«Влияние христианских ценностей на семейные устои в Древней Руси на примере семьи князя Владимира Святителя»

5
0
Материал опубликован 12 February 2022

Автор публикации: Валерия Серебрякова, ученица 6А класса


«Влияние христианских ценностей на семейные устои в Древней
PPT / 5.19 Мб

/data/files/i1644691987.ppt («Влияние христианских ценностей на семейные устои в Древней)16







Оглавление







Введение


Для каждого человека семья это самое главное и нужное в жизни. Именно в семье каждый человек приобретает все лучшие человеческие качества, которым будет следовать всю жизнь. Недаром в русской пословице говориться: «Каково дерево, таков и плод»

Семья – это союз, основанный на любви и браке, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семейные традиции - это передача духовного, культурного и социального наследия, от поколения к поколению, сохраняющееся в семьях. Из поколения в поколение передаются такие ценности как трудолюбие, уважение к людям, честность, справедливость, любовь к своему народу, к своей стране.

Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, есть таинство, в котором при взаимной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного прохождения жизненного пути.

Изучая историю России, мы узнали, что христианство на Руси было принято в конце 10 века. До этого наши предки были язычниками, они жили на огромной территории, покрытой лесами, занимались земледелием и другими ремёслами, полностью обеспечивая свою жизнедеятельность всем необходимым.

Основная форма общественного устройства – родовой строй, при котором вся жизнь отдельного человека определялась жизнью большого коллектива людей, состоявшего из нескольких поколений родственников. Во главе рода стояли самые мудрые и опытные члены рода - старейшины. Постепенно родовой строй заменился на другие формы организации людей, вместо старейшин, во главе древних славян стал – князь. Именно княжеская воля являлась решающей не только в решении вопросов войны и мира, но и в вопросах духовно-нравственных ориентиров общества. Взаимоотношения в княжеских семьях было делом государственной политики, поскольку споры между членами княжеской семьи за власть вели к междоусобицам, в которых страдали все жители Древней Руси.

Принятие христианства изменило ценности на всех уровнях жизни людей. Ценности языческого мира постепенно заменились на ценности христианские.

Ценность – это значимость чего-либо в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека. Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного добра. Христианские ценности заключены в евангельских заповедях и нравственных правилах, которые являются естественными для исполнения верующими людьми.

Поскольку в Древнерусском обществе князь являлся идеалом, образцом для подражания, то привитие христианских традиций начиналось именно с семьи князя, его ближайших родственников, недаром в числе первых русских святых звучат имена княгини Ольги, князя Владимира, юных князей Бориса и Глеба.

Изучая историю древней Руси, я делала сообщение о первых русских святых, мне показалось интересным, то что семейные узы, духовные ценности влияли не только на жизнь самих князей, но и на политическую обстановку в государстве, на уклад жизни всего русского народа. Для современного человека понимание семейных ценностей очень важно, а знание о том, как они формировались исторически, помогает осознать основы устройства жизни общества в целом.

Тема моего проекта – Влияние христианства на семейные устои в Древней Руси, на примере княжеской семьи.

Гипотеза: Принятие христианства повлияло на устои каждой семьи, в том числе и княжеской, что отразилось на политике государства.

Цель: Опираясь на исторические примеры, выявить, как изменение семейных ценностей отразилось на истории Древнерусского государства.

Задачи:

1. Провести сравнение христианских и дохристианских ценностей в отношении семейного устройства;

2. Привести примеры изменения в поведении членов княжеской семьи.

3. Установить причинно-следственные связи: как изменение нравственных ориентиров повлияло на политические события в государстве.

4. Представить результат исследования.

Для решения первой задачи я составила сравнительную таблицу христианских и языческих семейных ценностей.

В своей работе я использовала исследовательские методы: анализ исторических источников, художественной и научной литературы, сравнение и сопоставление фактов.

В литературе и других источниках нашла примеры из жизни первых христианских князей, подтверждающие то, что принятие христианства повлияло не только на их семейную жизнь, но и на жизнь других людей и государства в целом. Сделала умозаключения на основе выделенных фактов.

В конце работы сделала заключение о результатах работы над проектом, сопоставила исторический материал с современной жизнью.

Глава 1 Сравнительная характеристика языческих и христианских ценностей жизненного уклада семьи

Таблица 1

Сравнительная характеристика языческих и христианских ценностей жизненного уклада семьи

Язычество

Христианство

Пиры, как средство единения с языческими богами и родственниками, в том числе умершими

Скромность в еде, соблюдение постов.

После смерти человека устраивают пир, тризну, приношение жертв, веселье.

После смерти человека молятся о его душе, скорбят, поминают.

Многоженство

Одна жена

Простые обычаи, клятва у воды, вождение у ракитового куста

Брак заключается через церковь

Кровная месть

Прощение обид

Брат мог убить брата

Нельзя было убивать и сражаться родственникам

Главный в семье – мужчина, но семья понималась, как объединение большого количества родственников.

Главный – мужчина, семья – «малая церковь». Замкнутое пространство, родственники, живущие под одной крышей.

Детей приучали выживать в условиях природы

Обучение книжной мудрости

и воспитание послушания у детей.

Из таблицы мы видим разницу между христианскими и языческими традициями. Изучая историческую литературу, я выделила несколько критериев по которым язычники отличались от православных.

Я выделила отношение к еде. Если для язычника «пир горой» считался вкушением плодов, которые послала природа, и это означало, что боги довольны людьми, поэтому, чем обильнее был пир, тем более люди считали себя угодившими языческим богам. Христиане считают еду необходимым условием жизни, посланным Богом, «чем Бог послал», в еде скромны, соблюдают посты, молятся перед едой и благодарят после еды.

Следующее отличие – это отношение к смерти человека. Язычники устраивали пиры, тризны по покойному, с приношением жертв (жертвой могли стать - жена, слуги, животные, утварь). В христианстве – скорбь по умершему, молитва, поминовение, забота о душе умершего.

Одно из главных отличий между язычеством и христианством это отношение к браку. В язычестве допускалось многожёнство, наличие наложниц, в христианстве муж и жена должны хранить друг другу верность всю жизнь.

Вступление в брак при язычестве свершалось через простые, варварские обряды – «вождение возле ракитова куста», «клятва у воды», «умыкание» невесты, в христианстве – это обряд венчания, который совершается в церкви. Расстаться муж с женой в языческой семье могли после простого решения мужа, то церковный развод возможен только с разрешения священника.

Ещё одно из ключевых отличий между язычеством и христианством – это отношение к обидчикам. Если у язычников была принята – кровная месть вплоть до убийства, то заповедь христианства гласит «не убий» и запрещает мстить за обиды, «Бог прощает, и я прощу».

Отсутствие христианского понимания ценности жизни каждого человека часто приводило к кровавым событиям, из-за мести, ненависти, вражды, зависти – брат мог убить брата, дядя воевать с племянником и т. д. Только христианские ориентиры божественной сути человека: «Жизнь дана человеку Богом, не нам её отнимать» показали людям, что нужно жить без вражды друг с другом.

Внутренний уклад в семье, как у язычников, так и у православных поддерживался главным в семье, мужчиной. Но если в язычестве семья мыслилась как большое количество родственников, где главным являлся общий старейшина рода, то семья в христианской религии это «малая церковь», где мужчина является главным, но он же и несёт ответственность за своих домочадцев не только перед людьми, но и перед Богом. Женщине уготовлена роль хозяйки дома, матери детей, хранительнице очага, но при введении христианства, мы видим, что положение её в семье становится более устойчивым.

В воспитании детей сохранялось много общих черт, но разным было то, что главным для язычников было научить ребёнка выживанию среди сил природы. А христиане заботились не только о внешней стороне жизни, но и о душе ребёнка, то есть воспитывали его в соответствии с христианскими заповедями, а поэтому большую роль стало играть учение: чтение Библии, заучивание молитв, нравоучительные повествования о жизни святых и др.

Таким образом, мы видим, что различия в христианской и языческой религии касались, в том числе, и семейных отношений. Поэтому внешнее изменение религии: принятие христианства на Руси князем Владимиром для всего народа повлекло изменения внутри всех сторон жизни людей, как простого, так и знатного рода.

Глава 2. Как принятие христианства изменило семейные устои на примере княжеской семьи


Согласно вышеприведённой таблице, найдём примеры в исторической литературе и живописи, а поскольку в исторических источниках чаще всего описывается деяния «великих мужей», то есть древнерусских князей, то можно сделать вывод: что деяния князя, его семьи являлись ориентиром для всего населения Древней Руси.

С давних пор на Руси известно слово «Пир». Пир (пи́ршество, с-рус. пированье, столованье) — праздничное застолье, большой званый обед или братчина, угощение с обильной едой и напитками, с беседами, шутками, а нередко — с песнями и танцами.

«Застолье» предполагало общее вкушение даров природы, общение за столом «со всем родом», в том числе с умершими, что несло в себе идею «изобильного рая».

Веселье и игра были необходимы на таком пиру, даже если поводом пира была смерть одного из родственников, так как другим внутренним смыслом пира было: наделение всех присутствующих гостей своей «долей», определением «судьбы». В надежде получить лучшую судьбу участники застолья вступали в игровое состязание межу собой и хозяевами дома. Недаром, до сих пор, в народных поверьях существует множество разных примет и обычаев, связанных с приемом пищи. К тому же именно на пиру люди объединялись друг с другом так как «ели из одной чашки», «пуд соли вместе съели», а значит вместе смотрели в лицо языческим богам, стали «одного рода, племени», а значит предать, обидеть, не помочь в беде, в этом случае, было уже нельзя.

Значение еды в христианстве также полно символизма. Причащаясь, верующие вкушают «кровь и плоть Христову» в виде хлеба и сладкого вина, как напоминание людям о жертве, на которую пошёл Христос ради человечества. Пост - неотъемлемая часть христианской символики пищи. «Не хлебом единым жив человек» - сказал Христос в Нагорной проповеди. Воздержание от пищи тоже имеет символический смысл, символизирует очищение человека, его готовность приступить к духовной работе над собой.

В любой христианской семье - приготовление пищи, распределение количества и качества еды, порядок ее подачи к столу, определение, кто должен есть первым - все это определяет статус человека в семье или в обществе в целом.

Историческими примерами может являться картина Генриха Ипполитовича Семирадского «Похороны знатного руса».

Картина создана в 1883 году на Волге рядом с городом Булгар известным художником-классицистом по описанию похорон арабского путешественника 10 века. На картине детально изображён обряд похорон знатного руса с пиром и приношением жертв, в том числе женщины-рабыни. Картина вызывает у меня

Следующий литературный источник «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина, написанный на данных древнерусской летописи. Тризна. упоминается в тексте дважды:

Пирует с дружиною вещий Олег

    При звоне веселом стакана.

    И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

 Они поминают минувшие дни

 И битвы, где вместе рубились они

Именно во время пира вспоминает князь Олег о своём верном боевом друге – коне, и, узнав о его смерти, желает видеть его кости. Князь Олег вступил ногой на череп коня:

«И молвил: «Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
 И жаркою кровью мой прах напоишь!»

«Произведение заканчивается словами:

Ковши кру­го­вые, за­пе­нясь, шипят

На тризне пла­чев­ной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дру­жи­на пи­ру­ет у брега;

Бойцы по­ми­на­ют ми­нув­шие дни

И битвы, где вме­сте ру­би­лись они»

Мы видим, что пиры, тризны являлись для князя и его дружины – ритуальным, необходимым действом, полным языческого смысла. А принесение в жертву именно любимого коня – было важным и значимым для князя настолько, что он хочет видеть кости умершего коня, которые А. С. Пушкин называет «благородными».

Следующий пример весёлых и шумных пиров мы видим в русских былинах, хозяин этих пиров – Князь Владимир Красное Солнышко. Это собирательный образ многих древнерусских князей. Князь находился «на одной ноге со своими богатырями», охотно принимал их у себя в тереме, устраивает пиры, все вызнаёт и расспрашивает, часто бывает коварен и несправедлив, но всё равно любим рассказчиками. Главная роль княжеских пиров – воздание похвалы, поощрения богатырям, а так же сплочение всех сил, готовых сражаться за Русскую землю.

С приходом православия пиры не прекратились, они продолжали играть ту же роль, что и в былинах, но постепенно древний языческий смысл был забыт. В жизни православного человека, в том числе князей появились посты. Известно, что уже в начале 12 века один из наиболее просвещённых князей – Владимир Мономах, был истинным христианином, совершил много добрых дел и оставил после себя хорошую память. Он является автором одного из первых произведений древнерусской литературы «Поучение сыновьям», которое написано примерно в 1117 году во время одного из походов против своего родственника Глеба Минского. Так вот, по одной из исторических версий именно под влиянием великопостной службы и было написано это произведение, кроме того Ипатьевская летопись говорит о том, что Мономах в этом походе сжалился над Глебом под влиянием своего великопостного настроения.

Таким образом, мы видим, что княжеские пиры долгое время играли большую роль на Руси, они имели объединительное значение, укрепляли княжескую власть. Традиции «буйных языческих» пиршеств, тризн, застолий, постепенно, в течение нескольких веков, сменилось «разумным христианским» отношением к принятию пищи.

Следующее очень важное отличие заключается в отношении к женитьбе, замужеству, вступлению в брак. До сих пор известны такие праздники как масленица, день Ивана Купала. Эти праздники имеют языческие корни. Праздновались широко и разгульно. Именно на таких гуляниях юноши и девушки присматривались друг к другу, и нередко сговаривались между собой о браке, далее вступали в силу родовые обычаи. В некоторых племенах невесту воровали (умыкали), в других заключали брак у воды, в третьих «водили суженую вокруг ракитова куста». Семья создавалась для рождения детей, а поэтому невесту старались «взять» из соседнего селения, недаром слово «невеста» имеет древние корни «невесть кто», т.е. чужая из другого рода, племени или хотя бы семьи. Муж мог привести другую жену и иметь нескольких жён под одной крышей, а мог отправить жену обратно к её родителям, чаще всего, в том случае, если у пары не было детей.

Из исторических летописей я нашла подтверждения: у князя Игоря с 912 по 945 год кроме княгини Ольги были ещё и другие жёны.

Наиболее ярким представителем необузданного нрава является князь Владимир до принятия христианства. Он имел пять жён, большое количество наложниц.

После принятия христианства князь Владимир изменил полностью свою жизнь, он женился на византийской царевне Анне. При этом к своей языческой жене Рогнеде обратился с такими словами: «Я крещён теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую я взял в христианстве, ты же избери себе кого-либо из вельмож, если хочешь, и я тебя выдам за него»

Принятие христианства коренным образом изменило отношение князя Владимира к браку, к семье, воспитанию детей, к отношениям с другими людьми.

Его духовное перерождение повлияло на жизнь всего русского государства. Христианство стало основной религией Древнерусского государства. На Русь проникла «Византийская премудрость»: иконы, книги, церковная утварь, были построены каменные храмы.

При словах «кровная месть» до сих пор, у людей возникает чувство страха и тревоги. А для язычников понятие «месть» было явлением моральным, поскольку только силой каждый род мог отстоять свои права и своё место под солнцем.

Особенно ярко в исторической литературе и источниках описана месть княгини Ольги древлянам за гибель своего мужа князя Игоря.

Первая месть её была такой: она приказала выкопать глубокую яму и сбросила древлян с ладьями в яму.

Во второй раз она попросила прислать ей лучших мужей и пригласила их принять баню, а потом сожгла их вместе с баней.

На третий раз она сказала приготовить ей тризну на месте гибели мужа, когда она приехала к ним они устроили пир, когда древляне опьянели она приказала своему войску их убить.

Последнею четвёртую месть за мужа она совершила так: она попросила древлян принести ей птиц, она приказала привязать к их лапам сушеный гриб и поджечь его. Птицы полетели к своим гнёздам и поджигали, дома и т.д. Город вспыхнул и загорелся.

Вот такой хитрой и коварной была месть княгини Ольги.

Впоследствии Ольга раскаялась в своих поступках, стала христианкой и добрыми делами искупила свои грехи.

Спустя век, православный князь Владимир Мономах прощает убийцу своего сына, предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, обещает вернуть отобранные земли, при условии, что Олег смирится и оставит свою гордыню. В этом письме нет никаких политических требований. Только требования, нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. «Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле».

Таким образом, христианские убеждения Владимира Мономаха берут верх над родительскими чувствами. А политическом смысле была прекращена междоусобица, которая унесла бы много человеческих жизней.

Таким образом, мы видим, как принятие христианской религии меняет отношение к жизни людей, а если этот человек – великий князь, то изменение поступков одного человека влияет на политическую жизнь целого государства.

Один из наиболее ярких и трагичных примеров отказа от вражды с кровными родственниками можно проследить на примере короткой жизни двух князей Бориса и Глеба.

Борис и Глеб были выращены в христианской семье и по христианским законам. Поэтому, они не стали воевать против Святополка, чтобы не совершать греха.

Борис думал: «Знаю, что брата моего зла ради толкнули люди на убийство моё и погубят меня. Если прольётся кровь, то буду мученик, перед Господом моим, и душу мою примет Господь. Но сам я против брата не выступлю, чтобы не погубить душу свою» Помолившись, он лёг спать и был убит, наёмными убийцами. Брат его Глеб, зная о грозящей опасности, приехал в Киев по требованию Святополка, и тоже был убит.

Таким образом, христианские убеждения повлияли на исторические события. Признанные святыми, князья Борис и Глеб, для того, чтобы избежать братоубийственной войны пожертвовали своими жизнями.

Большое значение христианство привнесло в воспитание детей. На примере воспитания княжеских детей мы можем сказать, что главным для князей-язычников, также как и для других категорий граждан, было выживание в тех условиях, в которых они оказались, познание военного дела и борьба за власть с малых лет. Как пример, можно привести юного князя Игоря, который ребёнком участвовал в военных походах своего воспитателя князя Олега, юного князя Святослава, первого выпустившего стрелу в походе против древлян. Сыновья Святослава, будучи совсем молодыми, вступают в междоусобную войну друг с другом за отцовский престол. Начиная с принятия христианства, кроме науки воевать князья стали заботиться о духовном воспитании своих детей. Мы это видим на воспитании детей Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого и наконец, Владимира Мономаха.

Святые Борис и Глеб, воспитанные в христианских традициях стали образцом для подражания следующим поколениям христиан. Князь Ярослав Мудрый заботился об обучении не только своих сыновей, но и детей других знатных людей. «300 отроков было отдано в учение книжное».. Владимир Мономах создает «Поучение сыновьям», в котором обращается не только к собственным детям, но и ко всему юному поколению христиан: «Страх Божий имейте превыше всего… Хорошо поступая, не ленитесь, ни на что хорошее, прежде всего в отношении церкви».

Это значит, что первые русские князья – христиане заботились о воспитании и обучении не только собственных детей, но и всех своих подданных.

Таким образом, на исторических примерах, я доказала, что христианство изменило не только семейные устои в княжеской семье, но повлияло и на жителей Древней Руси в целом. Послужило поводом объединения русских земель, что в свою очередь, повлияло на политику государства в целом.

Заключение


Работая над проектом, я узнала много новых исторических фактов, которые не входят в рамки учебника истории. Познакомилась с исторической литературой на выбранную тему. Поработала с историческими источниками «Повесть временных лет», «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, «Письмо князя Владимира двоюродному брату Олегу».

Работая над составлением таблицы и подбирая исторические примеры, я более чётко осознала разницу между языческими и христианскими представлениями о моральных ценностях. Я научилась видеть проявления языческих верований в современной жизни. Мне стали более понятны основы христианских ценностей в отношении устройства семьи.

Гипотеза подтвердилась: принятие христианства повлияло на устои каждой христианской семьи, а после того, как христианами стали князь и его семья, то христианские поступки князя неизбежно влияли на исторический процесс в целом. Христианство способствовало объединению русских земель, прекращению междоусобиц, появлению из разрозненных славянских племён – единой нации: русского народа.

Работа над проектом оказалась интересной, с результатом своих исследований я познакомлю своих одноклассников, предложу им ознакомиться с выставкой книг на эту тему, и провести круглый стол: «Современна ли представленная тема»

Литература и источники


Владимир I Святославич, Великий князь Киевский - режим доступа: http://deduhova.ru/statesman/x-vek/vladimir-i-svyatoslavich-velikiy-knyaz-kievskiy

Генрих Ипполитович Семирадский, «Похороны знатного руса»: описание картины, история создания – режим доступа: http://fb.ru/article/216496/genrih-ippolitovich-semiradskiy-pohoronyi-znatnogo-rusa-opisanie-kartinyi-istoriya-sozdaniya

Д. С. Лихачев. «Поучение» Владимира Мономаха, режим доступа: https://rutlib.com/book/4524/p/3

Материал из Википедии — свободной энциклопедии – режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80

Евангелие и молитвослов для детей. Нижний Новгород, «Родное пепелище», 2013

Истоки: Памятники древнерусской литературы - Екатеринбург: УИФ «Наука», 1993

Протоирей Виктор Ильенко. Жития святых для детей – М.: Артос-Медиа, 2010

Фокиев А.Л. Начало всех начал. Древнерусская литература: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей