12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена357
Россия, Челябинская обл., Златоуст
4

Урок истории в 6 классе «Князь Владимир. Крещение Руси»



"Правление князя Владимира. Крещение Руси" 6 класс

Учитель Близнюкова Е.Л.

Цель: рассказать о князе Владимире как реформаторе; дать представление о принятии христианства на Руси и объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства.

Задачи:

Обучающая:

познакомить с личностью князя Владимира как реформатора;

выяснить причины принятия христианства;

историческое значение принятия христианства;

Развивающая:

развивать навыки работы с текстом;

развивать интерес к  изучению истории родного государства;

воспитывать стремление узнавать больше об истории Древней Руси.

Воспитательные:

воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям;

воспитывать патриотическое сознание учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, учебник, дидактический материал, проектор, рабочий лист, презентация.

Основные понятия:

язычество

усобица

религия

христианство

Ход урока

1. Оргмомент. СЛАЙД 1

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!

Встаньте прямо, 
Распрямитесь. Удивитесь. 
Рассердитесь. Улыбнитесь. 
Тихо за парты садитесь. 

Чтоб урок наш стал светлее, 
Мы поделимся добром. 
Вы ладони протяните, 
В них любовь свою вложите, 
Ей с друзьями поделитесь 
И друг другу улыбнитесь. 

Урок сегодня я хочу начать с притчи
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертва выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. 

Все в наших руках, и если мы захотим, то у нас все получится! Я всем нам желаю, что бы у нас все сегодня ПОЛУЧИЛОСЬ!

А урок истории сегодня  не совсем обычный. Он будет проходить в форме устного журнала. Сегодня мы будем создавать юбилейный выпуск православного журнала, в котором расскажем о великом значимом событии всего православного мира –КРЕЩЕНИЕ РУСИ. СЛАЙД 2

Наша задача изучить содержание страниц журнала:

Познакомиться с личностью князя Владимира;

Выяснить причины принятия христианства;

Объяснить значение этого события.

После прочтения страниц вы попробуете себя в роли корреспондентов и сверстаете сами страницу журнала.

2. Актуализация знаний, умений и навыков.

Обратите внимание, у каждого из вас на столах лежат рабочие листы к уроку- ПОДПИШИТЕ ИХ СВЕРХУ всю работу на уроке мы будем выполнять в них. Возьмите эти листы и в конце найдите пункт: Результат работы на уроке – вот там вы будете выставить себе баллы за проделанную работу, а в конце урока поставите себе оценку за работу на уроке.

СЛАЙД 3 Итак приступим, 1 свиток нашего журнала- «Загадочный»

СЛАЙД 4 Помогите пожалуйста мне составить родословную князей Рюриковичей, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках истории. Ответы записывайте в схему на рабочих листах (Задание 1: Заполните родословную князей Рюриковичей)

Загадки: о ком идёт речь?

1. Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик) СЛАЙД 5

2. Ходил в поход на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнём»,
Древлянами был уничтожен он.(Игорь) СЛАЙД 6

3. Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воли подчинить своей. (Ольга) СЛАЙД 7


 

4. Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег) СЛАЙД 8


 

5. Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав) СЛАЙД 9


 

6. Он начал с наведения порядка на Руси
Железною рукой громил болгар, поляков.
Отправил он из Киева варягов,
И в веру христианскую он русичей крестил. (Владимир Святославович) СЛАЙД 10

Самопроверка Проверьте все ли у вас правильно получилось Не забудьте поставить себе баллы за правильные ответы СЛАЙД 11


 

3. Объяснение нового материала.

Итак, мы с вами вспомнили последовательность правления первых русских князей. И наша последняя загадка была посвящена князю Владимиру. СЛАЙД 12

И это не случайно.

СЛАЙД 13 Тема нашего урока: «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

Объяснить уч-ся основные моменты урока, что они должны будут сделать.

Сегодня мы должны будем:

Познакомиться с личностью князя Владимира;

Выяснить причины принятия христианства;

Объяснить значение этого события.

Свиток 2 «Князь Владимир» СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

Вы уже знаете, что в 972 году, когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев из Византии, печенеги подстерегли его в засаде у днепровских порогов и убили.

И вот после гибели Святослава у него осталось три сына:

Ярополк- он княжил в Киеве и опирался на варягов - кочевников, Олег -правил в Древлянской земле и опирался на дружину из крестьян и Владимир- он правил в Новгороде и опирался на варягов-наемников и крестьян, и ремесленников.


 

Между братьями не было мира и постоянно происходили ссоры, споры, разногласия, раздоры, столкновения. И вот, в результате этих усобиц погиб Олег, а Владимир изгнал Ярополка и занял Киев. Изгнание варягов-наемников Ярополка и создание русской княжеской дружины позволило Владимиру укрепить обороноспособность страны.

.Сообщение «Краткая биография князя Владимира». СЛАЙД 16,17

Задание №2 в РЛ: прослушайте сообщение и ответьте на вопросы

Озвучить основные моменты  его биографии, чтобы учащиеся сумели записать.

СЛАЙД 18

972 г.

- умер князь Святослав

-начало междоусобной войны между братьями

Итак, В 980 году начал править Владимир Святославович, в народе его называли Красное Солнышко.

Он начал своё правление с укрепления страны: завершил объединение восточно-славянских племён, на юге построил сильную оборонительную линию от печенегов, присоединил Перемышль и Червонную Русь.

САМОПРОВЕРКА И САМООЦЕНКА Задания (7б.)

3 свиток нашего журнала называется «Языческая Русь». СЛАЙД 19

Но главным событием правления Владимира Святославовича стало Крещение Руси.

А давайте вспомним, какая вера была до крещения Руси? (язычество)( Задание 3 РЛ) СЛАЙД 20 не забудьте себе ставить по 1б. за правильные ответы

Что значит язычество?

Язычество (от церк.-слав. языцы – народы, иноземцы)

А  во что  верили русичи? Или в каких богов? СЛАЙДы 21,22

В древней Руси обозначение дохристианских верований, связанных с обожествлением сил природы. Например, славянские боги: Перун – бог грома и молнии, Даждьбог – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Сварог – бог огня и т.д. Наряду с «высшими» богами, окружающий мир у древних славян был населен самыми разными «низшими» сверхъестественными существами (леший, водяной, домовой, русалки и т.д.). Постепенно языческие верования заменялись мировыми религиями

Перун-

Сварог-

Хорос- 

Стрибог-

Велес-

Мокошь-

Реформы в Киеве поставили шесть богов во главе с Перуном и только этим богам можно поклоняться.

Мы с вами видим что вера восточных славян связана в основном с их занятиями и отражает их общинное равенство.

Следующая свиток- 4 нашего журнала называется «Выбор веры»

СЛАЙД 23, 24, 25

Из- за чего он выбрал эту веру?

Прослушаем лектора по этому вопросу.


 

СЛАЙД 26

А сейчас откройте учебник на стр. 50-51. Вам надо самостоятельно выбрать причины принятия христианства и записать в рабочих листах (Задание 4 РЛ)

Причины принятия христианства:

укрепление княжеской власти.

объединение племен.

укрепление международного авторитета Киевской Руси.

Что ещё побудило князя принять эту веру?

Модульный ответ.

Крещению русского князя помог случай. В то время византийскими императорами были братья – Василий II и Константин VIII. Их военачальник Варда Фока поднял мятеж и провозгласил себя императором. Тогда они обратились за помощью к русскому князю. Владимир согласился, но поставил условие. Он хотел жениться на сестре императоров- принцессе Анне. Но это не могло произойти без крещения, т.к. князь Владимир – язычник, а Анна – христианка.

1 августа 988 г. – в Херсонесе (по славянски Корсунь) греческие священники крестили князя Владимира. (чтение)

Физкультминутка:

Кто согласен – захлопали
Кто не согласен – затопали

Вопросы:

Перун – это бог грома и молнии? (да)

Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)

Крещение князя состоялось 988 году?(да)

Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Слайд 26 Пятый свиток нашего с вами журнала называется «Крещение Руси»

ПРОВЕРКА Задания 5 РЛ

Читает учитель: Текст раздаточного материала (чтение)

СЛАЙД 27

«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения…Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:

«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить(ставить)  церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».

(Из «Повести временных лет» о крещении Руси)

Подчеркнуть  фразу князя Владимира, которая заставила людей пойти на крещение.

Подчеркнуть название реки.

Подчеркнуть предложение, что было поставлено вместо идолов.

У кого все правильно –ставим 3 балла

СЛАЙД 28 6 свиток устного журнала «Значение принятия христианства»

Откройте стр.54 учебника и выполните Задание 6 в РЛ самостоятельно, а так же используйте причины (задание4)

Самопроверка со слайдов

Значение  принятия христианства:

Появление письменности. СЛАЙД 29

Появление летописания. СЛАЙД 30

Признание Руси многими странами. СЛАЙД 31

Строительство храмов. (Закладка десятинной церкви в Киеве) СЛАЙД 32,33

Появление иконописи. СЛАЙД 34

СЛАЙД 35- схема

СЛАЙД 36 Свиток 7 Создание свитков журнала « 1030- летие Крещения Руси»

Ну, а сейчас пришло время попробовать себя в роли корреспондентов. Для начала мы с вами разделимся на группы: те у кого на партах розовые стикеры рассаживаются за первые две парты 1 ряда, с синими стикерами группа за 1-2 партами 2 ряда, с желтыми стикерами группа за 1-2 партами 3 ряда, те у кого зеленые стикеры рассаживаются за 4-е парты 1 и 2 рядов. Итак, у нас сформировалось 4 корреспондентские группы. Каждой группе выдан КЕЙС с необходимой информацией и инструментами. Ваша задача сверстать свиток-страницу, посвященную 1030 летию Крещения Руси из имеющегося набора, но сначала вы должны будете выбрать главного редактора, который четко распределит задание между членами группы. оценит работу каждого и по окончании работы защитит, т.е. расскажет, что содержит ваша страница и сделает это так, чтобы ваши читатели заинтересовать и выбрали именно ваше издание. На выполнение работы каждой группе отводится 5 минут и на защиту по2-3 минуты. Ну что ж, время пошло…

Защита свитков

Подведение итогов, подсчет результатов, самооценка работы на уроке.

Домашнее задание. Пар.6 составить рассказ по з.5 стр. 55

Для сильных учеников-выполнить задания на с.56

СЛАЙД 37 Закончить урок я хочу стихотворением

Сегодня мы всем миром православным 
Князя Владимира достойно воспоём 
За то, что крест вознёс к святыням главным, 
За то, что с церковью соборной мы живём. 

И если строить будущее честно, 
И если жить, как Библия гласит, 
И если в Бога верить, то уместно 
Нам вспомнить День крещения Руси.

 

Рефлексия

Ребята, на стикерах, которые есть у каждого нарисуйте смайлик, соответствующих вашему настроению- если вам понравилось на уроке и вы все поняли - ВЕСЕЛЫЙ, если остались какие то вопросы , то недоумевающий, ну а если вам не понравилось и вы ничего не поняли -ГРУСТНЫЙ А также запишите вопросы или пожелание учителю.

ВСЕМ СПАСИБО !

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Закрепление в виде викторины.

1. Кто крестил Русь?

А) Святослав

Б) Владимир

2. Что способствовало принятию христианства?

А) Доступность и простота вероисповедания

Б)  Многолетние торговые и политические связи с Константинополем

3. Где был крещен Владимир.

А) Херсонес

Б) Киев

4. Из какой страны пришло христианство?

А) Византии   

Б) Булгария

5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?

А) Не умели строить  

Б) Поклонялись идолам

6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства.

А) Начала распространяться письменность

Б) Укрепление связи с Византией

7. Когда было введено  христианство?

А) 988 г.  

Б) 998 г.

8. В чем культурное значение введения христианства?

А) Начала распространяться письменность

Б) Усилилась власть Киевского князя

 

Технологическая карта урока истории "Правление князя Владимира. Крещение Руси" 6 класс

Учитель: Близнюкова Е.Л.


 




 

Этапы

Учитель

Ученик

1. Оргмомент

Приветствие.

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!

Встаньте прямо, 
Распрямитесь. Удивитесь. 
Рассердитесь. Улыбнитесь. 
Тихо за парты садитесь. 

Чтоб урок наш стал светлее, 
Мы поделимся добром. 
Вы ладони протяните, 
В них любовь свою вложите, 
Ей с друзьями поделитесь 
И друг другу улыбнитесь. 

Урок сегодня я хочу начать с притчи
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертва выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. 

Все в наших руках, и если мы захотим, то у нас все получится! Я всем нам желаю, что бы у нас все сегодня ПОЛУЧИЛОСЬ!

 

2. Целепологогание.

Задачи для учащихся.

Наша задача на уроке изучить содержание свитков устного журнала:

Познакомится с личностью князя Владимира;

выяснить причины принятия христианства;

объяснить значение этого события.

 

3.Актуализация знаний, умений и навыков.

Обратите внимание, у каждого из вас на столах лежат рабочие листы к уроку- ПОДПИШИТЕ ИХ СВЕРХУ всю работу на уроке мы будем выполнять в них. Возьмите эти листы и в конце найдите пункт: Результат работы на уроке – вот там вы будете выставить себе баллы за проделанную работу, а в конце урока поставите себе оценку за работу на уроке.

 

Свиток 1 «Загадочный»

Учитель задаёт загадки и показывает слайды.

Учащиеся отвечают и заполняют родословную в рабочих листах задание №1 «Князь Рюрик и его потомки»

Свиток 2 «Князь Владимир»

учитель объясняет что такое усобица.

задаёт вопросы, которые записаны в задании №2

Подготовленный ученик делает сообщение о князе Владимире;

Учащиеся слушают и работают с рабочими листами;

Учащиеся озвучивают заполненную таблицу.

 

Подведение итогов учителем страницы №2

 

Свиток «Языческая Русь»

Беседа с учащимися по вопросам.

вспомните какая вера была до крещения Руси?

Что значит язычество?

А во что верили русичи?

Подведение итогов социологического опросника.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителем:

Модульный ответ:

язычество.

язычество- верование во множество богов, обладающие природными силами.

Перун

Мокошь….

Свиток 4 «Выбор веры»

Рассказ учителя или прослушивание аудио лекции из-за чего князь Владимир выбрал христианскую веру.

Из-за чего князь Владимир выбрал христианство?(вопрос учащимся)

Учащиеся слушают и готовятся отвечать на вопрос.

 

Учитель задаёт вопрос.

Работа с текстом учебника стр.50-51 п.2:

Причины принятия христианства?

А, что ещё побудило князя принять эту веру?

Дети находят в тексте причины принятия христианства и записывают в рабочих листах.

Физкультминутка

если требуется

Объяснение правил детям.

Учитель задаёт вопросы.

Кто согласен – встали

Кто не согласен- сели

Вопросы:

Перун – это бог грома и молнии. (да)

князь Владимир крестился в Киеве (нет)


 

Крещение князя состоялось 988 году?(да)

Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)


 

 

Свиток 5 «Крещение Руси»

Выразительное чтение учителя.

Учитель задаёт вопросы.

1 Подчеркнуть фразу князя Владимира, которая заставила людей пойти на крещение.

2. Подчеркнуть название реки.

3. Подчеркнуть предложение, что было поставлено вместо идолов.

Учащиеся смотрят внимательно и следят за чтением учителя на задание №5.

После чтения отвечают на вопросы поставленные учителем и отвечают.

Свиток 6 «Значение принятия христианства»

Учитель подводит итог урока.

Рассказ о значении принятия христианства.

Дети внимательно слушают и заполняют рабочий лист.

Свиток 7 «Создание страницы журнала- « 1030- летие Крещения Руси»

Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдается КЕЙС -набор, необходимый для создания свитка( тексты, картинки, клей, ножницы). Учитель инструктирует учащихся. В группе назначается старший журналист, который руководит всей работой и защищает ПРОЕКТ свитка

Распределение по группам

Ученики внимательно слушают инструктаж и выполняют работу

Защита работ

Объяснение домашнего задания.

Пар.6 составить рассказ по з.5 стр. 55

Для сильных учеников-выполнить задания на с.56

Дети записывают в дневники.

ИТОГ

Сегодня мы всем миром православным 
Князя Владимира достойно воспоём 
За то, что крест вознёс к святыням главным, 
За то, что с церковью соборной мы живём. 

И если строить будущее честно, 
И если жить, как Библия гласит, 
И если в Бога верить, то уместно 
Нам вспомнить День крещения Руси.

 

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, на стикерах, которые есть у каждого нарисуйте смайлик, соответствующих вашему настроению- если вам понравилось на уроке и вы все поняли - ВЕСЕЛЫЙ, если остались какие то вопросы , то недоумевающий, ну а если вам не понравилось и вы ничего не поняли -ГРУСТНЫЙ А также запишите вопросы или пожелание учителю.

Дети выполняют

Дополнительно. Свиток 8 «Викторина»

Закрепление пройденного. Также эту викторину можно провести в качестве проверки Д.З.

Информационные ресурсы

http://hiztory.ru/rus/knyaz-vladimir.html

https://www.google.ru/search?newwindow=1&rlz=1C1AOHY_ruRU767RU767&biw

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/01/10/knyaz-vladimir-i-kreshchenie-rusi

http://pedsovet.su/load/396-1-0-36778

https://www.google.ru/search?newwindow=1&rlz=1C1AOHY_ruRU767RU767&ei=lzGBWpXYK4ObsgHu4KCgDA&q=крещение+руси+картинки

https://www.google.ru/search?q=крещение+руси+анимационные+картинки

https://ria.ru/spravka/20130728/952329086.html

http://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus/

https://www.google.ru/search?q=князь+владимир+и+крещение+руси+картинки

 

https://www.google.ru/search?newwindow=1&rlz=1C1AOHY_ruRU767RU767&biw

Учитель задаёт вопросы.

Дети отвечают


 

/data/files/o1518243738.doc (Технологическая карта )

/data/files/f1518243354.mp3 (аудио лекция)

/data/files/p1518243465.ppt (1030-летие Крещения Руси презентация к уроку)

/data/files/k1518243499.doc (Рабочий лист ученика)

/data/files/f1518243525.docx (для сообщения)

/data/files/x1518243574.doc (7 страница для КЕЙСА)

/data/files/j1518243624.mp3 (музыкальное сопровождение)

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Юлия Митрофанова, 04.04.18 в 20:17 2Ответить Пожаловаться
Интересна идея с составлением страницы по теме, но в итоге она не реализована в полной мере, не доведена до логического конца.
Юлия Митрофанова, 04.04.18 в 20:19 1Ответить Пожаловаться
В плане урока нет разделения по времени. Не указано сколько отводиться на каждый этап. По моему мнению урок перегружен, его не реально провести за 45 минут в 5 классе.
Указано, что это урок по ФГОС, однако структура урока не соответствует.
Юлия Митрофанова, 04.04.18 в 20:21 2Ответить Пожаловаться
Автор разработки привлекает много дополнительной информации, но она слишком обширна для учащихся 6 класса. Урок однобокий - только о принятии христианства. Заново изучаются понятия, которыми учащиеся уже владеют.
Юлия Митрофанова, 04.04.18 в 20:25 2Ответить Пожаловаться
На уроке фактически одна форма работы с текстом (различаются только источники информации), знания не добываются, а получаются в готовом виде.
Юлия Митрофанова, 04.04.18 в 20:27 2Ответить Пожаловаться
Презентация плохо читается. Аудиофайлы не выполняют своей задачи - слишком длинные и сложные.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.