Урок биологии «Как наследуется ребёнком группа крови и резус-фактор?» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
Как наследуется ребенком группа крови и резус-фактор?
В 1900—1902 гг. стало известно о существовании определенно» группы крови у каждого человека. Австрийский ученый Карл Ландштейнер установил, что при смешивании крови двух разных людей в одних случаях эритроциты склеиваются, а в других — нет. Значит, сделал вывод ученый, есть труппы крови совместимые и несовместимые. Это открытие имело огромное значение, так как подсказывало способ определить ее совместимость. А через 20 лет после открытия Ландштейнера стало известно, что группы крови передаются ПО наследству и что наследование происходит в строгом соответствий с законами генетики.
Любой наследственный признак контролируется по меньшей Мере парой генов, один из которых ребенок получает от матери, а другой от отца. В этом случае родители передают своему ребенку не «готовую» группу крови, а по одному гену, ответственному за ее формирование. От взаимодействия этих генов и зависит, какая кровь будет у ребенка.
Отличие одной группы крови от другой определяется особенностями белков'крови. Существуют несколько систем классификации крови по группам, но наиболее известная из них — система А ВО (читается': а, б, ноль), в которой различают 4 группы крови.
I г р у п п у называют нулевой и обозначают 00, что указывает на наличие двух одинаковых генов, определявших признак группы—- один 0 получен от отца, а другой — от матери: Если у ребенка 1 группа крови, значит; и у отца, и у матери есть ген 0, но это не значит, что у них также [ группа крови, так как вторые гены могут быть иными.
Ген II группы обозначается буквой А. и если ребенок От обоих родителей получил ген А, то у пего будет группа крови (А) Но такая же группа будет у него, если он получил от одного из родителей ген 0, а от другого - ген А, так как ген 0 имеет одну особенность он не может проявить себя в присутствии гена А.
Ген III г р у п п ы крови обозначен буквой(Г) Эта группа: также образуется у тех, кто получил от родителей два одинаковых гена ВВ или В и 0, так как и в этом случае ген 0 себя не проявляет^ Если же ребенок от одного родителя унаследовал ген А, а от другого — ген В, то их сочетание приводит к появлению нового признака — IV группы кров и.
Опираясь на эти законы, можно решить многие проблемы, связанные, с изучением особенностей крови. Они могут помочь и в решении некоторых сложных ситуаций, например когда требуется установить отца ребенка.
Например, II группа крови (АО) может быть у ребенка, если у матери IV группа (АВ), а у отца или I (00), или II (АО), или III (ВО). Если у матери III группа (ВО), то и у ребенка она может быть III в сочетаний со всеми группами крови отца, кроме II (АА). Таким образом, самым достоверным ответом, исходя из групп крови, является отрицание отцовства, то есть данный мужчина не может быть отцом данного ребенка. В жизни всякое случается - и иногда даже такой вывод может быть очень важным.
НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ
Таким образом, от взаимодействия генов, ответственных за формирование группы крови, зависит, какая группа крови будет у ребенка. Такая же, как у отца? Такая, как у матери? Или же в результате комбинации генов возникает третий вариант?
Как наследуется резус-фактор? Резус-фактор - это особый белок, содержащийся в эритроцитах крови. В крови разнообразных белков около 70. По статистике, примерно у 85% людей белок резус-фактор в крови присутствует а у 15% людей его нет. Но когда у беременной женщины кровь резус-отрицательная (т. е белка резус-фактора нет), а у ее мужа — резус-положительная (т. е. КЬ белок резус-фа к юр в крови имеется), то врачи настораживаются, опасаясь конфликта (не- совместимости) между матерью и плодом. Предположим, что у плода кровь такая же, как у отца (резус-положи- тельная): Во время беременности мать и плод едины, и между ними через плаценту происходит обмен веществ, хотя кровь их не смешивается. В кровоток матери начинают поступать эритроциты плода (на рисунке они обозначены значком +), содержащие резус-фактор, а в ее крови такого белка нет, и для ее Организма он чужеродный. В этом случае включается биологическая защита организма матер она начинает вырабатывать против этого чужеродного белка оружие — антитела. С развитием беременности в крови женщины накапливается большое количество эритроцитов, содержащих белок-фактор, и соответственно возрастает количество антител (на рисунке они обозначены точками). Через плаценту антитела проникают в кровь плода, и под их воздействием эритроциты плода начинают разрушаться и гибнуть. В крови накапливаются токсичные (ядовитые) продукты распада, например билирубин, оказывающий вредное воздействие не только на различные органы, но и на мозг. В таких случаях ребенка спасает только экстренное переливание крови, полная ее замена.
НАСЛЕДОВАНИЕ РЕЗУС-ФАКТОРА
Необходимо помнить, что существуют гены, которые себя проявляют; их называют доминантными, а те, которые не проявляют своих свойств, называют рецессивными.
Подумайте и ответьте. 1. Почему необходимо знать свою группу крови? 2. На какие группы можно подразделить кровь? 3. Как наследуется группа крови? 4. Почему при переливании крови необходимо знать группу крови того,
кому вливают, и того, от кого берут кровь? 5. Что такое резус-фактор? 6. Какое значение имеет наличие или отсутствие резус-фактора у матери и ребёнка? 7. Какое физиологическое значение имеет переливание крови, если у матери, и ребенка не совпадают резус-факторы? 8. Как наследуется резус-фактор?
Объясните значение терминов: группа крови, резус-фактор, отрицательная резус-кровь, положительная резус-кровь, рецессивный признак, доминантный, признак.
Группы крови - наследование. Кто отец вашего ребенка?
Почему группы крови ребенка и родителей не совпадают
От кого зависит пол ребёнка. Узнай правду.
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html