12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья1106
Люблю свою работу
Россия
Материал размещён в группе «Метод проекта на уроке литературы»
4

Исследовательская работа «Ведущее средство создания художественного образа в романе Распутина «Живи и помни»

КГБОУ Бийский лицей-интернат Алтайского края



 

Исследовательская работа по произведению В. Распутин «Живи и помни»


 


 

Выполнила:

Прокопьева Анастасия Евгеньевна

Ученица 413 группы

Руководитель:

Ромах Наталья Сергеевна


 


 


 

Бийск

2018

Содержание:

Введение:

Цель исследования

Задачи

Гипотеза

Метод исследования

Предмет и объект исследования


 

Глава1 (Теоритическая):

Понятие художественного образа

Средства создания образа героя


 

Глава 2 (Практическая):

Название произведения

Речь героя

Поступки и действия героя

Другие герои произведения

Портрет героя

Социальная среда, общество

Пейзаж

Прямая авторская характеристика


 

Заключение


 

 

Введение


 

Изучение художественного образа литературного героя представляет собой возможность для повторения полученных знаний на уроках литературы.

 

Цель:

Раскрыть методы создания литературного героя в выбранном произведении.
 

Задачи:

Уточнить понятие «Художественный образ»;

Узнать используемые автором методы создания образа литературного героя;

Выявить ведущее средство создания главного героя – Настены Гуськовой.

Гипотеза: Я считаю, что в данном произведении образ главного героя будет раскрываться с помощью его поступков и действий.

Методы исследования: Теоретический и математический, эмпирический.

Предмет исследования:

Литературное произведение «Живи и помни» Валентина Распутина.

Объект исследования:

Главный герой выбранного произведения – Настена.



 

Глава 1

Художественный образ

Художественный образ всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении.

 

Средства создания литературного героя:

 

Эпи́граф— цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.

Психологический анализ — подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, побуждений и т.п. Психологический анализ позволяет писателю глубже проникать в характер героя, вскрывая тайные пружины его действий, скрытые мысли и переживания, показывать читателю глубинные основы характера.

 

Пейзаж - изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

 

Социальная среда, общество - это часть окружающего мира, состоящая из людей, с которыми человек непосредственно контактирует в повседневной жизни.

Художественная деталь – подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.

 

Портрет герояэто описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться (формы поведения персонажа выходят за рамки портрета как такового, но могут рассматриваться в качестве динамического портрета).

Портрет в литературе всегда выполнял не только изображающую, но и оценочную функцию.

 

Другие герои произведения.

Другие персонажи позволяют понять, как главный герой чувствует себя, действует, говорит в разном окружении. Так же они могут воздействовать на главного героя, меняя его мнение, мировоззрение.

 

Поступки, действия героя.

Это средство помогает передать характер персонажа, его взаимоотношения с другими героями. Поступки играют куда большую роль нежели слова. Поэтому стоит обращать больше внимания именно на действия.
 

Речь герояодин из важнейших способов создания его образа. Речь делится на внутреннюю(мысли и рассуждения) и внешнюю(диалог, монолог). В произведении каждый герой имеет свойственную ему речевую манеру, выражающую особенности его характера, уровень образованности, эмоционального состояния.

 

Прямая авторская характеристика.

Это то, как автор относится к своему персонажу в произведении.

 


 

Глава 2 (Практическая)

Название произведения

Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше?

В. Распутин. Живи и помни

«Живи и помни» — это книга не только о жизни главных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драматических периодов истории. Глубина затронутой проблемы, философское осмысление выбора и, как следствие, поступков людей ставит эту книгу в ряд классических произведений о войне.

Название повести связано с высказыванием В. Астафьева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

Две судьбы раскрываются перед нами в повести «Живи и помни», мы получаем возможность проследить за мыслями, чувствами и поступками двух людей, глубоко проникая в истинные мотивы их действий.

Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и товарищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ранение заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уцелеть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его направят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание увидеть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернуться-таки на фронт. Но неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это — судьба, назад дороги нет. Вынужденный скрываться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все человеческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь. Он даже не задумывается, что толкает свою жену на преступление перед собственной совестью и перед людьми; в своем будущем ребенке Гуськов видит лишь продолжение себя, а не самостоятельного человека, которому из-за эгоизма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Родину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, лишив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочетании с жестокостью во все времена подвергалась осуждению.Совсем другой предстает перед нами Настена, не пожелавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разделившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце Настены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с которым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одинокой, оторванной от народа.

Настена — нравственный идеал в повести Распутина, потому что она находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.

И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Образ же Гуськова не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».


 

Средства создания, через которых раскрывается главный герой

Речь героя

Настена говорит с мужем жалостливо, чтобы он не винил и не корил себя во всех своих бедах. (Это, безусловно, показывает доброту, жалостливость и заботу главной героини)

Чтобы подольстится председателю колхоза, Настена стала разговаривать чуточку смелее и увереннее.( Что говорит о ее хитрости.)

Поступки и действия героя

Она никому не хотела врать и притворяться, что она тоже грустит, печалится и ждет своего мужа. Поэтому она просто молчала и ничего не говорила.(Это говорит о том, что Настена не лицемерная по отношению к другим).

Настена могла спонтанно что-то взять и сделать, даже не обдумав. Даже поняв, что идея могла быть неудачной, она не отступала. (Что говорит о ее легкомысленности)

Другие герои произведения

Настёнина свекровь сразу, как узнав о ее беременности, начала бранить. И почти моментально и не задумываясь, выгнала ее из дома.(Сразу видно, что свекровь просто ненавидит Настю из-за ее существования. Это было сразу понятно еще с начала произведения.Получается Настена очень стойкая и терпеливая, если прожила с этой женщиной 8 лет.)

Портрет героя

В начале произведения Настена походила на тень: длинная, тощая, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице. Со временем у нее разгладились ранние морщины на лице, налилось тело, на щеках заиграл румянец, осмелели глаза. Из недавнего чучела вышла невеста хоть куда.

Красное от зимнего загара, круглое лицо обмякло и светилось сквозь сон вольной улыбкой. Оно за эти годы чуть поддубело, огрубело, морщины с него исчезли совсем, а исчезать стали еще при нем, девическое нетерпение и удивление, которые вечно были на виду: ой, как интересно, а что дальше? руки тоже набрякли и потяжелели – это от работы… От глубокого и ровного дыхания исходил теплый и сладкий, парной запах.

Социальная среда, общество

Всю главу шестую Настена находилась рядом с мужем. Несмотря на то, что она могла просто отвезти ему продовольствие и сразу поехать обратно к себе в деревню, Настя решила поддержать и просто поговорить с Андреем. (Это все значит, что Насте не наплевать на других людей и их чувства.)

Пейзаж

«мороз после давно отпустил. …от полей, покрытых снегами, поднималась парная синь, в воздухе перед окоёмом мерещились стоячие белёсые полосы. на голых берёзах сидели молчаливые вороны и чистили перья, по-куриному оттопыривая их на сторону. всё вокруг, пригревшись, дышало свободно и жадно. До весны ещё жить да жить. А она уже сказывалась, обещала быть»(Здесь всё связано с трагической ситуацией и надеждами Настены, как она складывалась перед весной 1945 года. Героиня переживает внутренний духовный подъём, нетерпение.)

Прямая авторская характеристика

Во второй главе Валентин Распутин показывает насколько тяжело было Настене, из-за того, что в новом доме ее не любили и не ценили весь труд, который она вкладывала. (Этим самым автор показывает, что ему действительно было жалко Настеньку за ее тяжелую учесть, которая свалилась на ее хрупкие плечи.)

Как мы можем заметить, художественный образ главного героя выражается через его поступки. Так же можно увидеть, то что чувства моей героини можно хорошо проследить и через пейзаж.


 

 

Поступки главного героя

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В нем проявляется и формируется личность человека. Онтребует напряжения ума и души. Сам поступок характеризуется силой и качеством этого напряжения. За многими поступками людей стоит еще большее количество причин.
 

Пример одного из поступков Настены:

В седьмой главе произведения, Настенька была готова сделать все, чтобы прикрыть своего мужа. Пойти на любую ложь и любой поступок. Ведь поняла, что отчасти она была виновата в том, что Андрей сбежал со службы.

 

Это доказывает, что Настена очень совестливый человек. Она видит свою вину там, где ее вообще не наблюдается. Так же это показывает то, что Настя готова на все ради своих родных и близких.


 

Заключение
 

Как я и предположила ранее, художественный образ моего героя наиболее глубоко выражен благодаря поступкам.

 

Так же по диаграмме заметно, что почти одинаковый процент имею пейзаж и другие герои произведения .
 

Меньше всего на героя повлияли : портрет, авторская характеристика, социальная среда, речь и другие герои произведения.

 

Поставленные мною задачи в течение выполнения проекта были выполнены. Я повела исследование, и моя гипотеза подтвердилась, что художественный образ героини наиболее раскрылся благодаря его поступкам.

 

По моему мнению, Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны и ее законов. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей и даже наказание. Все это вызывает у меня бесспорное сочувствие.

Автор материала: А. Прокопьева (8 класс)
Опубликовано в группе «Метод проекта на уроке литературы»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 04.09.18 в 23:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Сергеевна, работа Вашей ученицы интересна!
Селиванова Галина Геннадьевна, 24.08.20 в 14:15 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Сергеевна! Мне понравилась работа Вашей ученицы! Она очень хорошо знает произведение и умеет работать с текстом.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.