Тема работы «Определение групп крови, резус-факторов детей и вероятности возникновения резус-конфликта при беременности»

5
6
Материал опубликован 7 August 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Автор публикации: Ю. Присевка, ученица 10Б класса

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Таганрогский педагогический лицей - интернат»







Тема работы

«Определение групп крови, резус-факторов детей и вероятности возникновения резус-конфликта при беременности»








Автор работы:

Присевка Юлия, 10 «Б» класс,

ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей - интернат».

Соавтор:

Бутаев Муслим, 10 «И» класс.

Научный руководитель:

Уманец Ольга Алексеевна,

учитель биологии.








г. Таганрог 2018 г.

Оглавление:

    Введение ……………………………………………………………….....стр. 3

1.1. Актуальность темы

1.2. Цель исследования

1.3. Гипотеза исследования

1.4. Задачи исследования

1.5. Объект исследования

1.6. Практическая ценность

    Обзор литературы…………………………………………………………стр. 4

2.1. Группы крови……………………………………………………........стр. 4

2.2. Резус-фактор крови и резус-конфликт……………………………...стр. 4

    Методы исследования…………………………………..………………..стр. 5

    Результаты исследования……………….………………………………..стр. 6

      Составление родословных двух семей по группам крови ..…………стр. 6

      Определение генотипов по крови путём решения задач ……………стр. 9

      Составление родословных двух семей по резус- фактору .…………стр. 11

      Определение генотипов по резус-фактору путём решения задач .…стр. 14

      Социологический опрос ………………………………………………стр. 17

    Заключение…………………………………………………………….. стр. 18

    Список литературы……………………………………………………...стр. 19


















1. Введение.

1.1. Актуальность темы.

На уроках биологии в девятом классе мы познакомились с решением генетических задач. При обсуждении этой темы мы стали предполагать различные варианты потомства в браке.

Дома мы разговорились о том, как выбрать спутника жизни, на что обращать внимание, какие особенности надо учесть при выборе супруга. В ходе обсуждения возникла мысль о том, что было бы интересно предположить не только цвет глаз будущего ребёнка, наличие и/или отсутствие наследственных заболеваний, тип волос, цвет кожи и зубов, но и группу крови с резус-фактором. В нашей семье мама является резус – отрицательной, у меня также резус отрицательный. А, значит, есть риск того, что в беременности может возникнуть резус – конфликт. Как просчитать вероятность возникновения такого состояния? Знают ли другие обучающиеся нашего лицея свой резус и чем опасен резус – конфликт?

1.2. Цель исследования.

Определить группы крови и резус-факторы возможного потомства в предполагаемом браке и вычислить вероятность возникновения резус-конфликта.

1.3. Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что в возможном браке между лицеистами Присевка Юлия и Бутаев Муслим могут родиться дети не только со второй группой крови, а также возможен резус-конфликт при беременности, т.к. мамы лицеистов являются резус – отрицательными.

1.4. Задачи исследования.

1. Изучить литературу по наследованию групп крови и сути возникновения резус-конфликта.

2. Составить родословные Бутаева Муслима и Присевка Юлии по фенотипу.

3. Определить генотипы предков двух родов путем решения генетических задач.

4. Составить генотипы будущих детей при возможном браке Бутаев-Присевка.

5. Провести социологический опрос среди обучающихся и преподавателей ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на тему: «Актуальность проблемы возникновения резус-конфликта».

1.5. Объект исследования.

Объектом нашего исследования являются фенотипы и генотипы членов семей обучающихся 10х классов лицея – интерната Присевка Юлии и Бутаева Муслим, а также фенотипы и генотипы Присевка Юлии и Бутаева Муслима.

1.6. Практическая ценность.

Данные этого исследования представляют ценность как для участников исследования Присевка Юлии и Бутаева Муслима, т.к. позволят прогнозировать различные пути развития беременности с учётом резус – фактора, что может спасти здоровье и жизнь будущих детей. Кроме того, ознакомление с этой работой позволит другим обучающимся лицея – интерната узнать о сущности резус – конфликта между матерью и ребёнком, заранее узнать свой резус – статус, осознать последствия и способы выхода из резус – конфликта, если он вероятен, чтобы сохранить жизнь и здоровье себе и будущему ребёнку.

Для обучающихся, сдающих ЕГЭ по биологии это является возможностью отработать навык решения генетических задач по родословным.


2.Обзор литературы.

2.1 Группы крови.

Вся информация о строении и свойствах нашего организма зашифрована в генах, совокупность которых образует генотип. Внутренне и внешне это проявляется через признаки, совокупность которых образует фенотип. Рассмотрим такой признак как группа крови человека по системе АВО. Эта система учитывает содержание в крови человека двух видов белков в эритроцитах, их называют агглютиноген А и агглютиноген В, и двух видов белков агглютининов α и β в плазме крови. В зависимости от того, какой вид белков есть в эритроцитах и плазме, различают четыре группы крови (фенотип): I (0), II (A), III (B), IV (AB), что соответствует определённому генотипу.

Группа крови

Агглютиногены в эритроцитах

Агглютинины в плазме

Генотипы

I (0)

отсутствуют

α и β

j0j0

II (A)

А

α

JAJA, JAJ0

III (B)

В

β

JBJB, JBJ0

IV (AB)

А и В

отсутсвуют

JAJB

Из таблицы видно, что II (A) и III (B) группы крови имеют по два вида генотипа. Такое явление в генетике называется множественный аллелизм.

Знание группы крови является обязательным условием для успешного переливания крови (в случае больших кровопотерь, для лечения некоторых заболеваний), а именно: у донора (человек, дающий кровь) и у реципиента (человек, которому переливают кровь) не должны в крови содержаться одноимённые агглютиногены и агглютинины, т.е. А и α, В и β. Если это произойдёт, наступит агглютинизация – явление склеивания эритроцитов, закупорка мелких сосудов, нарушение кровообращения и смерть.

2.2 Резус-фактор крови и резус-конфликт.

Также в эритроцитах людей (примерно 85%) может содержаться ещё один белок, который называют резус-фактор. Он был открыт в эритроцитах обезьян макак-резус, чем и объясняется его название. Если кровь человека, у которого есть белок резус-фактор (резус положительный) перелить человеку, у которого этого белка нет (резус отрицательный), то у последнего проявиться иммунная реакция, начнут вырабатывать антитела, повторное введение такой крови приведёт к агглютинизации и тяжёлым осложнениям, что называется резус – конфликт.

Резус-конфликт возникает у резус-отрицательных женщин в состоянии беременности по отношению к резус-положительному плоду. Эритроциты резус-положительного плода проникают через плаценту в кровь резус-отрицательной мамы и вызывают описанную выше иммунную реакцию. Организм мамы начинает вырабатывать антитела для уничтожения эритроцитов ребёнка. В ответ на это, у ребёнка появляется большое количество биллирубина в крови, которое может привести к повреждению его мозга. Антитела мамы массово уничтожают эритроциты ребёнка, количество которых пытаются восполнить его печень и селезёнка, увеличиваясь в размерах. Когда количество эритроцитов становиться минимальным, наступает кислородное голодание ребёнка, что приводит к серьёзным нарушениям, возникает гемолитическая желтуха, всё это может привести к гибели плода.

Отец

Мать

Ребёнок

Вероятность конфликта

Резус положительный

Rh+

Резус положительная

Rh+

75% Rh+,

25% rh -

Нет

Резус положительный

Rh+

Резус отрицательная

rh -

50% Rh+,

50% rh -

50%

Резус отрицательный

rh -

Резус положительная

Rh+

50% Rh+,

50% rh -

Нет

Резус rh -

Резус rh -

100% rh -

Нет

В первой беременности эти симптомы могут отсутствовать у ребёнка, пережившего внутриутробный резус-конфликт с резус-отрицательной мамой. Во время последующих беременностей в крови мамы количество антител увеличивается и эритроциты ребёнка разрушаются с большей скоростью, гемолитическая желтуха проявляется раньше, что приводит к смерти младенца, мертворождённости, к умственной отсталости выжившего малыша.

Резус-отрицательных беременных женщин ставят на особый медицинский учёт, чтобы заготовить нужное количество резус-отрицательной крови для ребёнка с гемолитической желтухой. В настоящее время спасают 90-98% новорожденных путём полной замены крови. Для этого из тела ребёнка через пупочную артерию выводят всю его кровь, а через пупочную вену вводят донорскую кровь в соответствии с его резус-фактором и группой крови.


3. Методы исследования.

1. Изучение научной литературы по типу наследования групп крови и резус-фактора, сущности резус-конфликта, его лечение.

2. Генеалогичекий метод – составление и изучение родословных людей, изучение характера и типа наследования признака, является основой для медико-генетического консультирования. Для составления родословной (генеалогическое древо) определяют пробанда – определённая персона семьи. Она включает предков – известных близких и дальних родственников: прадедов, дедов, родителей, детей, внуков, правнуков и т.д. Для графического изображения используют общепринятые обозначения (см. рис. 1).

В нашем исследовании это основной метод. Для исследования мы выбрали семьи двух обучающихся 10 классов лицея – интерната Присевка Юлии и Бутаева Муслима. Каждый из них обследовал свою семью по двум генетическим признакам – группам крови и резус-фактору по медицинским показателям. На основе изучения фенотипов были составлены родословные двух семей. Для точного вычисления вероятности возникновения резус-конфликта в будущей беременности Присевка Юлии, которая является резус – отрицательной по генотипу и фенотипу, были произведены расчёты по определению гомозиготности / гетерозиготности предков по указанным признакам.

3. Социологический опрос «Актуальность проблемы возникновения резус-конфликта».

Рис. 1. Графические обозначения генеалогического древа


4. Результаты исследования.

Для определения генотипа по группе крови и резус-фактору будущего потомства, а также для определения вероятности возникновения резус – конфликта во время беременности в возможном браке необходимо собрать информацию (факты по фенотипам) о группах крови и резус-факторам членов семей Бутаевы и Присевка. На основе собранных фактов мы составили родословные обеих семей двух типов: родословные семей Бутаевых и Присевка по группам крови и родословные семей Бутаевых и Присевка по резус-фактору. Для выяснения точного генотипа по обоим признакам с точки зрения гомозиготности или гетерозиготности предков Юлии Присевка и Муслима Бутаева были произведены расчёты по генотипам групп крови и резус-фактору. Только после этого мы получили возможность составить схему возможного брака Присевка – Бутаев, чтобы просчитать возможные генотипы и фенотипы потомства в браке и высчитать вероятность возникновения резус-конфликта во время беременности.

4.1. Составление родословных двух семей по группам крови.




Прабабушка

Ксения

I





шшшшшш



Прадедушка

Муслим

II

Линия матери Родословная Бутаева Муслима по группам крови Линия отца

Прабабушка

Паулина

I

Прабабушка

Тамара

III

Муслим

II

Папа

Измаил

II

Дедушка

Олег

III

Дедушка

Магомед

II

Бабушка

Лариса

III



Прадедушка

Керим

III

Мама

Оксана

I

I

Дядя

Николай

I



Дядя

Олег

II

Дедушка

Николай

II

Бабушка

Раиса

I





Прадедушка

Владимир

I























Мария

Линия матери Родословная Присевка Юлии по группам крови Линия отца

Александра





Юлия  

 II



Татьяна

 II



Лев

 II

Вячеслав

 I  



Евгений

 I

Анастасия

 II

Роман

 I

Наталья

Ольга

Галина I

Александр  I

Валентина

Фаина

Виктор

 II

Валерий

 I

Олег

 II



Евгений

Петр

Юрий



4.2. Определение генотипов по крови путём решения задач.

Определение генотипа группы крови по родословной Муслима Бутаева.

I группа крови - J0J0

II группа крови - JAJA или JAJ0

III группа крови - JBJB или JBJ0

IV группа крови - JAJB

Прабабушка Прадедушка по линии матери Муслима – пробанды

Ксения Владимир

P1: J0J0 xJ0J0

I I

G: J0 J0

F1: J0J0 генотип-100%

I фенотип- 100%

Бабушка Раиса

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка Дедушка по линии матери Муслима

Раиса Николай

P2: J0J0 xJAJ0

I II

G: J0 JA, J0

F2: JAJ0 , J0J0 генотип-1:1

II I фенотип- 1:1

Дядя Олег Мама Муслима – Оксана, дядя Николай

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды

Паулина Муслим

P1: J0J0 xJA_

I II

G: J0 JA , ?

F1: JAJ0 , _ J0 генотип-1:?

II ? фенотип- 1:?

Дедушка Магомед

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды

Тамара Кирим

P1: JB_ xJB_

III III

G: JB ,? JB,?

F1: JBJB , JBJ0 ,? , ? генотип-1:1:?:?

III III ? ? фенотип- 2:? :?

Бабушка Лариса

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка дедушка по линии отца Муслима

Лариса Магомед

P2: JBJ0 xJАJ0

III II

G: JВ JB , J0

F2: JAJ0, JAJB, _ J0, _ J0 генотип-1:1:? :?

II IV ? ? фенотип- 1:1:? :?

Папа Муслима – Измаил

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Мама Папа родители Муслима

Оксана Измаил

P3: J0J0 x ♂ JAJ0

I II

G: J0 JA , J0

F3: JAJ0 , J0J0 генотип-1:1

II I фенотип- 1:1

Муслим

Определение генотипа группы крови по родословной Юлии Присевка.

I- J0J0

II- JAJA, JAJ0

III- JBJB, JBJ0

IV- JAJB

Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии – пробанды

Мария Лев

P1: _ J0 xJА_

? II

G: J0 JА, ?

F1: JАJ0 , ? генотип-100%

II ? фенотип- 100%

Бабушка Татьяна (100%), дедушка Олег (возможно)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии – пробанды

Фаина Юрий

P1: _ J0 x ♂ _J0

I, II или III I, II или III

G: ?, J0 JА, ?

F1: J0J0 , ? генотип-100%

I ? фенотип- 100%

Дедушка Валерий (100%), бабушка Наташа - неизвестно

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка Дедушка по линии матери Юлии

Татьяна Валерий

P2: JAJ0 xJ0J0

II I

G: JA,J0 J0

F2: J0J0, JAJ0 генотип-1:1

I II фенотип- 1:1

Дядя Роман Мама Юлии – Анастасия

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии – пробанды

Валентина Пётр

P1: _ J0 x ♂ _J0

I, II или III I, II или III

G: J0 J0, ?

F1: J0J0 , ? генотип-100%

I ? фенотип- 100%

Бабушка Галина (100%), бабушка Ольга - неизвестно

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии – пробанды

Александра Евгений

P1: _ J0 x ♂ _J0

I или II I или II

G: ?, J0 J0, ?

F1: J0J0 , JА_, ? генотип-100%

I II фенотип- 100%

Дедушка дедушка Виктор

Александр (100%)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка Дедушка по линии отца Юлии

Галина Александр

P2: J0J0 xJ0J0

I I

G: J0 J0

F2: J0J0 генотип-100%

I фенотип- 100%

Папа Юлии – Евгений и дядя Вячеслав

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Мама Папа родители Юлии

Анастасия Евгений

P3: JAJ0 x ♂ J0J0

II I

G: JA , J0 J0

F3: JAJ0, J0J0 генотип-1:1

II I фенотип- 1:1

Юлия

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Юлия Муслим возможный брак

P3: JAJ0 xJAJ0

II II

G: JA , J0 JA , J0

F3: JAJА , JАJ0 , JАJ0 , J0J0 генотип-1:2:1

II II II I фенотип- 3:1

Возможные варианты потомства в предполагаемом браке по группам крови: 75% вероятность рождения детей со II группой крови и 25% вероятность рождения ребёнка с I группой крови в каждой беременности.

4.3. Составление родословных двух семей по резус-фактору.


Прабабушка

Тамара

+


Прабабушка

Паулина

-

Прабабушка

Ксения

+





шшшшшш



Линия матери Родословная Бутаева Муслима по резус-фактору Линия отца

Прадедушка

Муслим

+



Дедушка

Олег

+


Бабушка

Лариса

+



Прадедушка

Керим

+


Папа

Измаил

+


Дедушка

Магомед

+


Муслим

+


Мама

Оксана

-

I

Дядя

Олег

+


Дядя

Николай

+



Дедушка

Николай

-

Бабушка

Раиса

+





Прадедушка

Владимир

+


















Линия матери Родословная Присевка Юлии по резус-фактору Линия отца





Анастасия

-

Юлия

-

Вячеслав

+  

Евгений

+

Роман

+

Александр +

Наталья+

Александра

Петр

-

Валентина+

Фаина+

Мария+

Виктор

+

Ольга-

Валерий

+

Олег

+

Евгений

+

Юрий +

Лев -






Галина

+ или -



 +

Татьяна

+ или -



-












4.4.Определение генотипов по резус-фактору путём решения задач

Определения резус-фактора по родословной Бутаева Муслима.

Rh+ - положительный резус-фактор

rh- - отрицательный резус-фактор

Прабабушка Прадедушка по линии матери Муслима - пробанды

Ксения Владимир

P1: Rh+_ xRh+_

полож. полож.

G: Rh+, ? Rh+, ?

F1: Rh+Rh+, Rh+rh-, ? генотип-1:1:?

полож., полож. фенотип- 1:1:?

Бабушка Раиса

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка Дедушка по линии матери Муслима

Раиса Николай

P2: Rh+rh- xrh-rh-

полож. отриц.

G: Rh+, rh- rh-

F2: Rh+rh- , rh-rh- генотип-1:1

полож., отриц. фенотип- 1:1

дядя Олег мама Муслима – Оксана

дядя Николай

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды

Паулина Муслим

P1: rh-rh- xRh+_

Отриц. Полож.

G: rh- Rh+, ?

F1: Rh+rh-, ? генотип-1:?

Полож. фенотип- 1:?

Дедушка Магомед

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды

Тамара Керим

P1: Rh+_ xRh+_

Полож. Полож.

G: Rh+, ? Rh+, ?

F1: Rh+Rh+, ? генотип-1:?

полож. фенотип- 1:?

Бабушка Лариса, дедушка Олег могут быть Rh+Rh+ или Rh+rh-

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка дедушка по линии отца Муслима

Лариса Магомед

P2: Rh+_ xRh+rh-

Полож. Полож.

G: Rh+, ? Rh+, rh-

F2: Rh+Rh+, Rh+rh-, ? генотип-1:1:?

полож. полож. фенотип- 2:?

Отец Муслима – Измаил резус-положительный может быть Rh+Rh+ или Rh+rh-

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Мама Отец родители Муслима

Оксана Измаил

P3: rh-rh- xRh+_

Отриц. Полож.

G: rh- Rh+

F3: Rh+rh-, ? генотип-1:?

полож. фенотип- 1:?

Муслим

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Определение резус-фактора по родословной Юлии Присевка.

Rh+ - положительный резус-фактор

rh- - отрицательный реус-фактор

Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии - пробанды

Мария Лев

P1: Rh+rh- xrh-rh-

полож. отриц.

G: Rh+, rh- rh-

F1: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1

полож. отриц. фенотип- 1:1

Дедушка Олег (100%), бабушка Татьяна может быть резус-положительной и резус-отрицательной (50% на 50%).

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии - пробанды

Фаина Юрий

P1: Rh+_ xRh+_

полож. полож.

G: Rh+, ? Rh+, ?

F1: Rh+Rh+, Rh+rh- генотип-1:1:?

полож. полож. фенотип- 2:?

Дедушка Валерий (100%), бабушка Наталья может иметь оба варианта генотипа (50% на 50%)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка Дедушка по линии матери Юлии

Татьяна Валерий

P2: rh-rh- xRh+rh-

отриц. полож.

G: rh- Rh+, rh-

F2: Rh+rh- , rh-rh- генотип-1:1

полож., отриц. фенотип- 1:1

дядя Роман мама Юлии – Анастасия

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии - пробанды

Валентина Петр

P1: Rh+rh- xrh-rh-

полож. отриц.

G: Rh+, rh- rh-

F1: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1

полож. отриц. фенотип- 1:1

бабушка Ольга, бабушка Галина может иметь оба варианта генотипа с вероятностью 50% на 50%.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии - пробанды

Александра Евгений

P1: Rh+_ xRh+_

полож. полож.

G: Rh+, ? Rh+, ?

F1: Rh+Rh+, ? генотип-1:?

полож. фенотип- 1:?

Дедушка Александр и дедушка Виктор резус-положительные и могут иметь два варианта генотипа Rh+Rh+ или Rh+rh-.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка дедушка по линии отца Юлии

Галина Александр

P2: Rh+rh- xRh+_

полож. полож.

G: Rh+, rh- Rh+, ?

F2: Rh+Rh+, Rh+rh- , ? генотип-1:1:?

полож. полож. фенотип- 2:?

Отец Юлии – Евгений, дядя Вячеслав резус-положительный может иметь оба варианта генотипа с вероятностью 50% на 50%.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Мать Отец родители Юлии

Анастасия Евгений

P3: rh-rh- x ♂ Rh+rh-

отриц. полож.

G: rh- Rh+, rh-

F3: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1

полож. отриц. фенотип- 1:1

Юлия

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Юлия Муслим возможный брак

P4: rh-rh- x ♂ Rh+rh-

отриц. полож.

G: rh- Rh+, rh-

F4: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1

полож. отриц. фенотип- 1:1

Возможные варианты потомства в предполагаемом браке по резус-фактору крови: 50% вероятность рождения детей с резус-положительным статусом и носительством гена отрицательного резус-фактора; 50% вероятность рождения ребёнка с отрицательным резус-фактором крови в каждой беременности. Отсюда следует, что в каждой беременности в рассматриваемом возможном браке вероятность проявления резус-конфликта составляет 50% в каждой беременности. Таким образом, для профилактики осложнений в результате резус-конфликта необходимо как можно раньше становиться на учёт и находиться под наблюдением медицинских работников, чтобы они могли вовремя провести профилактические мероприятия для успешного появления малыша и его лечение в случае развития гемолитической желтухи.

4.5. Социологический опрос

Мы решили провести социологический опрос среди обучающихся лицея и преподавателей ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на тему: «Группы крови и актуальность проблемы возникновения резус-конфликта». Для этого мы составили текст анкеты:

А) Ученик

В) Взрослый

1.Вы


A) I

D) IV

B) II

E) Не знаю

C) III

F) Планирую узнать

2.Какая у вас группа крови?



А) Резус-положительный

С) Не знаю

В) Резус-отрицательный

D) Планирую узнать

А) Да

C) Что это?

В) Нет

D) Мне это не интересно

3.Какой у вас резус-фактор?

4.Знаете ли вы о проблеме резус-отрицательного статуса?

В опросе приняли участие 120 обучающихся лицея – интерната и 10 педагогов. При обработке данных анкеты на вопрос №2 нас интересовало, есть ли среди педагогов и лицеистов те, кто не знают свою группу крови. Выяснилось, что таковых среди педагогического состава – 17 %, а среди лицеистов – 42%. При этом никто не выбрал вариант ответа «Планирую узнать».


При рассмотрении ответов на вопрос №3 нас интересовало количество респондентов, выбравших вариант ответов «не знаю» и «планирую узнать». Среди учителей 83% знают свой резус, а 17% не знают, но планируют узнать.









Не знают своего резус-статуса 48% лицеистов, 36% из которых планируют узнать свой статус, а 12% не интересна эта особенность их организма.

Все учителя, участвовавшие в опросе, осведомлены о проблеме резус-конфликта.



Из лицеистов только 27% знакомы с явлением резус-конфликта, большинство же ничего не знают о нём, что является весьма опасным фактором для будущего материнства/отцовства.





5. Выводы.

В ходе проведённого исследования наша гипотеза о том, что у детей в предполагаемом браке Присевка – Бутаев может быть не только вторая группа крови подтвердилась: 75% вероятность рождения детей со II группой крови и 25% вероятность рождения ребёнка с I группой крови в каждой беременности.

Гипотеза о том, что может возникнуть резус-конфликт также подтвердилась, вычисления показывают 50% - вероятность этого осложнения в беременности.

Были составлены родословные по двум фенотипическим признакам - группам крови и резус-фактору обеих семей и произведён расчёт всех генотипов родственников Бутаева Муслима и Присевка Юлии. Ценность этого исследования заключается не только в подготовке к будущей семейной жизни, ответственному материнству / отцовству, но и историческая, т.к. есть связь с предыдущими поколениями, которая будет передана последующим поколениям.

Изучение медицинской литературы помогло понять сущность и опасность резус-конфликта между матерью и плодом, что позволит грамотно вести себя при беременности и выстраивать отношения с медицинскими службами.

Данные социологического опроса среди обучающихся и преподавателей привели нас к пониманию того, что необходимо продолжить исследование с целью информирования лицеистов о данной проблеме резус-конфликта, создать условия и организовать массовое посещение медицинских учреждения, чтобы ребята узнали свою группу крови и резус-статус. Кроме того, мы обратили внимание на то, что среди опрошенных достаточное количество резус-отрицательных лицеистов, у многих – родители имеют такой статус, в библиотеке при работе с литературой у нескольких девушек оказался отрицательный резус. Нам показался этот факт интересным и возникла новая гипотеза исследования, которая находится в области изучения популяционной генетики.


6. Список литературы:

1. «Физиология человека // А.Т.Хрипкова - М.; «Просвещение», 1983г.

2. «Учебное пособие по основам генетики»// И.П.Карузина – Москва.: «Медицина», 1980г. 

3. «Генетика» // Лобашев М.Е.- Ленинград.: Издательство Ленинграского университета, 1967г. 

4. «Биология» // Карузина И.П. - М.: Медицина, 1972г.

5. Электронный ресурс https://www.google.ru/search?


Презентация работы
PPTX / 840.4 Кб

Предварительный просмотр презентации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Таганрогский педагогический лицей-интернат» «Определение групп крови, резус-факторов детей и вероятности возникновения резус-конфликта при беременности» Автор работы: Присевка Юлия, 11 «Б» класс Руководитель проекта: Уманец Ольга Алексеевна, учитель биологии.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ Определить группы крови и резус-факторы возможного потомства в предполагаемом браке и вычислить вероятность возникновения резус-конфликта ГИПОТЕЗА Мы предполагаем, что в возможном браке между лицеистами Присевка Юлией и Бутаевым Муслимом могут родиться дети не только со второй группой крови, а так же возможен резус-конфликт при беременности.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Изучить литературу по наследованию групп крови и сути возникновения резус-конфликта. 2. Составить родословные Бутаева Муслима и Присевка Юлии по фенотипу. 3. Определить генотипы предков двух родов путем решения генетических задач. 4. Составить генотипы будущих детей при возможном браке Бутаев-Присевка. 5. Провести социологический опрос среди обучающихся и преподавателей ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на тему: «Актуальность проблемы возникновения резус-конфликта».

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объектом нашего исследования являются фенотипы и генотипы членов семей Присевка Юлии и Бутаева Муслим, а также их собственные фенотипы и генотипы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Изучение научной литературы по типу наследования групп крови и резус-фактора, сущности резус-конфликта, его лечение. 2. Генеалогический метод – составление и изучение родословных людей, изучение характера и типа наследования признака, является основой для медико-генетического консультирования. 3. Социологический опрос «Актуальность проблемы возникновения резус-конфликта».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Прабабушка Ксения I       Прадедушка Владимир I Бабушка Раиса I     Дедушка Николай II Дядя Олег II Дядя Николай I   Мама Оксана I Прадедушка Керим III Прабабушка Тамара III Прабабушка Паулина I Прадедушка Муслим II Дедушка Магомед II Дедушка Олег III Бабушка Лариса III   Папа Измаил II Муслим II Линия матери Родословная Бутаева Муслима по группам крови Линия отца

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Мария Лев  II Фаина I, II или III Юрий Петр Евгений Валентина Александра Олег  II   Татьяна  II   Валерий  I Наталья Ольга Галина I Александр  I Виктор  II Анастасия  II Роман  I Евгений  I Вячеслав  I     Юлия    II   Линия матери Родословная Присевка Юлии по группам крови Линия отца

Определение генотипов по крови путём решения задач I группа крови - J0J0 II группа крови - JAJA или JAJ0 III группа крови - JBJB или JBJ0 IV группа крови - JAJB Прабабушка Прадедушка по линии матери Муслима – пробанды Ксения Владимир P1: ♀ J0J0 x ♂ J0J0 I I G: J0 J0 F1: J0J0 генотип-100% I фенотип- 100% Бабушка Раиса Мама Папа Оксана Измаил P3: ♀ J0J0 x ♂ JAJ0 I II G: J0 JA , J0 F3: JAJ0 , J0J0 генотип-1:1 II I фенотип- 1:1 Муслим

Определение генотипов по крови путём решения задач I группа крови - J0J0 II группа крови - JAJA или JAJ0 III группа крови - JBJB или JBJ0 IV группа крови - JAJB Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии – пробанды Фаина Юрий P1: ♀ _ J0 x ♂ _J0 I, II или III I, II или III G: ?, J0 JА, ? F1: J0J0 , ? генотип-100% I ? фенотип- 100% Дедушка Валерий (100%), бабушка Наташа - неизвестно Мама Папа родители Юлии Анастасия Евгений P3: ♀ JAJ0 x ♂ J0J0 II I G: JA , J0 J0 F3: JAJ0, J0J0 генотип-1:1 II I фенотип- 1:1 Юлия

Определение генотипов по крови путём решения задач I группа крови - J0J0 II группа крови - JAJA или JAJ0 III группа крови - JBJB или JBJ0 IV группа крови - JAJB ВОЗМОЖНЫЙ БРАК Юлия Муслим P3: ♀ JAJ0 x ♂ JAJ0 II II G: JA , J0 JA , J0 F3: JAJА , JАJ0 , JАJ0 , J0J0 генотип-1:2:1 II II II I фенотип- 3:1 Возможные варианты потомства в предполагаемом браке по группам крови: 75% вероятность рождения детей со II группой крови и 25% вероятность рождения ребёнка с I группой крови в каждой беременности.

СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНЫХ ПО РЕЗУС-ФАКТОРУ Прабабушка Ксения +       Прадедушка Владимир + Бабушка Раиса +     Дедушка Николай - Дядя Олег +   Дядя Николай +   Мама Оксана - Прадедушка Керим +   Прабабушка Тамара +   Прабабушка Паулина - Прадедушка Муслим +   Дедушка Магомед +   Дедушка Олег +   Бабушка Лариса +   Папа Измаил +   Муслим +   Линия матери Родословная Бутаева Муслима по резус-фактору Линия отца

СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНЫХ ПО РЕЗУС-ФАКТОРУ Мария+ Лев - Фаина+ Юрий + Петр - Евгений + Валентина+ Александра Олег + Татьяна + или - Валерий + Наталья+ Ольга- Галина + или - Александр + Виктор + Анастасия - Роман + Евгений + Вячеслав +   Юлия - Линия матери Родословная Присевка Юлии по резус-фактору Линия отца

Определение генотипов по резус-фактору Rh+ - положительный резус-фактор rh- - отрицательный резус-фактор ВОЗМОЖНЫЙ БРАК Юлия Муслим P4: ♀ rh-rh- x ♂ Rh+rh- отриц. полож. G: rh- Rh+, rh- F4: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1 полож. отриц. фенотип- 1:1 Возможные варианты потомства в предполагаемом браке по резус-фактору крови: 50% вероятность рождения детей с резус-положительным статусом и носительством гена отрицательного резус-фактора; 50% вероятность рождения ребёнка с отрицательным резус-фактором крови в каждой беременности, вероятность проявления резус-конфликта составляет 50% в каждой беременности.

Группы крови: учителя.

Группы крови: ученики.

Резус-фактор: учителя.

Резус-фактор: ученики.

Знают ли о проблеме отрицательного резус-фактора лицеисты и учителя

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересно. Спасибо, Ольга Алексеевна.

7 August 2019

Спасибо, Лилия Витальевна!

8 August 2019

Молодцы Юлия и Муслим! Очень интересная и основательная работа!!!

8 August 2019

Спасибо, Елена Владимировна! Передам ребятам Ваш отзыв!

8 August 2019

Исправить в работе. Введение не нумеруется. Нет предмета исследования. Нет гипотезы Этапы работы добавить. Гипотеза пишется отдельным пунктом в конце работы после выводов Обязательно в конце рекомендации, где работу можно использовать.

8 August 2019

Елена Аркадьевна, добрый день! Что касается предмета исследования, то это не обязательно прописывать в детских работах, они ещё не студенты (см. курсы проектной и исследовательской деятельности Фоксфорд). Гипотеза в работе прописана и по ней есть пункт в выводах. Не считаю, что надо добавлять какие-то этапы работы. О том, как работа будет использована, также ребята написали (последний абзац работы)... С уважением, Ольга Алексеевна.

8 August 2019