Исследовательская работа «Негативное влияние компьютерных игр на речь студентов-первокурсников краевого политехнического колледжа», (г. Чернушка)
К. М. Бирин
I курс, спец. «Техническое обслуживание
и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»,
Краевой политехнический колледж (г. Чернушка)
Руководитель – преподаватель высшей
квалификационной категории Н. В. Карлышева
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РЕЧЬ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ КРАЕВОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (Г. ЧЕРНУШКА)
Самое удивительное и мудрое, что создало человечество, – это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача – помогать людям понимать друг друга при общении. Без языка невозможны жизнь общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда просто выразить свою мысль ясно, точно и образно.
В последнее время приходится сталкиваться с искаженным речевым поведением молодежи. С одной стороны, это скованность и недоразвитие речи. С другой стороны, агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Подростки стесняются ответить на вопрос, не могут связно пересказать увиденный фильм, логично выстроить диалог, но при этом он или она не боится «ломать язык» и «кривляться» перед взрослыми, сверстниками.
Естественно, хочется понять, почему так разительно изменилась наша речь, почему она стала более экспрессивной, эмоциональной, зачастую ненормативной, к тому же загрязненной всевозможными жаргонными словами, словами-паразитами, пришедшими, к примеру, из социального жаргона игроков. Актуальность данной работы заключается в том, что существует проблема загрязнения родного языка. Молодежь несознательно засоряет язык ненужными «компьютерными» словами, грубо выражает свои мысли. А ведь перенимать жаргонные слова и обороты – это значит, перенимать худшее от тех, кто сознательно коверкает русский язык.
Цель нашего исследования – определить характер влияния зарубежных компьютерных игр на культуру речи студентов-первокурсников, обучающихся в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Краевой политехнический колледж».
Задачи, решаемые для достижения цели:
1. Определить, что представляет собой язык компьютерных игр.
2. Определить воздействие компьютерных игр на речь студентов-первокурсников.
3. Сформулировать причины употребления слов из компьютерных игр среди студентов.
4. Выяснить, какие слова и выражения употребляются компьютерными игроками.
5. Разработать рекомендации для студентов по формированию норм литературной речи.
Объект исследования: студенты первого курса технических специальностей и профессий Краевого политехнического колледжа.
Предмет исследования – речь студентов-первокурсников Краевого политехнического колледжа.
Гипотеза: компьютерные игры негативно воздействуют на формирование словарного запаса студентов, культуру их речи.
Методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, сравнение.
Практическая значимость работы: исследуемый материал об употреблении студентами слов, пришедших из внутриигровых чатов, можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика и фразеология».
Работа состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть заключалась в изучении происхождения компьютерных игр, их особенностей и жанрового своеобразия. Практическая часть – проведение эксперимента и анкетирования.
В рамках эксперимента мы попросили студентов первого курса пересказать любую компьютерную игру. Вот один из пересказов: «Ну, этот, как его, один, в общем, чувак схватил другого, и они начали мочить друг друга, тут к ним подлетает типа третий и зырит на мочалово. А те ему: “Че ты тут, типа, самый крутой?”». Слушать такую речь невыносимо, смысл рассказа ускользает от слушателя.
В шести пересказах, длящихся приблизительно по одной минуте, мы насчитали десять вульгарных слов, шесть жаргонных, двенадцать пренебрежительных. Если речь правильно выражает мысли и чувства человека, она будет легко восприниматься слушателем, чего, к сожалению, не произошло в нашем случае.
Мы провели также анкетирование, в котором приняли участие 106 студентов-первокурсников. Результаты анкетирования показали, что 36 % студентов технических специальностей и 34 % студентов технических профессий играют в компьютерные игры. Немаловажно, что из всех испытуемых только один студент отрицательно относится к компьютерным играм.
В числе самых любимых студенты назвали такие игры, как World of Tanks («Мир танков»), Counter-Strike («Контрудар»), The Sims (игра в жанре симулятора жизни).
Далее мы проанализировали, какие слова и словосочетания из компьютерных игр употребляют студенты-первокурсники, и составили словарь, в котором определили лексическое значение этих слов и выражений ( см. табл. 1).
Таблица 1
Слова и выражения, встречающиеся
в речи компьютерных игроков
World of Tanks |
Counter-Strike |
The Sims |
Батрачить – выходить в бой ради денег. Бот – танк, оставшийся на поле боя без связи с хозяином, внезапно «вылетевшим» из игры. Горбатая гора – американский средний танк. Волкодав, ведро – немецкий средний танк. Долбоящик – противотанковая установка с орудием особо крупного калибра. Игломёт – любая автоматическая пушка мелкого калибра. Слив – внезапное позорное поражение. Светить – наводить внешний удар по врагу, находящемуся в зоне видимости. Тапок – немецкий тяжелый танк |
Хэлсы – здоровье. Хэдшот – выстрел в голову. Фраг – очко за убитого игрока. Бомжи – заложники. Отец, батя – игрок, который хорошо играет. Боты – компьютерные игроки. Читер – игрок, который нечестно играет |
Баян – повторно опубликованная шутка или информация. Ник – имя пользователя, которое он выбирает сам. Холивар – бессмысленный спор. Батхёрт – ситуация, в которой один человек так или иначе сильно задевает чувства другого. Блджад – недавно появившийся эвфемизм на замену слову «блин» в грубой его форме. Лузлы – проколы в жизни, позоры над которыми можно посмеяться |
Почему подростки употребляют слова и фразы из компьютерных игр? 10 % опрошенных подростков считают фразы модными и приносящими радость, 20 % пользуются ими по инерции, потому что так проще общаться со сверстниками (привыкли и не хотят ничего менять), 6 % вынуждены так говорить, потому что этого требует время, молодежная компания.
Таким образом, мы пришли к выводу: студенты активно употребляют слова из компьютерных игр, потому что:
1) такие слова и выражения передают эмоции говорящих, выполняя экспрессивную функцию;
2) помогают установлению контакта между собеседниками, выполняя фатическую функцию;
3) помогают быстрому обмену информацией, выполняя коммуникативную функцию.
В результате исследования мы пришли к выводу, что словарный запас студентов «обогащается» за счет стилистически сниженной лексики, игр, в том числе ограниченной в употреблении, а это негативно влияет на культуру речи будущих специалистов.
Полученные результаты об использовании слов из компьютерных игр студентами колледжа позволяют увидеть особенности общения, понять, что нужно любить язык, заботиться о правильности, чистоте, доступности, богатстве языка, формировать эстетический вкус, желание обогатить свой словарный запас.
Жаргонные слова составляют ничтожный процент по отношению к нормативной лексике. Отсюда проистекает необходимость укрепления норм литературной речи, важность борьбы за чистоту и правильность языка.
С этой целью нами были составлены рекомендации для студентов по формированию нормативной литературной речи:
Запишите свои дневные разговоры на диктофон. Прослушайте их, и вы удивитесь засилью «компьютерных словечек» в вашей речи и тому, как звучит вся эта бессмыслица со стороны, сможете насладиться, и, надеемся, устыдиться. Теперь вы знакомы с врагом, вперед, к победе чистоты языка!
Некоторые злодеи советуют в качестве экзекуции мазать за каждое словечко язык горчицей. Так и сжечь его можно! Но если ваш случай критический, мажьте, конечно.
Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы!
Если вы всерьез озадачены решением этой проблемы, и у вас есть хотя бы один единомышленник, договоритесь с ним: пусть при маломальском намеке на то, что слово готово сорваться с языка, он бьет вас по губам. Не больно, а чуть-чуть. Хорошо, если договор о битье будет обоюдным, чтобы вы тоже смогли отыграться.
Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.