Урок по истории в 7 классе «Крещение Руси при князе Владимире»
Пояснительная записка к презентации
областное государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Буйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида Костромской области»
Методическая разработка урока истории на тему:
«Крещение Руси при князе Владимире»
Автор работы: учитель истории Смирнова Елена Владимировна |
г. Буй, 2015год
Тема: «Крещение Руси при князе Владимире»
Цель урока: дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г, определить причину и значение принятия христианства.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление о принятии христианства на Руси и развитии церковной иерархии, объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства;
- повторить материал предыдущих уроков;
-учить детей анализировать события, высказывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение.
Коррекционно-развивающие:
- развитие умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал);
-развитие познавательных потребностей детей в изучении истории;
-развитие основных, познавательных процессов, устной и монологической речи;
-развитие памяти, умения делать самостоятельные выводы, строить устное высказывание и аргументировать свое мнение;
-формирование мышления.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни;
- воспитание гражданских и патриотических качеств детей;
-воспитание у подрастающего поколения бережного сохранения нашей истории, укрепления духовного единства российского народа.
Оборудование:
1.Видеопроектор и компьютер;
2.Экран;
3.Мультимедиа.
Приложения:
- мультимедийная презентация «Крещение Руси при князе Владимире»;
- распечатка задания «Реставрация текста».
Тип урoкa: комбинированный.
Основные знания:
988 год – крещение Руси; христианство – вера в Бога Иисуса Христа; заповеди Христа.
Основные термины и понятия:
Христианство, крещение, молитва, крест.
Структура и ход урока.
Этап урока |
Содержание урока |
Орг. момент. Постановка целей и задач урока. Повторение изученного.
Вид деятельности:
Целеполагание: Оценивание работы учащихся учителем.
Актуализация опорных знаний.
Вид деятельности:
Целеполагание:
Введение темы урока.
Вид деятельности:
Целеполагание: Объяснение нового материала.
Вид деятельности:
Целеполагание:
Оценивание работы учащихся учителем.
Вид деятельности:
Целеполагание:
Вид деятельности:
Целеполагание:
Элемент здоровьесберегающей технологии (физкультминутка).
Вид деятельности:
Целеполагание:
Вид деятельности:
Целеполагание:
Закрепление нового материала.
Вид деятельности:
Целеполагание:
Итог урока.
Вид деятельности:
Целеполагание:
|
Здравствуйте, ребята, садитесь. (Слайд 1) - Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси. Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой. Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы. На прошлых уроках мы изучали Киевскую Русь. Давайте вспомним первых русских князей. Первое задание это загадки. Вы должны прослушать их и ответить о ком идет речь? (Слайд 2)
1.Ходил в поход он на Царьград,
2.Он смел, был и умен без меры,
3.Хитра, княгиня оказалась.
4.Сел княжить первым в Киев он,
5.Его призвали новгородцы, -Молодцы. А сейчас, перед вами лежат листы, попробуйте восстановить порядок правления этих князей и записать. + Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. - Проверяем. Молодцы. (Слайд 3) - А кто был следующим русским князем? О ком мы говорили на прошлом уроке? + Владимир. (Слайд 4) - Вспомните, какую тему мы изучали на предыдущем уроке? +Оборона Руси от врагов. - Покажите территорию Киевской Руси (Слайд 5). -Кто из соседей угрожал Киевской Руси? +Печенеги, половцы, хазары. -Что предпринимали русские люди для своей защиты? + Укрепили оборону страны (построили крепости) и установили охрану её границ (дозорную службу). - Мoлoдцы! Вы спрaвились со всеми заданиями, а значит, хорошо запомнили темы прошлых уроков. -А теперь, вспомните, как называлась вера восточных славян? +Язычество. (Слайд 6). - Как славяне изображали своих богов? + В виде деревянных и каменных идолов. - Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна (бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы – из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы. У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну, другие Стрибогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога и под властью одного князя. (Слайд 7). - Совершенно верно. А может кто-то из вас догадался, какая же тема нашего сегодняшнего урока? + … -Совершенно верно тема нашего урока сегодня: «Крещение Руси при князе Владимире». (Слайд 8). Запишите тему урока в тетрадь. Работать сегодня мы будем по следующему плану: (Слайд 9). 1.Причина принятие христианства на Руси. 2.Крещение Руси. 3.Значение принятия христианства. -Давайте попробуем дать ответ на первый пункт нашего плана. Каковы причины принятия христианства? +… - Действительно, главным врагом оставались печенеги. Владимир впервые смог укрепить южные границы, построив 4 оборонительных рубежа, состоявших из крепостей, валов и сигнальных вышек. Но князь Владимир понял, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. Он пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога. Это было христианство, которое проповедовало миролюбие, милосердие, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Пример служила Византия. -Давайте запишем причину принятия христианства в тетрадь. (Слайд 10) + Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. - Кто такие христиане? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос в тексте учебника стр. 126. + Работа с текстом учебника. (Чтение по цепочке) -Кто такие христиане? + Христиане – это люди, которые верили в Бога Иисуса Христа. (Слайд 11) -Как проходил обряд крещения? Что он обозначал? + Принять крещение-это войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник брал в руки крест и крестил им тех, кто вошёл в воду. А затем сам человек накладывал на себя крест. -Что является главным символом христианской веры? + Крест. - Совершенно верно. А чтобы закрепить свою связь с христианской Византией, князь женился на дочери византийского императора Анне и сам принял крещение в 988 году. Затем вернулся в Киев и сначала окрестил всех жителей Киева. Эта дата 988 год стала считаться датой принятия христианства на Руси. (Слайд 12) - К какому веку относится дата? + 10 век. - Это начало, середина или конец века? + Конец века. - Давайте отметим эту дату на ленте времени. +… - Молодцы. - Давайте немного отдохнём. (Слайд 13) Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если согласны - приседать, если не согласны-делать наклон. 1.Перун – это бог грома и молнии? (Да) 2. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет) 3.Крещение князя состоялось в 988 г? (да) 4.Русские люди стали христианами? (да) 5.Главный символ христианства – крест? (да) 6.Чтобы принять крещение, нужно только перекреститься? (нет) - Обратите внимание, перед вами картина Лебедева К.В. «Крещение киевлян на Днепре». (Слайд 14) -Почему люди зашли в воду? -Найдите на картине символ христианской веры. Где вы его видите? - Найди на иллюстрации священника? Расскажите, что он делает? и т.д.
Послушайте, как же проходило крещение Руси. - Попробуйте ответить на вопрос, к чему привело принятие христианства? +… -Давайте для этого прочитаем текст учебника на стр.128. +Работа с учебником (Чтение по цепочке) -Скажите, пожалуйста, к чему привело принятие христианской веры? + Значение принятие христианства: (Слайд 15) 1. Все люди стали равны перед Богом, независимо от того были они бедные или богатые; 2. Принесло стране единство и примирение. 3. Была образована Русская Церковь. 4. Началось строительство храмов. 5. Развитие образования, культуры и искусства. - Итак, ребята, что же такое христианство? - В каком году было принято христианство на Руси? - При каком князе произошло крещение Руси? +… - Сейчас мы с вами вспомним и объясним значение десяти Заповедей, которые должны соблюдать люди. 1) Не убий. 2) Не будь завистлив. 3) Не укради. 4) Не обманывай. 5) Люби ближнего своего. 6) Просящему у тебя – дай. 7) Прощай людям ошибки и грехи их. 8) Почитай отца и мать своих. 9) Не веди распутную жизнь. 10) Не желай зла другим. - Молодцы. -Скажите, пожалуйста, о чём шла речь сегодня на уроке? -Что нового вы узнали? Сейчас вам будет предложено небольшое задание. Вы поработаете в парах. Перед вами текст, в котором есть пропуски. Вы должны отреставрировать этот текст. А затем мы посмотрим, как вы работали сегодня на уроке, кто был самым внимательным. Выполнение теста. Приложение №1. - Проверим вашу работу. Выставление оценок за урок. -Прочитать текст на стр. 126-129 и ответить на вопросы после него. Ребята, наш урок подошёл к концу, сегодня мы познакомились с одним из самых значительных событий нашей страны. Если вы на уроке узнали много нового и интересного, то в шкатулочку положите синий кружок. А если вам было не интересно или не узнали ничего нового, то в другую шкатулочку положите белый кружок. |
Приложение 1.
Вставьте пропущенные в тексте слова и исторические даты.
_____________________ - вера в Бога Иисуса Христа. Чтобы стать христианином нужно принять _______________ - войти в воду и очиститься. Крещение Руси произошло при князе _____________________ в _______ году.
Здесь будет файл: /data/edu/files/g1453580766.ppt (Крещение Руси)
Макарова Ирина Михайловна
Alexandr Mokroguzov