Тема работы «Определение групп крови, резус-факторов детей и вероятности возникновения резус-конфликта при беременности»

Пояснительная записка к презентации
Автор публикации: Ю. Присевка, ученица 10Б класса
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Таганрогский педагогический лицей - интернат»
Тема работы
«Определение групп крови, резус-факторов детей и вероятности возникновения резус-конфликта при беременности»
Автор работы:
Присевка Юлия, 10 «Б» класс,
ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей - интернат».
Соавтор:
Бутаев Муслим, 10 «И» класс.
Научный руководитель:
Уманец Ольга Алексеевна,
учитель биологии.
г. Таганрог 2018 г.
Оглавление:
Введение ……………………………………………………………….....стр. 3
1.1. Актуальность темы
1.2. Цель исследования
1.3. Гипотеза исследования
1.4. Задачи исследования
1.5. Объект исследования
1.6. Практическая ценность
Обзор литературы…………………………………………………………стр. 4
2.1. Группы крови……………………………………………………........стр. 4
2.2. Резус-фактор крови и резус-конфликт……………………………...стр. 4
Методы исследования…………………………………..………………..стр. 5
Результаты исследования……………….………………………………..стр. 6
Составление родословных двух семей по группам крови ..…………стр. 6
Определение генотипов по крови путём решения задач ……………стр. 9
Составление родословных двух семей по резус- фактору .…………стр. 11
Определение генотипов по резус-фактору путём решения задач .…стр. 14
Социологический опрос ………………………………………………стр. 17
Заключение…………………………………………………………….. стр. 18
Список литературы……………………………………………………...стр. 19
1. Введение.
1.1. Актуальность темы.
На уроках биологии в девятом классе мы познакомились с решением генетических задач. При обсуждении этой темы мы стали предполагать различные варианты потомства в браке.
Дома мы разговорились о том, как выбрать спутника жизни, на что обращать внимание, какие особенности надо учесть при выборе супруга. В ходе обсуждения возникла мысль о том, что было бы интересно предположить не только цвет глаз будущего ребёнка, наличие и/или отсутствие наследственных заболеваний, тип волос, цвет кожи и зубов, но и группу крови с резус-фактором. В нашей семье мама является резус – отрицательной, у меня также резус отрицательный. А, значит, есть риск того, что в беременности может возникнуть резус – конфликт. Как просчитать вероятность возникновения такого состояния? Знают ли другие обучающиеся нашего лицея свой резус и чем опасен резус – конфликт?
1.2. Цель исследования.
Определить группы крови и резус-факторы возможного потомства в предполагаемом браке и вычислить вероятность возникновения резус-конфликта.
1.3. Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что в возможном браке между лицеистами Присевка Юлия и Бутаев Муслим могут родиться дети не только со второй группой крови, а также возможен резус-конфликт при беременности, т.к. мамы лицеистов являются резус – отрицательными.
1.4. Задачи исследования.
1. Изучить литературу по наследованию групп крови и сути возникновения резус-конфликта.
2. Составить родословные Бутаева Муслима и Присевка Юлии по фенотипу.
3. Определить генотипы предков двух родов путем решения генетических задач.
4. Составить генотипы будущих детей при возможном браке Бутаев-Присевка.
5. Провести социологический опрос среди обучающихся и преподавателей ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на тему: «Актуальность проблемы возникновения резус-конфликта».
1.5. Объект исследования.
Объектом нашего исследования являются фенотипы и генотипы членов семей обучающихся 10х классов лицея – интерната Присевка Юлии и Бутаева Муслим, а также фенотипы и генотипы Присевка Юлии и Бутаева Муслима.
1.6. Практическая ценность.
Данные этого исследования представляют ценность как для участников исследования Присевка Юлии и Бутаева Муслима, т.к. позволят прогнозировать различные пути развития беременности с учётом резус – фактора, что может спасти здоровье и жизнь будущих детей. Кроме того, ознакомление с этой работой позволит другим обучающимся лицея – интерната узнать о сущности резус – конфликта между матерью и ребёнком, заранее узнать свой резус – статус, осознать последствия и способы выхода из резус – конфликта, если он вероятен, чтобы сохранить жизнь и здоровье себе и будущему ребёнку.
Для обучающихся, сдающих ЕГЭ по биологии это является возможностью отработать навык решения генетических задач по родословным.
2.Обзор литературы.
2.1 Группы крови.
Вся информация о строении и свойствах нашего организма зашифрована в генах, совокупность которых образует генотип. Внутренне и внешне это проявляется через признаки, совокупность которых образует фенотип. Рассмотрим такой признак как группа крови человека по системе АВО. Эта система учитывает содержание в крови человека двух видов белков в эритроцитах, их называют агглютиноген А и агглютиноген В, и двух видов белков агглютининов α и β в плазме крови. В зависимости от того, какой вид белков есть в эритроцитах и плазме, различают четыре группы крови (фенотип): I (0), II (A), III (B), IV (AB), что соответствует определённому генотипу.
Группа крови | Агглютиногены в эритроцитах | Агглютинины в плазме | Генотипы |
I (0) | отсутствуют | α и β | j0j0 |
II (A) | А | α | JAJA, JAJ0 |
III (B) | В | β | JBJB, JBJ0 |
IV (AB) | А и В | отсутсвуют | JAJB |
Из таблицы видно, что II (A) и III (B) группы крови имеют по два вида генотипа. Такое явление в генетике называется множественный аллелизм.
Знание группы крови является обязательным условием для успешного переливания крови (в случае больших кровопотерь, для лечения некоторых заболеваний), а именно: у донора (человек, дающий кровь) и у реципиента (человек, которому переливают кровь) не должны в крови содержаться одноимённые агглютиногены и агглютинины, т.е. А и α, В и β. Если это произойдёт, наступит агглютинизация – явление склеивания эритроцитов, закупорка мелких сосудов, нарушение кровообращения и смерть.
2.2 Резус-фактор крови и резус-конфликт.
Также в эритроцитах людей (примерно 85%) может содержаться ещё один белок, который называют резус-фактор. Он был открыт в эритроцитах обезьян макак-резус, чем и объясняется его название. Если кровь человека, у которого есть белок резус-фактор (резус положительный) перелить человеку, у которого этого белка нет (резус отрицательный), то у последнего проявиться иммунная реакция, начнут вырабатывать антитела, повторное введение такой крови приведёт к агглютинизации и тяжёлым осложнениям, что называется резус – конфликт.
Резус-конфликт возникает у резус-отрицательных женщин в состоянии беременности по отношению к резус-положительному плоду. Эритроциты резус-положительного плода проникают через плаценту в кровь резус-отрицательной мамы и вызывают описанную выше иммунную реакцию. Организм мамы начинает вырабатывать антитела для уничтожения эритроцитов ребёнка. В ответ на это, у ребёнка появляется большое количество биллирубина в крови, которое может привести к повреждению его мозга. Антитела мамы массово уничтожают эритроциты ребёнка, количество которых пытаются восполнить его печень и селезёнка, увеличиваясь в размерах. Когда количество эритроцитов становиться минимальным, наступает кислородное голодание ребёнка, что приводит к серьёзным нарушениям, возникает гемолитическая желтуха, всё это может привести к гибели плода.
Отец | Мать | Ребёнок | Вероятность конфликта |
Резус положительный Rh+ | Резус положительная Rh+ | 75% Rh+, 25% rh - | Нет |
Резус положительный Rh+ | Резус отрицательная rh - | 50% Rh+, 50% rh - | 50% |
Резус отрицательный rh - | Резус положительная Rh+ | 50% Rh+, 50% rh - | Нет |
Резус rh - | Резус rh - | 100% rh - | Нет |
В первой беременности эти симптомы могут отсутствовать у ребёнка, пережившего внутриутробный резус-конфликт с резус-отрицательной мамой. Во время последующих беременностей в крови мамы количество антител увеличивается и эритроциты ребёнка разрушаются с большей скоростью, гемолитическая желтуха проявляется раньше, что приводит к смерти младенца, мертворождённости, к умственной отсталости выжившего малыша.
Резус-отрицательных беременных женщин ставят на особый медицинский учёт, чтобы заготовить нужное количество резус-отрицательной крови для ребёнка с гемолитической желтухой. В настоящее время спасают 90-98% новорожденных путём полной замены крови. Для этого из тела ребёнка через пупочную артерию выводят всю его кровь, а через пупочную вену вводят донорскую кровь в соответствии с его резус-фактором и группой крови.
3. Методы исследования.
1. Изучение научной литературы по типу наследования групп крови и резус-фактора, сущности резус-конфликта, его лечение.
2. Генеалогичекий метод – составление и изучение родословных людей, изучение характера и типа наследования признака, является основой для медико-генетического консультирования. Для составления родословной (генеалогическое древо) определяют пробанда – определённая персона семьи. Она включает предков – известных близких и дальних родственников: прадедов, дедов, родителей, детей, внуков, правнуков и т.д. Для графического изображения используют общепринятые обозначения (см. рис. 1).
В нашем исследовании это основной метод. Для исследования мы выбрали семьи двух обучающихся 10 классов лицея – интерната Присевка Юлии и Бутаева Муслима. Каждый из них обследовал свою семью по двум генетическим признакам – группам крови и резус-фактору по медицинским показателям. На основе изучения фенотипов были составлены родословные двух семей. Для точного вычисления вероятности возникновения резус-конфликта в будущей беременности Присевка Юлии, которая является резус – отрицательной по генотипу и фенотипу, были произведены расчёты по определению гомозиготности / гетерозиготности предков по указанным признакам.
3. Социологический опрос «Актуальность проблемы возникновения резус-конфликта».
Рис. 1. Графические обозначения генеалогического древа
4. Результаты исследования.
Для определения генотипа по группе крови и резус-фактору будущего потомства, а также для определения вероятности возникновения резус – конфликта во время беременности в возможном браке необходимо собрать информацию (факты по фенотипам) о группах крови и резус-факторам членов семей Бутаевы и Присевка. На основе собранных фактов мы составили родословные обеих семей двух типов: родословные семей Бутаевых и Присевка по группам крови и родословные семей Бутаевых и Присевка по резус-фактору. Для выяснения точного генотипа по обоим признакам с точки зрения гомозиготности или гетерозиготности предков Юлии Присевка и Муслима Бутаева были произведены расчёты по генотипам групп крови и резус-фактору. Только после этого мы получили возможность составить схему возможного брака Присевка – Бутаев, чтобы просчитать возможные генотипы и фенотипы потомства в браке и высчитать вероятность возникновения резус-конфликта во время беременности.
4.1. Составление родословных двух семей по группам крови.
Прабабушка
Ксения
I
шшшшшш
Прадедушка
Муслим
II
Линия матери Родословная Бутаева Муслима по группам крови Линия отца
Прабабушка
Паулина
I
Прабабушка
Тамара
III
Муслим
II
Папа
Измаил
II
Дедушка
Олег
III
Дедушка
Магомед
II
Бабушка
Лариса
III
Прадедушка
Керим
III
Мама
Оксана
I
I
Дядя
Николай
I
Дядя
Олег
II
Дедушка
Николай
II
Бабушка
Раиса
I
Прадедушка
Владимир
I
Мария
Линия матери Родословная Присевка Юлии по группам крови Линия отца
Александра
Юлия
II
Татьяна
II
Лев
II
Вячеслав
I
Евгений
I
Анастасия
II
Роман
I
Наталья
Ольга
Галина I
Александр I
Валентина
Фаина
Виктор
II
Валерий
I
Олег
II
Евгений
Петр
Юрий
4.2. Определение генотипов по крови путём решения задач.
Определение генотипа группы крови по родословной Муслима Бутаева.
I группа крови - J0J0
II группа крови - JAJA или JAJ0
III группа крови - JBJB или JBJ0
IV группа крови - JAJB
Прабабушка Прадедушка по линии матери Муслима – пробанды
Ксения Владимир
P1: ♀ J0J0 x ♂ J0J0
I I
G: J0 J0
F1: J0J0 генотип-100%
I фенотип- 100%
Бабушка Раиса
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Бабушка Дедушка по линии матери Муслима
Раиса Николай
P2: ♀ J0J0 x ♂ JAJ0
I II
G: J0 JA, J0
F2: JAJ0 , J0J0 генотип-1:1
II I фенотип- 1:1
Дядя Олег Мама Муслима – Оксана, дядя Николай
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды
Паулина Муслим
P1: ♀ J0J0 x ♂ JA_
I II
G: J0 JA , ?
F1: JAJ0 , _ J0 генотип-1:?
II ? фенотип- 1:?
Дедушка Магомед
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды
Тамара Кирим
P1: ♀ JB_ x ♂ JB_
III III
G: JB ,? JB,?
F1: JBJB , JBJ0 ,? , ? генотип-1:1:?:?
III III ? ? фенотип- 2:? :?
Бабушка Лариса
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Бабушка дедушка по линии отца Муслима
Лариса Магомед
P2: ♀ JBJ0 x ♂ JАJ0
III II
G: JВ JB , J0
F2: JAJ0, JAJB, _ J0, _ J0 генотип-1:1:? :?
II IV ? ? фенотип- 1:1:? :?
Папа Муслима – Измаил
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Мама Папа родители Муслима
Оксана Измаил
P3: ♀ J0J0 x ♂ JAJ0
I II
G: J0 JA , J0
F3: JAJ0 , J0J0 генотип-1:1
II I фенотип- 1:1
Муслим
Определение генотипа группы крови по родословной Юлии Присевка.
I- J0J0
II- JAJA, JAJ0
III- JBJB, JBJ0
IV- JAJB
Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии – пробанды
Мария Лев
P1: ♀ _ J0 x ♂ JА_
? II
G: J0 JА, ?
F1: JАJ0 , ? генотип-100%
II ? фенотип- 100%
Бабушка Татьяна (100%), дедушка Олег (возможно)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии – пробанды
Фаина Юрий
P1: ♀ _ J0 x ♂ _J0
I, II или III I, II или III
G: ?, J0 JА, ?
F1: J0J0 , ? генотип-100%
I ? фенотип- 100%
Дедушка Валерий (100%), бабушка Наташа - неизвестно
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Бабушка Дедушка по линии матери Юлии
Татьяна Валерий
P2: ♀ JAJ0 x ♂ J0J0
II I
G: JA,J0 J0
F2: J0J0, JAJ0 генотип-1:1
I II фенотип- 1:1
Дядя Роман Мама Юлии – Анастасия
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии – пробанды
Валентина Пётр
P1: ♀ _ J0 x ♂ _J0
I, II или III I, II или III
G: J0 J0, ?
F1: J0J0 , ? генотип-100%
I ? фенотип- 100%
Бабушка Галина (100%), бабушка Ольга - неизвестно
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии – пробанды
Александра Евгений
P1: ♀ _ J0 x ♂ _J0
I или II I или II
G: ?, J0 J0, ?
F1: J0J0 , JА_, ? генотип-100%
I II фенотип- 100%
Дедушка дедушка Виктор
Александр (100%)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Бабушка Дедушка по линии отца Юлии
Галина Александр
P2: ♀ J0J0 x ♂ J0J0
I I
G: J0 J0
F2: J0J0 генотип-100%
I фенотип- 100%
Папа Юлии – Евгений и дядя Вячеслав
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Мама Папа родители Юлии
Анастасия Евгений
P3: ♀ JAJ0 x ♂ J0J0
II I
G: JA , J0 J0
F3: JAJ0, J0J0 генотип-1:1
II I фенотип- 1:1
Юлия
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Юлия Муслим возможный брак
P3: ♀ JAJ0 x ♂ JAJ0
II II
G: JA , J0 JA , J0
F3: JAJА , JАJ0 , JАJ0 , J0J0 генотип-1:2:1
II II II I фенотип- 3:1
Возможные варианты потомства в предполагаемом браке по группам крови: 75% вероятность рождения детей со II группой крови и 25% вероятность рождения ребёнка с I группой крови в каждой беременности.
4.3. Составление родословных двух семей по резус-фактору.
Прабабушка
Тамара
+
Прабабушка
Паулина
-
Прабабушка
Ксения
+
шшшшшш
Прадедушка
Муслим
+
Дедушка
Олег
+
Бабушка
Лариса
+
Прадедушка
Керим
+
Папа
Измаил
+
Дедушка
Магомед
+
Муслим
+
Мама
Оксана
-
I
Дядя
Олег
+
Дядя
Николай
+
Дедушка
Николай
-
Бабушка
Раиса
+
Прадедушка
Владимир
+
Линия матери Родословная Присевка Юлии по резус-фактору Линия отца
Анастасия
-
Юлия
-
Вячеслав
+
Евгений
+
Роман
+
Александр +
Наталья+
Александра
Петр
-
Валентина+
Фаина+
Мария+
Виктор
+
Ольга-
Валерий
+
Олег
+
Евгений
+
Юрий +
Лев -


Галина
+ или -
+
Татьяна
+ или -
-
4.4.Определение генотипов по резус-фактору путём решения задач
Определения резус-фактора по родословной Бутаева Муслима.
Rh+ - положительный резус-фактор
rh- - отрицательный резус-фактор
Прабабушка Прадедушка по линии матери Муслима - пробанды
Ксения Владимир
P1: ♀ Rh+_ x ♂ Rh+_
полож. полож.
G: Rh+, ? Rh+, ?
F1: Rh+Rh+, Rh+rh-, ? генотип-1:1:?
полож., полож. фенотип- 1:1:?
Бабушка Раиса
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Бабушка Дедушка по линии матери Муслима
Раиса Николай
P2: ♀ Rh+rh- x ♂ rh-rh-
полож. отриц.
G: Rh+, rh- rh-
F2: Rh+rh- , rh-rh- генотип-1:1
полож., отриц. фенотип- 1:1
дядя Олег мама Муслима – Оксана
дядя Николай
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды
Паулина Муслим
P1: ♀ rh-rh- x ♂ Rh+_
Отриц. Полож.
G: rh- Rh+, ?
F1: Rh+rh-, ? генотип-1:?
Полож. фенотип- 1:?
Дедушка Магомед
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Прабабушка Прадедушка по линии отца Муслима – пробанды
Тамара Керим
P1: ♀ Rh+_ x ♂ Rh+_
Полож. Полож.
G: Rh+, ? Rh+, ?
F1: Rh+Rh+, ? генотип-1:?
полож. фенотип- 1:?
Бабушка Лариса, дедушка Олег могут быть Rh+Rh+ или Rh+rh-
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Бабушка дедушка по линии отца Муслима
Лариса Магомед
P2: ♀ Rh+_ x ♂ Rh+rh-
Полож. Полож.
G: Rh+, ? Rh+, rh-
F2: Rh+Rh+, Rh+rh-, ? генотип-1:1:?
полож. полож. фенотип- 2:?
Отец Муслима – Измаил резус-положительный может быть Rh+Rh+ или Rh+rh-
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Мама Отец родители Муслима
Оксана Измаил
P3: ♀ rh-rh- x ♂ Rh+_
Отриц. Полож.
G: rh- Rh+
F3: Rh+rh-, ? генотип-1:?
полож. фенотип- 1:?
Муслим
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Определение резус-фактора по родословной Юлии Присевка.
Rh+ - положительный резус-фактор
rh- - отрицательный реус-фактор
Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии - пробанды
Мария Лев
P1: ♀ Rh+rh- x ♂ rh-rh-
полож. отриц.
G: Rh+, rh- rh-
F1: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1
полож. отриц. фенотип- 1:1
Дедушка Олег (100%), бабушка Татьяна может быть резус-положительной и резус-отрицательной (50% на 50%).
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Прабабушка Прадедушка по линии матери Юлии - пробанды
Фаина Юрий
P1: ♀ Rh+_ x ♂ Rh+_
полож. полож.
G: Rh+, ? Rh+, ?
F1: Rh+Rh+, Rh+rh- генотип-1:1:?
полож. полож. фенотип- 2:?
Дедушка Валерий (100%), бабушка Наталья может иметь оба варианта генотипа (50% на 50%)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Бабушка Дедушка по линии матери Юлии
Татьяна Валерий
P2: ♀ rh-rh- x ♂ Rh+rh-
отриц. полож.
G: rh- Rh+, rh-
F2: Rh+rh- , rh-rh- генотип-1:1
полож., отриц. фенотип- 1:1
дядя Роман мама Юлии – Анастасия
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии - пробанды
Валентина Петр
P1: ♀ Rh+rh- x ♂ rh-rh-
полож. отриц.
G: Rh+, rh- rh-
F1: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1
полож. отриц. фенотип- 1:1
бабушка Ольга, бабушка Галина может иметь оба варианта генотипа с вероятностью 50% на 50%.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Прабабушка Прадедушка по линии отца Юлии - пробанды
Александра Евгений
P1: ♀ Rh+_ x ♂ Rh+_
полож. полож.
G: Rh+, ? Rh+, ?
F1: Rh+Rh+, ? генотип-1:?
полож. фенотип- 1:?
Дедушка Александр и дедушка Виктор резус-положительные и могут иметь два варианта генотипа Rh+Rh+ или Rh+rh-.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Бабушка дедушка по линии отца Юлии
Галина Александр
P2: ♀ Rh+rh- x ♂ Rh+_
полож. полож.
G: Rh+, rh- Rh+, ?
F2: Rh+Rh+, Rh+rh- , ? генотип-1:1:?
полож. полож. фенотип- 2:?
Отец Юлии – Евгений, дядя Вячеслав резус-положительный может иметь оба варианта генотипа с вероятностью 50% на 50%.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Мать Отец родители Юлии
Анастасия Евгений
P3: ♀ rh-rh- x ♂ Rh+rh-
отриц. полож.
G: rh- Rh+, rh-
F3: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1
полож. отриц. фенотип- 1:1
Юлия
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Юлия Муслим возможный брак
P4: ♀ rh-rh- x ♂ Rh+rh-
отриц. полож.
G: rh- Rh+, rh-
F4: Rh+rh-, rh-rh- генотип-1:1
полож. отриц. фенотип- 1:1
Возможные варианты потомства в предполагаемом браке по резус-фактору крови: 50% вероятность рождения детей с резус-положительным статусом и носительством гена отрицательного резус-фактора; 50% вероятность рождения ребёнка с отрицательным резус-фактором крови в каждой беременности. Отсюда следует, что в каждой беременности в рассматриваемом возможном браке вероятность проявления резус-конфликта составляет 50% в каждой беременности. Таким образом, для профилактики осложнений в результате резус-конфликта необходимо как можно раньше становиться на учёт и находиться под наблюдением медицинских работников, чтобы они могли вовремя провести профилактические мероприятия для успешного появления малыша и его лечение в случае развития гемолитической желтухи.
4.5. Социологический опрос
Мы решили провести социологический опрос среди обучающихся лицея и преподавателей ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на тему: «Группы крови и актуальность проблемы возникновения резус-конфликта». Для этого мы составили текст анкеты:
А) Ученик | В) Взрослый |
A) I | D) IV |
B) II | E) Не знаю |
C) III | F) Планирую узнать |
А) Резус-положительный | С) Не знаю |
В) Резус-отрицательный | D) Планирую узнать |
А) Да | C) Что это? |
В) Нет | D) Мне это не интересно |
4.Знаете ли вы о проблеме резус-отрицательного статуса?
В опросе приняли участие 120 обучающихся лицея – интерната и 10 педагогов. При обработке данных анкеты на вопрос №2 нас интересовало, есть ли среди педагогов и лицеистов те, кто не знают свою группу крови. Выяснилось, что таковых среди педагогического состава – 17 %, а среди лицеистов – 42%. При этом никто не выбрал вариант ответа «Планирую узнать».
При рассмотрении ответов на вопрос №3 нас интересовало количество респондентов, выбравших вариант ответов «не знаю» и «планирую узнать». Среди учителей 83% знают свой резус, а 17% не знают, но планируют узнать.
Не знают своего резус-статуса 48% лицеистов, 36% из которых планируют узнать свой статус, а 12% не интересна эта особенность их организма.
Все учителя, участвовавшие в опросе, осведомлены о проблеме резус-конфликта.
Из лицеистов только 27% знакомы с явлением резус-конфликта, большинство же ничего не знают о нём, что является весьма опасным фактором для будущего материнства/отцовства.
5. Выводы.
В ходе проведённого исследования наша гипотеза о том, что у детей в предполагаемом браке Присевка – Бутаев может быть не только вторая группа крови подтвердилась: 75% вероятность рождения детей со II группой крови и 25% вероятность рождения ребёнка с I группой крови в каждой беременности.
Гипотеза о том, что может возникнуть резус-конфликт также подтвердилась, вычисления показывают 50% - вероятность этого осложнения в беременности.
Были составлены родословные по двум фенотипическим признакам - группам крови и резус-фактору обеих семей и произведён расчёт всех генотипов родственников Бутаева Муслима и Присевка Юлии. Ценность этого исследования заключается не только в подготовке к будущей семейной жизни, ответственному материнству / отцовству, но и историческая, т.к. есть связь с предыдущими поколениями, которая будет передана последующим поколениям.
Изучение медицинской литературы помогло понять сущность и опасность резус-конфликта между матерью и плодом, что позволит грамотно вести себя при беременности и выстраивать отношения с медицинскими службами.
Данные социологического опроса среди обучающихся и преподавателей привели нас к пониманию того, что необходимо продолжить исследование с целью информирования лицеистов о данной проблеме резус-конфликта, создать условия и организовать массовое посещение медицинских учреждения, чтобы ребята узнали свою группу крови и резус-статус. Кроме того, мы обратили внимание на то, что среди опрошенных достаточное количество резус-отрицательных лицеистов, у многих – родители имеют такой статус, в библиотеке при работе с литературой у нескольких девушек оказался отрицательный резус. Нам показался этот факт интересным и возникла новая гипотеза исследования, которая находится в области изучения популяционной генетики.
6. Список литературы:
1. «Физиология человека // А.Т.Хрипкова - М.; «Просвещение», 1983г.
2. «Учебное пособие по основам генетики»// И.П.Карузина – Москва.: «Медицина», 1980г.
3. «Генетика» // Лобашев М.Е.- Ленинград.: Издательство Ленинграского университета, 1967г.
4. «Биология» // Карузина И.П. - М.: Медицина, 1972г.
5. Электронный ресурс https://www.google.ru/search?
Голдина Лилия Вильевна
Уманец Ольга Алексеевна
Елена Владимировна
Уманец Ольга Алексеевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Уманец Ольга Алексеевна