В каких существ верили наши предки?
Автор публикации: Е. Дашин, ученик 7А класса
В каких существ верили наши предки?
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Егор. Я расскажу вам о языческих божествах, в которых верили наши предки и обрядах, бытовавших на Суздальской земле. Наши предки, древние славяне, были язычникам, верили в разных богов: Ярилу – бога солнца, Перуна - бога плодородия, и многих других. На горках устраивались капища – места, где поклонялись языческим богам и приносили им жертвы. Но в 990 году Суздальская земля приняла христианство, и на горках-капищах построили христианские храмы. Языческие боги сейчас забыты, но есть мелкие божества, которых народ почитает по сей день. Наши предки тем более, жили с этими существами бок о бок, населяя ими своё жизненное пространство. При этом, чем ближе эти существа обитали к человеческому жилищу, тем они были дружелюбнее.
Так, домовой обычно помогал и защищал дом, он и лицом был похож на хозяина, только весь заросший шерстью и с коготками на мохнатых лапках. Домовой обычно был невидим, считалось, что увидеть домового – к скорой кончине. Сам домовой тоже смертен, новый домовой въезжал в дом верхом на коте, поэтому кота всегда торопились впустить в дом, когда он мяукал у дверей, опасаясь промедлением обидеть нового «ласкового хозяина». Если же в доме не было кота, его обязательно дарили со словами: «Вот тебе хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». Важным был также обычай перевоза домового в новый дом.
На Суздальской земле это делалось так: хозяйка клала в горшок угольки из печки в старой избе, как бы символизируя перенос домашнего очага, и заворачивала горшок в новую скатерть. Рядом с горшком в узел приглашали поместиться домового. В новой избе хозяйка помещала горящие угольки в печь, а скатерть стряхивала на четыре угла, предлагая домовому занять любое понравившееся место.
Обитавший во дворе дворовой уже не был столь добр. Он не любил, когда инвентарь стоит не на своих местах и мог что-то сломать или спрятать. Так же любимой проказой дворового было пугать скотину и запутывать гривы и хвосты лошадям.
Дворовой дружит с козлом и собакой, других же животных недолюбливает, особенно если они – светлой масти. Принимает подношения в виде хлеба с солью. Дворовой считается помошником домового и подчиняется ему.
В бане водился зловредный банник, представлявшимся маленьким голым старичком с заплесневелой бородой. Банник мог быть опасен: не любил, когда в бане подгоняют друг друга или снимают с себя крест, в этом случае мог ошпарить или обжечь.
Особенно банник вредит тем, кто приходит в баню после захода солнца – напускает в баню угара. Чтобы задобрить банника ему всегда оставляли новый берёзовый веник.
Амбарник, хранитель амбара, виделся нашим предкам с мешком зерна и зажжённой лучиной, которой мог поджечь амбар, рассердившись на хозяина.
По народным поверьям в круг обязанностей амбарника входило поддержание в амбаре чистоты и забота о сохранности зерна в нём. Однако, эти функции им выполнялись только при условии проявления уважения со стороны человека — владельца амбара, который сам должен был не отлынивать от работы. Если же человек не проявлял должного почтения к амбарнику, то тот начинал создавать хозяевам мелкие проблемы: ломать хранящуюся в амбаре утварь, рассыпать муку, портить и раскидывать зерно.
Прежде чем быть засыпанным на хранение в сусеки амбара, зерно подвергалось сушке в специальных двухэтажных строениях – овинах. Там жил старичок овинник, походивший на чёрного кота с горящими глазами.
Овинник имел разные руки, одну – холодную и голую, другую тёплую и волосатую. В овине, как и в бане, девушки гадали на жениха. В летнюю полночь нужно было просунуть голую руку в окно овина со словами: «Овинный старичище, погладь меня по ручище». Если овинник погладит мохнатой рукой – жених будет богатый, а если голой и холодной – будет бедный, если не погладит – свадьба ещё не в этом году.
В отдалении от жилья, в поле, людям являлись полевик и полудница, которые не любили, когда работают на полуденном солнце. Тех, кого заставали в поле, подвергали испытанию. Полевик, имевший вид сопливого старичка, предлагал голой рукой утереть ему нос.
Если человек преодолевал свою брезгливость, у него в руке оказывалась горсть серебра. Появление Полевика всегда сопровождалось резкими порывами ветра. Иногда он забавляется тем, что пугает пасущуюся на лугу скотину. Чтобы умилостивить Полевика, люди ночью оставляли ему в овраге несколько яиц. Полудница, красивая девушка с распущенными светлыми волосами, одетая в белую рубаху, появлялась на ржаных полях. Она морочила людей мудрёными загадками и вопросами.
Если человек отвечал правильно, она его отпускала, причём поле этого человека никогда больше не страдало от засухи. Если же испытание не выдерживалось, человек мог быть наказан солнечным ударом. Ещё Полудница заманивала в рожь гуляющих без присмотра маленьких детей, заставляя долго блуждать там. Иногда Полудница может забрать младенца и оставить взамен своего. Эти дети вырастают злыми и бездушными. В то же время, Полудница могла помочь человеку добыть магический цветок, делавший его невидимым.
Водяной, толстый, обрюзглый старик, пучеглазый и ластоногий, мог прикинуться иногда человеком, но с левой полы его одежды постоянно стекала вода. От него можно было откупиться, бросив воду монету. Забава водяного – изображать тонущего человека, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.
Утянутые духом на дно люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения, впрочем, от него можно откупиться, но цена будет соразмерная — придется отдать своего первенца.
Леший мог явиться и великаном, и карликом, волосы у него зеленоватые, но нет ресниц и бровей. Леший никогда не подпоясывался, как обычный человек. Если леший начинал «морочить», не давая выйти из леса, наши предки съедали зубчик чеснока или произносили слово «чеснок». Также необходимо было снять с себя всю одежду и одеть её наизнанку, переменяв также обувь с одной ноги на другую. Чтобы леший был милостлив, ему на пеньке оставляли лакомства, которых нет в лесу. В основном леший добрый и заботливый хозяин леса, он умеет разговаривать с лесными зверями и излечивать их раны, помогает росту деревьев.
Но один раз в год леший впадает в состояние неистовства. По неясным причинам, 4 октября леший теряет над собой контроль и начинает ломать деревья, пугать зверей, попадающихся ему на пути, и учиняя прочий вред. Человеку в это время ни в коем случае не стоит попадаться на глаза лесному духу. А теперь подумайте, какие существа могут жить у вас в офисе, в гараже, на даче или в ванной?