ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Смирнова Елена Владимировна123
Работаю учителем в коррекционной школе VIII вида. Имею высшее-педагогическое образование и первую квалификационную категорию.
Россия, Костромская обл., Буй

областное государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Буйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида Костромской области»

Методическая разработка урока истории на тему:

«Крещение Руси при князе Владимире»

 

Автор работы: учитель истории

Смирнова Елена Владимировна

г. Буй, 2015год

Тема: «Крещение Руси при князе Владимире»

Цель урока: дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г, определить причину и значение принятия христианства.

Задачи:

Обучающие: 

- дать представление о принятии христианства на Руси и развитии церковной иерархии, объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства;

- повторить материал предыдущих уроков;

-учить детей анализировать события, высказывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение.

Коррекционно-развивающие: 

- развитие умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал);

-развитие познавательных потребностей детей в изучении истории;

-развитие основных, познавательных процессов, устной и монологической речи;

-развитие памяти, умения делать самостоятельные выводы, строить устное высказывание и аргументировать свое мнение;

-формирование мышления.

Воспитательные: 

- воспитание уважительного отношения к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни;

- воспитание гражданских и патриотических качеств детей;

-воспитание у подрастающего поколения бережного сохранения нашей истории, укрепления духовного единства российского народа.

Оборудование:

1.Видеопроектор и компьютер;

2.Экран;

3.Мультимедиа.

Приложения:

- мультимедийная презентация «Крещение Руси при князе Владимире»;

- распечатка задания «Реставрация текста».

Тип урoкa: комбинированный.

Основные знания:

988 год – крещение Руси; христианство – вера в Бога Иисуса Христа; заповеди Христа.

Основные термины и понятия:

Христианство, крещение, молитва, крест.

Структура и ход урока.

Этап урока

Содержание урока

Орг. момент.

Постановка целей и задач урока.

Повторение изученного.

Вид деятельности:
устный опрос, письменное задание.

Целеполагание:
повторить изученный материал и выявить уровень обучения по данной теме, развитие слухового восприятия учащихся.

Оценивание работы учащихся учителем.

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний.

Вид деятельности:
диалог учителя с учащимися и работа с электронной презентацией.

Целеполагание:
выход на постановку темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение темы урока.

Вид деятельности:
работа в тетради.

Целеполагание:
-фиксация темы урока;
-составление плана урока.

Объяснение нового материала.

Вид деятельности:
-рассказ учителя;
-диалог;
-работа в тетради.

Целеполагание:
- выявление причины принятия христианства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание работы учащихся учителем.

Вид деятельности:
работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации.

Целеполагание:
знакомство с понятием христиане, обрядом крещения и главными символами христиан.

 

 

 

 

 

Вид деятельности:
рассказ учителя,
работа с лентой времени.

Целеполагание:
фиксирование даты принятия христианства.

 

 

 

 

 

 

Элемент здоровьесберегающей технологии (физкультминутка).

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид деятельности:
рассказ учителя,
работа с картиной.

Целеполагание:
получение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид деятельности:
работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации, работа в тетради.

Целеполагание:
выявление значения принятия христианства, фиксация полученных знаний.

 

 

 

 

Закрепление нового материала.

Вид деятельности:
фронтальная беседа,
работа с Заповедями.

 

Целеполагание:
обобщение и закрепление полученных знаний, воспитание положительных качеств человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

 

 

 

Вид деятельности:
контрольное задание,
работа в парах «реставрация текста».

Целеполагание:
закрепление полученных знаний, подведение итогов.

 


Домашнее задание.


Рефлексия.

Здравствуйте, ребята, садитесь. (Слайд 1)

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси.

Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой.

Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы.

На прошлых уроках мы изучали Киевскую Русь. Давайте вспомним первых русских князей.

Первое задание это загадки. Вы должны прослушать их и ответить о  ком идет речь? (Слайд 2)

1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вас» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5.Его призвали новгородцы, 
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик) 

-Молодцы. А сейчас, перед вами лежат листы, попробуйте восстановить порядок правления этих князей и записать.

+ Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

- Проверяем. Молодцы. (Слайд 3)

- А кто был следующим русским князем? О ком мы говорили на прошлом уроке?

+ Владимир. (Слайд 4)

- Вспомните, какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

+Оборона Руси от врагов.

- Покажите территорию Киевской Руси (Слайд 5).

-Кто из соседей угрожал Киевской Руси?

+Печенеги, половцы, хазары.

-Что предпринимали русские люди для своей защиты?

+ Укрепили оборону страны (построили крепости) и установили охрану её границ (дозорную службу).

- Мoлoдцы! Вы спрaвились со всеми заданиями, а значит, хорошо запомнили темы прошлых уроков.

-А теперь, вспомните, как называлась вера восточных славян?

+Язычество. (Слайд 6).

- Как славяне изображали своих богов? 

+ В виде деревянных и каменных идолов.

- Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна (бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы – из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы.

У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну, другие Стрибогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога и под властью одного князя. (Слайд 7).

- Совершенно верно. А может кто-то из вас догадался, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

+ …

-Совершенно верно тема нашего урока сегодня: «Крещение Руси при князе Владимире». (Слайд 8).

Запишите тему урока в тетрадь.

Работать сегодня мы будем по следующему плану: (Слайд 9).

1.Причина принятие христианства на Руси.

2.Крещение Руси.

3.Значение принятия христианства.

-Давайте попробуем дать ответ на первый пункт нашего плана. Каковы причины принятия христианства?

+… 

- Действительно, главным врагом оставались печенеги. Владимир впервые смог укрепить южные границы, построив 4 оборонительных рубежа, состоявших из крепостей, валов и сигнальных вышек. Но князь Владимир понял, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. Он пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога. Это было христианство, которое проповедовало миролюбие, милосердие, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Пример служила Византия.

-Давайте запишем причину принятия христианства в тетрадь. (Слайд 10)

+ Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия.

- Кто такие христиане? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос в тексте учебника стр. 126.

+ Работа с текстом учебника. (Чтение по цепочке)

-Кто такие христиане?

+ Христиане – это люди, которые верили в Бога Иисуса Христа. (Слайд 11)

-Как проходил обряд крещения? Что он обозначал?

+ Принять крещение-это войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник брал в руки крест и крестил им тех, кто вошёл в воду. А затем сам человек накладывал на себя крест.

-Что является главным символом христианской веры?

+ Крест.

- Совершенно верно. А чтобы закрепить свою связь с христианской Византией, князь женился на дочери византийского императора Анне и сам принял крещение в 988 году. Затем вернулся в Киев и сначала окрестил всех жителей Киева. Эта дата 988 год стала считаться датой принятия христианства на Руси. (Слайд 12)

- К какому веку относится дата?

+ 10 век.

- Это начало, середина или конец века?

+ Конец века.

- Давайте отметим эту дату на ленте времени.

+…

- Молодцы.

- Давайте немного отдохнём. (Слайд 13)

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если согласны - приседать, если не согласны-делать наклон.

1.Перун – это бог грома и молнии? (Да)

2. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)

3.Крещение князя состоялось в 988 г? (да)

4.Русские люди стали христианами? (да)

5.Главный символ христианства – крест? (да)

6.Чтобы принять крещение, нужно только перекреститься? (нет)

- Обратите внимание, перед вами картина Лебедева К.В. «Крещение киевлян на Днепре». (Слайд 14)

-Почему люди зашли в воду?

-Найдите на картине символ христианской веры. Где вы его видите?

- Найди на иллюстрации священника? Расскажите, что он делает? и т.д.

Послушайте, как же проходило крещение Руси. 
В документальном источнике, «Повести временных лет» приводится пример о крещении:
Послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле, повсюду стольких спасенных душ». Так прошло крещение в Киеве. Постепенно христианство было введено на всей русской земле.

- Попробуйте ответить на вопрос, к чему привело принятие христианства?

+…

-Давайте для этого прочитаем текст учебника на стр.128.

+Работа с учебником (Чтение по цепочке)

-Скажите, пожалуйста, к чему привело принятие христианской веры?

+ Значение принятие христианства: (Слайд 15)

1. Все люди стали равны перед Богом, независимо от того были они бедные или богатые;

2. Принесло стране единство и примирение.

3. Была образована Русская Церковь.

4. Началось строительство храмов.

5. Развитие образования, культуры и искусства.

- Итак, ребята, что же такое христианство?

- В каком году было принято христианство на Руси?  

- При каком князе произошло крещение Руси?

+…

- Сейчас мы с вами вспомним и объясним значение десяти Заповедей, которые должны соблюдать люди.

1) Не убий.

2) Не будь завистлив.

3) Не укради.

4) Не обманывай.

5) Люби ближнего своего.

6) Просящему у тебя – дай.

7) Прощай людям ошибки и грехи их.

8) Почитай отца и мать своих.

9) Не веди распутную жизнь.

10) Не желай зла другим.

- Молодцы.

-Скажите, пожалуйста, о чём шла речь сегодня на уроке?

-Что нового вы узнали?

Сейчас вам будет предложено небольшое задание.

Вы поработаете в парах. Перед вами текст, в котором есть пропуски. Вы должны отреставрировать этот текст.

А затем мы посмотрим, как вы работали сегодня на уроке, кто был самым внимательным.

Выполнение теста. Приложение №1.

- Проверим вашу работу.Прямоугольник 2

Выставление оценок за урок.

-Прочитать текст на стр. 126-129 и ответить на вопросы после него.

Ребята, наш урок подошёл к концу, сегодня мы познакомились с одним из самых значительных событий нашей страны. Если вы на уроке узнали много нового и интересного, то в шкатулочку положите синий кружок. А если вам было не интересно или не узнали ничего нового, то в другую шкатулочку положите белый кружок.

Приложение 1.

Вставьте пропущенные в тексте слова и исторические даты.

_____________________ - вера в Бога Иисуса Христа. Чтобы стать христианином нужно принять _______________ - войти в воду и очиститься. Крещение Руси произошло при князе _____________________ в _______ году.


 

 


Здесь будет файл: /data/edu/files/g1453580766.ppt (Крещение Руси)



 

Опубликовано


Поблагодарить автора 2 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (2)

Макарова Ирина Михайловна, 10.02.16 в 21:52 1 Ответить Пожаловаться
Очень хорошая работа. Интересно.Спасибо,что прикрепили презентацию.Многие только пишут "слайд" и т.д.,а на самом деле их нет,сложно оценить работы учащихся.Высший балл.
Alexandr Mokroguzov, 03.01.17 в 19:42 0 Ответить Пожаловаться
а сколько жителей при этом было уничтожено?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.