12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72122
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Изучение нового материала

Как наследуется ребенком группа крови и резус-фактор?

В 1900—1902 гг. стало известно о существовании определен­но» группы крови у каждого человека. Австрийский ученый Карл Ландштейнер установил, что при смешивании крови двух разных людей в одних случаях эритроциты склеиваются, а в других — нет. Значит, сделал вывод ученый, есть труппы крови совмести­мые и несовместимые. Это открытие имело огромное значение, так как подсказывало способ определить ее совместимость. А че­рез 20 лет после открытия Ландштейнера стало известно, что группы крови передаются ПО наследству и что наследование про­исходит в строгом соответствий с законами генетики.

Любой наследственный признак контролируется по меньшей Мере парой генов, один из которых ребенок получает от матери, а другой от отца. В этом случае родители передают своему ре­бенку не «готовую» группу крови, а по одному гену, ответствен­ному за ее формирование. От взаимодействия этих генов и зависит, какая кровь будет у ребенка.

Отличие одной группы крови от другой определяется особеннос­тями белков'крови. Существуют несколько систем классификации крови по группам, но наиболее известная из них — система А ВО (читается': а, б, ноль), в которой различают 4 группы крови.

I г р у п п у называют нулевой и обозначают 00, что указы­вает на наличие двух одинаковых генов, определявших признак группы—- один 0 получен от отца, а другой — от матери: Если у ребенка 1 группа крови, значит; и у отца, и у матери есть ген 0, но это не значит, что у них также [ группа крови, так как вторые гены могут быть иными.

Ген II группы обозначается буквой А. и если ребенок От обоих родителей получил ген А, то у пего будет группа крови (А) Но такая же группа будет у него, если он получил от одного из родителей ген 0, а от другого - ген А, так как ген 0 имеет одну особенность он не может проявить себя в присутствии гена А.

Ген III г р у п п ы крови обозначен буквой(Г) Эта группа: также образуется у тех, кто получил от родителей два одинаковых гена ВВ или В и 0, так как и в этом случае ген 0 себя не проявляет^ Если же ребенок от одного родителя унаследовал ген А, а от другого — ген В, то их сочетание приводит к появлению нового признака — IV группы кров и.

Опираясь на эти законы, можно решить многие проблемы, связанные, с изучением особенностей крови. Они могут помочь и в решении некоторых сложных ситуаций, например когда тре­буется установить отца ребенка.

Например, II группа крови (АО) может быть у ребенка, если у матери IV группа (АВ), а у отца или I (00), или II (АО), или III (ВО). Если у матери III группа (ВО), то и у ребенка она может быть III в сочетаний со всеми группами крови отца, кроме II (АА). Таким об­разом, самым достоверным ответом, исходя из групп крови, являет­ся отрицание отцовства, то есть данный мужчина не может быть отцом данного ребенка. В жизни всякое случается - и иногда даже такой вывод может быть очень важным.

НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ

Таким образом, от взаимодействия генов, ответственных за фор­мирование группы крови, зависит, какая группа крови будет у ре­бенка. Такая же, как у отца? Такая, как у матери? Или же в результате комбинации генов возникает третий вариант?

Как наследуется резус-фактор? Резус-фактор - это особый белок, содержащийся в эритроцитах крови. В крови разнообразных белков около 70. По статистике, примерно у 85% людей белок резус-фактор в крови присутствует а у 15% людей его нет. Но когда у беременной женщины кровь резус-отрицательная (т. е белка резус-фактора нет), а у ее мужа — резус-положительная (т. е. КЬ белок резус-фа к юр в крови имеется), то врачи настораживаются, опасаясь конфликта (не- совместимости) между матерью и плодом. Предположим, что у плода кровь такая же, как у отца (резус-положи- тельная): Во время беременности мать и плод едины, и между ними через плаценту происходит обмен веществ, хотя кровь их не смешива­ется. В кровоток матери начинают поступать эритроциты плода (на рисунке они обозначены значком +), содержащие резус-фактор, а в ее крови такого белка нет, и для ее Организма он чужеродный. В этом случае включается биологическая защита организма матер она начинает вырабатывать против этого чужеродного белка оружие — антитела. С развитием беременности в крови женщины накаплива­ется большое количество эритроцитов, содержащих белок-фактор, и соответственно возрастает количество антител (на рисунке они обозна­чены точками). Через плаценту антитела проникают в кровь плода, и под их воздействием эритроциты плода начинают разрушаться и гиб­нуть. В крови накапливаются токсичные (ядовитые) продукты распа­да, например билирубин, оказывающий вредное воздействие не только на различные органы, но и на мозг. В таких случаях ребенка спасает только экстренное переливание крови, полная ее замена.

НАСЛЕДОВАНИЕ РЕЗУС-ФАКТОРА

Необходимо помнить, что существуют гены, которые себя прояв­ляют; их называют доминантными, а те, которые не проявляют своих свойств, называют рецессивными.

 

Подумайте и ответьте. 1. Почему необходимо знать свою группу крови? 2. На какие группы можно подразделить кровь? 3. Как наследуется группа крови? 4. Почему при переливании крови необходимо знать группу крови того,

кому вливают, и того, от кого берут кровь? 5. Что такое резус-фактор? 6. Какое значение имеет наличие или отсутствие резус-фактора у матери и ребёнка? 7. Какое физиологическое значение имеет переливание крови, если у матери, и ребенка не совпадают резус-факторы? 8. Как наследуется резус-фактор?

Объясните значение терминов: группа крови, резус-фактор, отрица­тельная резус-кровь, положительная резус-кровь, рецессивный признак, доминантный, признак.

Группы крови - наследование. Кто отец вашего ребенка?

 

 

 

Почему группы крови ребенка и родителей не совпадают

 

 

 

От кого зависит пол ребёнка. Узнай правду.

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.