на краю дорожки нить, охватывают ей столбики посередине так, чтобы нитка прошла над ними, потом обратно под ними и, сделав узелок, стянула столбики вместе (приложение 3, рис.3).
Простая мережка "ромбики". Для получения этого вида мережек надо продернуть широкую дорожку, так как в данном случае столбики сводятся в двух местах, рабочей нитью делают два ряда петель, при этом не попарно, а перекрестно. Получаются две параллельные дорожки из ромбиков (приложение 3, рис.4).
Что касается "сложных" и "составных" мережек, то для них дорожки продергиваются достаточно широкие и работа выполняется в несколько приемов различными швами: штопальным, паутинками и узелками.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Вывод
Подводя итог, можно сказать, что рукоделие в России, в период с 14 по 17 век, процветало. Это дало развитие в нескольких областях социальной деятельности: в экономике (внешняя и внутренняя торговля), а так же культурное развитие нашей родины.
Благодаря культуре шитья появилось много стилей и техник вышивания, а именно около 25 видов. Это дало нашей культуре развитие во всех направлениях. В своем реферате я рассказала о нескольких видах вышиваниях, таких как вышивка «крестиком», вышивка в стиле «Батик» ,«Козлик» и «косичка», «счетная гладь», вышивка «Мережка». Я попробовала вышивать сама, это меня заинтересовало, это оказалось очень занимательно, а так же очень красиво. Ведь каждая девушка должна уметь вышивать. Вышивание - это занятие наших предков, их труды, которые они передавали по наследству. Так от своей бабушки я научилась некоторым видам вышивания. Давайте не будем забывать о вышивании, а будем развивать его дальше.
Список литературы
1. Т. И. Ерёменко «Золотая игла».
2. Т. И. Ерёменко «Вышивка крестом».
3. Л. М. Русакова «Мотивы рызных технических приемов в узорах российских швей».
4.Г. П. Дурасов «Изобразительные мотивы русской народной вышивки».
5.Рослякова Т.А. Энциклопедия домашнего шитья. – Ростов – на – Дону, 1996
6.Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. – Москва: Просвещение, 1997 г.
7.Детская домашняя энциклопедия: В 2 т. – Москва: Знание, АСТ - Пресс, 1995 год.
23