Урок истории в 6 классе «Князь Владимир. Крещение Руси»
Пояснительная записка к презентации
"Правление князя Владимира. Крещение Руси" 6 класс
Учитель Близнюкова Е.Л.
Цель: рассказать о князе Владимире как реформаторе; дать представление о принятии христианства на Руси и объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства.
Задачи:
Обучающая:
познакомить с личностью князя Владимира как реформатора;
выяснить причины принятия христианства;
историческое значение принятия христианства;
Развивающая:
развивать навыки работы с текстом;
развивать интерес к изучению истории родного государства;
воспитывать стремление узнавать больше об истории Древней Руси.
Воспитательные:
воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям;
воспитывать патриотическое сознание учащихся.
Оборудование: компьютер, экран, учебник, дидактический материал, проектор, рабочий лист, презентация.
Основные понятия:
язычество
усобица
религия
христианство
Ход урока
1. Оргмомент. СЛАЙД 1
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
Урок сегодня я хочу начать с притчи
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертва выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
Все в наших руках, и если мы захотим, то у нас все получится! Я всем нам желаю, что бы у нас все сегодня ПОЛУЧИЛОСЬ!
А урок истории сегодня не совсем обычный. Он будет проходить в форме устного журнала. Сегодня мы будем создавать юбилейный выпуск православного журнала, в котором расскажем о великом значимом событии всего православного мира –КРЕЩЕНИЕ РУСИ. СЛАЙД 2
Наша задача изучить содержание страниц журнала:
Познакомиться с личностью князя Владимира;
Выяснить причины принятия христианства;
Объяснить значение этого события.
После прочтения страниц вы попробуете себя в роли корреспондентов и сверстаете сами страницу журнала.
2. Актуализация знаний, умений и навыков.
Обратите внимание, у каждого из вас на столах лежат рабочие листы к уроку- ПОДПИШИТЕ ИХ СВЕРХУ всю работу на уроке мы будем выполнять в них. Возьмите эти листы и в конце найдите пункт: Результат работы на уроке – вот там вы будете выставить себе баллы за проделанную работу, а в конце урока поставите себе оценку за работу на уроке.
СЛАЙД 3 Итак приступим, 1 свиток нашего журнала- «Загадочный»
СЛАЙД 4 Помогите пожалуйста мне составить родословную князей Рюриковичей, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках истории. Ответы записывайте в схему на рабочих листах (Задание 1: Заполните родословную князей Рюриковичей)
Загадки: о ком идёт речь?
1. Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик) СЛАЙД 5
2. Ходил в поход на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнём»,
Древлянами был уничтожен он.(Игорь) СЛАЙД 6
3. Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воли подчинить своей. (Ольга) СЛАЙД 7
4. Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег) СЛАЙД 8
5. Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав) СЛАЙД 9
6. Он начал с наведения порядка на Руси
Железною рукой громил болгар, поляков.
Отправил он из Киева варягов,
И в веру христианскую он русичей крестил. (Владимир Святославович) СЛАЙД 10
Самопроверка Проверьте все ли у вас правильно получилось Не забудьте поставить себе баллы за правильные ответы СЛАЙД 11
3. Объяснение нового материала.
Итак, мы с вами вспомнили последовательность правления первых русских князей. И наша последняя загадка была посвящена князю Владимиру. СЛАЙД 12
И это не случайно.
СЛАЙД 13 Тема нашего урока: «Правление князя Владимира. Крещение Руси»
Объяснить уч-ся основные моменты урока, что они должны будут сделать.
Сегодня мы должны будем:
Познакомиться с личностью князя Владимира;
Выяснить причины принятия христианства;
Объяснить значение этого события.
Свиток 2 «Князь Владимир» СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
Вы уже знаете, что в 972 году, когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев из Византии, печенеги подстерегли его в засаде у днепровских порогов и убили.
И вот после гибели Святослава у него осталось три сына:
Ярополк- он княжил в Киеве и опирался на варягов - кочевников, Олег -правил в Древлянской земле и опирался на дружину из крестьян и Владимир- он правил в Новгороде и опирался на варягов-наемников и крестьян, и ремесленников.
Между братьями не было мира и постоянно происходили ссоры, споры, разногласия, раздоры, столкновения. И вот, в результате этих усобиц погиб Олег, а Владимир изгнал Ярополка и занял Киев. Изгнание варягов-наемников Ярополка и создание русской княжеской дружины позволило Владимиру укрепить обороноспособность страны.
.Сообщение «Краткая биография князя Владимира». СЛАЙД 16,17
Задание №2 в РЛ: прослушайте сообщение и ответьте на вопросы
Озвучить основные моменты его биографии, чтобы учащиеся сумели записать.
СЛАЙД 18
972 г. |
- умер князь Святослав -начало междоусобной войны между братьями |
Итак, В 980 году начал править Владимир Святославович, в народе его называли Красное Солнышко.
Он начал своё правление с укрепления страны: завершил объединение восточно-славянских племён, на юге построил сильную оборонительную линию от печенегов, присоединил Перемышль и Червонную Русь.
САМОПРОВЕРКА И САМООЦЕНКА Задания (7б.)
3 свиток нашего журнала называется «Языческая Русь». СЛАЙД 19
Но главным событием правления Владимира Святославовича стало Крещение Руси.
А давайте вспомним, какая вера была до крещения Руси? (язычество)( Задание 3 РЛ) СЛАЙД 20 не забудьте себе ставить по 1б. за правильные ответы
Что значит язычество?
Язычество (от церк.-слав. языцы – народы, иноземцы)
А во что верили русичи? Или в каких богов? СЛАЙДы 21,22
В древней Руси обозначение дохристианских верований, связанных с обожествлением сил природы. Например, славянские боги: Перун – бог грома и молнии, Даждьбог – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Сварог – бог огня и т.д. Наряду с «высшими» богами, окружающий мир у древних славян был населен самыми разными «низшими» сверхъестественными существами (леший, водяной, домовой, русалки и т.д.). Постепенно языческие верования заменялись мировыми религиями
Перун- Сварог- Хорос- Стрибог- Велес- Мокошь- |
Реформы в Киеве поставили шесть богов во главе с Перуном и только этим богам можно поклоняться. |
Мы с вами видим что вера восточных славян связана в основном с их занятиями и отражает их общинное равенство.
Следующая свиток- 4 нашего журнала называется «Выбор веры»
СЛАЙД 23, 24, 25
Из- за чего он выбрал эту веру?
Прослушаем лектора по этому вопросу.
СЛАЙД 26
А сейчас откройте учебник на стр. 50-51. Вам надо самостоятельно выбрать причины принятия христианства и записать в рабочих листах (Задание 4 РЛ)
Причины принятия христианства:
укрепление княжеской власти.
объединение племен.
укрепление международного авторитета Киевской Руси.
Что ещё побудило князя принять эту веру?
Модульный ответ.
Крещению русского князя помог случай. В то время византийскими императорами были братья – Василий II и Константин VIII. Их военачальник Варда Фока поднял мятеж и провозгласил себя императором. Тогда они обратились за помощью к русскому князю. Владимир согласился, но поставил условие. Он хотел жениться на сестре императоров- принцессе Анне. Но это не могло произойти без крещения, т.к. князь Владимир – язычник, а Анна – христианка.
1 августа 988 г. – в Херсонесе (по славянски Корсунь) греческие священники крестили князя Владимира. (чтение)
Физкультминутка:
Кто согласен – захлопали
Кто не согласен – затопали
Вопросы:
Перун – это бог грома и молнии? (да)
Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)
Крещение князя состоялось 988 году?(да)
Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Слайд 26 Пятый свиток нашего с вами журнала называется «Крещение Руси»
ПРОВЕРКА Задания 5 РЛ
Читает учитель: Текст раздаточного материала (чтение)
СЛАЙД 27
«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения…Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:
«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить(ставить) церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».
(Из «Повести временных лет» о крещении Руси)
Подчеркнуть фразу князя Владимира, которая заставила людей пойти на крещение.
Подчеркнуть название реки.
Подчеркнуть предложение, что было поставлено вместо идолов.
У кого все правильно –ставим 3 балла
СЛАЙД 28 6 свиток устного журнала «Значение принятия христианства»
Откройте стр.54 учебника и выполните Задание 6 в РЛ самостоятельно, а так же используйте причины (задание4)
Самопроверка со слайдов
Значение принятия христианства:
Появление письменности. СЛАЙД 29
Появление летописания. СЛАЙД 30
Признание Руси многими странами. СЛАЙД 31
Строительство храмов. (Закладка десятинной церкви в Киеве) СЛАЙД 32,33
Появление иконописи. СЛАЙД 34
СЛАЙД 35- схема
СЛАЙД 36 Свиток 7 Создание свитков журнала « 1030- летие Крещения Руси»
Ну, а сейчас пришло время попробовать себя в роли корреспондентов. Для начала мы с вами разделимся на группы: те у кого на партах розовые стикеры рассаживаются за первые две парты 1 ряда, с синими стикерами группа за 1-2 партами 2 ряда, с желтыми стикерами группа за 1-2 партами 3 ряда, те у кого зеленые стикеры рассаживаются за 4-е парты 1 и 2 рядов. Итак, у нас сформировалось 4 корреспондентские группы. Каждой группе выдан КЕЙС с необходимой информацией и инструментами. Ваша задача сверстать свиток-страницу, посвященную 1030 летию Крещения Руси из имеющегося набора, но сначала вы должны будете выбрать главного редактора, который четко распределит задание между членами группы. оценит работу каждого и по окончании работы защитит, т.е. расскажет, что содержит ваша страница и сделает это так, чтобы ваши читатели заинтересовать и выбрали именно ваше издание. На выполнение работы каждой группе отводится 5 минут и на защиту по2-3 минуты. Ну что ж, время пошло…
Защита свитков
Подведение итогов, подсчет результатов, самооценка работы на уроке.
Домашнее задание. Пар.6 составить рассказ по з.5 стр. 55
Для сильных учеников-выполнить задания на с.56
СЛАЙД 37 Закончить урок я хочу стихотворением
Сегодня мы всем миром православным
Князя Владимира достойно воспоём
За то, что крест вознёс к святыням главным,
За то, что с церковью соборной мы живём.
И если строить будущее честно,
И если жить, как Библия гласит,
И если в Бога верить, то уместно
Нам вспомнить День крещения Руси.
Рефлексия
Ребята, на стикерах, которые есть у каждого нарисуйте смайлик, соответствующих вашему настроению- если вам понравилось на уроке и вы все поняли - ВЕСЕЛЫЙ, если остались какие то вопросы , то недоумевающий, ну а если вам не понравилось и вы ничего не поняли -ГРУСТНЫЙ А также запишите вопросы или пожелание учителю.
ВСЕМ СПАСИБО !
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Закрепление в виде викторины.
1. Кто крестил Русь?
А) Святослав
Б) Владимир
2. Что способствовало принятию христианства?
А) Доступность и простота вероисповедания
Б) Многолетние торговые и политические связи с Константинополем
3. Где был крещен Владимир.
А) Херсонес
Б) Киев
4. Из какой страны пришло христианство?
А) Византии
Б) Булгария
5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?
А) Не умели строить
Б) Поклонялись идолам
6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства.
А) Начала распространяться письменность
Б) Укрепление связи с Византией
7. Когда было введено христианство?
А) 988 г.
Б) 998 г.
8. В чем культурное значение введения христианства?
А) Начала распространяться письменность
Б) Усилилась власть Киевского князя
Технологическая карта урока истории "Правление князя Владимира. Крещение Руси" 6 класс
Учитель: Близнюкова Е.Л.
Этапы |
Учитель |
Ученик |
1. Оргмомент |
Приветствие. Заливистый школьный звонок Встаньте прямо, Урок сегодня я хочу начать с притчи Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Все в наших руках, и если мы захотим, то у нас все получится! Я всем нам желаю, что бы у нас все сегодня ПОЛУЧИЛОСЬ! |
|
2. Целепологогание. Задачи для учащихся. |
Наша задача на уроке изучить содержание свитков устного журнала: Познакомится с личностью князя Владимира; выяснить причины принятия христианства; объяснить значение этого события. |
|
3.Актуализация знаний, умений и навыков. |
Обратите внимание, у каждого из вас на столах лежат рабочие листы к уроку- ПОДПИШИТЕ ИХ СВЕРХУ всю работу на уроке мы будем выполнять в них. Возьмите эти листы и в конце найдите пункт: Результат работы на уроке – вот там вы будете выставить себе баллы за проделанную работу, а в конце урока поставите себе оценку за работу на уроке. |
|
Свиток 1 «Загадочный» |
Учитель задаёт загадки и показывает слайды. |
Учащиеся отвечают и заполняют родословную в рабочих листах задание №1 «Князь Рюрик и его потомки» |
Свиток 2 «Князь Владимир» |
учитель объясняет что такое усобица. задаёт вопросы, которые записаны в задании №2 |
Подготовленный ученик делает сообщение о князе Владимире; Учащиеся слушают и работают с рабочими листами; Учащиеся озвучивают заполненную таблицу. |
Подведение итогов учителем страницы №2 |
||
Свиток «Языческая Русь» |
Беседа с учащимися по вопросам. вспомните какая вера была до крещения Руси? Что значит язычество? А во что верили русичи? Подведение итогов социологического опросника. |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителем: Модульный ответ: язычество. язычество- верование во множество богов, обладающие природными силами. Перун Мокошь…. |
Свиток 4 «Выбор веры» |
Рассказ учителя или прослушивание аудио лекции из-за чего князь Владимир выбрал христианскую веру. Из-за чего князь Владимир выбрал христианство?(вопрос учащимся) |
Учащиеся слушают и готовятся отвечать на вопрос. |
Учитель задаёт вопрос. Работа с текстом учебника стр.50-51 п.2: Причины принятия христианства? А, что ещё побудило князя принять эту веру? |
Дети находят в тексте причины принятия христианства и записывают в рабочих листах. |
|
Физкультминутка если требуется |
Объяснение правил детям. Учитель задаёт вопросы. Кто согласен – встали Кто не согласен- сели Вопросы: Перун – это бог грома и молнии. (да) князь Владимир крестился в Киеве (нет)
Крещение князя состоялось 988 году?(да) Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
|
|
Свиток 5 «Крещение Руси» |
Выразительное чтение учителя. Учитель задаёт вопросы. 1 Подчеркнуть фразу князя Владимира, которая заставила людей пойти на крещение. 2. Подчеркнуть название реки. 3. Подчеркнуть предложение, что было поставлено вместо идолов. |
Учащиеся смотрят внимательно и следят за чтением учителя на задание №5. После чтения отвечают на вопросы поставленные учителем и отвечают. |
Свиток 6 «Значение принятия христианства» |
Учитель подводит итог урока. Рассказ о значении принятия христианства. |
Дети внимательно слушают и заполняют рабочий лист. |
Свиток 7 «Создание страницы журнала- « 1030- летие Крещения Руси» |
Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдается КЕЙС -набор, необходимый для создания свитка( тексты, картинки, клей, ножницы). Учитель инструктирует учащихся. В группе назначается старший журналист, который руководит всей работой и защищает ПРОЕКТ свитка |
Распределение по группам Ученики внимательно слушают инструктаж и выполняют работу Защита работ |
Объяснение домашнего задания. |
Пар.6 составить рассказ по з.5 стр. 55 Для сильных учеников-выполнить задания на с.56 |
Дети записывают в дневники. |
ИТОГ |
Сегодня мы всем миром православным |
|
РЕФЛЕКСИЯ |
Ребята, на стикерах, которые есть у каждого нарисуйте смайлик, соответствующих вашему настроению- если вам понравилось на уроке и вы все поняли - ВЕСЕЛЫЙ, если остались какие то вопросы , то недоумевающий, ну а если вам не понравилось и вы ничего не поняли -ГРУСТНЫЙ А также запишите вопросы или пожелание учителю. |
Дети выполняют |
Дополнительно. Свиток 8 «Викторина» Закрепление пройденного. Также эту викторину можно провести в качестве проверки Д.З. Информационные ресурсы http://hiztory.ru/rus/knyaz-vladimir.html https://www.google.ru/search?newwindow=1&rlz=1C1AOHY_ruRU767RU767&biw https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/01/10/knyaz-vladimir-i-kreshchenie-rusi http://pedsovet.su/load/396-1-0-36778 https://www.google.ru/search?q=крещение+руси+анимационные+картинки https://ria.ru/spravka/20130728/952329086.html http://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus/ https://www.google.ru/search?q=князь+владимир+и+крещение+руси+картинки
https://www.google.ru/search?newwindow=1&rlz=1C1AOHY_ruRU767RU767&biw |
Учитель задаёт вопросы. |
Дети отвечают |
/data/files/o1518243738.doc (Технологическая карта )
/data/files/f1518243354.mp3 (аудио лекция)
/data/files/p1518243465.ppt (1030-летие Крещения Руси презентация к уроку)
/data/files/k1518243499.doc (Рабочий лист ученика)
/data/files/f1518243525.docx (для сообщения)
/data/files/x1518243574.doc (7 страница для КЕЙСА)
/data/files/j1518243624.mp3 (музыкальное сопровождение)
Юлия Митрофанова
Юлия Митрофанова
Юлия Митрофанова
Юлия Митрофанова
Юлия Митрофанова