Роль досуга в жизни одарённого подростка
РОЛЬ ДОСУГА В ЖИЗНИ ОДАРЁННОГО ПОДРОСТКА
В последнее десятилетие в нашей стране произошли качественные изменения в отношении решения проблемы творческого развития одарённых детей. Вместе с тем изучение одарённых детей до сих пор не носит комплексного, междисциплинарного характера, а инструментарий исследования данной проблемы не унифицирован, вследствие чего результаты проводимых исследований оказываются недостаточно репрезентативными. Разработан ряд государственных программ направленных на поддержку одарённых детей: государственные программы "Молодые таланты Беларуси", "Одарённые дети", Концепция реформы общеобразовательной средней школы и программы по её реализации в Республике Беларусь; Концепция воспитания в национальной школе Беларуси. Выявление и развитие интеллектуального и творческого потенциала молодых граждан, обеспечение их самореализации и участия в создании сильной и процветающей Беларуси - вот основная цель данных программ [1]. В настоящее время в педагогике резко усилился интерес к изучению проблем одаренности, что отражает потребность общества в выявлении таких детей. Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одаренности, особенностей ее развития являются положения о том, что одаренность проявляется и развивается в творческом обучении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.С. Лейтес). Также особенно остро стоит проблема организации подросткового досуга, поскольку современный ребенок, взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Сфера досуга - чрезвычайно благоприятная почва для актуализации и удовлетворения подростками ряда приоритетных потребностей: выступая в новых ролях, отличной от семейной и учебной растущий человек успешнее реализует свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Организованный досуг в существенной степени оказывает влияние на формирование характера подростка, в частности, таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, искренность, любознательность. Любимые занятия в часы досуга оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу человека. Они способствуют выходу из стрессовых ситуаций, помогают справиться с тревожностью. Особая ценность досуга заключается в том, что он поможет реализовать подростку то лучшее, что в нём есть, - творческий потенциал. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания "человека культуры" и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни одаренных детей, не реализуют в полной мере свои возможности по формированию культуры досуга. Особенность досуга в том, что он основывается на свободе выбора. Свободный выбор направлен на общественную деятельность, художественное и техническое творчество, активный и пассивный отдых, развлечения, физкультуру и спорт, игры. При идеальном сочетании эти занятия и составляют содержание досуга. Улучшение качества воспитательной работы, осуществляемого во внеурочное время, является одной из основных проблем современной школы. Решение ее во многом связано с рациональной организацией свободного времени одаренных детей, насыщением его таким содержанием, которое наиболее эффективно способствовало бы развитию социальной, творческой активности подрастающего поколения. Исследования досуговой сферы показывают, что участие детей в различных кружках, клубах, творческих объединениях делает их интересы более стойкими, формирует жизненные планы, что в свою очередь способствует самоорганизации ими всего оставшегося свободного времени на более высоком уровне[2]. Улучшение качества воспитательной работы, осуществляемой во внеурочное время, является одной из основных проблем современной школы. Решение ее во многом связано с рациональной организацией свободного времени одаренных подростков, насыщением его таким содержанием, которое наиболее эффективно способствовало бы развитию социальной, творческой активности подрастающего поколения. К этому и должна стремиться современная школа.
1. Котикова, О.П. Одаренность - выявить и развить…/О. Котикова//Народная Асвета.- 2011. - № 1. - С. 47
2. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе./ А.И. Савенков. - Москва: Академия, 2000. - 232с