«Удивительные свойства музыки Вольфганга Амадея Моцарта»
Автор публикации: А. Воробьева, ученица 9Б класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАТО г. СЕВЕРОМОРСК «ГИМНАЗИЯ №1» |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ Предметная область «Общественно-научные предметы» Музыка |
«Удивительные свойства музыки Вольфганга Амадея Моцарта» Выполнила: Воробьева Анастасия Александровна, обучающаяся 9Б класса МБОУ «Гимназия №1» Руководитель проекта: Свишевская Светлана Николаевна учитель музыки МБОУ «Гимназия №1» г. Североморск – 2022 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В.-А. МОЦАРТА
РОЛЬ ОТЦА В СТАНОВЛЕНИИ ВОЛЬФГАНГА МОЦАРТА КАК МУЗЫКАНТА
ГАСТРОЛЬНЫЕ ТУРЫ МОЦАРТОВ ПО ЕВРОПЕГЛАВА
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ В.-А. МОЦАРТА НА ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ МОЦАРТА НА РАЗНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
3.1. ЭКСПЕРИМЕНТ СО СТАРШЕКЛАСНИКАМИ
3.2 ЭКСПЕРИМЕНТ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ
3.3. ЭКСПЕРИМЕНТ С МЛАДШЕЙ СЕСТРОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Музыка – это вид искусства. Термин «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Основными элементами и выразительными средствами музыки являются мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония.
С древнейших времен музыка сопровождает жизнь людей. Проходят века, сменяются поколения, изменяется стиль, но неизменной остается способность музыки влиять на человека.
Данная тема актуальна тем, что наш современный мир отличается от прошлого своим ритмом жизни. Многие люди пропадают на работе, забывая про себя. Современные звуки музыки уже не те, что были раньше. В обиходе развлекательная музыка, но мода на нее изменчива и быстротечна. Жизнь даже самых популярных песен или клипов измеряется годом, чаще месяцами, а нередко и неделями.
К проблемам в области музыкальной культуры относятся:
- низкий культурный уровень значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства подвергаются сомнению или даже отрицаются;
- на школьников, постоянно прикованных к мониторам компьютеров, льется мощный поток псевдоискусства.
Порой их прослушивание отрицательно сказывается на нашем поведении, восприятии мира и здоровье организма. В настоящее время часто ведутся споры о том, какая музыка нужнее людям - легкая или серьезная? Среди молодежи много противников классики, якобы отжившей свой век.
Недавно я узнала, что еще до своего рождения, я слушала классическую музыку, так как моя мама очень любит слушать музыкальные произведения великих композиторов. И после моего появления на свет, она включала мне различную музыку, я слушала аудиосказки с музыкальным сопровождением. Сейчас я задумалась, оказала ли эта музыка влияние на мое развитие? На протяжении всей истории человеческой культуры музыка использовалась как средство воспитания и формирования высоких нравственных качеств человека. Древние философы, ссылаясь на мифы, отмечали способность музыки оказывать воздействие на человека. Платон рассматривал музыку как важное воспитательное средство, называл ее «гимнастикой души». Он говорил: «Хорошая музыка облагораживает, тогда, как дурная развращает и портит».
Цель: доказать, что музыка В.-А. Моцарта оказывает влияние на настроение, эмоциональнее состояние, интеллектуальный потенциал человека.
Задачи:
- проанализировать путь становления В.-А. Моцарта как музыканта и композитора;
- выяснить, какое влияние оказывает музыка Моцарта на человека;
- провести эксперимент по изучению влияния музыки Моцарта на обучение школьников.
Гипотеза: Музыка Моцарта улучшает умственные способности школьников и может помочь в учебе.
Методы исследования:
- критического анализа источников;
- сравнительно-сопоставительного анализа;
- систематизации и обобщения материала;
- анкетирования;
- творческого эксперимента.
Объект исследования: музыка В.-А, Моцарта
Предмет исследования: влияние музыки Моцарта на человека.
Практическая ценность проекта: материалы проекта могут заинтересовать тех, кто любит слушать музыку, а также тех людей, кто хотел бы на себе ощутить терапевтический «эффект музыки Моцарта». Их можно использовать на уроках музыки, МХК, факультативных занятиях, классных часах.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В.-А. МОЦАРТА
Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье: мать – Мария Анна, урожденная Пертль; отец – Леопольд Моцарт (1719–1787), композитор и теоретик. Мы выяснили, что Анна Мария Моцарт в противоположность характеру своего мужа - душевная, добрая, неунывающая, искренняя и милая женщина.Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна, оба обладали блестящими музыкальными данными.
РОЛЬ ОТЦА В СТАНОВЛЕНИИ ВОЛЬФГАНГА МОЦАРТА КАК МУЗЫКАНТА
Леопольд Моцарт был посредственным музыкантом, и сам знал об этом, но также он хорошо знал, что он отменный педагог. Он написал замечательное учебное пособие «Опыт основательной скрипичной игры», по которому учат детей по всей Европе, но это не принесло Леопольду славы и денег, поэтому все свои педагогические способности он направил на собственных детей. Сначала Леопольд приобщил к музыке шестилетию дочь Нанерль, эти занятия заинтересовали маленького Вольфганга Моцарта, он мог часами с упоением слушать, как репетирует сестра. Иногда Нанерль уступала место брату, и он пробовал подбирать терцы, приходя в дикий восторг, когда получалось. От внимания Леопольда не ускользнуло это обстоятельство, и в четыре года он посадил сына за инструмент, отметил, что у мальчика есть явные способности.
Отец Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось 8 лет, и сочиненная отцом в 1759 для Наннерль Нотная тетрадь с легкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького Вольфганга.
На уроках музыки еще в начальной школе мы узнали, что музыкальный талант Моцарта обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине, и уже в возрасте трех лет будущий гений делал первые композиторские наброски - подбирал на клавесине терции и сексты, а в пятилетнем возрасте начал сочинять несложные менуэты.
Про Леопольда говорили, он отец-тиран, человек, который не остановится ни перед чем в достижении заветной цели подняться вверх, занять достойное положение в обществе. Если понадобиться, Леопольд будет голодать и не спать по ночам, но когда придет время, он потребует чтобы сын вернул ему долги.
В 7 лет у Вольфганга уже много сочинений, и что самое невероятное: музыка ребенка звучит так, как если бы ее писал человек, который прожил жизнь. Вольфганг занимался по 12 часов в сутки, Леопольд заставляет его играть все более сложные произведения. Постоянно расширяя круг упражнений, он был одержим своей идеей, он не щадил ни своих, ни Вольфганга сил. У любого другого ребенка это отбило бы всякую охоту к занятиям, но маленький Моцарт выглядел таким же одержимым, как и его отец.
Мы выяснили, что отец Леопольд Моцарт очень хотел, чтобы сын стал композитором, а согласно обычаям того времени музыкант мог стать композитором только после признания его исполнителем-виртуозом. Поэтому отец держал мальчика в ежовых рукавицах: жесткая дисциплина, постоянные занятия и активная концертная деятельность с пяти лет. Без этих изнурительных систематических занятий вряд ли Амадей стал виртуозным музыкантом. Именно отцу он обязан тем, что стал композитором, признанным музыкальным гением, отец развил в сыне природные задатки и сделал его великим.
Амадей Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.
Из источников мы узнали такой факт: в пять лет отец дал Вольфгангу задание: выполнить в ученической тетради упражнение по сольфеджио, через два часа Леопольд вошел в комнату и увидел, что сын отвлекся от занятий и что-то быстро пишет. Что ты делаешь? – строго спросил он и услышал в ответ от ребенка: «Сочиняю концерт.» Но это невозможно, дитя мое - рассмеялся Леопольд. Леопольд бегло посмотрел на листок, усеянный кляксами, и забыл, что хотел сказать. Он понял, что его сын - гений.
С каждым днём Леопольд находил все больше подтверждений тому, что Вольфганг не такой как все, он решил, его сын будет только великим композитором. Леопольд понял, что про Вольфганга должен узнать мир. И они решили покорить Европу. Он стал не просто отцом, а слугой гения.
ГАСТРОЛЬНЫЕ ТУРЫ МОЦАРТОВ ПО ЕВРОПЕ
Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1762 году семейство поехало в Вену, Мюнхен. Там давались концерты Вольфганга Моцарта, его сестры Марии Анны. Они проходили с ошеломляющим успехом, вызывая у публики бурю восторга, удивления и восхищения (чудо-детей одаривали подарками). Концертная программа поражала своим разнообразием и трудностью. Ради забавы слушатели из зала заставляли Вольфганга играть по клавишам, закрытым полотенцем, исполнять труднейшие пассажи одним пальцем.
Во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражала слушателей удивительной красотой. Мы выяснили, что Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократов. В это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга – 4 скрипичные сонаты.
Первое турне Моцартов продолжалось три года, а всего Вольфганг вне стен родного дома провел 10 лет. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз пребывая на краю гибели. Оба ребенка перенесли воспаление легких и оспу. Однажды после выступления перед императрицей Марией Терезией Моцарт слег с жаром, его тело покрылось красной сыпью - это была скарлатина. Благодаря усилиям императорского врача мальчик смог выздороветь. Это было не романтическое путешествие, а настоящее хождение по мукам.
Мы выяснили, что становление виртуоза стоило больших усилий: многочасовые концерты перед знатью очень выматывали маленького музыканта.
Рабочий день мальчика начинался в 6 утра, когда его сразу же сажали за клавесин. И продолжался с небольшими перерывами на еду до 4 часов дня. Затем, отец вел его на прием к какому-нибудь знатному венскому вельможе, где Вольфганг играл положенные 2 или 3 часа. С половины 7 до 9 вечера они давали концерты вместе с сестрой. После «чудо ребенок» ехал на ночной концерт. Падающий от усталости Вольфганг ни разу не показывал своего недовольства, он научился понимать отца с полуслова. Леопольд сказал, Вольфганг сделал. Без позволения отца мальчик даже не решался проглотить маленький кусочек или взять что либо, когда его угощали.
В 1764 году семейство отправилось в Лондон и прожило там более года. Моцарты были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности.
Композитор Иоганн Христиан Бах сразу оценил огромный талант ребенка. Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант.
В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний.
С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте. Побывав в Италии, Франции, Мюнхене, Праге и других странах и городах, он знакомился с музыкой европейских мастеров, различными школами и направлениями. Впитывал все, но не копировал, создавал свои музыкальные образы.
История музыки свидетельствует о ряде чудесных выступлений, которыми Моцарт повергал своих слушателей в изумление. Мальчику было всего 10 лет, когда он принял участие в сочинении коллективной оратории. Его неделю держали в настоящем плену, открывая запертую дверь лишь, чтобы передать ему пищу или нотную бумагу. Моцарт блестяще выдержал испытание, и вскоре после оратории, исполненной с большим успехом, поразил публику оперой «Аполлон и Гиацинт», а затем еще двумя операми «Мнимая простушка» и «Бастьен и Бастьенна».
В 14 лет Моцарта за сочинение им в течение 30 минут сложнейшего многоголосного произведения избрали академиком Болонской музыкальной академии.
Моцарты много путешествовали, давали много концертов и «скитались» по королевским дворам Европы в поисках постоянного места. Постоянные неудобства, денежные затруднения и отсутствие стабильности - все это приходилось терпеть юному композитору. Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.
С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержали все больше новых приемов.
В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с успехом. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» ставились в нескольких городах, были чрезвычайно успешными.
В 1778 году в Париже умерла мать Моцарта, которой было всего 58 лет. Ее внезапная кончина стала огромным потрясением для Вольфганга.
26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта.
4 августа 1782 года в Вене Вольфганг Амадей Моцарт, несмотря на категорическое несогласие отца, женился на Констанции Вебер. Молодожены поселились у ее родителей, где и продолжал работать Моцарт. В Вене в перерывах между сочинительством он появлялся на заседаниях масонской ложи. «Бунтарский» дух и в этом вопросе сыграл свою роль: через два года после женитьбы он вступил в масонскую ложу «Благотворительность». Идеи «Свободы, Равенства и Братства» стали для него привлекательными.
В 1790 г. в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы - «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта».
Вольфганг подарил жителям Вены новое развлечение: глубокой ночью при свете луны и свечей в городском саду музыканты исполняли романтические произведения. Тьма стирала сословные границы, женат ли ты, замужем ли она не имело значения, можно знакомиться, заводить мимолетные интриги. Моцарт писал для ночных забав новые произведения, так на свет появился шедевр «Маленькая ночная серенада». После смерти матери он стал свободным странствующим музыкантом, ориентировал свои сочинения не только на высшие круги, а и на простую городскую публику. Он стал писать для всех.
Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Закончил сочинение Ф. К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери. «Реквием» - траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст, является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.
Мы выяснили, что в 1791 году Моцарт получил через посредника - некоего человека в сером, заказ на сочинение «Реквиема» на условиях секретности. Предположительно Моцарт знал заказчика - он получил аванс, по разным сведениям, 50 или 100 дукатов, и столько же Моцарт должен был получить по окончании работы.Как выяснилось позже, «Реквием» заказал граф Франц фон Вальзегг-Штуппах для ежегодного исполнения в память о его жене. Граф был музыкантом-любителем и неоднократно выдавал заказанные у разных композиторов сочинения за собственные, а точнее - покупал у них авторство. Таким образом, Моцарт должен был сочинять «Реквием» анонимно.
Безденежье заставило его согласиться на это унизительное для него условие, которое служит объяснением большого количества заимствований (исследователи в различных частях Реквиема находят параллели с сочинениями Карла Филиппа Эммануила Баха, Михаэля Гайдна, Доменико Чимарозы и Франсуа Госсека). Мессу «Реквием» Моцарт не закончил, так как много болел и не вставал с кровати.
Последний раз в обществе В. Моцарт появился 18 ноября 1791 года. На освящении нового храма «Вновь увенчанная надежда» великий композитор дирижировал своей «лебединой песней» - небольшой кантатой «Громко возвестим нашу радость». 20 ноября он слег в постель и больше не поднимался: внезапно у него опухли руки, ноги, затем добавилась рвота. Но сознание не покидало больного. Он остро реагировал на пение канарейки - и птицу унесли из комнаты.
Вечерами, когда шла его «Флейта», Моцарт следил по часам за ходом каждого спектакля. Как утверждал Ниссен: «Болезнь, приковавшая его к постели, длилась 15 дней... За два часа до кончины он пребывал еще в полном сознании».
5 декабря - День памяти великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, который умер в 36 лет в Вене.
Ссылаясь на болезнь, жена Констанция не присутствовала на похоронах мужа. И впервые посетив кладбище спустя несколько лет, была удивлена, что не нашла места его погребения.
Мы выяснили, что погребение композитора стало тайной. Хоронили Моцарта с подозрительной поспешностью, не удостоив почестей, соответствующих его сану - помощника капельмейстера собора Св. Стефана, придворного капельмейстера и композитора. На кладбище Санкт-Маркс по Гроссе-Шуленштрассе никто из сопровождавших тело Моцарта не пошел из-за резкого ухудшения погоды. Но самым непонятным остается факт того, что композитор был похоронен в безымянной могиле для бедняков, которая вскоре была утеряна. Кто-то тщательно скрыл следы преступления…
В кругу венских музыкантов долгое время передавалась история: будто бы гроб с телом Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у входа в Крестовую капеллу, прилегающую к северной недостроенной башне храма. А затем, когда сопровождавшие удалились, гроб с телом внесли внутрь и вынесли через другой выход, ведущий в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы.
Спустя несколько дней после смерти Моцарта австрийские, а затем европейские газеты запестрели краткими сообщениями о кончине «композитора, известного всей Европе своим редкостным талантом», «достигшего наивысшего мастерства». И только в берлинской «Музыкальной ежедневной газете» от 12 декабря 1791 года прозвучал недвусмысленный намек на криминал: «Моцарт скончался. Он вернулся домой из Праги больным и с той поры слабел, чахнул с каждым днем: полагали, что у него водянка, он умер в Вене в конце прошлой недели. Так как тело его после смерти сильно распухло, предположили даже, что он был отравлен».
Большинство современников Моцарта считали, что он умер естественной смертью от «острой лихорадки», которую 28 ноября диагностировал его домашний врач Саллаба. Этого диагноза было достаточно, чтобы внушить потомкам главное: великий Моцарт умер естественной смертью.
Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Моцарт признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.
Современники отмечали его легкий характер, веселый нрав и любовь к шутке и розыгрышам. Моцарт обожал светские приемы, маскарады, любил танцевать и весело проводить время. Это нашло отражение и в музыке композитора. Его музыка насыщена обертонами высокой частоты – от трех тысяч до восьми тысяч герц. Именно эта характеристика оставляет у слушателей ощущения «лучезарности», весны и солнца.
Музыку Моцарта характеризуют лёгкость, изящество, ясность, простота, виртуозный блеск. Не было ни одного жанра того времени, в котором бы он не творил: за 30 лет Моцарт успел сочинить 626 произведений, в числе которых 22 оперы, 41 симфония, 27 концертов для фортепиано, 7 скрипичных концертов, 19 месс, Реквием. Всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора. Лишь в ХХ веке были по-настоящему восприняты, осознаны и по достоинству оценены удивительное по своей силе эмоционально-выразительное богатство его музыкальных произведений, их глубочайшая внутренняя трагичность, соседствующая с безмятежностью, «солнечностью» мажорных композиций, и «неземная» Высшая гармония, царящая во всех его творениях.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ В.-А. МОЦАРТА НА ЧЕЛОВЕКА
Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет чудодейственную целительную силу, положительно воздействует на развитие творческих способностей, способностей к учебе, на оздоровление и исцеление.
Первые опыты с музыкой Моцарта были проведены на крысах. Два месяца животные слушали одно и то же произведение по 12 часов в день. Крысы-меломаны вдруг стали умнее своих сородичей и могли пробегать лабиринт быстрее и делать меньше ошибок в пути.
Первые моцартовские эксперименты на людях тоже окончились интересными открытиями. Люди слушали произведения Моцарта и другую музыку, а ученые в это время изучали мозг с помощью МРТ. Выяснилось, что во время прослушивания любой музыки у людей активизируется та часть головного мозга, которая связана со слуховыми центрами. В других случаях может быть задействован эмоциональный центр. Но только произведения Моцарта активизировали у испытуемых всю кору головного мозга.
По выражению ученых, которые наблюдали этот процесс, вся голова человека начинала светиться во время прослушивания Моцарта. Ученые считают, что именно в музыке Моцарта есть неповторимое явление - уникальный ритм, который «созвучен» ритму нашей нервной системы. Музыка Моцарта может вызвать такой резонанс в коре головного мозга, который будет колебаться с частотой нашей нервной системы – 20-30 секунд. Проанализировав частотные характеристики других классических композиторов, а также поп-музыку разных годов, ученые составили таблицу, где чаще всего встречается это сочетание волн в 20-30 секунд. Моцарт оказался первым в списке.
Эффект Моцарта – благотворное лечебное влияние музыки Моцарта на умственные способности и весь организм, гармонизируя психику и физиологию человека.
Эта история началась в XIX веке в венских кофейнях, что некий промером университета демонстрировал на лекциях череп Моцарта, утверждая, что находится на пороге сенсационного открытия.
Профессор был убежден, что нашел формулу гениальности, но над этой тайной учёные и раньше ломали головы, однако профессор в отличие от своих предшественников - математиков, философов и алхимиков точно знал, где искать ответ. Профессора звали Франц Йозеф Галль, он возглавлял школу френологии.
Френология - это наука, позволяющая распознать гениальность построения черепа.
С помощью классической музыки в живом исполнении можно воздействовать на настроение и психофизическое состояние человека: когда человек слышит быструю музыку, он начинает двигаться и думать быстрее.
Ученые XXI века стали изучать воздействие музыки великого венского классика В.-А. Моцарта на человека. Люди науки утверждают, что существует удивительный эффект. Что делает с нашим сознанием «солнечный» гений?
Изучая специальную литературу о влиянии музыки Моцарта мы встретилась с рядом высказываний о силе его музыки. Нейробиолог и физик из США Гордон Шоу после ряда экспериментов утверждает, что музыка Моцарта мобилизует возможности человеческого мозга. Ученый считает, что «столь яркая и разнообразная музыка облегчает работу головного мозга, помогает математикам и шахматистам».
Гениальный австрийский композитор писал свою музыку в мажорных тонах, поэтому она постоянно привлекает внимание слушателей. Его симфонии и скрипичные концерты кажутся радостными и искренними, возникает желание поддаться этому радостному настрою и подпевать.
Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено тем, что в ней много звуков высокой частоты. Эти звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (стимулируют мышление и улучшают память).
Изобилие высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют «солнечным» композитором.
Американский ученый Гордон Шоу и его коллега нейролог Марк Боднер использовали сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание различных жанров музыки. Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга.
Французский врач А.Томатис в своей книге «Почему именно Моцарт?» пишет: «Сила Моцарта недоступна другим. Его музыка освобождает душу. Лечебные свойства ее настолько сильны, что это делает Моцарта величайшим из композиторов». Музыку Вольфганга Амадея Моцарта полезно слушать всем. Она успокаивает грудных младенцев и будущих мам. Детям она помогает развивать речь, успокаиваться при нервном возбуждении и лучше учиться. Ученые доказали: если при изучении материала делать 10-минутные музыкальные паузы с Моцартом, эффективность обучения повышается. А взрослым музыкальные произведения Моцарта помогут преодолеть душевные проблемы, улучшат слух и красноречие.
Во 2 половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием «Эффект Моцарта», ставшую популярной во многих странах мира, доказал, что музыка Моцарта оказывает благотворное позитивное воздействие на здоровье и умственные способности человека. В 1993 году в американском колледже был проведен эксперимент, который показал, что учащиеся колледжа лучше справлялись с заданиями, если слушали сонату австрийского композитора по 10 минут в день.
Австрийские ученые используют «эффект Моцарта» в терапевтических целях, составляя в каждом конкретном случае индивидуальные программы из отрывков или целых музыкальных произведений Моцарта, содержащих нужные частоты. Человеческое ухо постепенно привыкает улавливать те частоты, которые прежде не воспринимало. Такая тренировка слуха облегчает изучение иностранных языков, для каждого из которых характерен особый набор типичных частот. Английский язык дается легче тому, кто лучше воспринимает высокие частоты. У детей с помощью таких тренировок преодолеваются нарушения координации движений и речи, уходит нервное возбуждение.
Поразительный эффект музыки Моцарта давно уже «перешагнул» рамки Австрии. Российский учитель Вадим Ширин предлагает своим ученикам слушать Моцарта, и уверяет, что это повышает иммунитет детей. С ним согласны и школьные медики. Многочисленные эксперименты показывают, что даже непродолжительное прослушивание любого произведения Моцарта повышает результаты тестов IQ испытуемого.
Резюме ученых гласит, что духовная и физическая сила музыки Вольфганга Амадея Моцарта способствует более эффективному решению человеком проблем во всех сферах его деятельности: от запоминания иностранных слов до работы со сложным технологическим оборудованием, везде, где требуется повышенная концентрация внимания и активизация мыслительных процессов.
Начиная с XIX века, научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы.
В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире стала признанной наукой. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.
Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Музыка как никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки связано с умственными процессами, требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Музыка Моцарта повышает умственные способности у всех людей, которые ее слушают - доказали европейские ученые. Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей увеличивается концентрация внимания.
В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, ученые и медики убеждены, что именно она помогла им снизить в стране раннюю детскую смертность.
По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта – исчезнут проблемы с пищеварением.
В Канаде струнные квартеты из нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий.
Моцарт, будучи музыкальным Гением от природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, что и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели” его творчества и самые маленькие слушатели.
Профессор, доктор биологических наук Владимир Морозов был участником эксперимента, проведенного российскими психологами. Ученые попросили маленьких детей из детских садов Москвыво время прослушивания музыкальных произведений нарисовать несуществующее животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными. Когда включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.
Мы нашли факты, когда известные люди исцелялись музыкой Моцарта.
В числе поклонников творчества Моцарта – знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис. Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактер. В середине 60-х гг. ХХ в. молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьезная проблема - сильнейшее заикание. А. Томатис в ходе первого медицинского осмотра Жерара определил, что у него серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта.
Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был потрясающим! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, от заикания, что позволило ему стать великим киноактером мирового уровня.
Всему миру известен случай, когда музыка Моцарта “подарила” человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал Ришелье, будучи на смертном одре, за несколько минут до своей неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание – чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. После того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он пошел на поправку. В этого человека быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 лет, дожив до 92-летнего возраста.
В 19 веке ученый Иван Михайлович Догель установил, что под воздействием музыки меняются: кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Борис Васильевич Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.
Живая музыка композиторов-классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог. После прослушивания именно классической музыки заметно повышается уровень интеллектуального развития слушателя.
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ МОЦАРТА НА РАЗНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Современная жизнь людей переполнена музыкой низкого эстетического и культурного уровня, которая красиво подается, легко слушается, но не несет в себе глубокой эмоциональности и духовности. Но как воспитать любовь к классической музыке?
П.И. Чайковский говорил: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок».
Мы решили провести эксперимент: практически проверить уровень музыкальных вкусов моих сверстников, заставить их задуматься о культурном наследии великого Моцарта.
3.1 ЭКСПЕРИМЕНТ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Я провела тестирование среди старшеклассников, которые готовятся сдавать экзамены и попросила ответить их на несколько вопросов:
1.Так ранжирование предметов, проведенное в моем классе, показало, что музыка находится на 5 месте из 10.
2.А какую музыку предпочитают слушать? Половина одноклассников слушают популярную музыку.
3.Нужна ли музыка в жизни? Твой любимый певец – исполнитель, группа. Умеешь ты играть на музыкальном инструменте?
4.Я также провела анкетирование родителей и учащихся на совпадение музыкальных вкусов
В результате проделанной работы я сделала следующие выводы:
музыкальные интересы класса разнообразны и индивидуальны. Каждый - творческая и интересная личность.
Музыка способствует развитию личностных качеств ребят. Я утвердилась в своём мнении, что музыкальные интересы и личность человека связаны и едины. Выяснила, что современные песни и музыка, которую слушают одноклассники, также интересны и их родителям.
Мы пришли к выводу, что уровень музыкальной культуры сверстников будет более высоким, если они будут слушать, исполнять, оценивать высокохудожественный музыкальный материал.
С помощью музыки можно влиять на формирование человека, ускорить переработку информации, повысить умственную работоспособность.
3.2 ЭКСПЕРИМЕНТ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ
У Моцарта необыкновенная музыка - не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Каждый день мы слушаем музыку для собственного удовольствия, но, оказывается, ее звуки могут помогать людям.
В процессе изучения материалов про исцеляющую силу музыки Моцарта и влияние ее на человека моя семья заинтересовалась некоторыми фактами, изученными в литературе. Мы решили проверить, как влияет музыка Моцарта на настроение и состояние нашего организма.
Наш эксперимент длился в течение недели. В эксперименте были использованы следующие произведения В. А. Моцарта: симфония № 6, фа мажор, симфония № 25, ч.2 Andante, симфония № 41, домажор «Юпитер», серенада № 13 соль-мажор «Маленькая ночная серенада», соната для двух фортепиано до мажор, соната для двух фортепиано ре мажор.
В первый день нашего эксперимента мы слушали симфонию № 41 домажор «Юпитер», и она была у нас фоном во время домашних занятий. Слушали мы недолго и эффекта воздействия музыки никто не почувствовал.
Вечером, мы еще раз прослушали симфонию № 6 в спокойном состоянии, расположившись на креслах и диване. После прослушивания каждый поделился своими впечатлениями. Данные показатели приведены в таблице 1
Таблица 1
Результаты определения эмоционального состояния нашей семьи
|
| ||||
| | | | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Также мы решили проверить, какое влияние музыка Моцарта имеет при выполнении домашних заданий. Со 2 декабря по 4 декабря я делала задания как обычно без прослушивания музыки в тишине. А последующие три дня перед выполнением домашнего задания я слушала музыку Моцарта серенада № 13 соль-мажор «Маленькая ночная серенада» и сонату для двух фортепиано до мажор. Результаты нашего эксперимента приведены ниже:
Диаграмма 1. Результат выполнения домашнего задания
Мы решили проверить, как влияет музыка Моцарта на водителя при вождении автомобиля. В течение одной недели папа постоянно слушал музыку Моцарта при вождении автомобиля. В ходе эксперимента получены следующие данные.
На основании проведенного эксперимента мы сделали выводы:
Эффект Моцарта имеет место в нашей жизни.
Музыка Моцарта оказывает положительное влияние на интеллектуальное, эмоциональное, физическое состояние человека. Слушая музыку Моцарта человек успокаивается, пребывает в гармонии с собой и окружающими. Современная музыка не всегда хорошо влияет на самочувствие человека.
Предлагаем:
1. Для улучшения эмоционального состояния, для избавления от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог слушать в повседневной жизни музыку Моцарта и классическую музыку других композиторов
2. Школьникам перед выполнением домашнего задания прослушивать в течение 10-15 минут музыку Моцарта для концентрации внимания, стимулирования интеллекта и развития творческого потенциала.
3. Ввести на переменах в школе музыкальные «пятиминутки», которые могут способствовать эффективности умственного труда или, наоборот, успокоить, снять состояние стресса. После прослушивания музыки Моцарта улучшились результаты решения математических задач, а после прослушивания рок-музыки наоборот ухудшились.
Я поняла, что перед выполнением контрольных работ необходимо сосредоточиться, и в этом помогает музыка гениального композитора. Прослушивание музыки Моцарта можно включать на переменах, во время завтрака, обеда. Наш земной мир создан из совершенства и несовершенства. Каждый человек выбирает, что ему ближе. И чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки и других видов искусства. И гармоничная музыка станет защитой от многих бед, потому что ее звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека - совершенней.
3.3 ЭКСПЕРИМЕНТ С МЛАДШЕЙ СЕТРОЙ
Работая над проектом я решила провести еще один эксперимент влияния музыки В.А. Моцарта на творческое мышление. Включив симфонию №41 В.А.Моцарта, я попросила младшую восьмилетнюю сестру под это произведение нарисовать цветы. Включив музыку рок-группы Rammstein Du Hast, и так же попросила нарисовать цветы. Получилось два разных рисунка.
Под музыку В.А.Моцарта сестра нарисовала ромашки и улыбающееся солнышко. А под музыку Rammstein она нарисовала тюльпан и грустное солнце. Прослушивание разной музыки также влияло на время и плавность линий при рисовании.
Исходя из проведенного эксперимента, я сделала вывод, что музыка Моцарта не вызывает раздражения и беспокойства, а благотворно влияет на творчество, в отличие от рок-произведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Чтобы стать выдающимся виртуозом и музыкальным гением, Моцарту благодаря его отцу пришлось много трудиться с самого раннего детства, несмотря на природные способности.
Преодолевая традиции аристократической культуры, но сохраняя элементы галантного стиля, переосмысливая и подчиняя их более глубокой эстетической концепции, Моцарт утвердил новый прогрессивный путь развития музыки. Красота музыки Моцарта, изящной и совершенной по форме, отражает полноту ощущения жизни, воплощает мечту о счастье.
В наши дни музыка Моцарта продолжает звучать в концертах, оперных театрах. Произведения Моцарта обязательны в программах учащихся музыкальных школ, училищ и консерваторий.
Зальцбург стал европейской музыкальной столицей. В городе Моцарта ежегодно проводятся конкурсы, фестивали и концерты, посвященные творчеству великого композитора.
И хотя он жил бедно, славы не обрел при жизни, его музыка гармоничная, светлая и изысканно простая, полная сердечной теплоты, приносит людям радость. Слушая музыкальные произведения Моцарта, мы становимся чище и добрее.
Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты человека. Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта обладает универсальным действием, имеет чудодейственную целительную силу.
Изучив источники литературы, попробовав влияние музыки на своем организме, мы пришли к выводу, что музыка - самая тонкая и самая влиятельная сфера культуры. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту.Она оказывает волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении.
В результате проведения исследования подтвердилась наша гипотеза. Действительно: музыка Моцарта оказывает положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.
В заключение хочется сказать, что подлинное, глубокое искусство – музыка Моцарта -неподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богатырева Ж.В. Влияние музыки на человека// Современные наукоемкие технологии.- 2013. - № 7 (2). - С. 181-183;
2. Бондарев М. Вместо хлорки используйте музыку. Она тоже убивает микробы //
[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.ug.ru/old/01.49/t29.htm
3. Вейс Д. Возвышенное и земное: Исторический роман о жизни Моцарта и его времени. - М., 1997.
4. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 2008
5. Музыка Моцарта. Лечение и улучшение мозговой активности// [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://blog.pobedinedug.ru
6. Непокора Е. Исцеляющая музыка В.А.Моцарта для взрослых и детей.– М., 1999
7. Рыцарева М.Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. – М., 2017
8. Строгова Н.В. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека //
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru
9. Чичерин Г. Моцарт: Исследовательский этюд. - СПб., 2007.
10. Шацкая В.И. Воспитание музыкального вкуса.- М., 2003
11. Эйнштейн А. Моцарт: Личность. Творчество. - М., 2014.
12.Эффект Моцарта //[Электронный ресурс] Режим доступа: https://miracleborn.wordpress.com
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Рекомендуемый список музыкальных произведений, влияющих на состояние человека
Состояние человека | Музыкальные произведения |
Для уменьшения агрессивности, конфликтности и напряженности в отношениях с окружающим миром | А. Вивальди «Времена года» (зима) |
Снимает неврозы и раздражительность, разочарование, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы | И.С. Бах «Итальянский концерт», «Кантата №2» |
Для уменьшения чувства скованности, тревоги, неуверенности в своих силах и благополучном исходе происходящего | Л. Бетховен Симфония № 6 |
Успокаивает, умиротворяет и гармонизирует психику, уменьшает чувство тревоги и неуверенности | Ф. Шуберт «AveMaria», |
Для улучшения общего самочувствия после эмоционального напряжения | Л. Боккерини Менуэт, |
Для поднятия общего жизненного тонуса, наполнения себя жизненной силой, улучшение самочувствия, активности, настроения, вдохновением, творческой энергией: | Ф.Лист «Венгерская рапсодия № 12», |
Создание чувства радости | Дж. Гершвин «Голубая рапсодия» |
Восстанавливает кровяное давление и сердечную деятельность | И. Штраус «Сказки Венского леса» Ф. Шопен «Ноктюрн ре-минор», Ф.Мендельсон «Свадебный марш», |
Нормализует работу мозга | Э. Григ сюита «Пер Гюнт» |
Рост умственных способностей у детей | Музыка В.А. Моцарта |
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Как использовать музыкотерапию в школе
1. В школе рекомендуется очень тихо включать музыку во время уроков, это помогает лучше усваивать материал.
2. Рекомендуется проигрывание музыки Моцарта во время перемен. Важно помнить, что музыка оказывает своё воздействие не сразу, а постепенно, через некоторое время.
3. Музыкальную терапию можно применять во время сна. Именно такое использование музыки особенно рекомендуется для детей.
4. Музыка должна звучать ненавязчиво; необходимо обращать внимание на реакции детей, выбирать громкость музыки. Даже тихая, «фоновая» музыка оказывает воздействие на школьников. Главное, чтобы она просто играла, не отвлекая внимания детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Как слушать классическую музыку для положительного воздействия на человека
1. Большое значение при прослушивании музыки имеет ваша собственная интуиция. Если мелодия, которая у других улучшает расположение духа, у вас отнимает силы, лучше не слушать ее, а найти для себя мелодию, с которой можно было бы идти по жизни.
2. Лучше всего слушать музыку не напрягаясь, в удобном положении, с закрытыми глазами. Не трудно уделить 10-15 минут в день, чтобы соединить полезное с приятным. Музыка помогает именно тогда, когда ее слушают, словно бы пропуская через себя, заполняя мелодией мысли и сознание.
3.Регулируйте звук. Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку - это вредно для организма.
4. Не перестарайтесь. Если слушать симфонии Бетховена больше часа, эффект может быть противоположным. Такое прослушивание не только не расслабит, но и вызовет усталость и раздражение. Для одного сеанса достаточно десяти минут.