12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Уманец Ольга Алексеевна1701
Россия, Ростовская обл., Таганрог
Материал размещён в группе «Научное общество учащихся.»
4

Тема работы «Определение групп крови, резус-факторов детей и вероятности возникновения резус-конфликта при беременности»



Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Таганрогский педагогический лицей - интернат»







Тема работы

«Определение групп крови, резус-факторов детей и вероятности возникновения резус-конфликта при беременности»








Автор работы:

Присевка Юлия, 10 «Б» класс,

ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей - интернат».

Соавтор:

Бутаев Муслим, 10 «И» класс.

Научный руководитель:

Уманец Ольга Алексеевна,

учитель биологии.








г. Таганрог 2018 г.

Оглавление:

    Введение ……………………………………………………………….....стр. 3

1.1. Актуальность темы

1.2. Цель исследования

1.3. Гипотеза исследования

1.4. Задачи исследования

1.5. Объект исследования

1.6. Практическая ценность

    Обзор литературы…………………………………………………………стр. 4

2.1. Группы крови……………………………………………………........стр. 4

2.2. Резус-фактор крови и резус-конфликт……………………………...стр. 4

    Методы исследования…………………………………..………………..стр. 5

    Результаты исследования……………….………………………………..стр. 6

      Составление родословных двух семей по группам крови ..…………стр. 6

      Определение генотипов по крови путём решения задач ……………стр. 9

      Составление родословных двух семей по резус- фактору .…………стр. 11

      Определение генотипов по резус-фактору путём решения задач .…стр. 14

      Социологический опрос ………………………………………………стр. 17

    Заключение…………………………………………………………….. стр. 18

    Список литературы……………………………………………………...стр. 19


















1. Введение.

1.1. Актуальность темы.

На уроках биологии в девятом классе мы познакомились с решением генетических задач. При обсуждении этой темы мы стали предполагать различные варианты потомства в браке.

Дома мы разговорились о том, как выбрать спутника жизни, на что обращать внимание, какие особенности надо учесть при выборе супруга. В ходе обсуждения возникла мысль о том, что было бы интересно предположить не только цвет глаз будущего ребёнка, наличие и/или отсутствие наследственных заболеваний, тип волос, цвет кожи и зубов, но и группу крови с резус-фактором. В нашей семье мама является резус – отрицательной, у меня также резус отрицательный. А, значит, есть риск того, что в беременности может возникнуть резус – конфликт. Как просчитать вероятность возникновения такого состояния? Знают ли другие обучающиеся нашего лицея свой резус и чем опасен резус – конфликт?

1.2. Цель исследования.

Определить группы крови и резус-факторы возможного потомства в предполагаемом браке и вычислить вероятность возникновения резус-конфликта.

1.3. Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что в возможном браке между лицеистами Присевка Юлия и Бутаев Муслим могут родиться дети не только со второй группой крови, а также возможен резус-конфликт при беременности, т.к. мамы лицеистов являются резус – отрицательными.

1.4. Задачи исследования.

1. Изучить литературу по наследованию групп крови и сути возникновения резус-конфликта.

2. Составить родословные Бутаева Муслима и Присевка Юлии по фенотипу.

3. Определить генотипы предков двух родов путем решения генетических задач.

4. Составить генотипы будущих детей при возможном браке Бутаев-Присевка.

5. Провести социологический опрос среди обучающихся и преподавателей ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на тему: «Актуальность проблемы возникновения резус-конфликта».

1.5. Объект исследования.

Объектом нашего исследования являются фенотипы и генотипы членов семей обучающихся 10х классов лицея – интерната Присевка Юлии и Бутаева Муслим, а также фенотипы и генотипы Присевка Юлии и Бутаева Муслима.

1.6. Практическая ценность.

Данные этого исследования представляют ценность как для участников исследования Присевка Юлии и Бутаева Муслима, т.к. позволят прогнозировать различные пути развития беременности с учётом резус – фактора, что может спасти здоровье и жизнь будущих детей. Кроме того, ознакомление с этой работой позволит другим обучающимся лицея – интерната узнать о сущности резус – конфликта между матерью и ребёнком, заранее узнать свой резус – статус, осознать последствия и способы выхода из резус – конфликта, если он вероятен, чтобы сохранить жизнь и здоровье себе и будущему ребёнку.

Для обучающихся, сдающих ЕГЭ по биологии это является возможностью отработать навык решения генетических задач по родословным.


2.Обзор литературы.

2.1 Группы крови.

Вся информация о строении и свойствах нашего организма зашифрована в генах, совокупность которых образует генотип. Внутренне и внешне это проявляется через признаки, совокупность которых образует фенотип. Рассмотрим такой признак как группа крови человека по системе АВО. Эта система учитывает содержание в крови человека двух видов белков в эритроцитах, их называют агглютиноген А и агглютиноген В, и двух видов белков агглютининов α и β в плазме крови. В зависимости от того, какой вид белков есть в эритроцитах и плазме, различают четыре группы крови (фенотип): I (0), II (A), III (B), IV (AB), что соответствует определённому генотипу.

Группа крови

Агглютиногены в эритроцитах

Агглютинины в плазме

Генотипы

I (0)

отсутствуют

α и β

j0j0

II (A)

А

α

JAJA, JAJ0

III (B)

В

β

JBJB, JBJ0

IV (AB)

А и В

отсутсвуют

JAJB

Из таблицы видно, что II (A) и III (B) группы крови имеют по два вида генотипа. Такое явление в генетике называется множественный аллелизм.

Знание группы крови является обязательным условием для успешного переливания крови (в случае больших кровопотерь, для лечения некоторых заболеваний), а именно: у донора (человек, дающий кровь) и у реципиента (человек, которому переливают кровь) не должны в крови содержаться одноимённые агглютиногены и агглютинины, т.е. А и α, В и β. Если это произойдёт, наступит агглютинизация – явление склеивания эритроцитов, закупорка мелких сосудов, нарушение кровообращения и смерть.

2.2 Резус-фактор крови и резус-конфликт.

Также в эритроцитах людей (примерно 85%) может содержаться ещё один белок, который называют резус-фактор. Он был открыт в эритроцитах обезьян макак-резус, чем и объясняется его название. Если кровь человека, у которого есть белок резус-фактор (резус положительный) перелить человеку, у которого этого белка нет (резус отрицательный), то у последнего проявиться иммунная реакция, начнут вырабатывать антитела, повторное введение такой крови приведёт к агглютинизации и тяжёлым осложнениям, что называется резус – конфликт.

Резус-конфликт возникает у резус-отрицательных женщин в состоянии беременности по отношению к резус-положительному плоду. Эритроциты резус-положительного плода проникают через плаценту в кровь резус-отрицательной мамы и вызывают описанную выше иммунную реакцию. Организм мамы начинает вырабатывать антитела для уничтожения эритроцитов ребёнка. В ответ на это, у ребёнка появляется большое количество биллирубина в крови, которое может привести к повреждению его мозга. Антитела мамы массово уничтожают эритроциты ребёнка, количество которых пытаются восполнить его печень и селезёнка, увеличиваясь в размерах. Когда количество эритроцитов становиться минимальным, наступает кислородное голодание ребёнка, что приводит к серьёзным нарушениям, возникает гемолитическая желтуха, всё это может привести к гибели плода.

Отец

Мать

Ребёнок

Вероятность конфликта

Резус положительный

Rh+

Резус положительная

Rh+

75% Rh+,

25% rh -

Нет

Резус положительный

Rh+

Резус отрицательная

rh -

50% Rh+,

50% rh -

50%

Резус отрицательный

rh -

Резус положительная

Rh+

50% Rh+,

50% rh -

Нет

Резус rh -

Резус rh -

100% rh -

Нет

В первой беременности эти симптомы могут отсутствовать у ребёнка, пережившего внутриутробный резус-конфликт с резус-отрицательной мамой. Во время последующих беременностей в крови мамы количество антител увеличивается и эритроциты ребёнка разрушаются с большей скоростью, гемолитическая желтуха проявляется раньше, что приводит к смерти младенца, мертворождённости, к умственной отсталости выжившего малыша.

Резус-отрицательных беременных женщин ставят на особый медицинский учёт, чтобы заготовить нужное количество резус-отрицательной крови для ребёнка с гемолитической желтухой. В настоящее время спасают 90-98% новорожденных путём полной замены крови. Для этого из тела ребёнка через пупочную артерию выводят всю его кровь, а через пупочную вену вводят донорскую кровь в соответствии с его резус-фактором и группой крови.


3. Методы исследования.

1. Изучение научной литературы по типу наследования групп крови и резус-фактора, сущности резус-конфликта, его лечение.

2. Генеалогичекий метод – составление и изучение родословных людей, изучение характера и типа наследования признака, является основой для медико-генетического консультирования. Для составления родословной (генеалогическое древо) определяют пробанда – определённая персона семьи. Она включает предков – известных близких и дальних родственников: прадедов, дедов, родителей, детей, внуков, правнуков и т.д. Для графического изображения используют общепринятые обозначения (см. рис. 1).

В нашем исследовании это основной метод. Для исследования мы выбрали семьи двух обучающихся 10 классов лицея – интерната Присевка Юлии и Бутаева Муслима. Каждый из них обследовал свою семью по двум генетическим признакам – группам крови и резус-фактору по медицинским показателям. На основе изучения фенотипов были составлены родословные двух семей. Для точного вычисления вероятности возникновения резус-конфликта в будущей беременности Присевка Юлии, которая является резус – отрицательной по генотипу и фенотипу, были произведены расчёты по определению гомозиготности / гетерозиготности предков по указанным признакам.

3. Социологический опрос «Актуальность проблемы возникновения резус-конфликта».

Рис. 1. Графические обозначения генеалогического древа


4. Результаты исследования.

Для определения генотипа по группе крови и резус-фактору будущего потомства, а также для определения вероятности возникновения резус – конфликта во время беременности в возможном браке необходимо собрать информацию (факты по фенотипам) о группах крови и резус-факторам членов семей Бутаевы и Присевка. На основе собранных фактов мы составили родословные обеих семей двух типов: родословные семей Бутаевых и Присевка по группам крови и родословные семей Бутаевых и Присевка по резус-фактору. Для выяснения точного генотипа по обоим признакам с точки зрения гомозиготности или гетерозиготности предков Юлии Присевка и Муслима Бутаева были произведены расчёты по генотипам групп крови и резус-фактору. Только после этого мы получили возможность составить схему возможного брака Присевка – Бутаев, чтобы просчитать возможные генотипы и фенотипы потомства в браке и высчитать вероятность возникновения резус-конфликта во время беременности.

4.1. Составление родословных двух семей по группам крови.




Прабабушка

Ксения

I





шшшшшш



Прадедушка

Муслим

II

Линия матери Родословная Бутаева Муслима по группам крови Линия отца

Прабабушка

Паулина

I

Прабабушка

Тамара

III

Муслим

II

Папа

Измаил

II

Дедушка

Олег

III

Дедушка

Магомед

II

Бабушка

Лариса

III



Прадедушка

Керим

III

Мама

Оксана

I

I

Дядя

Николай

I



Дядя

Олег

II

Дедушка

Николай

II

Бабушка

Раиса

I





Прадедушка

Владимир

I























Мария

Линия матери Родословная Присевка Юлии по группам крови Линия отца

Александра





Юлия  

 II



Татьяна

 II



Лев

 II

Вячеслав

 I  



Евгений

 I

Анастасия

 II

Роман

 I

Наталья

Ольга

Галина I

Александр  I

Валентина

Фаина

Виктор

 II

Валерий

 I

Олег

 II



Евгений

Петр

Юрий



4.2. Определение генотипов по крови путём решения задач.

Определение генотипа группы крови по родословной Муслима Бутаева.

I группа крови - J0J0

II группа крови - JAJA или JAJ0

III группа крови - JBJB или JBJ0

IV группа крови - JAJB

Прабабушка Прадедушка по линии матери Муслима – пробанды

Ксения Владимир

P1: J0J0 xJ0J0

I I

G: J0 J0

F1: J0J0 генотип-100%

I фенотип- 100%

Бабушка Раиса

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка Дедушка по линии матери Муслима

Раиса Николай

P2: J0J0 xJAJ0

I II

G: J0 JA, J0

F2: JAJ0 , J0J0 генотип-1:1

II I фенотип- 1:1

Дядя Олег Мама Муслима – Оксана, дядя Николай

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды

Паулина Муслим

P1: J0J0 xJA_

I II

G: J0 JA , ?

F1: JAJ0 , _ J0 генотип-1:?

II ? фенотип- 1:?

Дедушка Магомед

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды

Тамара Кирим

P1: JB_ xJB_

III III

G: JB ,? JB,?

F1: JBJB , JBJ0 ,? , ? генотип-1:1:?:?

III III ? ? фенотип- 2:? :?

Бабушка Лариса

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка дедушка по линии отца Муслима

Лариса Магомед

P2: JBJ0 xJАJ0

III II

G: JВ JB , J0

F2: JAJ0, JAJB, _ J0, _ J0 генотип-1:1:? :?

II IV ? ? фенотип- 1:1:? :?

Папа Муслима – Измаил

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Мама Папа родители Муслима

Оксана Измаил

P3: J0J0 x ♂ JAJ0

I II

G: J0 JA , J0

F3: JAJ0 , J0J0 генотип-1:1

II I фенотип- 1:1

Муслим

Определение генотипа группы крови по родословной Юлии Присевка.

I- J0J0

II- JAJA, JAJ0

III- JBJB, JBJ0

IV- JAJB

Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии – пробанды

Мария Лев

P1: _ J0 xJА_

? II

G: J0 JА, ?

F1: JАJ0 , ? генотип-100%

II ? фенотип- 100%

Бабушка Татьяна (100%), дедушка Олег (возможно)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии – пробанды

Фаина Юрий

P1: _ J0 x ♂ _J0

I, II или III I, II или III

G: ?, J0 JА, ?

F1: J0J0 , ? генотип-100%

I ? фенотип- 100%

Дедушка Валерий (100%), бабушка Наташа - неизвестно

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка Дедушка по линии матери Юлии

Татьяна Валерий

P2: JAJ0 xJ0J0

II I

G: JA,J0 J0

F2: J0J0, JAJ0 генотип-1:1

I II фенотип- 1:1

Дядя Роман Мама Юлии – Анастасия

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии – пробанды

Валентина Пётр

P1: _ J0 x ♂ _J0

I, II или III I, II или III

G: J0 J0, ?

F1: J0J0 , ? генотип-100%

I ? фенотип- 100%

Бабушка Галина (100%), бабушка Ольга - неизвестно

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии – пробанды

Александра Евгений

P1: _ J0 x ♂ _J0

I или II I или II

G: ?, J0 J0, ?

F1: J0J0 , JА_, ? генотип-100%

I II фенотип- 100%

Дедушка дедушка Виктор

Александр (100%)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка Дедушка по линии отца Юлии

Галина Александр

P2: J0J0 xJ0J0

I I

G: J0 J0

F2: J0J0 генотип-100%

I фенотип- 100%

Папа Юлии – Евгений и дядя Вячеслав

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Мама Папа родители Юлии

Анастасия Евгений

P3: JAJ0 x ♂ J0J0

II I

G: JA , J0 J0

F3: JAJ0, J0J0 генотип-1:1

II I фенотип- 1:1

Юлия

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Юлия Муслим возможный брак

P3: JAJ0 xJAJ0

II II

G: JA , J0 JA , J0

F3: JAJА , JАJ0 , JАJ0 , J0J0 генотип-1:2:1

II II II I фенотип- 3:1

Возможные варианты потомства в предполагаемом браке по группам крови: 75% вероятность рождения детей со II группой крови и 25% вероятность рождения ребёнка с I группой крови в каждой беременности.

4.3. Составление родословных двух семей по резус-фактору.


Прабабушка

Тамара

+


Прабабушка

Паулина

-

Прабабушка

Ксения

+





шшшшшш



Линия матери Родословная Бутаева Муслима по резус-фактору Линия отца

Прадедушка

Муслим

+



Дедушка

Олег

+


Бабушка

Лариса

+



Прадедушка

Керим

+


Папа

Измаил

+


Дедушка

Магомед

+


Муслим

+


Мама

Оксана

-

I

Дядя

Олег

+


Дядя

Николай

+



Дедушка

Николай

-

Бабушка

Раиса

+





Прадедушка

Владимир

+


















Линия матери Родословная Присевка Юлии по резус-фактору Линия отца





Анастасия

-

Юлия

-

Вячеслав

+  

Евгений

+

Роман

+

Александр +

Наталья+

Александра

Петр

-

Валентина+

Фаина+

Мария+

Виктор

+

Ольга-

Валерий

+

Олег

+

Евгений

+

Юрий +

Лев -






Галина

+ или -



 +

Татьяна

+ или -



-












4.4.Определение генотипов по резус-фактору путём решения задач

Определения резус-фактора по родословной Бутаева Муслима.

Rh+ - положительный резус-фактор

rh- - отрицательный резус-фактор

Прабабушка Прадедушка по линии матери Муслима - пробанды

Ксения Владимир

P1: Rh+_ xRh+_

полож. полож.

G: Rh+, ? Rh+, ?

F1: Rh+Rh+, Rh+rh-, ? генотип-1:1:?

полож., полож. фенотип- 1:1:?

Бабушка Раиса

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка Дедушка по линии матери Муслима

Раиса Николай

P2: Rh+rh- xrh-rh-

полож. отриц.

G: Rh+, rh- rh-

F2: Rh+rh- , rh-rh- генотип-1:1

полож., отриц. фенотип- 1:1

дядя Олег мама Муслима – Оксана

дядя Николай

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды

Паулина Муслим

P1: rh-rh- xRh+_

Отриц. Полож.

G: rh- Rh+, ?

F1: Rh+rh-, ? генотип-1:?

Полож. фенотип- 1:?

Дедушка Магомед

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды

Тамара Керим

P1: Rh+_ xRh+_

Полож. Полож.

G: Rh+, ? Rh+, ?

F1: Rh+Rh+, ? генотип-1:?

полож. фенотип- 1:?

Бабушка Лариса, дедушка Олег могут быть Rh+Rh+ или Rh+rh-

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка дедушка по линии отца Муслима

Лариса Магомед

P2: Rh+_ xRh+rh-

Полож. Полож.

G: Rh+, ? Rh+, rh-

F2: Rh+Rh+, Rh+rh-, ? генотип-1:1:?

полож. полож. фенотип- 2:?

Отец Муслима – Измаил резус-положительный может быть Rh+Rh+ или Rh+rh-

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Мама Отец родители Муслима

Оксана Измаил

P3: rh-rh- xRh+_

Отриц. Полож.

G: rh- Rh+

F3: Rh+rh-, ? генотип-1:?

полож. фенотип- 1:?

Муслим

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Определение резус-фактора по родословной Юлии Присевка.

Rh+ - положительный резус-фактор

rh- - отрицательный реус-фактор

Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии - пробанды

Мария Лев

P1: Rh+rh- xrh-rh-

полож. отриц.

G: Rh+, rh- rh-

F1: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1

полож. отриц. фенотип- 1:1

Дедушка Олег (100%), бабушка Татьяна может быть резус-положительной и резус-отрицательной (50% на 50%).

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии - пробанды

Фаина Юрий

P1: Rh+_ xRh+_

полож. полож.

G: Rh+, ? Rh+, ?

F1: Rh+Rh+, Rh+rh- генотип-1:1:?

полож. полож. фенотип- 2:?

Дедушка Валерий (100%), бабушка Наталья может иметь оба варианта генотипа (50% на 50%)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка Дедушка по линии матери Юлии

Татьяна Валерий

P2: rh-rh- xRh+rh-

отриц. полож.

G: rh- Rh+, rh-

F2: Rh+rh- , rh-rh- генотип-1:1

полож., отриц. фенотип- 1:1

дядя Роман мама Юлии – Анастасия

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии - пробанды

Валентина Петр

P1: Rh+rh- xrh-rh-

полож. отриц.

G: Rh+, rh- rh-

F1: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1

полож. отриц. фенотип- 1:1

бабушка Ольга, бабушка Галина может иметь оба варианта генотипа с вероятностью 50% на 50%.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии - пробанды

Александра Евгений

P1: Rh+_ xRh+_

полож. полож.

G: Rh+, ? Rh+, ?

F1: Rh+Rh+, ? генотип-1:?

полож. фенотип- 1:?

Дедушка Александр и дедушка Виктор резус-положительные и могут иметь два варианта генотипа Rh+Rh+ или Rh+rh-.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бабушка дедушка по линии отца Юлии

Галина Александр

P2: Rh+rh- xRh+_

полож. полож.

G: Rh+, rh- Rh+, ?

F2: Rh+Rh+, Rh+rh- , ? генотип-1:1:?

полож. полож. фенотип- 2:?

Отец Юлии – Евгений, дядя Вячеслав резус-положительный может иметь оба варианта генотипа с вероятностью 50% на 50%.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Мать Отец родители Юлии

Анастасия Евгений

P3: rh-rh- x ♂ Rh+rh-

отриц. полож.

G: rh- Rh+, rh-

F3: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1

полож. отриц. фенотип- 1:1

Юлия

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Юлия Муслим возможный брак

P4: rh-rh- x ♂ Rh+rh-

отриц. полож.

G: rh- Rh+, rh-

F4: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1

полож. отриц. фенотип- 1:1

Возможные варианты потомства в предполагаемом браке по резус-фактору крови: 50% вероятность рождения детей с резус-положительным статусом и носительством гена отрицательного резус-фактора; 50% вероятность рождения ребёнка с отрицательным резус-фактором крови в каждой беременности. Отсюда следует, что в каждой беременности в рассматриваемом возможном браке вероятность проявления резус-конфликта составляет 50% в каждой беременности. Таким образом, для профилактики осложнений в результате резус-конфликта необходимо как можно раньше становиться на учёт и находиться под наблюдением медицинских работников, чтобы они могли вовремя провести профилактические мероприятия для успешного появления малыша и его лечение в случае развития гемолитической желтухи.

4.5. Социологический опрос

Мы решили провести социологический опрос среди обучающихся лицея и преподавателей ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на тему: «Группы крови и актуальность проблемы возникновения резус-конфликта». Для этого мы составили текст анкеты:

А) Ученик

В) Взрослый

1.Вы


A) I

D) IV

B) II

E) Не знаю

C) III

F) Планирую узнать

2.Какая у вас группа крови?



А) Резус-положительный

С) Не знаю

В) Резус-отрицательный

D) Планирую узнать

А) Да

C) Что это?

В) Нет

D) Мне это не интересно

3.Какой у вас резус-фактор?

4.Знаете ли вы о проблеме резус-отрицательного статуса?

В опросе приняли участие 120 обучающихся лицея – интерната и 10 педагогов. При обработке данных анкеты на вопрос №2 нас интересовало, есть ли среди педагогов и лицеистов те, кто не знают свою группу крови. Выяснилось, что таковых среди педагогического состава – 17 %, а среди лицеистов – 42%. При этом никто не выбрал вариант ответа «Планирую узнать».


При рассмотрении ответов на вопрос №3 нас интересовало количество респондентов, выбравших вариант ответов «не знаю» и «планирую узнать». Среди учителей 83% знают свой резус, а 17% не знают, но планируют узнать.









Не знают своего резус-статуса 48% лицеистов, 36% из которых планируют узнать свой статус, а 12% не интересна эта особенность их организма.

Все учителя, участвовавшие в опросе, осведомлены о проблеме резус-конфликта.



Из лицеистов только 27% знакомы с явлением резус-конфликта, большинство же ничего не знают о нём, что является весьма опасным фактором для будущего материнства/отцовства.





5. Выводы.

В ходе проведённого исследования наша гипотеза о том, что у детей в предполагаемом браке Присевка – Бутаев может быть не только вторая группа крови подтвердилась: 75% вероятность рождения детей со II группой крови и 25% вероятность рождения ребёнка с I группой крови в каждой беременности.

Гипотеза о том, что может возникнуть резус-конфликт также подтвердилась, вычисления показывают 50% - вероятность этого осложнения в беременности.

Были составлены родословные по двум фенотипическим признакам - группам крови и резус-фактору обеих семей и произведён расчёт всех генотипов родственников Бутаева Муслима и Присевка Юлии. Ценность этого исследования заключается не только в подготовке к будущей семейной жизни, ответственному материнству / отцовству, но и историческая, т.к. есть связь с предыдущими поколениями, которая будет передана последующим поколениям.

Изучение медицинской литературы помогло понять сущность и опасность резус-конфликта между матерью и плодом, что позволит грамотно вести себя при беременности и выстраивать отношения с медицинскими службами.

Данные социологического опроса среди обучающихся и преподавателей привели нас к пониманию того, что необходимо продолжить исследование с целью информирования лицеистов о данной проблеме резус-конфликта, создать условия и организовать массовое посещение медицинских учреждения, чтобы ребята узнали свою группу крови и резус-статус. Кроме того, мы обратили внимание на то, что среди опрошенных достаточное количество резус-отрицательных лицеистов, у многих – родители имеют такой статус, в библиотеке при работе с литературой у нескольких девушек оказался отрицательный резус. Нам показался этот факт интересным и возникла новая гипотеза исследования, которая находится в области изучения популяционной генетики.


6. Список литературы:

1. «Физиология человека // А.Т.Хрипкова - М.; «Просвещение», 1983г.

2. «Учебное пособие по основам генетики»// И.П.Карузина – Москва.: «Медицина», 1980г. 

3. «Генетика» // Лобашев М.Е.- Ленинград.: Издательство Ленинграского университета, 1967г. 

4. «Биология» // Карузина И.П. - М.: Медицина, 1972г.

5. Электронный ресурс https://www.google.ru/search?


Презентация работы
PPTX / 840.4 Кб

Автор материала: Ю. Присевка (10 класс)
Опубликовано в группе «Научное общество учащихся.»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Голдина Лилия Вильевна, 07.08.19 в 22:35 1 Ответить Пожаловаться
Интересно. Спасибо, Ольга Алексеевна.

Отредактировано 07-08-2019 22:35

Уманец Ольга Алексеевна, 08.08.19 в 21:27 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лилия Витальевна!
Елена Владимировна, 08.08.19 в 04:25 1 Ответить Пожаловаться
Молодцы Юлия и Муслим! Очень интересная и основательная работа!!!
Уманец Ольга Алексеевна, 08.08.19 в 21:28 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна!
Передам ребятам Ваш отзыв!
Панагушина Елена Аркадьевна, 08.08.19 в 07:33 1 Ответить Пожаловаться
Исправить в работе.
Введение не нумеруется.
Нет предмета исследования.
Нет гипотезы
Этапы работы добавить.
Гипотеза пишется отдельным пунктом в конце работы после выводов
Обязательно в конце рекомендации, где работу можно использовать.

Уманец Ольга Алексеевна, 08.08.19 в 21:28 0 Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна, добрый день!
Что касается предмета исследования, то это не обязательно прописывать в детских работах, они ещё не студенты (см. курсы проектной и исследовательской деятельности Фоксфорд).
Гипотеза в работе прописана и по ней есть пункт в выводах.
Не считаю, что надо добавлять какие-то этапы работы.
О том, как работа будет использована, также ребята написали (последний абзац работы)...

С уважением, Ольга Алексеевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.