Важная проблема современного общества – неправильный прикус, на примере школьников Бердигестяхской улусной гимназии.
Автор публикации: А. Волков, ученик 11Б класса
Важная проблема современного общества –
неправильный прикус, на примере школьников
Бердигестяхской улусной гимназии.
Содержание
Введение...................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы неправильного прикуса ............
1. 1. Прикус, виды прикуса и причины нарушения.............................................
1. 2. Последствия неправильного прикуса .......................................
1. 3. Методы диагностики неправильного прикуса ............................................
Глава 2. Неправильный прикус у детей школьного возраста – важная проблема современного общества .............................................................
2. 1. Уровень знаний учащихся о проблеме неправильного прикуса и их отношение к его исправлению............................................................
2. 2. Знания взрослых о возможных причинах нарушения прикуса у детей.
2. 3. Анализ прикуса учащихся в период постоянного формирования прикуса.......................
Заключение..............................................................................................................
Список использованных источников
Приложение 1. Анкета, разработанная для проверки уровня знаний учащихся о проблеме нарушения прикуса...........................................................
Приложение 2. Рентген снимок, описание снимка.
Приложение 3. Артикуляционные упражнения после операции на уздечке.
Приложение 4. Листовка памятка для родителей и детей.
Введение.
Крепкие ровные зубы всегда считались признаком здоровья. О красивой улыбке мечтают все, но похвастаться ею могут немногие. В современном мире у большинства детей после выпадения молочных зубов начинают расти искривлённые постоянные зубы. Обнаружилось, что у меня с братом имеются такие же проблемы с зубами. После посещения стоматолога в местной больнице нас направили к ортодонту в г. Якутск на консультацию. Меня очень заинтересовала эта тема так как очень хотелось иметь красивые зубы как можно скорее и найти причину искривления, чтобы устранить проблему. После консультации с ортодонтом оказалось, что это очень длинный не простой процесс и потребуется много времени, упорства и сил. У большинства моих одноклассников и друзей такие же проблемы с зубами. Таким образом, исследование данного вопроса оказалось очень актуальным.
Цель исследования:
- привлечь внимание детей к проблеме нарушения искривления зубного ряда, прикуса.
Задачи:
- найти причину искривления зубного ряда у детей и методы современного выравнивания,
- предупреждение этого аномалия у последующих детей,
- анализ прикуса учащихся по визуальным признакам и выявление частоты встречаемости нарушений;
- определение наиболее распространённого вида неправильного прикуса среди учащихся.
Ранняя диагностика и исправление неправильного прикуса необходимы для того, чтобы избежать неприятных и опасных последствий в будущем. Обычно, все имеют представление только об элементарных причинах нарушения прикуса. Для достижения цели проводился опрос учащихся, в результате которого было выявлено, что большинство учащихся не считали нарушение прикуса важной проблемой и не знали о последствиях отказа от ортодонтического лечения. Ребята заинтересовались своим прикусом. Далее был проведён осмотр учащимися 5 и 6 класса своего зубочелюстного аппарата и сделаны необходимые измерения. Всего с нарушениями прикуса сталкивались 25% детей, при этом 8% имеют нарушения подтверждённые специалистом, а 65% не знали о том, что у них есть признаки, свидетельствующие о наличии данной проблемы.
На примере своего опыта были проведены разъяснительные беседы, выступления в форме классного часа на тему исследования. С презентацией-демонстрацией снимков челюстей и рекомендациями специалистов-врачей к которым я обращался в ходе своего обследования и исследования. Также были указаны причины неправильного прикуса, искривления зубного ряда: это короткая уздечка языка, плохие привычки, не правильное дыхание через рот, наследственность и т.д. Для исправления зубного ряда и неправильного прикуса мне поставили съемные пластины. Такие пластины рекомендуют детям бесплатно до 12 лет, у кого еще не сформирована кость в зубном ряде. А у кого уже сформирована могут носить уже брекеты на платной основе. Моему брату уже исполнилось 12 лет и ему рекомендовали носить брекеты уже платно. Для правильного формирования прикуса ему мешала короткая уздечка языка. Она затягивала нижнюю челюсть внутрь, от этого нижняя челюсть была слабо развита и отстала от верхней. Такой прикус называется глубокий дистальный прикус. Ему сделали мини-операцию по иссечению уздечки языка. Позже назначили артикуляционную гимнастику после заживления швов. Операцию проводит хирург-стоматолог в амбулаторных условиях, под местным обезболиванием. А причиной моего неправильного прикуса оказалось не правильное дыхание, дыхание через рот. Так как в младшем дошкольном возрасте я часто болел насморком и ангиной из за этого мало ходил пешком, сформировалось не правильное дыхание. Теперь я часто делаю дыхательную гимнастику и много хожу пешком развиваю правильное дыхание.
Таким образом, в ходе исследования мне удалось подтвердить гипотезу, о том, что большая половина школьников и их родителей, в том числе и мы, не знали о проблеме и последствиях неправильного прикуса. После рассказа и демонстрации моего опыта лечения школьники осознали, что им необходимо срочно принять меры для исправления своего прикуса, так как чем раньше они начнут коррекцию прикуса, тем меньше усилий им придется приложить.
Мое исследование неправильного прикуса мне помогло в исправлении моих зубов, необходимости лечения до 12 лет. Так как в нашем селе нет специалиста врача-ортодонта, мы обратились очень поздно. В конце исследования я разработал листовку памятку для моих друзей, чтобы они знали о причинах и последствиях неправильного прикуса. Так же исследование мне помогло в определении будущей профессии, в дальнейшем тоже хочу стать врачом-ортодонтом или стоматологом.
«Болезнь легче предупредить. чем лечить»
Гиппократ.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы неправильного прикуса.
1. 1. Прикус, виды прикуса и причины нарушения.
По данным исследований у большинства людей наблюдается неправильный прикус. При этом большая часть даже не знает о наличии проблемы, а к ортодонту приходят только с проблемой «неровных зубов». Но неправильный прикус не всегда сопровождается нарушением эстетики зубного ряда. Прикус — это положение зубов и челюстей при смыкании. Физиологичный или нормальный прикус — это когда зубы в зубном ряду имеют плотные контакты, жевательные поверхности зубов (зубов на противоположной челюсти) равномерно смыкаются друг с другом, верхние резцы перекрывают нижние на 1/3.
Неправильный прикус может принимать 2 формы: зубную и скелетную. При зубной форме прикуса патологическое смыкание формируется из-за неправильного расположения зубов, их аномального размера, недостатка или сверхкомплектности, а также неправильного развития зубоальвеолярного отростка — той части полости рта, откуда растут зубы. При таком прикусе, челюсти пациента, как правило, имеют правильный физиологичный размер и расположение.
Если неправильное смыкание зубов вызывают размеры или положение челюстей, то такой прикус называется скелетным. Скелетные аномалии могут проявляться в увеличенном (макрогнатия) или уменьшенном (микрогнатия) размере челюсти, в выдвижении ее вперед (прогнатия) или назад (прогения). Скелетный прикус обычно сложнее исправить, чем зубные аномалии, в особо тяжелых случаях бывает невозможно без помощи хирургии.
Неправильный прикус может быть сочетанием скелетных и зубных аномалий, а также один тип может быть следствием другого: из-за неправильного положения челюстей криво растут зубы, и наоборот, неправильное положение зубов приводит к вынужденному положению челюстей и закреплению прикуса в скелетную форму.
Причины неправильного прикуса
Неправильный прикус обычно является результатом совокупности причин. Для всех видов неправильной окклюзии существует ряд общих факторов возникновения.
Генетическая предрасположенность — передача зубочелюстных аномалий от родителей.
Частое или постоянное ротовое дыхание, если нормальное дыхание носом затруднено или невозможно из-за ЛОР-заболеваний (ринит, синусит, искривление перегородки). При дыхании ртом язык, челюсти и губы находятся в нефизиологичном положении и постоянном напряжении, что влияет на рост челюсти, альвеолярного отростка и положение зубов.
Вредные привычки детского возраста, мешающие адекватному росту зубов, костей, положению позвоночника. К ним относятся: долгое сосание пустышки, пальца или посторонних предметов, привычка трогать растущий зуб языком или руками, неправильная осанка в положении сидя.
Недостаток кальция и других питательных веществ при внутриутробном развитии и в детском возрасте негативно сказывается на росте костей.
Неправильное искусственное вскармливание из бутылочки с широким отверстием. Если младенец не напрягает мышцы при кормлении (как это происходит при грудном вскармливании), то рост челюстей не стимулируется.
Проблемы зубов при молочном и сменном прикусе. К ним относятся все факторы, нарушающие физиологичное смыкание: неполное количество зубов, ранее выпадение или разрушение зуба, непропорционально большие или маленькие зубы, недостаток места в зубном ряду.
Неправильное протезирование — фактор нарушения прикуса у взрослых.
Виды прикусовЗубы смыкаются в трех плоскостях: вертикальной (по высоте зубных коронок), саггитальной (по длине зубных рядов и челюстей относительно друг друга), транвезиальной (по боковому соотношению зубов и челюстей). В зависимости от нарушения нормы смыкания в каждой плоскости выделяют различные виды прикуса.
Дистальный прикусДистальный прикус — это нарушение смыкания зубов в саггитальной плоскости, при котором верхняя челюсть или зубной ряд значительно выступает вперед относительно нижней. Для нарушения окклюзии в саггитальной плоскости (дистальной или мезиальной) характерно наличие саггитальной щели — расстояния между верхними и нижними резцами (рис. 1-2).
Распространенные причины: раннее искусственное вскармливание. Младенцы рождаются с дистальным прикусом, и нижняя челюсть догоняет в росте верхнюю за счет активной работы при кормлении. Неправильное искусственное вскармливание лишает мышцы естественной нагрузки и рост замедляется.
При мезиальном прикусе нижний зубной ряд, наоборот, выступает вперед относительно верхнего. Для него характерно (но необязательно) обратное резцовое перекрытие, то есть перекрытие верхних резцов нижними. Мезиальную окклюзию можно определить по массивной, выступающей нижней челюсти, западающей верхней губе (рис.3-4).
Распространенные причины: аномалии роста челюстей (наследственность, заболевания), сверхкомплектные или очень большие зубы в нижнем зубном ряду.
Рис. 3-4
Открытый прикусНарушение смыкания в вертикальной плоскости, при котором отдельные зубы или отделы верхней и нижней челюстей не смыкаются друг с другом (рис. 5-6).
Распространенные причины: привычка подолгу держать что-то во рту (соска, карандаш, палец), особенно во время роста зубов.
Характерные последствия: проблемы ЖКТ из-за нетщательного пережевывания пищи, разрушение зубов, которые участвуют в жевании.
Рис. 5-6 Глубокий прикус
Глубокая окклюзия тоже относится к смыканию в вертикальной плоскости. Но в отличие от открытого прикуса, характеризуется слишком низким положением передних верхних зубов, в котором они закрывают нижние резцы более чем на половину или полностью. Глубокий прикус часто является следствием дистального (рис. 7-8).
Распространенные причины: дыхание ртом, вредные привычки, долгое отсутствие нижних зубов.
Характерные последствия: травмы слизистой из-за касания зубами.
Рис. 7-8
Перекрестный прикусТакой прикус можно определить по неестественным перекрытиям зубных рядов в разных отделах: верхние зубы «прячутся» за нижние или, наоборот, полностью перекрывают нижние в боковых отделах (там, где должны смыкаться жевательными поверхностями). Бывает, что не отдел, а один или два зуба могут занимать неправильную позицию, это называется перекрестным соотношением в области одного зуба (рис. 9-10).
Распространенные причины: вынужденное положение при смыкании (когда отдельные зубы мешают всему зубному ряду нормально сомкнуться)
Характерные последствия: стираемость зубов.
Рис. 9-10
1.2. Последствия неправильного прикуса.
Патология, особенно нарушение прикуса у детей, может спровоцировать множество других патологических процессов. Вот почему следует уделять этому моменту достаточно внимания. О том, что неправильный прикус может привести к каким-то проблемам, кроме эстетических дефектов, знают далеко не все. Поэтому даже после диагностики этой патологии не все спешат начинать лечение, и постепенно приспосабливаются к жизни с неправильным прикусом.
Но нужно понимать, что внешний вид – это как раз-таки самое безобидное последствие зубочелюстных патологий. Хотя он тоже может сильно испортить человеку жизнь, провоцируя развитие замкнутости, закомплексованности и даже депрессии. Но помимо эстетических проблем существует еще и ряд других последствий, затрагивающих весь организм.
Рассмотрим самые частые проблемы, возникающие из-за неправильного прикуса:
из-за неравномерной нагрузки на зубные ряды происходит быстрое стирание эмали, травмирование тканей пародонта и даже полная потеря зубов;
увеличивается риск развития заболеваний височно-нижнечелюстного сустава;
в некоторых случаях нарушения прикуса могут затруднять проведение качественных гигиенических процедур, в результате чего зубы быстро поражает кариес и другие болезни;
неправильное положение зубов становится причиной частых прикусываний языка и щек;
нарушается жевательная функция, что приводит к недостаточному пережевыванию пищи. Это способствует нарушениям в работе желудочно-кишечного тракта и болезням пищеварительной системы;
нарушения дикции и другие речевые нарушения при неправильном прикусе встречаются довольно часто.
Важно: Перечисленные проблемы могут проявляться как по одной, так и в комплексе.
Когда прикус нарушен, его исправление требуется не всегда. Необходимость вмешательства оценивает врач-ортодонт.
1.3. Методы диагностики неправильного прикуса.
Современная медицина предлагает много методов лечения неправильного прикуса. Причем лечение аномалий стало возможным практически в любом возрасте, но рекомендуется заниматься этим как можно раньше, желательно еще в детском возрасте, когда рост зубочелюстной системы еще не завершен.
Для того чтобы выбрать определенный вариант лечения, необходим тщательный осмотр врача-ортодонта, на котором выявляется характер аномалии прикуса и причина его возникновения. После чего врачом составляется инструкция по устранению патологии. В некоторых случаях дополнительно требуется рентгенологическое обследование челюстных систем (рис. 11).
Рис. 11
Небольшие нарушения прикуса могут быть исправлены массажем или лечебной гимнастикой. Если же проблема серьезнее, то для лечения используются различные ортодонтические аппараты и конструкции. А в самых сложных случаях может быть показано даже хирургическое лечение.
Если вы заметили у своего ребенка нарушения в расположении зубов, то не стоит оттягивать момент посещения стоматолога. Благодаря современным методам, исправить прикус ребенку можно достаточно быстро и безболезненно.
Дело в том, что дети относятся к группе пациентов, у которых имеется большой потенциал роста. А значит, если провести своевременное лечение, то можно будет повлиять на рост определенного участка челюсти и изменить тем самым прикус в нужную сторону.
Для взрослых это уже становится невозможным и ортодонту приходится работать с тем, что уже окончательно сформировалось. Поэтому патологии прикуса у детей всегда лечатся быстрее и эффективнее.
Из ортодонтических конструкций нарушения прикуса у детей обычно лечатся:
пластинками;
каппами;
функциональными аппаратами;
брекет-системами.
Важно: Большинство нарушений прикуса у малышей лечится съемными устройствами. Такая терапия причиняет детям меньше дискомфорта и облегчает процесс выравнивания зубов.
Зубочелюстные дефекты у взрослых лечатся по тем же принципам, что и у детей. Но есть ряд отличий:
исправление зубного ряда потребует более длительного времени;
для взрослых чаще всего применяют несъемные ортодонтические аппараты, т.к. они показывают большую эффективность;
перед установкой любой системы, необходимо вылечить все кариозные очаги и любые другие инфекции ротовой полости.
Что касается способов терапии, то в случае небольших искривлений, у взрослых, так же как и у детей, исправление прикуса возможно с помощью съемных капп из силикона. Они доставляют минимум дискомфорта и практически незаметны на зубах. Брекеты могут быть установлены как снаружи, так и внутри.
Для исправления более серьезных нарушений используются несъемные брекет-системы. Они представляют собой набор специальных скобок, которые прикрепляются к зубам специальным клеем и стягиваются металлической дугой.
Брекеты могут быть изготовлены из разных материалов: пластик, различные металлы, керамика, сапфиры. Соответственно и цена каждой конструкции будет отличаться.
В отдельных случаях для исправления патологии требуется хирургическое вмешательство.
Если же прикус нарушен очень значимо, либо диагностируется неправильное положение челюстных дуг, врач может прибегнуть к хирургическому решению проблемы. Такой способ позволяет изменить положение челюстей, сместить какие-либо участки костей и выровнять зубной ряд.
После подобных манипуляций обычно назначается дополнительное ношение каких-либо ортодонтических конструкций. И такое лечение в комплексе позволяет исправить даже самые сложные патологии.
Исправление прикуса как у детей, так и у взрослых, процесс длительный, который требует терпения и ответственного выполнения всех назначений врача. Но результат такого лечения позволит получить красивую улыбку, поэтому стоит внимательно отнестись к этому вопросу.
Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания,
чем от врачебного искусства.
Глава 2. Неправильный прикус у детей школьного возраста – важная проблема современного общества.
2.1. Уровень знаний учащихся о проблеме неправильного прикуса и их отношение к его исправлению.
Наше исследование началось во время летних каникул. После первой консультации с врачом ортодонтом мы с братом решили хорошо изучить эту тему. У нас возникло очень много вопросов: когда нужно ставить брекет-системы, почему растут кривые зубы, а дети плохо выговаривают звуки? Прочитали все медицинские справочники и энциклопедии, которые имеются у нас в доме, прочитали нужные статьи в интернете.
Оказалось, что у большинства моих знакомых сверстников имеются такие же проблемы с зубами.
В школе мы провели беседу на классном часе для учащихся 6 и 7 классов. Провели анкетирование в Гугл-форме. В итоге оказалось, что у большинства учащихся имеется неправильный прикус и они не осведомлены должным образом о проблеие неправильного прикуса и их последствий.
Всего по гугл-форме ответили 30 учащихся. По письменному опросу еще ответили 6 учащихся.
В анкетировании всего было 5 вопросов. Анализировав все ответы гугл-форма составила диаграмму. По диаграммам видно, что большой процент школьников не разбираются и не знают последствия неправильного прикуса.
2.2. Знания взрослых о возможных причинах нарушения прикуса у детей.
После проведенного нами классного часа школьники заинтересовались этой темой и рассказали, показали наши брошюры-листовки своим родителям о причинах и последствиях неправильного прикуса.
Многие родители узнав, согласились на обследование своих детей врачу-ортодонту. Так как в нашем селе нет врача ортодонта многие записались на консультацию в ближайший город.
2.3. Анализ прикуса учащихся в период постоянного формирования прикуса.
Наша исследовательская работа должна продолжаться в течении нескольких лет. Работа должна дополняться новой информацией о наблюдениях над нашими одноклассниками.
Из 36 школьников участвовавших в опросе, анкетировании и прослушавшие наши лекции, беседы сейчас в процессе исправления своего прикуса 8 учащихся и их родители в количестве 2 человек.
Анализировав тех кто носит сейчас пластины (брекеты) и тех кто еще не исправил свой прикус, мы пришли к такому выводу. У исправивших детей сократились частые простудные заболевания из-за неправильного дыхания через рот, стали симметричны части лица. Также по наблюдениям повысилась работоспособность.
Заключение.
Таким образом, в ходе исследования мне удалось подтвердить гипотезу, о том, что большая половина школьников и их родителей, в том числе и мы, не знали о проблеме и последствиях неправильного прикуса. После рассказа и демонстрации моего опыта лечения школьники осознали, что им необходимо срочно принять меры для исправления своего прикуса, так как чем раньше они начнут коррекцию прикуса, тем меньше усилий им придется приложить.
Мое исследование неправильного прикуса мне помогло в исправлении моих зубов и зубов наших одноклассников, и узнали о важности лечения до 12 лет. Так как в нашем селе нет специалиста врача-ортодонта, мы обратились очень поздно. В конце исследования я разработал листовку памятку для моих друзей, чтобы они знали о причинах и последствиях неправильного прикуса. Так же исследование мне помогло в определении будущей профессии, в дальнейшем тоже хочу стать врачом-ортодонтом или стоматологом.
Использованная литература
1. Журнал научного центра по хирургии им. А.Н. Сызганова. Статья неправильный прикус. Кондрахова Х.А.
2. Национальный медицинский исследовательский центр. Статья про ортодонтию.
3. Неправильный прикус: причины, профилактика и лечение
https://mitino-center.ru/stati/nepravilny-prikus/
4. Статьи Неправильный прикус у детей. Каковы причины неправильного прикуса у детей? https://www.dent-a-med.com/about/articles/nepravilnyy-prikus-u-detey/
5. Детская энциклопедия по анатомии. Москва 2012г.
6. Вечерний Петербург - Неправильный прикус может стать серьезной проблемой. https://www.1spbgmu.ru/universitet/press-tsentr/smi-o-nas/1762-vechernij-peterburg-nepravilnyj-prikus-mozhet-stat-sereznoj-problemoj