12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Подрядчикова Ирина Валентиновна420
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Семинар-практикум

«Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?»

 

 

Пояснительная записка

 

Наше гипердинамичное время – время стрессов. Стресс проник в нашу повседневность не только как слово, но и как центральное явление современного общества. Стресс подстерегает человека везде: на работе, в общественном транспорте, в магазинах и на рынке. Даже дома не всегда удается избежать стрессовых ситуаций. Борьба за выживание, необходимость быстро ориентироваться в стремительно меняющемся мире – всё это становится стрессовыми факторами для многих людей. Всемирной организацией здравоохранения стресс признан самой большой угрозой здоровью в XXI веке.

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Стремление соответствовать этим требованиям диктует необходимость постоянно повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Педагоги в процессе своей деятельности взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами-педагогами. Это требует особых навыков взаимодействия. Напряженные ситуации на работе, необходимость контролировать свои слова, поступки и эмоции приводят к истощению эмоциональных ресурсов организма.

Профессиональное здоровье педагога следует определять как способность «организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности» [2].

Профессия педагога требует большой эмоциональной отдачи. Это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В.А. Сухомлинский, ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Умение владеть собой, управлять своими эмоциями считается одним из самых главных показателей, от которого зависит успех деятельности педагога и его психологическое здоровье. От эмоционального состояния педагога зависит и благополучие детей, находящихся рядом с ним.

Одной из ведущих целей своей работы, как педагога-психолога ДОУ, я определяю содействие созданию условий для психоэмоционального благополучия всех субъектов образовательного процесса. Очень важно сохранить здоровье педагогов, выработать у них желание и потребность быть здоровыми, научить управлять стрессом, которым так изобилует педагогическая деятельность.

Семинар-практикум «Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?» успешно проводился с педагогами дошкольных образовательных учреждений города Смоленска в рамках проведения городской «Недели здоровья». Участники положительно отзывались о проведенном мероприятии и признавали актуальность такой работы с педагогами.

 

Цель семинара: содействие созданию условий для формирования у педагогов потребности в сохранении и укреплении психологического здоровья.

 

Задачи:

Информирование педагогов по проблеме стресса и способам повышения стрессоустойчивости организма.

Актуализация поиска своего индивидуального способа управления стрессом.

Стимуляция интереса к самопознанию и самосовершенствованию.

Создание психологически комфортных условий для пополнения субъективного опыта каждого участника семинара.

 

Оборудование и оснащение:

мультимедийный проектор;

ноутбук;

экран;

раздаточный материал для педагогов.

Форма мероприятия: семинар-практикум с использованием мультимедийной презентации.

Контингент участников: педагоги, администрация образовательного учреждения.

Продолжительность: 50-60 минут.

 

Ход мероприятия

 

Приветствие

Уважаемые коллеги! Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с небольшого

опроса:

Если Вы на нашу сегодняшнюю встречу пришли с хорошим настроением, помашите мне в ответ рукой.

Если Вы считаете, что эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду зависит от эмоционального состояния педагога, похлопайте в ладоши.

Если Вы думаете, что жизнь можно прожить без стресса, дотроньтесь до кончика носа.

Если Вы уверены, что стресс является причиной многих заболеваний, кивните головой.

Если Вы знаете и регулярно используете приемы для снятия эмоционального напряжения, закройте глаза.

Если Вы считаете, что стресс является неизбежной частью нашей жизни, потопайте ногами.

 

Я согласна с теми из вас, кто считает, что жизнь невозможно прожить без стресса и, что стресс является причиной многих заболеваний. Сегодня мы поговорим с вами о том, что же такое стресс в нашей жизни? Как можно помочь себе минимизировать отрицательные последствия воздействия стресса на наш организм? Но прежде, чем мы перейдем к основной части нашего семинара, позвольте предложить вам выполнить следующее упражнение.

 

Упражнение «Стресс в моей жизни» [4]

Цель: обнаружение ситуаций, являющихся для участников семинара стрессогенными, осознание субъективности в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

Содержание. Психолог заранее готовит карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами. Карточки к упражнению приведены в Приложении 1.

В полной тишине и, не показывая карточки друг другу, участники должны выстроиться в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор.

После того как все участники найдут своё место в строю, психолог просит обменяться информацией и, проранжировав стрессоры теперь уже сообща, снова выстроиться в шеренгу.

Обсуждение. Группа обсуждает, с чем может быть связано изменение порядка расстановки участников, почему одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие – к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям.

В ходе обсуждения группа приходит к выводу, что стрессогенность различных событий в первую очередь зависит от того, как мы к ним относимся.

Мини-лекция «Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?» (Приложение 2)

Лекция сопровождается показом мультимедийной презентации (Презентация 1.ppt)

 

Стресс в нашей жизни
PPT / 1.97 Мб

Слайд 1

«Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?»

Слайд 2

«Стресс – реакция организма на различные по своему характеру раздражители» (Г. Селье)

«Профессиональный стресс – изобилие напряженных ситуаций в профессиональной деятельности современного человека»

Слайд 3

«Стресс» - англ. (stress) – «давление, напряжение».

«Стресс – это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем».

«Стресс – это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нём».

Слайд 4

Стресс – процесс, состоящий из трёх элементов:

стрессоры – события, с которыми человек сталкивается;

реакции человека на стресс (психологические, физические или поведенческие);

копинг-поведение, поведение, которое человек использует для преодоления стресса.

Слайд 5

Управление стрессом

Слайд 6

Стресс и природа.

«Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» (И. Зейме)

Слайд 7

Стресс и природа

Растения

Домашние животные

Огонь

Вода

Слайд 8

Стресс и сон

«Время, необходимое любому человеку, чтобы по-настоящему выспаться, - это на пять минут больше» (Макс Кауфман)

Слайд 9

Стресс и секс

«Человек может себя полностью выразить только в занятиях любовью и в танце» (Восточная мудрость)

Слайд 10

Стресс и танец

«Любую проблему на свете можно решить танцуя» (Д. Браун)

«День прошёл зря, если я не танцевал» (Фридрих Ницше)

Слайд 11

Стресс и музыка

«Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки» (Альберт Швейцер)

Слайд 12

Стресс и эмоции

«Слёзы – дождь, смывающий земную пыль, что покрывает наши заскорузлые сердца» (Чарльз Диккенс)

«Слёзы – дождь, отводящий грозу» (Сент-Экзюпери)

Слайд 13

Стресс и питание

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» (Сократ)

Слайд 14

Стресс и молитва

«Без молитвы я уже давно бы стал сумасшедшим» (Махатма Ганди)

Слайд 15

Стресс и аромотерапия

«Ароматы очищают, укрепляют и восстанавливают жизненную энергию, наполняют мысли спокойствием и умиротворением» (династия Тин)

Слайд 16

Стресс и физические упражнения

«Если заниматься физическими упражнениями, - нет никакой нужды в употреблении лекарств» (Авиценна)

Слайд 17

Стресс и физические упражнения

«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь» (Гораций)

Слайд 18

Стресс и релаксация

«Находиться в состоянии релаксации означает жить в настоящем моменте»

Слайд 19

Стресс и релаксация

«Как и любой труд, жизнь в спешке нас утомляет. И физически, и эмоционально. Отсюда и аксиома: каждому человеку нужна релаксация»

Слайд 20

Стресс и переключение

Телевизор – 46 %

Алкоголь – 19 %

Еда – 16 %

Слайд 21

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженьи в гору

Друзей в пути не растерять…

Слайд 22

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

Слайд 23

Благодарю за внимание!

Слайд 24

Источники

 

Завершая основную часть семинара, предлагаю послушать вам одну притчу.

 

Притча о цветке

«На огромной поляне, в лучшем из миров жил цветок. У него была интересная жизнь с глубокими депрессиями, стрессами, страхами и сильными желаниями. Иными словами – он жил, хотя, если посмотреть с другой стороны – то умирал. Но однажды, во время медитации, он понял, что «смерть», «депрессия», «стресс» - просто состояния, которые возникают в его уме и что, привязываясь к ним, он остается в них, в то время как жизнь продолжает течь дальше.

Он понял, что можно просто проходить через всё это, оставаясь самим собой. Ничего не изменилось – ни внутри, ни снаружи, но пространство засияло, и он стал счастлив, и его счастье уже не зависело от внешних условий».

 

Мне очень хочется, чтобы вы все были счастливы. Но это зависит уже только от вас.

Подводя итог нашей сегодняшней встрече, давайте вместе «подумаем об этом…»

 

Мультимедийная презентация «Подумай об этом…» (Презентация 2. ppt)

 

Подумай об этом
PPT / 3.64 Мб

Слайд 1

«Подумай об этом…»

Слайд 2

«Самый большой враг в жизни человека – это он сам»

Слайд 3

«Самая большая глупость в жизни человека – это ложь»

Слайд 4

«Самое большое поражение в жизни человека – это надменность»

Слайд 5

«Самая большая печаль в жизни человека – это зависть»

Слайд 6

«Самая большая ошибка в жизни человека – потерять самого себя»

Слайд 7

«Самая большая вина в жизни человека – неблагодарность»

Слайд 8

«Самое достойное сожаления в жизни человека – умаление своего достоинства»

Слайд 9

«Самое достойное восхищения в жизни человека – подняться после падения»

Слайд 10

«Самая большая утрата в жизни человека – потеря надежды»

Слайд 11

«Самое большое достояние в жизни человека – здоровье и разум»

Слайд 12

«Самый большой долг в жизни человека – искренние чувства»

Слайд 13

«Самый большой дар в жизни человека – великодушие»

Слайд 14

«Самый большой недостаток в жизни человека – непонимание»

Слайд 15

«Самое большое утешение в жизни человека – добрые дела»

Слайд 16-20

Фото

Слайд 21

Источники

 

Подведение итогов

Уважаемые коллеги. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, завершите начатое предложение. (Используется метод мозгового штурма)

 

Упражнение «Неоконченные предложения» (обратная связь).

Мне понравилось …

Я почувствовала …

Я бы хотела …

Мне не понравилось …

Из сегодняшнего разговора я поняла …

Хочется пожелать …

 

 

Источники

 

Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.

Митина Л.М. Психология профессионального здоровья учителя. М. – 1998.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2010. – 224 с., ил.

Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / авт.-сост. Е.А. Шкуринская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 158 с.

Семёнова Е.М., Чеснокова Е.П. Психологическое здоровье ребёнка и педагога. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 174 с.

Семинары-практикумы для педагогов образовательных учреждений / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

Фадеева Е.И. Руководитель ДОУ: социально-психологические ресурсы управления в условиях внедрения ФГТ. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 144 с.

[Электронный ресурс]. URL: http://deams-life.blogspot.ru

[Электронный ресурс]. URL: http://www.garshin.ru

[Электронный ресурс]. URL: http://muzofon.com

[Электронный ресурс]. URL: http://lossofsoul.com

[Электронный ресурс].URL: http://festival.1september.ru

[Электронный ресурс].URL: http://www.images.google.ru

 

 

Приложение 1

К упражнению «Стресс в моей жизни»

 

 

Увольнение с работы.

Ссора с близким человеком.

Болезнь.

Домашние неприятности.

Внезапная неисправность автомобиля.

Дорожная «пробка».

«Выговор» от начальника.

Неожиданная денежная премия.

Потеря кошелька.

Двойка в четверти у сына (дочери).

Известие об измене мужа.

Выступление на международной конференции.

 

Приложение 2

 

Мини-лекция «Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?»

 

Слайд 1

«Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?»

 

Слайд 2

Стресс – это слово прочно вошло в нашу жизнь. О нём рассуждают и менеджеры и домохозяйки, его ругают, боятся, и пережить его не желают никому. А зря! Согласно

Гансу Селье, автору теории стресса, стресс является основной частью жизни каждого человека, и он также неизбежен как процесс питания или дыхания. «Стресс – это реакция организма на различные по своему характеру раздражители». Стресс можно сравнить по своему значению с солью. Пересолишь – есть нельзя, а без неё тоже никуда. как соль придаёт вкус нашей пище, так и стресс – придаёт «вкус жизни». Умеренной силы стресс улучшает внимание, повышает заинтересованность в достижении поставленной цели, запускает в организме человека процессы, направленные на приспособление к новой ситуации. Во время стресса в кровь выделяются гормоны стресса – адреналин и кортизол. Это сказывается на общем состоянии организма: повышается артериальное давление, учащается пульс, снижается работоспособность, падает иммунитет, развивается невроз. Очень важно, чтобы стрессовые воздействия не превышали приспособительные возможности человека.

 

Слайд 3

Слово «стресс» в нашу лексику пришло из английского языка (stress), и в переводе означает «давление», «напряжение».

Уже довольно давно учёными было подмечено, что устойчивость человека к различным заболеваниям зависит от его личных качеств. То, как часто вы встречаетесь со стрессом, во многом зависит от вашего характера. Для человека неуверенного в себе, мнительного, угрюмого, вспыльчивого и капризного встречи со стрессом – довольно частое явление. Стрессовость ситуации в первую очередь зависит от того, как вы к ней относитесь. Чем позитивнее вы настроены, тем менее подвержены стрессу, а негативный настрой – это залог стресса. Управление стрессом начинается с азов – оптимизации образа жизни и формирования правильного позитивного мировоззрения.

По словам канадского ученого Ганса Селье, «стресс – это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем».

 

Слайд 4

Стресс можно представить в виде процесса, состоящего из трёх элементов. Стрессоры – события, с которыми человек сталкивается. У каждого из нас есть свой набор стрессоров, то есть тех факторов, которые влияют негативно на течение нашей жизни. Стрессоры сугубо индивидуальны и зависят от личностных особенностей. Стрессоры, воздействуя на наш организм, вызывают в нём ответную реакцию, которая проявляется на различных уровнях (психологическом, физическом, поведенческом). Копинг-поведение – это поведение, которое человек использует для преодоления возникшего стресса.

Стресс настигает нас, когда мы должны изменить режим или условия нашей работы, меняем планы. Но почему любые изменения в нашей жизни вызывают стресс? В первую очередь потому, что они часто разрушают привычный и удобный порядок жизни. Предлагая взамен новые таящие неизвестность ситуации.

 

Слайд 5

Управление стрессом

 

Слайд 6-7

Стресс и природа

Оказываясь на природе, мы испытываем удивительное чувство покоя, созвучности с окружающим миром, со своим Я. Все мы очень разные – некоторым нравится море, кому-то лес, кому-то горы, а другим больше по вкусу ландшафт равнин. Хотя возможен и другой вариант – принести немного природы к себе в дом. Это могут быть комнатные растения, домашние животные.

Особое внимание хотелось бы уделить обыкновенным домашним кошкам. Удивительные способности кошек не раз проверялись в ходе различных исследований. Было доказано, что кошки действительно оказывали серьезную помощь людям, страдающим психическими заболеваниями, сердечными расстройствами, повреждениями мозга. Они могут облегчать симптомы гипертонии, помогать людям, перенесшим инфаркт, нормализуя давление и пульс. Когда мы погружаем руки в густую шерсть нам становится легче. Путем такого энергообмена человек обретает долгожданный покой. Причем коты, по мнению ученых, снимают стресс эффективней, нежели кошки.

Собаки, как более эмоционально зависимые от человека существа, восприимчивые к человеческим чувствам, не могут быть такими же целителями, быстро перенимая душевную возбудимость человека. Кошку и ее хозяина связывают совсем другие узы – «свободного выбора и договора», и это куда важнее для душевного равновесия.

 

Слайд 8

Стресс и сон

Стресс в первую очередь нарушает наш нормальный режим сна. Нам требуется больше времени, чтобы заснуть, мы чаще просыпаемся ночью или перед рассветом. Вполне оправданное беспокойство по поводу плохого сна только усугубляет ситуацию – сон становится еще хуже, что в свою очередь истощает организм еще больше и так далее. Однако, не все реагируют на стресс бессонницей, некоторые, наоборот, чувствуют сильную сонливость и с большим трудом встают по утрам.

Самое главное – не оказаться в порочном круге – когда стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс. Бессонницей страдает достаточно большой процент людей – например, около 20 миллионов человек в США, 12 миллионов – в Германии, 9 миллионов – во Франции. По России официальной статистики нет, но по предварительным данным – более 10 миллионов россиян хорошо знакомо с бессонницей.

 

Слайд 9

Стресс и секс

Все мы знаем, что секс является прекрасным средством для расслабления. Результаты проведенных исследований позволяют говорить о том, что секс тесно связан со стрессом. Во время секса человеческий организм вырабатывает эндорфины или, как их еще называют – гормоны «счастья». Благодаря действию эндорфинов повышается настроение и снижается уровень стресса. Кроме того, физические прикосновения необходимы каждому человеку для эмоционального здоровья. Таким образом, физическое и психологическое здоровье улучшается благодаря интимной близости. С другой стороны, именно стресс является главным врагом физической любви. Согласно статистике 60-70% мужчин и женщин испытывают проблемы в постели в результате воздействия стресса. Необходимо помнить, что сексуальные отношения – замечательный механизм антистресса, дарованный нам самой природой.

 

 

Слайд 10

Стресс и танец

Раньше, чем говорить, человек начал танцевать. Вся жизнь человека первобытного общества сопровождалась танцем: избрание вождя племени, рождение ребёнка, войны, смерть. Это универсальный, понятный всем, язык тела, с помощью которого можно выразить разнообразные чувства, как негативные, так и позитивные.

Айседора Дункан говорила своим ученикам: «Если что-то угнетает вашу душу, выплёскивайте эмоции телом. Чем более гибким становится ваше тело, тем больше гибкости приобретает душа». Танцу не надо специально учиться. Он должен идти из глубины души, спонтанный, искренний, когда танцует тело и душа. Для этого нужно только на время уединиться и поставить музыку, которая соответствует вашему настроению. Вы не танцуете танец, а танец случается с вами. Ум при этом не критикует, не оценивает, а лишь наблюдает. Когда вы отдаетесь своим внутренним импульсам, музыке, ритму – от стресса не остается и следа. Танец - это исчезновение из окружающего мира.

Джеймс Браун уверен, что любую проблему на свете можно решить, танцуя. Врачи признают танец одним из лучших лекарств для преодоления стресса и депрессии. Метод танцевально-двигательной терапии помогает избавиться от комплексов, душевной боли и обид.

 

Слайд 11

Стресс и музыка

Музыка относится к числу искусств, которые вызывают наиболее сильный отклик в душе человека. Она может оказывать непосредственное влияние на его эмоциональный мир. Ещё Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человеческого характера. Пифагор применял музыку для лечения некоторых заболеваний. Жорж Санд считала, что музыка хорошо помогает ей при меланхолии.

В 14-16 веках, когда волна психической эпидемии, более известная как «пляски святого Витта», охватила Голландию, Бельгию и другие страны, ее смогли остановить только музыканты, игравшие медленную, успокаивающую музыку.

Существует категория музыки, которая наиболее способна успокоить человека и восстановить его психоэмоциональное состояние. Как правило, это шедевры классической музыки, духовные песнопения. Когда нам бывает не по себе, мы часто стремимся оказаться в одиночестве, и тогда музыка помогает пережить это состояние. Музыка может помочь выплеснуть и сильные разрушительные эмоции, например, агрессию.

 

 

Слайд 12

Стресс и эмоции

В западной культуре есть негласное табу на открытое и честное проявление чувств, даже позитивных, а уж негативных тем более. Чтобы никто не догадался о наших истинных чувствах, мы одеваем одну, из огромного «арсенала интеллигента», маску доброжелательности, напускного спокойствия и т.п. Однако, отрицательные эмоции не исчезают бесследно – они просто уходят в подсознание и там продолжают свою разрушительную работу.

Существует немало способов, с помощью которых мы можем дать выход отрицательным эмоциям. Вот всего лишь несколько из них.

Небольшой исторический факт – адмирал Нельсон во время приступов гнева, которые случались у него регулярно, топтал свой берет.

На Западе на многих предприятиях есть, так называемые, «доски эмоций», которые обычно находятся в курилках. На таких досках принято писать всё.

В туалетах многих японских предприятий установлены резиновые манекены боссов – тем самым японцы прекрасно используют механизм выплеска эмоций на практике.

Для выплеска эмоций хорошо подходит боксерская груша, но если ее нет, то можно заменить ее самой обыкновенной подушкой.

Существует еще один способ выплеска эмоций – конечно же это слёзы.

В современном обществе существует стереотип, что слёзы – это прерогатива женщин. Настоящие мужчины никогда не плачут, плакать – это не по-мужски. Быть может – это одна из самых сильных установок, которую впитывают мальчики со словами отца: «Мужчины никогда не плачут», сломать которую почти невозможно. Но слезы есть у всех. И если у женщин они текут по щекам, размывая косметику, то у мужчин они оседают внутри и разъедают души.

 

Слайд 13

Стресс и питание

Во время стресса в нашем организме вырабатывается большое количество гормонов – адреналина и кортизола. Для «производства» этих гормонов нужны витамины С, В, цинк, магний и другие минеральные вещества. При стрессе эти элементы экстренно «конфискуются» со своих рабочих мест в организме, где, в свою очередь, образуется их нехватка.

Одним из компонентов комплексной атаки на стресс может стать диета, направленная на то, чтобы пополнить организм теми веществами, которые усиленно «съедаются» гормонами стресса.

Необходимо обогащать свой рацион витаминами. В первую очередь это витамины группы В, С, Е, нехватка которых в организме сопровождается частыми и затяжными депрессиями.

При стрессе наш организм нуждается в адаптогенах – веществах, которые повышают способности адаптивных систем. К ним относятся средства растительного происхождения: женьшень, лимонник, солодка, эхинацея, зеленый чай и многие другие.

Удивительной способностью влиять на настроение и общее состояние организма обладают различные специи. Особенно благотворно влияют на настроение майоран, розмарин, укроп, тимьян.

Рыба и прочие морепродукты помогают организму сопротивляться стрессу и депрессии на биохимическом уровне, будучи источниками омега-жирных кислот.

 

Слайд 14

Стресс и молитва

Несмотря на то, что понятие «стресс» было введено только в ХХ веке, как явление стресс, конечно же, существовал всегда, и на протяжении веков практически единственным утешением народа, его универсальным «антистрессовым» методом была именно молитва.

Молитва, по сути, есть набор чётко структурированных фраз и интонаций, которые призваны успокоить человека, вселить в него уверенность, что он не останется без помощи. Для верующих это разговор с Богом или святыми, придающий силу.

Всемирно известный врач, лауреат Нобелевской премии доктор А. Корель говорил: «Молитва – самая сильная форма энергии, излучаемая человеком. Она является такой же реальной силой, как земное притяжение. Обращаясь к Богу в искренней молитве, мы совершенствуем и врачуем свои душу и тело».

 

Слайд 15

Стресс и ароматерапия

Висконсинский университет в Мадисоне провел исследования, в результате которых было установлено, что у людей, страдающих повышенной тревожностью, обостряется восприимчивость к запахам. Когда мы встревожены, тело автоматически переходит в режим выживания, из-за чего усиливаются способности, позволяющие распознавать опасности. И на первое место выдвигается обоняние. Обостренное обоняние можно использовать, чтобы смягчить такие неприятные побочные явления стресса, как бессонница. Поможет в этом ароматерапия, в основе которой – применение эфирных масел.

Существует много способов применения эфирных масел – можно вдыхать их запах их флакона, разбрызгивать в комнате, использовать для массажа, но наиболее распространенным и эффективным является аромалампа.

Существует большое разнообразие масел, которые используют для снятия стресса: анис, апельсин, бергамот, жасмин, лаванда, лимон, кедр и др.

 

Слайд 16-17

Стресс и физические упражнения

По данным ВЦИОМ этот метод используют 12 % россиян.

И не зря. Регулярные занятия физической культурой (бег, плавание, аэробика и др.) оказывают положительное влияние на состояние нервной системы и «убивают» стресс. Важно заметить, что уровень физической нагрузки, необходимый для снятия стресса, для разных людей отличается. Кому-то достаточно кратковременной вечерней пробежки по лесу, кому-то нужно «потягать железо» в зале. В любом случае доказано, что регулярная физическая активность предупреждает и помогает снять стресс. Физические упражнения являются наиболее естественным способом выхода накопившейся энергии. Физически активные люди более устойчивы к нервным срывам, чем люди, ведущие малоподвижный образ жизни.

 

Слайд 18-19

Стресс и релаксация

С помощью этого, наверное, самого эффективного и не сложного метода, в России борются со стрессом только 2 % населения.

Поскольку стресс в переводе с англ. – это напряжение, то наиболее логичным методом снижения уровня стресса является расслабление или релаксация. Если во время стресса наш организм мобилизует все свои силы на «борьбу или бегство», что полезно в опасных ситуациях, во время глубокой релаксации организм восстанавливает внутреннее равновесие, нейтрализуя гормоны стресса. Выделяются эндорфины, поднимающие настроение.

Расслабиться полностью – это значит отключиться от внешнего мира (убрать привычный звук телевизора), уйти от своих мыслей, и просто оказаться наедине с самым близким человеком – с самим собой.

 

Слайд 20

Стресс и переключение

Различные способы переключения являются, наверное, самым простым методом, не требующим внутренней работы, но, тем не менее, иногда это действительно помогает. Именно этому методу борьбы со стрессом отдает предпочтение большинство россиян. По данным ВЦИОМ от стресса спасаются с помощью: телевизора – 46%; алкоголя – 19%; еды – 16%.

Переключая телевизионные каналы, поглощая спиртное, листая «бульварную» прессу, отправляя в рот пищу, бесцельно бродя по интернету, человек просто на время забывает о раздражителях, вгоняющих его в состояние стресса и переключается на что-то другое.

Эти способы помогают лишь на короткое время. Чаще всего позднее приходит законная расплата – утреннее похмелье за алкогольные излишества, тяжесть в желудке – за переедание. К тому же все эти способы сами по себе вызывают стресс, только другого порядка. Но многих это не останавливает, поскольку это очень простые способы, не требующие никаких усилий и работы души, тем более они так привычны.

 

Слайд 21-22

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженьи в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

(Мерзляков Ю.А.)

 

Опубликовано


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 11.11.19 в 14:15 0Ответить Пожаловаться
Ирина Валентиновна! Благодарю за качественный и продуктивный семинар-практикум!!! Великолепная разработка!!!
Подрядчикова Ирина Валентиновна, 11.11.19 в 16:57 1Ответить Пожаловаться
Наталья Федоровна, большое спасибо за позитивный отзыв.
Кияйкина Наталья Федоровна, 11.11.19 в 17:17 0Ответить Пожаловаться
Мне очень понравилась Ваша разработка! Насыщено и лаконично подобран материал!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 11.11.19 в 17:27 0Ответить Пожаловаться
Ирина Валентиновна, спасибо! С интересом почитала-посмотрела Вашу работу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.