Тема исследовательской работы «Влияние компьютерных игр на здоровье третьеклассника»

6
1
Материал опубликован 12 March 2020 в группе

Автор публикации: Т. Фарков, ученик 5В класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 имени В.Г. Распутина»

 

 

VII школьная учебно-практическая конференция
«Академия маленьких умников»

 

Тема исследовательской работы

«Влияние компьютерных игр на здоровье третьеклассника»

 

 

Выполнил:

Фарков Тимофей,

ученик 5В класса

Руководитель:

Фаркова Ирина Александровна,

учитель информатики

 

 

 

Братск, 2020


 

Введение

 

Мы родились в век стремительного развития техники. Компьютер и мобильный телефон уже не роскошь. Для одних это необходимость, для других становится лишь средством развлечения: общение через социальные сети, компьютерные игры.

И, если взрослые самостоятельно решают для чего им нужен компьютер, в какие игры им играть и играть ли вообще, то за выбор детей отвечают родители. Но, если у ребенка не ограничен доступ к компьютеру, то и проследить за тем, для чего используется ребенком компьютер, становится труднее.

Именно поэтому родителям, да и самим детям, нужно стремиться к тому, чтобы увлечение компьютерными играми стало как безопасным, так и полезным времяпрепровождением. Поэтому нужно разобраться: какие бывают игры, чем они могут помочь или навредить.

Актуальность темы: появление персональных компьютеров породило огромное количество мифов, касающихся как пользы, так и вреда от их использования. Поэтому очень важно разобраться в вопросах пользы и вреда компьютера и компьютерных игр.

Цель: выяснить: компьютерная игра приносит вред или пользу третьекласснику.

Гипотеза: предположим: играть в компьютерные игры – это плохо, т.к. вредит психике и здоровью детей. Возможно, играть в компьютерные игры – это хорошо, т.к. игра развивает детей.

Задачи:

1. Узнать, какую пользу, и какой вред несут для детей компьютерные игры.

2. Узнать, какие виды компьютерных игр существуют;

3. Узнать, в какие игры больше играют третьеклассники, и что они думают о вреде и пользе компьютерных игр;

4. Составить рекомендации для учеников по выбору компьютерных игр.

Методы: поиск информации, интервью, анкетирование.


 

Кто играет в компьютерные игры


 

Спросите любого школьника о том, для чего нужен компьютер... Конечно, для игр! Играть в компьютерные игры – занятие увлекательное и захватывающее. 

Некоторые люди, именующие себя геймерами, способны сидеть часами, стараясь правильно уложить кирпичики в «Тетрисе», сутками осваивать разные сказочные пространства, неделями бродить по замкам, полным привидений, месяцами строить города на неизвестных планетах, годами палить из всех видов оружия...

В наши дни огромное количество самых разных по интересам людей частенько поигрывают в компьютерные игры – и не только скучающие школьники или прогульщики-студенты. Среди игроков встречаются и бизнесмены, и политики, и домохозяйки, и инженеры, и художники – в целом абсолютно разные люди. Всех их объединяет одно – желание испытать в виртуальных мирах что-то новое, неизведанное, попытать удачу и получить наслаждение как от игрового процесса, так и от достигнутых в игре результатов.

Компьютерные игры стали настоящим культурным феноменом – возникнув как незамысловатый плод творческой мысли программистов, они с каждым годом приобретали всё большую популярность – и развились до того, что стали отдельной специфической спортивной дисциплиной – киберспортом.

Есть игры, в которые играют целыми командами, – в локальной сети или на каком-то сервере в интернете.


 

Виды компьютерных игр

 

По своему главному назначению компьютерные игры делятся на:

развлекательные,

обучающие – снабжают ребенка какой-либо познаватель­ной информацией в доступной форме,

развивающие – развивают определенные навыки, такие как внимание, память.

В одной игре могут быть объедены все три задачи.

Компьютерные игры для детей имеют возрастную категорию, а также делятся по жанрам:

экшен (шутеры) – поединки, стрелялки, бой со множеством противников и т.д.,

тренажеры, симуляторы – имитация управления техникой, например, автомобилем или самолетом, или поведением, например, футбол, управление производством, фабрикой и т.д.,

стратегии – в данном случае управление не одним персонажем, а целой системой, городом, вселенной, армией,

приключения (бродилки) – сюжетно-ролевая игра с главным героем, выполняющим определенную задачу с применением различных помощников и средств,

ролевые – игра персонажем, обычно создается целый мир со своими законами, а персонаж обладает различными особенностями, характеризующими его, функциями в этом мире.  Главное в таких играх – тактика,

логические – головоломки, пазлы, игры, не требующие реакции,

имитация настольных игр – карты, шашки, шахматы и т.д.

Каждый из жанров игры может научить ребенка чему-то полезному.

Польза компьютерных игр


 

Заглянем в толковый компьютерный словарь. Найдем в нем определение, что же такое компьютерные игры. «Компьютерная игра – это предназначенная для развлечения, отдыха, компьютерная программа, обычно развивающая логическое мышление, реакцию и т. п.».

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

Существует ряд игр, направленных на изучение чего-либо. Они разработаны специально для маленьких детей и эффективно помогают в изучении алфавита и цифр, научат читать и считать, познакомят с иностранными языками. Они в увлекательной, интересной и простой форме преподнесут знания и подарят приятное времяпровождение. Благодаря им, можно подготовить ребенка к школе.

Игры-запоминалки отлично подойдут для улучшения памяти. Они могут иметь разную игровую механику, но главная задача – повторить увиденное или услышанное. Большое разнообразие таких игр, позволит каждый раз ставить перед ребенком новую задачу.

Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т.е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно также, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.

С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:

мыслить логически и рассуждать;

запоминать достаточно большие объемы информации;

развивать мелкую моторику рук;

развивать образное мышление;

быть собранным и внимательным в нужные моменты;

развивать пространственное мышление.

Как не удивительно это звучит, но ученые смогли доказать, что у играющих людей зрение намного лучше. Кроме этого, играющие люди способны одновременно следить за пятью объектами. К слову, обычный человек может следить одновременно только за тремя. Улучшилась также скорость визуальной обработки данных.

Вред компьютерных игр

 

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Рассмотрим, чем же опасны разные виды компьютерных игр.

Самый опасный вид игр – это игры-стрелялки, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрым человеком.

Воздействовать пагубно на психику могут «бродилки» и «авиа-симуляторы». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни.

Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для игрока представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.

Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.

Со временем игрок становится невнимательным, рассеянным, у него не ладится с работой, учебой, он игнорирует свои обязанности. Игровая зависимость становится причиной депрессии и одиночества.

Создатели игр зарабатывают огромное количество денег, предлагая «прокачать» своего героя, открыть следующие уровни, заставляя игроков тратить деньги.

Хочется обратить особое внимание о вредном воздействии компьютера для здоровья подрастающего поколения. Постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.

Компьютерные игры могут навредить ребенку если:

уделять им слишком много времени;

они имеют неподходящую для детей тематику.

Чтобы защитить себя от негативного влияния игр и получить только пользу, необходимо подбирать игры для своего возраста и ограничивать время проведения за компьютером.

Мнения специалистов

 

По мнению школьного фельдшера, компьютерные игры вредны:

Ухудшение зрения. Ухудшение зрения от работы за компьютером происходит практически у каждого человека. Происходит нехватка в организме витамина «А».

Вызывают болезни суставов и позвоночника, от длительного сидения за компьютером развивается переутомление мышц, нарушается кровообращение, развивается дистрофия.

Самым уязвимым местом пользователя компьютера являются нервы. Мерцание экрана сильно напрягает нервную систему, шум вентиляторов, большой поток информации расшатывает нервы, появляется раздражительность.

Школьный психолог предупреждает, что компьютерные игры:

вызывают привыкание;

ведут к снижению успеваемости в школе;

жестокие игры приучают к насилию и агрессии;

снижают желания общаться с детьми своего возраста;

развивают азартную зависимость.

Учитель по информатике дает общие правила при подборе детских компьютерных игр:  

1. Время.  Длительность игры, как и время, проводимое у компьютера, согласно рекомендациям детских врачей, не должна превышать 10-15 минут в день для детишек от 3 до 5 лет, 20 минут в день для пятилеток, и для детей старшего возраста — плюс  5 минут на каждые три года.   Если ребенок возвращается к игре в каждую свободную минуту и игнорирует другие виды отдыха, предпочитая всему только виртуальные игры, нужно обязательно принять меры.  

2. Содержание и качество. Игра не должна содержать сцен насилия, вызывать у ребенка чувства страха или агрессии. Длительное пребывание в стрессовой ситуации и частые негативные эмоции отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. Важно также качество графического изображения и цветовое исполнение игр.

3. Смысловая нагрузка и соотношение с возрастом ребенка. При выборе компьютерных игр обязательно учитываются возраст,  темперамент ребенка, его интересы. Игра должна иметь простые и выполнимые задачи для малыша, и, наоборот — для ребенка постарше быть не примитивной и однообразной, а увлекающей и стимулирующей к достижению цели, победы.

4. Родительский контроль. Если игра проходит в онлайн-режиме, то необходимо помнить правила безопасного пользования интернетом, контролировать время игры, ее содержание и смысловую нагрузку. Также можно использовать определенный набор программ и действий, направленных на организацию времени, доступа или запрета к играм или другим программам, который так и называется: родительский контроль. Одно из главных назначений такого контроля – исключение возможности просмотра и посещения детьми сайтов с «недетским» содержимым.

 


 

Исследовательская работа

 

Цель исследования – узнать, в какие игры играют дети, и что они думают о вреде и пользе компьютерных игр; выявить зависимость школьников от компьютера.

Объект исследования – учащиеся 3 классов нашей школы. Всего в опросе приняло участие 50 человек.

Задачи исследования:

Составить анкету.

Провести анкетирование среди учащихся 3 классов.

Проанализировать результаты.

Сделать выводы.

При проведении анкетирования были заданы следующие вопросы:

Вопрос

Количество ответивших (чел.)

1. Для чего чаще всего ты используешь компьютер?

 

А. Для поиска нужной информации

35

Б. Для развлечения (игры, общение через соц. сети)

30

2. Сколько времени ты тратишь на компьютерные (мобильные) игры?

 

А. Меньше 30 минут в день.

20

Б. От часу до двух в день.

21

В. Больше двух часов в день.

18

3. Как ты заканчиваешь играть?

 

А. Заканчиваю сам.

45

Б. Прерывают родители.

12

4. Какие твои любимые игры

 

стрелялки

24

тренажеры, симуляторы

14

гонки

12

бродилки

14

стратегии

10

развивающие, обучающие, на логику и подобные.

16

5. Напишите свое мнение о компьютерных играх, полезно играть в игры или вредно. Что ты чувствуешь, если тебе запрещают играть.

 

Проанализировав анкеты, можно сделать вывод: опрошенные используют компьютер в равной степени, как для игр, так и для поиска информации.

Ученики понимают, что долго нельзя играть в компьютерные игры. Многие играют менее одного часа в день.

Опрошенные предпочитают играть в стрелялки, на втором месте – развивающие игры, на третьем – симуляторы и бродилки.

Почти все осознают, что играть в компьютерные игры – это вредно.

Видят проблемы со здоровьем, в основном отмечают проблемы со зрением.

Вот некоторые комментарии: Играть в компьютерные игры полезно, потому что развивают реакцию. Играть долго вредно. Могут нарушить психику. Можно играть от 30 минут до часу в день. Полезно играть в компьютерные игры на логику.

Итогом моей работы стали буклеты с рекомендациями для школьников по выбору компьютерных игр и правилах работы за компьютером.


 


 

 

 


 

Заключение

 

Таким образом, компьютерные игры, популярность которых сильно возросла в последнее время, подобны медали, которая имеет две стороны. Одна сторона это положительные последствия игр, такие как рост творческого потенциала и укрепление умственных возможностей, а другая формирование у человека привычки вести замкнутый образ жизни, а также отклонений в здоровье и психике.

Игры условно можно разделить на:

опасные – «бродилки» (стрелялки), «леталки»,

вредные – «спортивные» и «гонки»,

полезные – «стратегии» и любые с ними «симбиаты», а также «головоломки», например, шахматы.

Играя в «полезные» компьютерные игры, дети научатся принимать самостоятельные решения, оценивать ситуацию и решать логические задачи. Они смогут попробовать себя в разных профессиях, определить свои таланты и познакомиться с новыми предметами, явлениями и занятиями.

Безусловно, есть и будут родители, которые максимально исключают из жизни ребенка компьютер и интернет. Но наш мир меняется, и то, как ребенок адаптируется в нем, зависит от взрослых. Можно запрещать ребенку играть в компьютерные игры, общаться с помощью интернета и т.д. Есть и другой выбор: обучить ребенка правильно пользоваться информацией, ресурсами интернета, привить здоровый интерес и избирательность к предлагаемому изобилию онлайн развлечений.

Можно сделать вывод, что играть можно, но только в меру и учитывая разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями.

Медики считают, что необходимо ограничивать время за компьютером, правильно сидеть, делать перерывы и упражнения.

Третьеклассники понимают, что долго нельзя играть в компьютерные игры. Многие играют менее одного часа в день. Выбирают развивающие компьютерные игры.

Каждый человек сам для себя может определить, кем для него станут компьютерные игры – друзьями или врагами.

 

 

 

 

Список используемых источников


 

Ваулина Е.Ю. Информатика. Толковый словарь. – М.: Издательство «ЭКСМО», 2005. – 475 с.

Блог «Мир глазами мамы». Статья «Детские компьютерные игры: не допустить ошибок!». URL доступа
http://maminovse.ru/detskie-kompyuternye-igry-ne-dopustit-oshibok.html  

Женская энциклопедия. Статья «Компьютерные игры для детей». URL доступа: http://womanwiki.ru/w/Компьютерные_игры_для_детей

Бесплатные советы. Статья «Все виды компьютерных игр. Обзор». URL доступа: http://www.freeadvice.ru/view_article.php?id=32

Информационно-технологический портал. Статья «История развития компьютерных игр - от первых игр до виртуальной реальности». URL доступа: http://www.stevsky.ru/starie-igri/istoriya-razvitiya-igr-ot-pervich-igr-do-virtualnoy-realnosti

Все секреты. Статья «Вред и польза компьютерных игр».

URL доступаhttp://vse-sekrety.ru/291-vred-i-polza-kompyuternyh-igr.html

 


 

Приложение 1

 

Защитное слово

 

Здравствуйте, меня зовут Фарков Тимофей, я ученик 3В класса.

 

Тема моей исследовательской работы «Влияние компьютерных игр на здоровье третьеклассника».

 

Я с компьютером дружу,

Долго я за ним сижу.

Мне ужасно интересно,

Хоть пока не все известно.

Друг зовет с ним прогуляться,

Не могу я оторваться.

Игру новую открыл,

Ту, что дядя подарил.

Вот закончились все сроки,

Пора сесть бы за уроки.

Только что мне делать, братцы?

Не могу я оторваться.

Отличился брат мой в школе

Он участвовал в футболе

Так, что в брюках есть заплата.

Но не слушаю я брата.

Я игрою поглощен,

Брат сказал: «Порабощен».

 

Мы родились в век стремительного развития техники. Компьютер и мобильный телефон уже не роскошь. Для одних это необходимость, для других общение и игры. В компьютерные игры любят и взрослые, и дети – это очень увлекательное и захватывающее занятие.

Существует много мифов, о вреде и пользе компьютерных игр. Давайте разберемся в этом.

В компьютерном словаре я нашел понятие, что «Компьютерная игра – это компьютерная программа, созданная для развлечения, отдыха, обычно развивающая логическое мышление, реакцию и тому подобное».

Существует игры, которые помогают в изучении алфавита, учат читать и считать, знакомят с иностранными языками.

Есть игры, которые развивают логику, внимание, память, мышление. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии.

 

Но есть и опасный вид игр – это игры-стрелялки, поскольку игровая зависимость, сопровождается агрессивностью, озлобленностью.

Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не так агрессивны, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться.

По мнению школьного врача, компьютер:

Ухудшает зрение.

Вызывает болезни суставов и позвоночника, нарушается кровообращение.

Мерцание экрана, шум вентиляторов и большой поток информации расшатывает нервную систему, появляется раздражительность.

 

Школьный психолог предупреждает, что компьютерные игры:

вызывают привыкание;

ведут к снижению успеваемости в школе;

жестокие игры приучают к насилию и агрессии;

снижают желания общаться с детьми своего возраста;

развивают азартную зависимость.

 

Учитель по информатике дает общие правила:  

1. Время.  Для третьеклассника примерно 30-40 минут в день.

2. Содержание и качество. Игра не должна содержать сцен насилия, вызывать у ребенка чувства страха или агрессии.

3. Соотношение с возрастом ребенка.

 

Я провел анкетирование среди третьеклассников нашей школы. В опросе приняли 50 человек.

 

Ученики понимают, что долго нельзя играть в компьютерные игры. Многие играют меньше одного часа в день.

Почти все осознают, что играть в компьютерные игры – это вредно.

Видят проблемы со здоровьем, в основном отмечают проблемы со зрением.

Вот некоторые комментарии: Играть в компьютерные игры полезно, потому что развивают реакцию. Играть долго вредно. Могут нарушить психику. Можно играть от 30 минут до часу. Полезно играть в развивающие игры на логику.

 

Итогом моей работы стали буклетики (Прил. 2) с рекомендациями для школьников.

 

Я сделал вывод, чтобы защитить себя от негативного влияния игр и получить только пользу, необходимо подбирать игры для своего возраста и ограничивать время проведения за компьютером. Тогда компьютер станет другом и помощником.

 

Я думаю, что моя работа была полезной и для меня и для ребят, которые увлекаются компьютерными играми.

 

Спасибо за внимание!


 

Приложение 2

Буклет с рекомендациями для школьников

 

t1584021648aa.jpg

t1584021648ab.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за публикацию! Интересно! Актуально!

12 March 2020