Конспект урока литературы в 7 классе «Александр Грин «Алые паруса»

18
2
Материал опубликован 9 August 2018 в группе

Тема урока: «Дорога к мечте. Когда мечты сбываются?»
Класс: 7.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Вид урока: комбинированный.
Технологии: педагогическая мастерская ценностных ориентаций, технология деятельностного метода, группового обучения.
Форма работы: групповая.
Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Цель: через систему образов и символов феерии А.Грина создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития.
Задачи: 
1) обучающая: совершенствовать навыки анализа художественного произведения, предоставить возможность для конструирования собственного знания; 
2) развивающая: развивать ассоциативно-образное мышление, творческое воображение, коммуникативные навыки при работе в группах; 
3) воспитывающая: формировать ценностные ориентиры.


Оборудование: мультимедийный проектор, аудиозапись фрагмента феерии (предсказание Эгля), арии Ассоль, Эгля, иллюстративный материал, листы с заданиями, эйдос-конспект, презентация. 

Эпиграфы к уроку.
Мечта, любовь, счастье, труд – вот основа человеческой жизни. (Н.Матвеева.)
Мечты – не уход от действительности, а средство приблизиться к ней. (С. Моэм.)
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. (Платон.)

Ход урока.

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок: 
1) «Когда дни начинают пылиться и блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д.Гранин. Ему же принадлежат замечательные слова: «Грин – один из немногих писателей, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости». 2) Прослушивание арии Эгля «Если очень верить в чудеса…» из мюзикла «Алые паруса». Формулировка темы и ключевых вопросов урока. Работа над эйдос-конспектом. Запишите слова «Дорога к…». Внимательно прочитайте эпиграфы и допишите недостающее слово (мечте). Сформулируйте два вопроса, начинающихся со слова «Почему?», связанных с героями феерии А.Грина «Алые паруса»:
«Почему герои мечтают?»
«Почему их мечты сбываются?»
2.
Индуктор. Продолжите предложения, используя личный опыт, чтобы получились яркие сравнения: «Человек без мечты – как (птица без крыльев, лодка без паруса и вёсел…). 
3.Социоконструкция. Создание творческого продукта: мини-сочинение «Я считаю,что…» (индивидуально и в группах): посмотрев инсценировку «Ассоль и Эгль» и прослушав аудиозапись «Предсказание Эгля», обсудить в группах, а затем письменно ответить на вопрос 11 (учебник, с.55). Выход на тему произведения.
4.Социализация (чтение получившихся сочинений).
5.Обращение к новой информации и её обработка.

Четвёртая глава феерии заканчивается словами: «Так, - случайно…- Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности» (текст или учебник, с.50). Встреча героев – случайность или неизбежность? Поиск ответа через характеристику главных героев. Работа над эйдос-конспектом.
1.Символика имён. Символика цвета. (Мини-исследования).
2.«Собираем» образы Ассоль и Грея. Метод «мозаики». 


Ассоль. 
1)портрет героини (в тексте шесть описаний Ассоль. Зачем? Метод «ключевых» слов. (Работа с текстовыделителями).
Какие детали внешности повторяются в Ассоль-девочке и Ассоль-девушке? Как эти детали характеризуют героиню? 


Портрет Ассоль
1. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.
2. За ореховой рамой в светлой пустоте отражённой комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль — был совершенно оригинален, - оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».

2)Метод смысловых ассоциаций. Кто и когда так называет Ассоль – Прекрасная неизвестность (Эгль, с.38), Живое стихотворение (автор, с.46), Дивное художественное полотно (матрос Летика, с.44), Мокрая драгоценность (автор-Грэй, с.53). Запишите в характеристику Ассоль ваши ассоциации.

3) Имя девушки ассоциируется с музыкой. Музыка звучит на многих страницах произведения. А можете вы представить её образ в танце? Давайте попробуем. Танец Ассоль в исполнении ученицы. Вывод: героиня достойна своей мечты. Когда человек хочет и ждёт необычного, оно приходит.


Грэй. 1.Метод «вживания». Воображаемый диалог капитана Гопа и матроса Летики. (Инсценировка).
Летика: Так вы говорите, сэр, что знали капитана Артура Грэя?
Гоп: Конечно, Летика. Артур Грей пришёл юнгой ко мне на корабль ещё будучи несовершеннолетним. Был он выходцем из богатой семьи, худым и слабым мальчиком. Я думал, что из него не выйдет моряка, тем более капитана. 
Летика: Но вы ошибались, капитан Гоп.
Гоп: Да, Грей был хороший малый. Правда, из-за своего неумения поначалу он терпел много оскорблений от моих моряков. Но Грей оказался стойким парнем. Неся морскую службу, он окреп, возмужал и многому научился. Ты знаешь, Грей шёл к цели со стиснутыми зубами. Оказалось, что у него сильная воля и твёрдый характер. 
Летика: Да, я это заметил. Первый раз плаваю с таким капитаном.
Гоп: Однажды я позвал его к себе в каюту, дал ему книгу на старом морском языке. Он прочитал несколько слов, и это был его первый урок капитана. Мы стали заниматься навигацией, морским правом, лоцией и кораблестроением. Через год капитан Грей вышел в море на собственном корабле «Секрет». Я понял, что он родился капитаном, хотел быть им и стал им.
Летика: Да, капитан дельный, ни на кого не похожий. Загвоздистый капитан. Впрочем, люблю его. 
2. Характер Грэя раскрывается через поступки. Когда мы хотим выразить своё уважение и восхищение, мы говорим: «перед этим человеком я снимаю шляпу». За что вы сняли бы шляпу перед Артуром Грэем? Напишите в тетрадях. Озвучьте ваши мысли. Грэй – человек поступков, он действует, он активно борется за своё счастье. Добивается его. Перед нами волевой, мужественный человек, прошедший большую трудовую школу, знающий цену слову и делу.
3.В каких словах Грэя выражена идея произведения? Процитируйте эти строчки и нарисуйте их символически.

6.
Выводы урока. Ответьте на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. Запишите в конспект. 1. Можно ли быть спокойными за героев?
(Да, они обязательно будут счастливы, потому что: их мир открыт для жизни, для других людей; в нём есть любовь, добро, прощение, милосердие, чистота сердец, кротость; они умеют бороться за своё счастье, “делать чудо своими руками” не только для себя, но и для других; они чисты сердцем.

7.
Рефлексия. Продолжите одно из предложений: меня удивило на уроке…, мне понравилось (не понравилось)…, мне было трудно…Выразите своё состояние на уроке смайликами.

8.Домашнее задание: напишите письмо А.Грину или его героям; сделайте маленькое чудо своими руками.

Комментарии

Интересный урок! Благодарю за материал, Людмила Анатолиевна!

9 February 2019

Спасибо за отзыв, Марина Юрьевна!

11 February 2019