12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Котова Юлия Викторовна116
Россия, Ханты-Мансийский АО, Мегион

Родительское собрание «Какие разные наши дети»

 

Подготовил: педагог-психолог Котова Ю.В.

 

Задачи:

Обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания.

Способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным способностям своего ребенка.

 

До начала собрания предложить родителям нарисовать солнце. На лучах солнца написать роли, которые играет ребёнок в жизни. Например: любимый сын, мальчик, дошкольник, наследник и т. д. На обратной стороне листа нужно написать полное имя своего ребёнка, рядом с каждой буквой имени – слово, характеризующее его характер, особенности личности, способности.

 

Например: Люба Л- любознательная Ю – подвижная Б – беспокойная О – остроумная В – внимательная Ь – загадочная

 

На доске цитата: «Так крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора – так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда ещё не следует, что боимся больших дел». (Виктор Гюго).

Психолог: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Психолог: А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но все они сходны в одном – в желании хорошо учиться. И в наших руках возможность помочь им, не отбить у них это желание.

Знаете ли вы своего ребенка? Конечно! – ответят почти все родители. Вот так сказала польский педагог Галина Филлипчук: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней их жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги, произносим первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?

Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребёнок, тем мы действительно лучше его знаем. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нем становятся всё более приблизительными. И возможно, лет через 10-12 обнаруживаем в лице собственного ребёнка абсолютного незнакомца.

Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа нет ли у кого. Для каждого из вас именно ваш ребенок играет именно нужную вам роль.

Но ребёнок приходит в мир, чтобы выполнить только свою индивидуальную роль. Он приходит в мир наделенным врожденными чертами, своим темпераментом. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на характер и особенности поведения в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит глубина интересов, скорость запоминания, быстрота восприятия и многое другое.

Психолог: Давайте посмотрим на ваши ответы на второе задание. Расшифровка имени вашего ребенка. Оказывается, давая ребёнку имя – вы уже наделяете его какими-то чертами характера. (зачитывают).

Уважаемые родители, наша встреча посвящена детскому темпераменту. Я познакомлю вас с этим понятием, вы попробуете самостоятельно определить тип темперамента своего ребёнка. Затем мы поговорим о том, как взаимодействовать с малышом, учитывая его тип темперамента.

Итак, темперамент – это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения.

Необходимо помнить, что свойства темперамента врожденные и начинают проявляться с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризует такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация. Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной деятельности

Ученые выделяют 4 вида темперамента – холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.

Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению отечественного физиолога И. П. Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы:

- «безудержный» (холерик) – сильный, неуравновешенный, подвижный;

- «живой» (сангвиник» - сильный, уравновешенный, подвижный;

- «спокойный» (флегматик) – сильный, уравновешенный, инертный;

- «слабый» (меланхолик) – слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный.

Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно. Возраст человека непосредственно влияет на проявление темперамента. В дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного, инертного и слабого типов, так как они контрастируют с такими возрастными особенностями дошкольников, как:

высокая чувствительность;

быстрое восстановление сил;

слабость процессов возбуждения и торможения;

неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.

 

Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы он у меня резкий, я вспыльчив и прочее и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».

Зная особенности темперамента, взрослые могли избежать многих ошибок. Каждый из 4 типов темперамента требует к себе определенного подхода. Каждый тип имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками, но также каждый из них имеет и свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.

У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.

В процессе определения типа темперамента у детей дошкольного возраста необходимо опираться на жизненные показатели нервной системы:

Сон: скорость засыпания, глубина сна, тревожный или спокойный.

Реакция на голод: крик, плач, спокойствие, вялость.

Восстановление сил: быстрое, медленное.

Длительность сохранения высокого уровня работоспособности при длительной напряженности.

Устойчивость положительного эмоционального фона.

Проявление смелости в непривычных условиях.

 

Немецкий психолог Г. Айзенк определяет темперамент по таким критериям: экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность.

Эмоционально нестабильные: меланхолик, холерик. Эмоционально стабильные: флегматик, сангвиник. Интроверты: меланхолик, флегматик. Экстраверты: холерик, сангвиник.

Меланхолик – тревожный, сдержанный, тихий, необщительный, пессимистичный, негибкий, легко расстраивающийся. Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, ровный, спокойный. Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный. Сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.

 

Практическая часть.

 

Задание: предложить родителям заполнить анкету на определение темперамента ребенка.

Инструкция: Прочитайте следующие утверждения и отметьте плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристике вашего ребёнка.

1. Любит шум и суету.

2. Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.

3. Нередко раздражён чем-то, возбужден, беспокоен.

4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.

5. Любит работу, которую надо делать быстро.

6. Дети считают его веселым.

7. У него часто меняется настроение.

8. Чаще молчит в обществе.

9. Стесняется заговорить с новыми людьми.

10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.

11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.

12. Не прочь похвастать приукрасить события.

13. Часто не может усидеть на месте.

14. Его легко огорчить.

15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.

16. Легко переключается с одного поручения на другое.

17. Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидания.

18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.

19. Быстро устает, отключается, перестает слушать.

20. Верит в себя, легко переносит неудачи.

Ключ: Сангвинику соответствуют утверждения -1,6,12, 16,20.

Холерику -3,5,7,13,17.

Меланхолику- 2,9,10,14,19.

Флегматику- 4,8,11,15,18.

Максимально набранное количество баллов и является соответствующим темпераментом Вашего малыша.

 

Психолог: Разберем типы темперамента. Обратимся к сказочным персонажам. Дайте характеристику следующим сказочным героям: Буратино, Карабас Барабас, Черепаха Тортилла, Пьеро). (Необходимо определить, к какому типу темперамента они относятся). Известные сказочные персонажи, герои мультфильмов также могут быть яркими представителями того или иного темперамента

А вот как видит четыре типа темперамента известный бельгийский карикатурист Х. Бидструп. Конечно, представленные художником реакции утрированны, но очевидно, что им точно подмечены свойственная холерикам вспыльчивость, флегматикам – уравновешенность, меланхоликам – впечатлительность, а сангвиникам – жизнерадостность.

 

Положительные и отрицательные черты типов темперамента:

Для сангвиников это:

+ высокое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение ко всему;

- легкомысленное, беспечное отношение к делу, переоценка себя.

Для флегматиков это:

+ приняв решение, доводят его до конца – «труженики жизни», усидчивые, настойчивые;

- вялость, инертность, лень, пассивность.

Для меланхоликов это:

+ чувствительность - способность сочувствовать, сопереживать, хорошо выполняют тонкую работу. Становятся музыкантами, поэтами, художниками;

- подавленность, пассивность.

Для холериков это –

+ энергичность, общительность, настойчивость, инициативность;

- несдержанность, грубость.

 

 

Рекомендации родителям: «Как вести себя с детьми с учетом его темперамента»

 

Родителям ребенка-меланхолика следует позаботиться о том, чтобы у него не было эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Грубое обращение с ними неприемлемо. Он может поплакать и погрустить – это нормально. Родителям необходимо следить за своими эмоциями, так как такие дети впечатлительны и настроение взрослых может передаться малышу. Такому ребенку лучше иметь в семье близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться проблемами. Предлагать им такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Они любят животных.

С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать фильмы, сочинять и фантазировать. Такие дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому в арсенале неплохо иметь разноплановые нескучные игры.

Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних. Ребенку необходимо научиться держать себя в руках.

Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием, родители также могут развивать фантазию малыша.

Не требовать от флегматиков и меланхоликов, чтобы они немедленно отвечали на вопросы и просьбы взрослых, давать возможность побыть наедине с собой, заняться любимыми делами.

Холериков и сангвиников нужно чаще хвалить, обсуждать с ними различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они находились в обществе детей и взрослых. Требуется время, чтобы научиться выслушивать их, не перебивая.

Родителям меланхоликов и холериков необходимо следить за поведенческими проявлениями и воздействовать на малыша до того как он расплачется или сильно разозлится. Приемы: переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, успокоить, пошутить. При перевозбуждении помогает массаж, спокойный разговор. И конечно следует контролировать свои эмоции (счет до 10 или подумать, помогут ли окрики.

 

Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

• важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;

• обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);

• необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);

• целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное – показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;

• важно формировать у ребёнка устойчивые интересы (не допускать частой смены деятельности);

• учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

 

Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

• с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;

• говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;

• целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение – всё должно быть в меру; за два часа до сна только спокойные игры и занятия;

• необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;

• воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «замри», где он будет подчиняться);

• приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;

• необходимо строго соблюдать режим дня.

 

 

Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:

• нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;

• не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;

• следует чаще хвалить его за скорые действия;

• необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;

• следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);

• побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;

• нельзя резко обрывать ребёнка (необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности);

• привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

 

Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:

• нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;

• нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;

• целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью (говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определённо);

• ребёнку полезно заниматься спортом;

• необходимо разнообразить жизнь ребёнка;

• надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;

• важно развивать у него общительность;

• необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Обобщает психолог. В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или иные особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И, если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинство и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.

Психолог (рассказывает притчу): Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках человек!» уважаемые родители, ваш ребенок в ваших руках!

Итак, существует четыре основных типа темперамента. Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания. Зная их, можно достичь очень многого, а именно:

можно научиться прогнозировать поведение своего малыша в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребёнка и себя от многих трудностей;

можно научиться устранять факторы, способные "повредить" его юную душу;

можно научиться использовать в "мирных целях" как положительные черты темперамента, так и отрицательные

Иными словами, внимательные родители способны научиться управлять темпераментом своего ребёнка.

Завершая разговор о типах темперамента, хочется добавить, что многие конфликты и непонимание поступков ребёнка обусловлены несовпадением типов темперамента малыша и взрослого, который его воспитывает. Разрешить противоречие может только чуткое отношение к ребёнку и уважение его врожденных индивидуальных особенностей.

Игра с родителями «Хлопок».

Цель: содействие сплочению родителей с педагогами, их совместной деятельности.

- Уважаемые родители! Покажите, пожалуйста, мне ладошки. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну, как? Получается? Ваши предложения. Да, нужна вторая ладошка. Я предлагаю Вам альянс. Я готова дать Вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – Вы. Давайте попробуем! (по очереди делаем хлопки: я – родитель). Заметили, что при этом процессе все мы улыбались. Это же здорово! Я желаю Вам всегда улыбаться, когда мы вместе с Вами будем делать «хлопок» в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.

Помните, каким бы профессиональным не был бы Ваш педагог, пусть он будет даже мастером, никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе. Давайте вместе помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас все получится.

Не жалейте время для детей, разглядите взрослых в них людей.

Перестаньте ссориться и злиться, попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать, научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом, крепостью для них пусть станет дом.

 

 

Литература

Баландина Л. А. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребёнка. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2005. – 288 с.

Иофина И. О. Как успокоить капризного ребёнка. – М.: АСТ, 2006. – 93 с.

Психологические тесты на все случаи жизни / Сост. Н. Ольшевская. – М.: АСТ; СПб: Сова; Владимир: ВКТ, 2010. – 288 с.

Диагностика в детском саду. Содержание и организация работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003.

Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2001 г.

http://www.mamochka.kz

http://www.greenmama.ru

 

Уважаемые взрослые, я предлагаю вам самостоятельно определить тип темперамента своего ребёнка. Затем мы познакомимся с характеристиками каждого из них. У некоторых может сложиться мнение о предпочтительности одного темперамента перед другим. Такая убеждённость является в корне неверной. Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый "лучший", например, темперамент – сангвинический, а "худший" – меланхолический. "Плохих" или "хороших" темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, то есть у каждого из них есть свои отрицательные и положительные черты.

Так же помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы сглаживали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны.

Итак, приступим. Проведите горизонтальную ось посередине страницы. В центре оси отметьте нулевую точку, у правого конца оси напишите “общительные”, а у левого – “замкнутые”. У правого конца оси “находятся” дети очень открытые и общительные, а у левого – замкнутые, закрытые. Ноль – это норма. Подумайте и отметьте на оси место, которое, по вашему мнению, занимает ребенок. Оценивайте своё чадо не на данный момент, а в целом, с момента его рождения. Теперь через нулевую точку горизонтальной оси проведите вертикальную ось. У верхнего края напишите “нестабильные”, а у нижнего – “эмоционально стабильные”. В самом низу оси находятся спокойные, уравновешенные, эмоционально устойчивые дети. У верхнего конца вертикальной прямой – дети повышенном нервозные, с неустойчивыми эмоциями, бурно проявляющие свои чувства, не умеющие себя сдерживать. Найдите на вертикальной оси точку, которая соответствует душевному состоянию вашего ребенка. Проведите перпендикуляры от точек на осях до их пересечения.

Попадание в левый верхний сектор означает меланхолический темперамент.

Попадание в правый верхний сектор – холерический темперамент.

Попадание в нижний левый сектор – флегматический темперамент.

Попадание в правый нижний сектор – сангвинический темперамент.

 

Примечание:

Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом, с момента его рождения.

Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на существование смешанных типов.

Познакомившись с описанием типов темперамента и проведя тест, вы глубже разобрались в природных качествах личности ребенка и наверняка поняли, что многое малышу в его поведении можно простить, зная, что это его природа.

 

МБДОУ «Детский сад №6 «Буратино» 2018-2019 уч.год

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Янова Татьяна Викторовна, 02.07.19 в 15:11 1Ответить Пожаловаться
Полезная информация для родителей! Актуальная!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.