12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аксиния60
Россия, Кировская обл., Кирово-Чепецк

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ

 ГОРОДА КИРОВО-ЧЕПЕЦКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ







Цветовая символика в творчестве Александра Грина






Колобова Екатерина Андреевна,

обучающаяся 10В класса

МБОУ многопрофильный лицей

г. Кирово-Чепецка Кировской области

Научный руководитель:

Рылова Оксана Васильева,

учитель русского языка и литературы

МБОУ многопрофильный лицей

г. Кирово-Чепецка Кировской области






Кирово-Чепецк, 2020

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………….3

Глава 1. Теоретические основы понятия цвет……………………………………..4

Ассоциативный ряд цвета в социальной картине мира……………………4

Цвет и его функции в художественном произведении…………………….6

Глава 2. Идейно-смысловой анализ цветописи в произведениях Александра Грина 20-х годов XX века………………………………………………………...…9

История жизни Александра Грина в 20-е годы XX века ……………..…..9

Анализ цветовых деталей в литературных произведениях Александра Грина 20-х годов XX века ………………………………………………….10

Изучение словарей по символике цвета ……………...………….............12 Соотнесение цветовых деталей из текстов произведений с символическим значением цветов и событиями в жизни писателя……………………………………………………………....……...13

Заключение……………………………..…………………………………….……..20

Список источников информации……………..………………………………...…21

Приложение…………………………………………………………………………22















 Введение

Художественное произведение имеет для читателя глубокий эстетический, воспитательный эффект, учит глубоко мыслить, понимать текст, создавать на лучших образцах свои сочинения. Слово в художественном произведении всегда является носителем не только собственно лексического значения, но оно может приобретать дополнительные смыслы. От этого чтение становится ещё более занимательным. Особое место в любом произведении занимают слова, обозначающие цвет. В творчестве писателей, создающих фантастические, романтические картины, цвет играет одну из самых главных ролей. Таким писателем является наш земляк Александр Грин – замечательный писатель-романтик. Он прожил очень трудную жизнь, но его произведения, поистине, - описание чудесных стран и удивительных историй удивительных людей. Какую роль играют цветовые эффекты в его произведениях? Могла ли жизнь писателя отразиться в цвете произведений?.. Вопросов много. Ответить помогут творения автора.

Поэтому было решено провести исследовательскую работу по самым известным произведениям Александра Грина 20-х годов XX века.

Проблема исследования: цветовые детали в художественном тексте могут нести символическую (дополнительную) информацию как о самом произведении, так и о личности Александра Грина как мастера слова, романтика. Эта информация не всегда понятна читателю.

Цель работы: изучение роли цветовых деталей в творчестве Александра Грина в 20-е годы XX века.

Задачи:

Рассмотреть теоретические основы понятия цвет.

Изучить историю жизни и творчества Александра Грина в 20-х годы XX века.

Проанализировать литературные произведения с целью выявления цветовых деталей, систематизировать полученный литературный материал.

Изучить словари по символике цвета.

Соотнести цветовые детали с символическим значением цветов и событиями в жизни писателя.

Гипотеза: цветовые детали в самых крупных произведениях Александра Грина имеют особое значение в раскрытии проблематики произведения и связаны с психологическим состоянием писателя.

Объект исследования: биография Александра Грина и крупные художественные произведения писателя 20-х годов XX века «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир».

Предмет исследования: цветовые детали в творчестве Александра Грина в 20-е годы XX века.

Методы исследования:

теоретический (изучение источников литературы);

практический

Глава 1

Теоретические основы понятия цвет

Ассоциативный ряд цвета в социальной картине мира

Учеными давно доказано, что каждый человек имеет свои цветовые предпочтения, которые отражают его характер, могут влиять на поведение и настроение.

Необходимо отметить, что все цвета разделяются на две большие группы: хроматические (чёрный, белый, серый) и ахроматические (например, красный, синий, оранжевый, жёлтый, фиолетовый и др.). Каждый из цветов вызывает у человека определённые ассоциативные ряды, что обусловлено психологическим фактором сознания личности. В психологии под чувством цвета понимается «сложное, обогащенное восприятие цвета, когда возникают определенные образы и воспоминания, эмоции и психические состояния» [3].

Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом: весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые и т.д.); температурные (горячие, теплые, холодные и т.д.); осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные и т.д.); пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие и т.д.); акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, режуще и т.д.); вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, кислые и т.д.); возрастные (детские, молодежные и т.д.); сезонные (весенние, летние, зимние, осенние и т.д.); этические (мужественные, сентиментальные, смелые и т.д.); эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические и т.д.); культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры - от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства и т.д.).

Стоит помнить, что возникающие при восприятии цветов ассоциации – это несобственные качества цвета, а лишь индивидуальное отношение человека к тому или иному оттенку, связанное с подсознанием личности.

Конечно, сила и характер воздействия одного цвета на разных людей неодинакова. Они зависят от многих как объективных факторов (собственных качеств цвета, фактурности цветной поверхности, местоположения в пространстве), так и субъективных (настроения, характера, восприимчивости человека). Однако многочисленные исследования показывают, что одни и те же цвета или их сочетания вызывают у большинства людей близкие значения.

Необходимо обратить внимание на то, что все рассмотренные нами в дальнейшем ассоциативные ряды, связанные с тем или иным цветом, отражают цветовую картину мира многих писателей и поэтов, таких как С. А. Есенин, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и др. В нашей работе мы остановимся лишь на нескольких цветовых наименованиях, значение которых в дальнейшем найдет отражение при анализе произведений 20-х годов XX века Александра Грина.

Красный. Слово «красный» происходит от старославянского «красьнъ», что означает «красивый, прекрасный» [16]. В древнерусском языке для обозначения этого цвета использовали название червленый. Так называлась личинка насекомого червеца, из которого и изготавливали красную краску. Красный цвет несёт на себе противоречивые значения. С одной стороны, он несет на себе положительную окраску и может символизировать любовь, привязанность, чувственное волнение, радость, красоту, благополучие, яркость, желание, начало нового. Так, например, в литературе мы зачастую можем встретить постоянный эпитет «красна девица», устойчивое словосочетание «красная строка», пословицы «не красна изба углами, красна пирогами», «красную речь красно и слушать», «красней красного солнышка, ясней ясного месяца». С другой стороны, этот цвет ассоциируется с огнём, кровью, жестокостью, борьбой, войной, вражду.

Желтый (золотой, оранжевый). Название цвета происходит от старославянского «zbltъ», что означает «блестеть», «сверкать» [8]. Символизирует тепло, яркость, доброту, задор, олицетворяет дух веселья, манит в будущее, к новому. В литературе, зачастую, данному цвету и его оттенкам (оранжевый, золотой) сопутствует образ солнца, отсюда его тесная связь с оценочным прилагательным «тёплый». Золотой цвет олицетворял счастье, богатство, чистоту, мощь и величие. В устном народном творчестве данный цвет обладает особой силой. Золото, его красочное сияние связано с поклонением древних людей солнцу, отсюда данный цвет ассоциируется с могуществом. Примером могут служить строчки из сказки А. С. Пушкину «Сказка о царе Салтане»: ««Видит, весь сияя в злате / Царь Салтан сидит в палате…»; «Белка песенки поёт / Да орешки всё грызёт, / А орешки не простые, всё скорлупки золотые …». Данное цветообозначение помимо ряда положительных ассоциаций, может отражать и негативные. Жёлтый зачастую называют цветом болезни, недомогания, расстройства, глупости, неопытности. Отрицательные значения приобретают выражения «желторотый птенец», «жёлтые страницы», «желтая пресса».

Синий (голубой). Название данного цвета образовалось от старославянского «синь», родственное глаголу «сиять» [16]. Цвет неразлучно связан с ассоциациями неба, чистоты, свободы, безграничного пространства. Цветонаименование «голубой» восходит к названию шейки птицы голубя. «Голубь – это птица свободы, счастья и благих вестей» [11]. Со светлой стороны символизирует небо, вечность, доброту, верность, благородство, постоянство и расположение. Являясь символом чистоты, целомудрия и честности, он дает описание благородному происхождению, которое раньше называли «голубой кровью». С другой стороны, необходимо отметить, что синий - магический цвет. Его оттенок близок к черному цвету и олицетворяет темную, сакральную сторону, становясь цветом печали, горя, траура.

Зелёный. Название цвета происходит от старославянского «зелъ» [8], что означает «трава, молодая озимь, зелень». В ассоциациях большинства людей данный цвет символизирует лето, жизнь, молодость, траву, спокойствие, надежду, природу в целом. Данные значения находят своё отражение в русских народных сказках, поэзии. Однако зелёный цвет ассоциируется и с болезнью, злостью, завистью, с вредными привычками, неопытностью. Отсюда возникают и некоторые отрицательно окрашенные пословицы «зеленый седому не указ», «зелен виноград не сладок, млад человек не крепок», и устойчивые выражения «зелёный змей», «позеленеть от злости/зависти».

Белый. В представлениях многих это самый чистый и целомудренный цвет, символ чистоты и легкости, безмятежности и гармонии. Выражение торжества и примирения, ясности ума и свежести мысли, спокойствия и аристократизма. Белый - цвет света, который ассоциируется у человека со светлой силой добра, любви, со всеми положительными чертами характера и порывами души. К примеру, в Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. В русской литературы белый цвет отражает схожее символическое значение.

Чёрный. Черный цвет, как правило, символизирует с несчастье, горе, траур, гибель. Он передает идею небытия, исчезновения. Белый и черный являются антонимичными не только как цветовое обозначение, но и как символ начало и конца. В ассоциациях человека зачастую появляется образ мистического, зловещего существа «в чёрном». Черный отражает нечистоту намерений и помыслов кого - либо. В литературе данный цвет, элементы одежды, портрета может сопутствовать негативной окраске / характеристики героя произведения.

Опираясь на основные пункты приведённой выше классификации цветовых ассоциаций, мы составили сводную таблицу цветов и их предполагаемых значений (см. приложение 1).


Цвет и его функции в художественном произведении

Одной из основных задач языка является передача информации, воспринимаемой с помощью органов чувств. Зрительной информации в языке отведено значительное место. В свою очередь, одной из ведущих характеристик этой информации являются цветоощущения. Поэтому интерес к словам, обозначающим цвет, не иссякает на протяжении десятилетий.

Использование слов со значением цвета придает яркость и эмоциональность художественной речи. При построении художественного текста подбор цветообзначений играет большую роль, так как они передают своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность и неповторимое мировоззрение.

«Цвет в русской литературе является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций» [2], по палитре используемых цветов можно рассмотреть художественный мир автора, понять художественные образы, созданные художником слова и его внутреннее самоощущение.

Авторская художественная картина мира – это «специфическая форма мировосприятия, которая выступает как альтернатива реальному миру и представляет собой результат внутренней работы автора, его творческой деятельности» [1].

При анализе цветообозначающих слов в художественном тексте необходимо учитывать все способы выражения цвета. С точки зрения литературоведения, «текст должен восприниматься как художественное целое, где цвет один из элементов этого целого» [2].

Цветообозначения в различных контекстах, т.е. во взаимосвязях с другими словами могут нести на себе различное значение. Эти значения в той или иной степени отличаются от основных лексических. «При помощи цвета можно описать предмет, чувства, состояние, эмоции, другими словами, эмоционально-психическое состояние» [12].

Художественный текст удивительно богат и многогранен по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов.

Таким образом, в художественном произведении цвет не только способствует созданию художественной образности. Литературное творчество направлено на создание «вторичной» реальности – мира, вымышленного художником слова. «Эгоцентричность автора как субъекта, порождающего текст, позволяет представить мир, не тождественный чувственно воспринимаемому, и избрать краски, релевантные именно для его субъективной картины мира, придать различным объектам действительности определённые цветовые характеристики»[13]. Цвет при этом является значимым компонентом ментального пространства художника слова, поэтому «анализ цветосемантики, цветописи помогает проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию автора» [4].

Изучая цветовое восприятие, лингвисты подразделяют цветообозначения на две группы: основные (абсолютные) и оттеночные.

Абсолютные цветонаименования, в свою очередь, делятся на хроматические, называющие семь цветов радужного спектра, и ахроматические (белый, серый, черный) [9].

Все остальные цветообозначения называют оттеночными. Они различаются «по способу передачи оттенков» [10]. Выделяют группу цветонаименований, которые передают оттенки цвета аналитически, среди них цветовые прилагательные:

а) вторичной номинации (сиреневый, молочный);

б) без ясно прослеживающейся этимологии (бурый, алый);

в) с ограниченной сочетаемостью (русый, карий, гнедой);

г) заимствованные цветообозначения (сольферино, индиго);

д) терминологические единицы (кобальт, ультрамарин);

е) неологизмы и архаизмы (пепсиний, кубовый, смарагдовый);

ж) окказионализмы (черноты).

Существует группа оттеночных цветонаименований, уточняющих оттенки цвета:

а) сложные, с формантами ярко-, светло-, темно-, нежно- и т. п., уточняющие интенсивность окраски;

б) двусоставные цветообозначения, представляющие названия смешанных цветов или разноцветных объектов: желто-зеленый, сине-белый и т. п.

Кроме того, выделяют «конструктивно сложные (генетивные)» цветообозначения (цвета мёда, цвета морской волны) и «сравнительные обороты» (щечки, как маков цвет) [15].

Опираясь на основные пункты приведённой выше классификации цветообозначений, мы составили сводную таблицу (см. приложение 2).



Глава 2

Идейно-смысловой анализ цветописи в произведениях Александра Грина 20-х годов XX века

История жизни Александра Грина в 20-е годы XX века

В 1919 Александр Грин был призван из Петрограда в Красную армию, где заболел сыпным тифом. Тяжелобольного писателя привезли в 1920 в Петроград, где с помощью Максима Горького ему удалось получить академический паёк и комнату в «Доме искусств»; здесь он жил рядом с В.Пястом, В. А. Рождественским, Н. С. Тихоновым, в воспоминаниях которых отражён петербургский период жизни Грина. В рассказе «Крысолов» (опубликован 1924) представлена реальность Петрограда тех лет — пустующие здания акционерных обществ и банков, беззвучные телефоны, олицетворяющие рухнувшую общественную систему, картины голода, эпидемии. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение — феерию «Алые паруса» [7].

В 1924г. в Ленинграде был напечатан роман Александра Грина «Блистающий мир». Этому замечательному литературному событию предшествовало не менее замечательное событие в жизни Александра Степановича - весной 1921 года Грин женился на 26-летней вдове, медсестре Нине Николаевне Мироновой. Они познакомились ещё в начале 1918 года, когда Нина работала в газете «Петроградское эхо». Её первый муж погиб на войне. Новая встреча произошла в январе 1921 года, Нина отчаянно нуждалась и продавала вещи (Грин описал похожий эпизод в начале рассказа «Крысолов»). Через месяц он сделал ей предложение. В течение отведённых Грину судьбой одиннадцати последующих лет они не расставались, и оба считали их встречу подарком судьбы. Грин посвятил Нине феерию «Алые паруса», завершённую в этом году.

В 1924 г. Александр Грин с женой переезжают в Крым, инициатором переезда была Нина, которая хотела спасти Грина от пьяных петроградских кутежей и притворилась больной. Осенью 1924 года Грин купил квартиру на Галерейной улице (теперь там Музей Александра Грина) в Феодосии. Изредка супруги ездили в Коктебель к Максимилиану Волошину. Именно в Феодосии Грин написал роман «Золотая цепь» (1925, опубликован в «Новом мире»), задуманный как «воспоминания о мечте мальчика, ищущего чудес и находящего их». Осенью 1926 года Грин закончил главный свой шедевр — «Бегущая по волнам», над которым работал полтора года. В этом романе соединились лучшие черты гриновского таланта: глубокая мистическая идея о потребности в мечте и воплощении мечты, тонкий поэтический психологизм, увлекательный романтичный сюжет. Два года автор пытался опубликовать роман в советских издательствах, и лишь в конце 1928 года книга увидела свет в издательстве «Земля и фабрика» [7].

Жизнь писателя в изучаемый период жизни была очень тяжёлой, писатель переживал и одиночество, и обречённость, и творческий тупик, в который сам себя завёл своим образом жизни. Но, несмотря на тяжесть положения, Грин не переставал мечтать. И мечта стала явью, когда Александр Степанович обрёл любовь и семью, ставшую ему опорой до конца жизни.


Анализ цветовых деталей в литературных произведениях Александра Грина 20-х годов XX века


По теме исследования литературоведческих материалов не найдено, поэтому тексты художественных произведений прочитаны, сделаны выборки лексического материала и самостоятельно (с опорой на словарь цвета) сформулирована оценка цветовым деталям в творчестве писателя.

Для изучения литературного материала были взяты самые значительные произведения Александра Грина феерия «Алые паруса», романы «Бегущая по волнам» и «Блистающий мир».

В ходе чтения произведений была произведена выборка цветовых деталей.


t1610138629aa.gif

Рис.1. Диаграмма

«Количество упоминаний цветовых деталей в повести «Алые паруса» Александра Грина



t1610138629ab.gif

Рис.2. Диаграмма

«Количество упоминаний цветовых деталей в романе «Блистающий мир» Александра Грина



t1610138629ac.gif

Рис.3. Диаграмма

«Количество упоминаний цветовых деталей в романе «Бегущая по волнам» Александра Грина





Наблюдается преобладание белого и черного цветов, множество оттенков красного цвета, тенденция к уменьшению употребления голубого и синего цветов.


Изучение словарей по символике цвета

Значение цвета изучалась с помощью Интернет – ресурса «Словарь цвета».

Семантика цвета представлена по мере уменьшения частотности употребления цветовых деталей. (см. приложение 3)





Соотнесение цветовых деталей из текстов произведений с символическим значением цветов и событиями в жизни писателя


Цветовые детали в художественных текстах Александра Грина можно разделить на несколько групп: символичность цвета, предметность цвета, пейзажность цвета. Рассмотрим значение цвета в каждом направлении.

1.Символика цвета часто используется для отражения внутреннего состояния героев, является отражением психологического состояния писателя. Семантика цветовых символических деталей у Грина многопланова, глубинна, выразительна. Цветовые слова отличаются многообразием оттенков, которое «начинается чисто белым и через едва заметную окрашенность, среднюю глубину цвета и значительную интенсивность последнего переходит к чисто спектральному цвету».

А) Одним из самых распространённых цветов в прочитанных произведениях является белый цвет. В феерии «Алые паруса» именно белый цвет прямо или косвенно связан с морем. Это и морская пена: «Струя пены, отбрасываемая кормой корабля Грэя «Секрет», прошла через океан белой чертой и погасла в блеске вечерних огней Лисса. Корабль встал на рейде недалеко от маяка». [6,109]. Это и песок, и камни на берегу: «Рыбачьи лодки… образовали на белом песке длинный ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб…». [6,88].Это и миниатюрная гоночная яхта - белое суденышко. Это и корпус корабля «Секрет», который идёт за Ассоль. Даже свет маяка ночью кажется белым, хотя цветовой детали автор не использует. Значение белого цвета определено в словаре так: «Белый - мир, счастье, добрая воля». Именно с морем у Ассоль связана мечта о счастье, по доброй воле героиня поднимается на борт корабля вместе с Греем, и наступает такой долгожданный мир в приморском городке. Белый цвет связан и с писателем: он предпочитал светлую одежду (рубахи и головные уборы), в год, когда была написана феерия, наконец писатель обретает счастье с женщиной, которая стала ему опорой до конца жизни.

Б) Черный цвет у многих ассоциируется с горем, злом, несчастьем. Какое символическое значение приобретает чёрный цвет в произведениях Грина? В словаре даётся следующее значение чёрного цвета: «черный - символ ночи, греха, тишины, смерти». Как ни странно, но и чёрный цвет связан у Грина с морем, только цвет этот является отражением внутреннего тяжёлого состояния героев (они испытывают боль от потери, усталость). Например, Лонгрен выходил на берег и с печалью и горем смотрел, «как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению». [6,89]А мать Грея, потеряв мужа и не получая долгое время вестей от сына, встречает его поседевшая, в черном платье, с молитвой на устах: «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных», — слышал, коротко дыша, Грэй. Затем было сказано: — «и мальчику моему...» Тогда он сказал: — «Я...» Но больше не мог ничего выговорить. Мать обернулась. Она похудела: в надменности ее тонкого лица светилось новое выражение, подобное возвращенной юности. Она стремительно подошла к сыну; короткий грудной смех, сдержанное восклицание и слезы в глазах — вот все. Но в эту минуту она жила сильнее и лучше, чем за всю жизнь. — «Я сразу узнала тебя, о, мой милый, мой маленький!» И Грэй действительно перестал быть большим. Он выслушал о смерти отца, затем рассказал о себе».[6,109] Сам Грей начинает «день в черных лучах», потому что «погружен в невыразимый мир бесцельного напряжения» [6,109. Грин не наделяет чёрный цвет новым значением – этот цвет однозначен, как однозначно гриновское выражение: «чёрный злодей» [6,109]. Но почему писатель так часто использует этот цвет, ведь произведения, написанные в этот период добрые, красивые? Возможно, что Грин в это время переживает самые тяжёлые дни в своей жизни: сначала живёт как отшельник, по воспоминаниям соседей, затем много кутит, попадает, практически, на самое дно жизни, чувствует себя никому не нужным.

В) Нельзя не обратить внимание на то, что в творчестве Грина преобладает красный цвет с его различными оттенками. Красный цвет «имеет окраску одного из основных цветов спектра, идущего перед оранжевым: цвета крови». Мы встречаем красный, рыжий, лиловый, розовый, малиновый, фиолетовый, багровый, багряный цвета.

- Что интересно, например, в феерии «Алые паруса» автор, описывая детские годы и мечты Ассоль, чаще употребляет нежный розовый. Девочка получает «суденышко, которое несло алые паруса, сделанные из обрезков шелка». Это цвет, пламенный веселый цвет, так ярко горел в руке героини, как будто она держала огонь». «Отойдя в лес за мостик, по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде; свет, пронизывая материю, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна». [6,93] Вообще, мечта и сказка Ассоль розового цвета (символ романтичности и доброты): «Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом». [6,96]

- Но как только над мечтой героини начинали смеяться жители Каперны, мечта становилась красной. Значение слова «красный»: символ любви, жизни, богатства и власти. Но именно в этот момент красный теряет его и приобретает у Александра Грина новое – символ крови, ненависти к любви, жестокости. «Тебе, — говорит, — исполнится совершеннолетний год, а тогда, — говорит, — специальный красный корабль... За тобой. Так как твоя участь выйти за принца. И тому, — говорит, — волшебнику — верь». Но я говорю: — «Буди, буди, мол, табаку-то достать». Так ведь он за мной полдороги бежал. — Кто? Что? О чем толкует? — слышались любопытные голоса женщин. Рыбаки, еле поворачивая головы, растолковывали с усмешкой: — Лонгрен с дочерью одичали, а может, повредились в рассудке; вот человек рассказывает. Колдун был у них, так понимать надо. Они ждут — тетки, вам бы не прозевать! — заморского принца, да еще под красными парусами! Через три дня, возвращаясь из городской лавки, Ассоль услышала в первый раз: — Эй, висельница! Ассоль! Посмотри-ка сюда! Красные паруса плывут! Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря. Затем обернулась в сторону восклицаний; там, в двадцати шагах от нее, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывая языки. Вздохнув, девочка побежала домой. 6,98-99

- Мечта Ассоль возвращается из зари: «Он (корабль) всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шел прямо к Ассоль. Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; уже, встав, девушка прижала руки к груди, как чудная игра света перешла в зыбь; взошло солнце, и яркая полнота утра сдернула покровы с всего, что еще нежилось, потягиваясь на сонной земле». [6,124]Только цвет уже другой - детская розовая мечта стала алой (цвет огня, жизни, надежды). Так и в жизни писателя появляется надежда на жизнь с новой любовью, надежда на продолжение творчества. Он решает изменить жизнь и уезжает в Крым.

Г) Синий и его оттенки (голубой, бирюзовый) не так часто, по сравнению с названными выше цветами, встречается в текстах. Вообще, синий, голубой цвета символизируют духовность, высоту неба, человеческих порывов, целей. И у Грина символическое значение цвета не меняется. Так Грей достал «гвозди из окровавленных рук Христа, т.е. попросту замазал их голубой краской, похищенной у маляра». [6,101] А всё потому что примерял на себя из «бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную — роль провидения» [6,101], выбрал одну – следовать своей мечте, исполняя мечты других людей. Мечтой для Грея стало море – та самая стихия, которая для каждого человека олицетворяет свободу: «Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана».[6,106]

Голубым путём – путём к счастью, высоким целям идут и герои романа «Блистающий мир»: «Так, следуя за выздоровевшей, но совершенно забывшей все девушкой, отметим мы и ее брак с Квинсеем, твердой рукой протянувшим ей новые, не менее чудесные цветы жизни, и возвращение жизнерадостности, - и все, чем дышит и живет человек, когда судьба благоприятна ему. Только иногда, обращая взгляд к небу, где вольные черты птиц от горизонта до горизонта ведут свой невидимый голубой путь, Руна Квинсей пыталась припомнить нечто, задумчиво сдвигая тонкие брови свои; но момент гас, и лишь его тень, светлым эхом возвращаясь издали, шептала слова, - подслушанные ли где, или возникшие чужой волей? - быть может, слышанные еще в детстве:

Если ты, не забудешь,

Как волну забывает волна...» [5,360]

Голубой путь – ручей ведёт и Ассоль: «В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часу, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край желтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. Здесь было устье ручья; разлившись нешироко и мелко, так что виднелась струящаяся голубизна камней, он пропадал во встречной морской волне». [6,94]

В русском языке есть устойчивое выражение: голубая мечта. Это чистое, идеальное, желаемое, то самое, с чем человек обретает счастье. Грин даёт своим любимым героям голубую мечту, к которой каждый и идёт.

Д) Серый цвет обозначает стабильность и гармонию. Но у Александра Грина данный цвет употребляется в описании Эгля и отца Ассоль Но перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком — выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вяло-прозрачным, если бы не глаза, серые как песок и блестящие как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным. [6,94]

Она, приговаривая что-то про себя, разгладила его спутанные седые волосы, поцеловала в усы и, заткнув мохнатые отцовские уши своими маленькими тоненькими пальцами, сказала: — «Ну вот, теперь ты не слышишь, что я тебя люблю». [6,119

Получается, что Грин намеренно серый, серебряный, никелевый цвета употребляет именно в описании людей, наделённых мудростью, опытом. Первый вселяет в девочку мечту, а второй поддерживает её. Эти цвета убеждают читателя в том, что мечта Ассоль сбудется обязательно, потому что она живёт в гармонии с собой.

Е) Зелёный цвет очень символичен для творчества Александра Грина (весна, победа над злом). У писателя же есть интересный рассказ под названием «Зелёная лампа», которая становится символом надежды для героев. В романе «Блистающий мир» вновь появляется этот образ: «Фонарь исчез, его заменил свет яркой зелёной лампы» (5,230). Свет зелёной лампы – свет надежды на лучшую жизнь, которую можно достичь только собственным трудом.

Ж) Золотой цвет тоже любимый автором (цвет разума и бессмертия). Цвет этот находится как бы на пересечении двух миров: нашего, реального, земного и таинственного, чарующего. Мира, который чувствуешь на уровне подсознания или благодаря своей фантазии. Это мир таинственных писем, торжества справедливости. В нём человек ощущает лёгкость души, живость: «На потолке и стенах неслись танцы солнечных привидений. Вихрь золотой сети сиял таинственными рисунками. Лучистые веера, скачущие овалы и кидающиеся из угла в угол огневые черты были, как полет в стены стремительной золотой стаи, видимой лишь в момент прикосновения к плоскости. Эти пестрые ковры солнечных фей, мечущийся трепет которых, не прекращая ни на мгновение ткать ослепительный арабеск, достиг неистовой быстроты, были везде – вокруг, под ногами, над головой. Невидимая рука чертила странные письмена, понять значение которых было нельзя, как в музыке, когда она говорит. Комната ожила. Казалось, не устоя пред нашествием отскакивающего с воды солнца, она вот-вот начнет тихо кружиться. Даже на моих руках и коленях беспрерывно соскальзывали яркие пятна. Все это менялось неуловимо, как будто в встряхиваемой искристой сети бились прозрачные мотыльки. Я был очарован и неподвижно сидел среди голубого света моря и золотого – по комнате. Мне было отрадно. Я встал и, с легкой душой, с тонкой и безотчетной уверенностью, сказал всему: «Вам, знаки и фигуры, вбежавшие с значением неизвестным и все же развеселившие меня серьезным одиноким весельем, – пока вы еще не скрылись – вверяю я ржавчину своего Несбывшегося. Озарите и сотрите ее!»

Едва я окончил говорить, зная, что вспомню потом эту полусонную выходку с улыбкой, как золотая сеть смеркла; лишь в нижнем углу, у двери, дрожало еще некоторое время подобие изогнутого окна, открытого на поток искр, но исчезло и это. Исчезло также то настроение, каким началось утро, хотя его след не стерся до сего дня» [6,215]

Кажется, что в такой золотой мир писатель попадал каждый раз, когда создавал свои замечательные романтические произведения. Такой мир – мир мечты писателя, мир, благодаря которому он не погиб в самые трудные годы.

2. Цвет для описания предметов (конкретных существительных).

Существует мнение, что в творчестве Грина цвет используется для описания предметного мира, в котором живут герои писателя. Отчасти это так. Писатель использует цвет для описания одежды, вина, бочек, дерева: красное вино, синяя юбка (6,212), белая рубашка с синим галстуком, белое кепи, чёрная расчёсанная борода (6,223), золотые очки (6, 233) и золотые туфельки (6,261), ствол черного дерева (6,240), чёрные волосы и чёрные глаза (6,256-261), чёрный плавник, черный платок, автомобиль, кружева, красный камзол (6,285), голубые помпоны (6,285), зелёные перья, цилиндры (6,285), белый балахон (6,285), огненно-жёлтый плащ, рыжее перо (6, 292), жёлтое платье.

Прилагательные со значением цвета прежде всего выступают здесь в прямом значении. С помощью них создаётся многоцветие, отражающее настроение героев и самого писателя. Цвета Александр Грин употребляет свои: любимые белый и чёрный для одежды, - к ним добавляются зелёный и золотой.

Но писатель идёт дальше в использовании цвета – краски появляются даже в тех словах, семантика которых не связана с цветом: «В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; их белые колпаки на фоне почерневших стен придавали работе характер торжественного служения; веселые, толстые судомойки у бочек с водой мыли посуду, звеня фарфором и серебром; мальчики, сгибаясь под тяжестью, вносили корзины, полные рыб, устриц, раков и фруктов. Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры; там свиная туша с коротеньким хвостом и младенчески закрытыми глазами; там — репа, капуста, орехи, синий изюм, загорелые персики» 6,102 Такие зарисовки, полные различных предметов, залиты цветом и светом. Это и корзины с рыбой, устрицами и раками – блестящие от чешуи, серые от раков, тёмные – от устриц. Это и радужно-зелёные фазаны, розовая свиная туша, жёлтая репа, жёлто-розовые прозрачные персики. Везде – цвет.

Или: «Были там еще корабли-пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой; корабли-призраки, сияющие мертвенным светом синего озарения; военные корабли с солдатами, пушками и музыкой; корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных; корабли с мрачной тайной и бунтами; корабли открытий и корабли приключений» [6,106] Задумываешься, а какого цвета корабли открытий, корабли приключений, корабли-призраки? Каждый читатель думает о своём цвете. Но цвет есть.

Предметный мир Александра Грина огромен. Так же огромен мир цвета, который используется автором для описания.

3. Цветовые детали для создания пейзажа.

В произведениях Александра Грина слова, обозначающие цвет, реализуют все функции, свойственные цветовым словам в художественном тексте. В том числе, они помогают создавать яркие красочные природные образы и картины, выполняя описательную функцию, дают точную, «яркую», цветовую характеристику, не только «оживляют» описание, но и создают прекрасные пейзажи, зарисовки, описания, воспринимая которые читатель получает эстетическое наслаждение.

Вот как, например, автор создаёт картину сада замка, где жил Грей: «Лучшие сорта тюльпанов — серебристо-голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью — извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий. Старые деревья парка дремали в рассеянном полусвете над осокой извилистого ручья. Ограда замка, так как это был настоящий замок, состояла из витых чугунных столбов, соединенных железным узором. Каждый столб оканчивался наверху пышной чугунной лилией; эти чаши по торжественным дням наполнялись маслом, пылая в ночном мраке обширным огненным строем» [6,99]. Благодаря разноцветью тюльпанов, сад напоминает весну в Голландии. Именно такая ассоциация возникает у современного читателя. И снова везде красный цвет – даже чугунная ограда приобретает красноватый оттенок, потому что освещается светом горящего масла.

А ночь приобретает сказочный вид благодаря чёрному и золотому цвету: «Была полная ночь; за бортом в сне черной воды дремали звезды и огни мачтовых фонарей. Теплый, как щека, воздух пахнул морем. Грэй, подняв голову, прищурился на золотой уголь звезды; мгновенно через умопомрачительность миль проникла в его зрачки огненная игла далекой планеты» [6,110]. Золото и чернь – единение противоположных цветов создаёт чудесную картину.

Но ещё удивительнее то, что цвет в пейзаже Грина может меняться: «Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь» [6,123]. Незаметно сменяя друг друга, цвета меняют мир природы и мир человека. А писатель как бы говорит о том, что всё и всегда находится в движении, всё меняется.

Заключение

Проанализировав произведения, можно сделать вывод, что символическое значение цвета автор из трёх перечисленных произведений использует чаше в феерии «Алые паруса». Возможно, это произошло потому, что оно одно из самых удивительных произведений о человеке и его мечте и в нём места нет прозе жизни, хотя и её хватает в описании приморского городка и её жителей. А в романе «Блистающий мир» больше цветной предметности, создающей настроение как героев, так и читателя. «Бегущая по волнам» - это роман – пейзаж, роман – цвета моря и таинственного чудесного «золотого» мира».

Реализуя эмоциональную функцию, цветовые эпитеты способствуют выражению авторского настроения, его жизненных переживаний, авторской эмоциональной оценки предмета или явления, выражающей отношения автора к своему герою. Эмоциональные эпитеты помогают художнику посредством слова, цветописи воздействовать на читателя, создавать определенное настроение. Выполняя смысловую функцию, цветовые эпитеты наполняют произведения глубинным содержанием, дополнительным смыслом. Кроме того, цветовые слова выполняют коммуникативную функцию: определенная информация, передаваемая писателем, воспринимается читателем благодаря известным всем цветовым ассоциациям, символам.

И писатель, и художник, обращаясь к цвету, преследуют одну цель: с помощью слова, зрительного образа воздействовать на человека, пробудить в нем лучшие чувства: любовь, добро и самое главное, сопереживание. Благодаря использованию художественного слова, вернее, в синтезе цвета и художественного слова, образов ему удается добиться как бы двойного эффекта: с одной стороны, можно «услышать» образ через слово, с другой – «увидеть» образ через цвет, то есть через цветовую картинку.



Список источников информации

Бахилина, Н. Б. История цветообозначений в русском языке [Текст]/ Н.Б. Бахилина. – М.: 1975. – 287с.

Брагина, А. А. Лексикология и лексикография. Цветовые определения и формирование новых значений слов и словосочетаний [Текст]/А.А. Брагина. – М.: 1997. – 73-105с.

Габриелян, Ж. Еще раз о цвете[Текст]/ Ж. Габриелян // Реклама. – 1999. – № 4. – С. 28–30.

Грачева, И.В. Грани самоцветов // Литература в школе [Электронный ресурс]. ­­ Режим доступа: http://www.hintfox.com/article/grani-samotsvetov-v-rysskoj-literatyre.html, свободный.

Грин, А. Блистающий мир [Текст]/А. Грин. М.: Молодая Гвардия, 1980.400с.

Грин, А. Избранное [Текст]/А. Грин. Горький, Волго-Вятское кн.изд-во, 1977.366 с.

Губченко, Е. Наедине с мечтой [Электронный ресурс]. ­­ http://www.manwb.ru/articles/persons/fatherlands_sons/grin_dream_alone, свободный.

Крылов, Г. А. Школьный этимологический словарь [Текст]/ Г. А. Крылов. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 313с.

Обухов, Я.Л. Символика цвета [Текст] / Я.Л. Обухов//Журнал практического психолога. – 1996. – № 5.

Прохорова, Н. Г. Символика цвета в поэзии С. Есенина [Электронный ресурс]. ­­ Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/04/01/simvolika-tsveta-v-poezii-sesenina, свободный.

Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.) [Электронный ресурс]. ­­ Режим доступа: https://www.ronl.ru/referaty/literatura-zarubezhnaya/129171/, свободный.

Символика цвета в литературе [Электронный ресурс]. ­­ Режим доступа: https://bookclubby.livejournal.com/171226.html, свободный.

Символика цвета и её роль в произведениях [Электронный ресурс]. ­­Режим доступа: http://mirznanii.com/a/129738/simvolika-tsveta-i-ee-rol-v-proizvedeniyakh, свободный.

Словарь символика цвета[Электронный ресурс].­­http://www.eslovar.ru/dictionary/19/18575, свободный.

Упорова, С. О. Методологии анализа цвета в художественном тексте [Текст] / С. О. Упорова // Гуманитарные науки в Сибири. – 1995. – № 4. – С. 52.

Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер [Электронный ресурс]. ­­ Режим доступа: http://enc-dic.com/fasmer, свободный.


Приложение

Приложение 1

Таблица «Классификация цветовых ассоциации»



t1610138629ad.png



Приложение 2

Таблица «Классификация по формам цветовых обозначенй»

Формы цветообозначений

Примеры

1. Лексические единицы со значением цвета, зафиксированные в словарях

Белый, красный, чёрный, зелёный.

2. Модификации

а) уточнение цвета с помощью суффиксальных образований и сложения с опорным комп-м

Бледно, ярко, голубоватый, бледно-розовый, светло-коричневый.

б) словосочетания, совмещающие основные цветообозначения и оттеночные признаки

Желто-красный, иссиня-черный

в) синэстетические цветообозначения-сложения с опорным компонентом – «цветовым» прилагательным и «аффективным» компонентом, передающим характер эмоционального восприятия цвета, эстетическую оценку цвета

Греховно-красный, золотисто-пьяный, безумно-белый, стыдливо-белый, воздушно-белый, сребристо-горестный, траурно-чёрный, царственно-синий

г) сложения с опорным компонентом – «цветовым» прилагательным и уточняющим компонентом, вносящим сравнительно-конкретизирующее значение

Медно-красный, золотисто-огненный, серебристо-белый, жемчужно-белесый, кроваво-красный, молочно-белый

д) слова, которые не являются цветообозначениями, но предполагают такую возможность, благодаря периферийным или коннотативным значениям слова. Это слова, имплицитно выражающие цветовое значение. Авторские новации.

Огненный, пожарный, меловой, дымчатый, керосинового цвета, цвета кофейной гущи







Приложение 3

Символика цвета

Черный цвет: символ ночи, греха, тишины, смерти.

Белый цвет: мир, счастье, добрая воля.

Оттенки красного цвета:

Алый - цвет огня, жизни, надежды.

Розовый - символ романтичности и доброты.

Красный - символ любви жизни.

Фиолетовый – цвет сдержанности, умеренности.

Вишневый - цвет идеалов и духовности.

Малиновый - цвет страсти, огня, порывов.

Коричневый - цвет серьезности и увядания.

Фиолетовый – цвет сдержанности, умеренности.

Багровый - цвет крови.

Бордовый – цвет солидности, уверенности.

Синий и голубой цвета:

Синий - символ всего духовного.

Голубой - символ лучезарного неба.

Зеленый- символ весны, победы над злом.

Серый – символ стабильности и гармонии.

Оранжевый- символ жестокости, эгоизма.

Золотой- цвет разума и бессмертия.

Желтый- цвет тепла, величия, царственности.




Автор материала: Е. Колобова (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Владимировна Казарцева, 09.01.21 в 07:12 0Ответить Пожаловаться
Замечательная работа, спасибо
Суслопарова Людмила Юрьевна, 09.01.21 в 09:36 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Васильевна, вам и ученице за такой фундаментальный труд! Молодцы! Рада видеть земляков в сообществе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.