12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана35

В настоящее время слово «стресс» мы употребляем так часто, что само понятие чрезмерного нервного напряжения стало для нас чем-то обычным, повседневным. А между тем стресс – настоящий бич нашего времени. Практически каждый человек в своей жизни пережил сильные стрессовые ситуации. По мнению психологов, стресс был исключительно проблемой взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей, подростков и молодежи. Всё чаще подростки в состоянии стресса совершают неадекватные поступки, приводящие порой к печальным последствиям, даже к суициду.

Актуальность исследования вопроса о стрессе в жизни подростков состоит в потребности общества в более глубоких знаниях о стрессах и в психологических рекомендациях подросткам с высоким уровнем тревожности, их родителям и педагогам.

Цель исследования: изучение уровня стресса у подростков, методов профилактики стрессовых состояний.

В ходе исследования по проекту «Стресс в жизни подростка» я провела две методики среди учащихся 10-х классов – методику на определение уровня стрессоустойчивости И.А. Усатова и методику для диагностики стресса Е. Романовой и Т. Сытько. Результатами данного исследования я бы хотела поделиться с вами.

В повседневной жизни мы нередко используем термин «стресс», но каждый человек понимает его по-своему. Первым термин стресс ввел канадский ученый Ганс Селье. Он говорил, что «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». По его мнению, стресс - это все то, что нарушает нормальное взаимоотношение организма человека со средой. Стресс можно назвать сложной системой взаимодействия между человеком и его окружением. Оно воздействует на человека. Если это воздействие определяется человеком как что-то новое, то это вызывает перенапряжение.

Проведя все необходимые исследования, согласно инструкциям и интерпретациям методик, я сделала следующие выводы, представленные в диаграммах.

t1613985610aa.png

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что девушки подвержены стрессу в большей степени, чем юноши (основываясь на отсутствии среди опрошенных девушек тех, чей уровень стрессоустойчивости выше среднего, а также на преобладании девушек среди тех, чей уровень стрессоустойчивости ниже среднего). Также по данным результатам можно сделать вывод о том, что среди учащихся преобладают люди с уровнем стрессоустойчивости ниже среднего (50% всех опрошенных – 10 человек), далее следуют ученики со средним уровнем стрессоустойчивости (40% - 8 человек) и с уровнем выше среднего (10% - 2 человека). Хочется отметить, что среди анкетируемых учеников не таких, чей уровень стрессоустойчивости достигает отметки «низкий» (с 57 баллов при максимуме у опрошенных в 54 балла).

t1613985610ab.png

Анализ результатов методики показал, что у 80% испытуемых (16 человек) могут быть выявлены симптомы стресса разного уровня (у 40% - достаточно высокий уровень стресса, у оставшихся 40% - средний уровень), в то время как у 20% (4 человека) стрессовое состояние не может быть выявлено, либо не было проявлено в ходе данного испытания.

Данная методика показала, что девушки несколько больше подвержены стрессу (62,5% среди тех учащихся, чей уровень стресса предположительно высок). Следует отметить, что разрыв между юношами и девушками по результатам данной методики небольшой.

Большинство испытуемых проявили в своих рисунках общие характеристики. Так, 40% испытуемых нарисовали схематичную фигурку, что может говорить о сопротивлении методике. Большинству учащихся со средним показателем стресса характерны уравновешенные, одинаковые штрихи дождя в одну сторону, что говорит о балансе в окружающей среде, а также вертикальные штрихи, свидетельствующие об упрямстве и решительности. Всё это сочетается с некоторым количеством негативных показателей, таких как уменьшение фигуры, говорящее о некотором стеснении и сдержанности в выражении эмоций. Учащимся с высоким показателем стресса характерно большое количество негативных показателей, таких как отсутствие зонта, говорящее об отрицании помощи со стороны родителей или же желании получить помощь в трудной ситуации от авторитетных лиц; расположение рисунка в левой части (ориентация на прошлое, пассивность, нерешительность); беспорядочные штрихи дождя (нестабильная, тревожная окружающая среда); а также другие, наиболее редко встречающиеся детали (лужи, уходящая фигура человека под дождём, и проч.). Рисункам тех испытуемых, у которых не удалось выявить стресс, характерны такие черты, как редкие капли дождя, которые говорят о восприятии трудных ситуаций как временных и преодолимых, поворот человека под дождём вправо либо изображение шагающего человека (стремление в будущее, хорошая адаптация), уравновешенные, вертикальные штрихи – стабильная окружающая среда, решительность.

Рекомендации, которые необходимо выполнять для профилактики стресса:

1. Ложиться спать и вставать в одно и то же время.

2. Избегать отхода ко сну в рассерженном состоянии или слишком рано.

3. Использование водных процедур перед сном - прохладный душ (небольшое охлаждение тела является одним из элементов физиологии засыпания). В некоторых случаях можно применять теплый душ (комфортной температуры) до ощущения легкого мышечного расслабления. Использование контрастных водных процедур, излишне горячих или холодных ванн не рекомендуется.

4. Использование кровати только для сна, а не для чтения, игр.

5. Умеренный прием пищи вечером, исключающий переедание.

6. Ограничение игры в компьютерные игры вечером /на ночь, так как они обладают возбуждающим действием.

7. Уменьшение стрессовых ситуаций, умственной нагрузки, особенно в вечернее время.

8. Регулярные занятия физическими упражнениями в утреннее или дневное время или физическая нагрузка вечером, но не позднее, чем за 3 часа до сна.

Помимо этих, наиболее очевидных средств профилактики и борьбы со стрессом, также можно выделить следующие:

1. Медитация. Это великолепный способ смотреть на жизнь с точки зрения перспектив и мощнейший помощник на пути к исцелению.

2. Иглоукалывание. Иглоукалывание все чаще используется для лечения многих проблем, связанных со стрессом, включая психические расстройства, аутоиммунные или иммунологические заболевания, бесплодие, беспокойство и депрессию.

3. Когнитивно-поведенческая терапия. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) это тип терапевтических практик, которая, как было доказано, устраняет тревогу, стресс и борется со множеством расстройств включая различные зависимости, проблемы с питанием, бессонницу и депрессию.

4. Прогулки на природе и общение. Общение с окружающими людьми, время, проведенное на улице, совместные развлечения с семьёй, друзьями или любимым человеком, всё это отлично помогает справляться со стрессом и положительно влияет на здоровье.

5. Ведение дневника. Ведение дневника, очень простой и эффективный способ контролировать свое состояние души в течение дня, сфокусироваться на мыслях, которые вызывают волнение и тревогу, выяснить что конкретно напрягает тебя, если ты не уверена.

6. Использование трав и эфирных масел. Некоторые адаптогенные травы и эфирные масла помогают справится с тревогой, уменьшают воздействие стресса и кортизола на организм.

Автор материала: А. Васильева (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.