Влияние религиозных объединений на формирование сознания подростка

1
0
Материал опубликован 20 March 2022

Автор публикации: А. Булохова, ученица 9Б класса

БОУ «Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»






индивидуальный проект по обществознанию

Влияние религиозных объединений на формирование сознания подростка












Выполнила Булохова Ангелина,

ученица 9 в класса

Проверила: учитель истории

Долженко Е.В


Тара, 202

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..


ГЛАВА I ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ


1.1. Понятие религиозных объединений………………………………………………………...

1.2. Виды и структура религиозных объединений…………………………………………… ..

1.3.Влияние религиозных организаций на сознание подростков……………………………...


ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ

РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1. Организация исследования…………………………………………………………………..

2.2. Анализ анкетирования………………………………………………………………………..

2.3. Основные направление культурно-просветительной деятельности Тарской епархии среди подростков и молодёжи …………………………………………………………………...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ПРИЛОЖЕНИЕ





























ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время среди части подростков наблюдается кризис социальной, личностной и духовной идентичности, ведущий к утрате смысла жизни. Подростки и юношество составляют значительную базу этносоциальных конфликтов, становятся средой стихийной и организованной преступности. Все это существенно подрывает статус молодежи как социального, интеллектуального и духовного ресурса развития России в XXI в. В такой ситуации перед обществом стоит важнейшая задача объединения усилий всех субъектов социума для решения задач духовно-нравственного воспитания и формирования сознания подрастающего поколения. Немаловажную роль в решении этих задач отводится и религиозным объединениям. Религия предлагает свои ориентиры в личных и общественных вопросах, опираясь на проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития.

Основные принципы изучения роли религии и религиозных объединений в обществе сформулированы в трудах отечественных ученых (Воробьѐва М.В., Дубов И.Г. , Каргина И.Г., Мчедлов М.П. и др.)1

Объект исследования - деятельность религиозных организаций.

Предмет исследования - формирование сознания подростка под влиянием религиозных организаций.

Цель исследования -  определить влияния религиозных объединений на формирование сознания подростка.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятию религиозные объединения.

2. Рассмотреть основные виды и структуру религиозных объединений.

3.Практическим путем выявить влияние религиозных объединений на сознание подростков г. Тары.

Методы исследования: теоретические, эмпирические, анкетирование, беседа, анализ.

Гипотеза исследования: религиозность современных подростков находится на низком уровне, поэтому религиозные организации существенно не влияют на формирование их сознания.

Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание», для проведения классных часов.

Продукт проекта – статья в электронном СМИ.












ГЛАВА I ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ


Понятие религиозных объединений


В российском законодательстве имеется определение религиозного объединения. В статье 6 Федерального закона о свободе совести религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.1

В комментариях к статье 123.26 Гражданского Кодекса РФ говорится о том, что религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.2

Религиозная группа - это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.3 Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозной организацией является добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.4

Говоря о религиозном объединении можно выделить несколько существенных признаков данного понятия:

- наличие вероисповедания;

- проведение богослужения, различных религиозных обрядов и церемоний;

- религиозное воспитание своих последователей.

При этом данные действия не должны противоречить законам Российской Федерации, а

члены объединения должны проживать на территории РФ на законных основаниях.

Таким образом, проанализировав статьи Федерального закона о свободе совести и Гражданского Кодекса РФ, мы выясняли, что религиозные объединения могут быть как в форме религиозной группы, так и в форме религиозной организации. Отличительным признаком этих двух форм является наличие регистрации в качестве юридического лица. Так, религиозная группа - это религиозное объединение, которое не зарегистрировано в качестве юридического лица. Поскольку религиозная группа не имеет статуса юридического лица, у нее не так много прав. Религиозная организация - это религиозное объединение, имеющее статус юридического лица. В зависимости от территориальной сферы деятельности различаются два вида религиозных организаций - местные и централизованные.

В нашей работе, говоря о религиозных объединениях, мы будем подразумевать религиозные организации.


Виды и структура религиозных объединений


В статье 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится о том, что в зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные объединения подразделяются на местные и централизованные1.

Местные религиозные объединения могут быть созданы совершеннолетними гражданами РФ, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. В состав такого объединения должно входить не менее десяти человек, объединенных в религиозную группу. Данная группа должна входить в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания либо иметь подтверждение её существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления2.

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них3.

Религиозное объединение действует на основании устава, который утверждается её учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям, установленным Гражданским Кодексом Российской Федерации. Правовое регулирование религиозных объединений осуществляется Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пр.

Выделяют четыре основных вида религиозных объединений: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.

Церковь – это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство4.

Секта возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации5.

Харизматический культ – можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм1.

Деноминация – это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а, следовательно, и спасения души для всех верующих. С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранности. 2































1.3.Влияние религиозных организаций на сознание подростков


С латинского языка сознание переводится как «conscius», что дословно расшифровывается как «co» – вместе и «scio» – знать. Впервые о сознании упоминается в 1500-му году. Еще философы Декарт и Локк пытались понять природу сознания и выделить его свойства.

Приведём несколько определений этого термина.

автор

определение

Бехтерев В.М.1

внутреннее, непосредственно нами воспринимаемое состояние, которой или которым сопровождаются многие из наших психических процессов.

Большая российская энциклопедия2


одно из центральных общенаучных и философских понятий, обладающее широким спектром значений:

1)состояние «бодрствования», в отличие от бессоз­нательных состояний глубокого сна, обморока и т.п.;

2)состояние «вменяемости», предполагающее воз­можность отчёта о своих переживаниях и поступ­ках;

3)совокупность феноменов субъективного опыта, включающих в себя элемент рефлексии,– то же, что само сознание;

4) система определённых установок и представле­ний о мире


Новая философская энциклопедия3

это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.



Леонтьев А. Н. 4


высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.



Нами под сознанием будет пониматься следующее: состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида.

Рассмотрим основные функции сознания:

1. Познавательная (познание всего вокруг, формирует представление о действительности).

2. Накопительная (в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников).

3. Оценочная (человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки).

4. Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.

5. Креативная (формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции).

6. Коммуникативная.

Именно в подростковом возрасте идёт активное формирование сознания человека. В этот период жизни на сознание может быть оказано сильнейшее влияние извне, в том числе и религиозными объединениями. Каким же образом происходит этот процесс?

Прежде всего, через различные направления деятельности религиозных объединений по работе с молодёжью.

Е.А. Ходжаева и Е.А. Шумилова выделяют следующие направления:

- образовательная и воспитательная деятельность среди верующих и их детей, с целью обеспечения преемственности поколений в общинах.

- социальная активность, преследующая своей целью искоренение недостатков, "пороков" и "греховного поведения" молодежи. Здесь стоит отметить социальную работу, которую проводят религиозные организации в различных девиантных молодежных средах (среди наркоманов, проституток, алкоголиков, в трудовых колониях и тюрьмах и т.п.).
- открытое влияние на общество посредством различных средств (миссионерская и издательская деятельность, создание СМИ, Интернет-ресурсов, участие в публичных дебатах и дискуссиях и пр.) с целью донести до каждого, в том числе и до молодежи, религиозные ценности и мировоззрение".1


Выводы по главе I:

Понятие «религиозное объединение» может быть использовано в двух аспектах, во-первых, как религиоведческое понятие, отражающее сущность и закономерности складывающихся отношений в процессе организации религии и, во-вторых, как юридическое понятие, отражающее само явление и определяя его правовые характеристики. Религиозные объединения бывают четырёх основных видов: церковь, секта, харизматический культ и деноминация. Данные объединения могут активно влиять на сознание подростков через различные направления своей деятельности.






Глава II Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния

религиозных объединений на формирование сознания подростков


2.1. Организация исследования

Цель экспериментального исследования – практическим путем выявить влияние религиозных объединений на сознание подростков г.Тары.

Исследование включало:

1. Проведение анкетирования среди учащихся 9 классов Тарской гимназии №1. (см. Приложение 1)

2. Анализ деятельности Тарской епархии в социальных сетях.

3. Анализ работы с молодёжью религиозной организации «Тарская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

В первой части исследования приняли участие девятиклассники Тарской гимназии №1, всего 50 респондентов. Анкетирование проводилось в период с октября 2021 по январь 2022 г.


2.2. Анализ анкетирования

Прежде, чем делать выводы относительно влияния религиозных объединений на сознание подростков, мы поставили задачу определить уровень религиозности гимназистов. Инструментом исследования выступает разработанная нами анкета.

На вопрос «Верите ли Вы в Бога?» большинство респондентов ответило «Скорее имею веру в Бога, чем являюсь неверующим». Глубоко верующих оказалось 15%. 20% респондентов ответили на этот вопрос отрицательно. Тем не менее, относительно высокий процент затруднившихся представляет собой группу, которая потенциально может пополнить ряды верующих молодых людей. (диаграмма 1)


Диаграмма 1

t1647756242aa.gif


Религиозность современных подростков, в первую очередь, определяется религиозностью семьи. Молитвы родителей, религиозная литература и предметы культа в доме, традиции празднования религиозных праздников – все это воспитывает в человеке с детства отношение к религии. Поэтому следующий вопрос звучал так: « Какое место занимает религия в вашей семье?». Большинство респондентов ответило «нейтральное», что означает отсутствие в семье постоянного акцента на религию. Однако в таких семьях иногда отмечают религиозные праздники, очень редко, но посещают религиозные учреждения. Лишь 5% респондентов заявили, что религия занимает в их семьях определяющее значение. 25% девятиклассников заявили, что в их семьях никогда не говорят о религии, члены семьи не посещают религиозные учреждения и т.д. (см. Диаграмма 2)

Диаграмма 2

t1647756242ab.gif


Отвечая на вопрос, «Какие религиозные объединения г. Тары вы знаете?», большинство девятиклассников назвали Тарскую епархию (98%); также называли религиозную организацию мусульман города Тара, религиозную организацию «Церковь евангельских христиан-баптистов г. Тара». Лишь два респондента вообще не назвали ни одного религиозного объединения, который функционирует в нашем городе.

На вопрос «Как часто вы посещаете культовые заведения?» большинство девятиклассников ответили, что по случаю событий, связанных с крещением, отпеванием, венчанием и т.п. Второй по популярности является ответ «несколько раз в год». Только четыре человека посещают культовые заведения 1-2 раза в месяц. Еженедельно культовые учреждения среди учащихся 9-х классов не посещает никто. (см. Диаграмму 3)

Диаграмма 3

t1647756242ac.gif




На вопрос « Какое влияние оказывают ваши религиозные убеждения на вашу повседневную жизнь?» большинство респондентов ответили «нейтральное». Только 6% респондентов ответило «определяющее» (см. Диаграмму 4)


Диаграмма 4

t1647756242ad.gif


Можно сделать вывод о том, что наличие религиозных убеждений и их влияние на повседневную жизнь подростков напрямую зависит от религиозности семьи. Подтверждением этого служит фактическая идентичность ответов и диаграмм под номером 2 и 4.

61% (30 человек) респондентов, отвечая на первый вопрос, подтвердили свою веру в Бога. Эта часть девятиклассников, отвечая на последний вопрос анкеты, заявили, что исповедуют православие (25 человек), 5 – представители мусульманской веры.

Таким образом, исходя из полученных данных анкетирования девятиклассников Тарской гимназии №1 им. А. М. Луппова, можно сделать следующие выводы:

1. Чуть больше половины девятиклассников верит в Бога. Однако почти одна пятая опрошенных ещё не определились, находятся в духовных исканиях. Судя по ответам, среди духовно-культурных ориентиров современной молодежи религия занимает значимое, но не единственное место.

2. В большинстве семей девятиклассников к религии относятся нейтрально, культовые заведения посещают от случая к случаю. При этом следует помнить, что не все культовые действия религиозно мотивированы. Посещать храм, участвовать в обрядах, отмечать религиозные праздники и т. п. могут как религиозные, так и нерелигиозные люди. Эти виды религиозного поведения не всегда свидетельствуют о наличии религиозной веры. Некоторые из них носят привычно-традиционный характер; другие совершаются под влиянием общественного мнения и т. д. В таких случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием носит опосредованный характер.

3. Религиозность молодых людей в целом носит мировоззренческий характер и в малой степени влияет на культовое поведение. Такое эпизодическое, от случая к случаю посещение церкви, говорит о том, что религиозность большинства молодежи носит формальный характер.

4. Большинство респондентов знают и называют религиозные объединения, которые действуют на территории Тарского муниципального района.






2.2. Анализ деятельности Тарской епархии в социальных сетях

Ни для кого не секрет, что современные подростки проводят большую часть своего времени в социальных сетях, которые вытесняют собой живое общение. Социальные сети являются тем каналом, с помощью которого можно существенно влиять на сознание подростка.

В настоящее время многие религиозные объединения ведут активный диалог с обществом в социальной и культурно-просветительской сфере, по актуальным вопросам воспитания детей и молодежи в культурно-исторических и патриотических традициях. Этот процесс идёт, в том числе, и через социальные сети.

Исходя из личных убеждений и того, что большинство респондентов нашего исследования отнесли себя к православным, было принято решение остановиться более подробно на изучении влияния православной религиозной организации на сознание подростков. В г. Таре такой организацией является местная православная религиозная организация прихода Спасского кафедрального собора г. Тары Омско-Тарской епархии Русской Православной Церкви (Тарская епархия).

В социальных сетях мы нашли сайт и группу в «Вконтакте» Тарской епархии.

Сайт Тарской епархии действующий (http://tara-eparhiya.ru/). (Приложение2) Дизайн выполнен в стиле минимализма. Нет излишней пестроты или чрезмерной загруженности.

На главной странице сайта отражены последние новости епархии. В левой части страницы расположена иконка, при нажатии на которую происходит переадресация на страницу церкви в «Вконтакте».

В верхней части страницы указаны основные разделы сайта, среди которых:

1. Епархия

2. Архипастырь

3. Новости

4. Обратная связь

5. Образование

6. Социальная деятельность

7. История

8. Молодым

В разделе « Епархия» помещены контактные данные и реквизиты епархии. Раздел «Архипастырь» посвящен биографии Петра, епископа Тарского и Тюкалинского. В разделе «Новости» освящены новости епархии, которые систематически обновляются. А вот последнее обновление общецерковных новостей было в ноябре 2021г. В разделе «Социальная деятельность « приведены отчеты деятельности благотворительных акций. Раздел «История», посвященный истории восстановления храмов, последний раз обновлялся в 2019 году. Раздел « Молодым», который больше всего нас интересовал, обновлялся последний раз в 2020 году.

Проведя анализ сайта, мы пришли к выводу, что его ведению и наполнению уделяется не значительное внимание. Однако сайт хорошо структурирован, меню удобное, легко найти необходимую информацию.

Помимо действующего сайта есть также группа в социальной сети «Вконтакте» (Приложение3). Название группы - «Тарская епархия». Значительным достоинством существования данной группы является возможность более тесного, адресного контакта, который предоставляет сам формат социальной сети, в рамках которой и существует данная группа.

Адрес доступа - https://vk.com/public98003074 . На данный момент подписчиками являются 568 человек. Определить возрастную принадлежность не удается, так как организатор скрыл список участников.

По своему содержанию группа довольно сильно похожа на сайт. В правом углу страницы есть ссылка на группу в контакте «Тарский епархиальный молодёжный отдел». Перейдя на эту страницу, мы видим, что главная форма подачи информации - это статьи Омской епархии.

Следует отметить, что наличие группы в социальной сети является крайне положительным моментом в процессе формирования и поддержания имиджа для организации. Это способствует более адресному, более конкретному общению. В отличие от сайта, здесь участники могут не только ознакомиться в предложенной информацией, но и обсудить ее.

Итак, православная религиозная организация прихода Спасского кафедрального собора г. Тары Омско-Тарской епархии Русской Православной Церкви ведёт работу с население через социальные сети. У епархии есть свой сайт и страница « Вконтакте». Однако периодичность наполнения сайта свежей информацией крайне редкая. Работе с подростками и молодёжью уделено минимум внимания, хотя социальные сети являются одним из главных каналов влияние на сознания современного подростка.








































2.3. Основные направление культурно-просветительной деятельности Тарской епархии среди подростков и молодёжи

В ходе работы над проектом мы встретились со старшим специалистом отдела образования и катехизации Тарской епархии Болдыревой Любовью Фёдоровной.

Цель нашей беседы – определить основные направления социальной деятельности среди подростков и молодёжи Тарской епархии.

В ходе беседы было выяснено, что Тарская епархия не ограничивается церковными вопросами и проблемами, активно участвует в жизни общества. Многие социально значимые мероприятия, проходящие в г. Таре, организованы или поддерживаются Тарской епархией.

Одной из форм социальной деятельности Тарской епархии является организация круглых столов, сборов, различных курсов и семинаров.

В январе 2021 г. при поддержке Тарской епархии прошли IV Международные молодежные сборы «Рождество Христово в Сибири-2021», собравшие более 200 участников из разных регионов.  Главным местом проведения стал Духовно-просветительский центр Тарской епархии, г. Тара и Духовно-патриотический̆ спортивно-оздоровительный̆ центр «Застава Ермака», расположенный в селе Екатерининское Тарского муниципального района Омской области. Основным треком обсуждений стало направление созидательной деятельности молодежи, ее культурное и духовное развитие. Интересы и позиции участников форума были сконцентрированы на вопросах общественной пользы, личностного развития и самореализации.

Ежегодными стали Сильвестровские педагогические чтения, которые проводятся совместно с Тарской епархией и Комитетом по образованию Администрации Тарского муниципального района. Целью чтений является духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем образования, науки и культуры в контексте культурно-исторического типа русского мира.

При участии и поддержки Тарской епархии также проводятся Международные Рождественские образовательные чтения, научно-практическая конференция школьников и студентов «Духовная культура малого города: прошлое, настоящее, будущее», фестиваль культуры Святой Руси «Победа, победившая мир - вера наша!» и др. (см. Приложение 4)

Тарская епархия активно сотрудничает с образовательными организациями города. Так в Тарской школе №3 систематически проводятся встречи учащихся с представителями религиозной организации. Совместно с епархией в школе проводятся различные мероприятия (празднование Рождества Христова, День православной книги). За особые успехи в учебе, общественной деятельности ученики этой школы получают стипендию от Тарской епархии (см. Приложение 5).

При Спасском кафедральном соборе Тарской епархии организована воскресная школа для детей. Воскресные школы воспитывают в детях общую культуру поведения, развитие основополагающих нравственных качеств и дают знания основ православного вероучения. Ученики воскресной школы входят в состав различных творческих коллективов. Так, в канун Рождества и Святой пасхи ребята посещают другие образовательные учреждения города и показывают кукольные спектакли, посвященные праздничным дням.

Тарская епархия активно поддерживает организацию спортивной и туристической деятельность в Тарском районе (Приложение 6).

С епархией тесно сотрудничает духовно-спортивно-оздоровительный центр «Застава Ермака». С 2014 года «Застава Ермака» реализовала следующие проекты:
- региональный форум молодых семей «Молодой регион»;

- проект этноспорта «Наследники Ермака»;

-международные молодёжные сборы "Рождество Сибири»;

- детские оздоровительные лагеря;

- молодежные смены (военно-исторической реконструкции «Знамя Ермака»);

- фестивали многодетных семей;

- межрегиональный молодежный фестиваль живой истории «Тарский дозор»;

- спортивно-патриотический клуб армейского рукопашного боя "Барс», «Добрыня».

Данное направление направлено на поддержку общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно - патриотической или др. деятельности; развитие детского и молодежного общественного движения и инициатив пропаганда семейных ценностей, здоровой семьи; работа с детьми и молодежью; гражданско-патриотическое и духовно- нравственное воспитание детей и молодежи.

При содействии Тарской епархии была открыта экологическая тропа «Екатерининский бор» в с. Екатерининское. Её основная цель заключается в создании условий для просвещения школьников и молодежи в области краеведения, повышение природоведческой культуры, развитие компетенций бережного отношения к природному наследию родного края.

С 2015 года при поддержке Тарской епархии в городе работает спортивно- патриотический клуб «Добрыня». За это время клуб подготовил множество победителей на областных, региональных и городских соревнованиях по армретслингу, силовому этноспорту и пауэрлифтингу.

Тарская епархия активно проводит всевозможные творческие конкурсы для детей и молодёжи. Епархиальный конкурс рисунков «Александр Невский. Жизнь и подвиги. Историческая память» был направлен на духовное просвещение, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения; формирование преемственности в деле изучения и сохранения истории Православия на Руси.

К этому направлению деятельности епархии можно отнести проведение конкурса иллюстрированных детских рассказов «Наследие святого благоверного князя Александра Невского», конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», всероссийского конкурса детского творчества «Учитель и ученик».

Тарская епархия являлась активным организатором фестиваля военно-исторической реконструкции «Служилые люди – Тарского острога».

Программа фестиваля включала ежедневные занятия по военной истории и экспериментальной археологии: приход русских в Западную Сибирь, история и уникальность их дела, находящегося на стыке запада и востока. Работали интерактивные площадки: «Ратное дело», «Сибирский бивак», «Игровое наследие», «Удаль молодецкая», «От стрельцов до наших дней», «Стрелецкие палаты – дом мастеров», которые знакомили с культурой сибирских народов: угров, татар, остяков и др.; экскурсии на раскопки, а также осмотр находок, полученных в предшествовавших археологических экспедициях.
Тарская епархия активно поддерживает деятельность духовно-просветительского центра «Тарский Зодчий», который начал свою работу с 2020 года. Деятельность центра направлена на духовно-нравственное воспитание молодежи. На базе центра будут работать кружки и клубы: робототехники, компьютерный, театральный, фотокружок и другие. Обучением молодежи займутся специалисты Тарской епархии, клуб армейского рукопашного боя «Барс», молодежный клуб «Добрыня», Центра гражданских инициатив «Тарский народный собор» и другие.

Таким образом, мы можем говорить о существовании различных направлений культурно-просветительной деятельности Тарской епархии среди подростков и молодёжи.

Выводы по главе II:

В ходе опытно-экспериментальной работы по изучению влияния религиозных объединений на формирование сознания подростков нами было проведено анкетирование среди девятиклассников Тарской гимназии. Исходя из личных убеждений и того, что большинство респондентов нашего исследования отнесли себя к православным, было принято решение остановиться более подробно на изучении влияния православной религиозной организации на сознание подростков. В г. Таре такой организацией является местная православная религиозная организация прихода Спасского кафедрального собора г. Тары Омско-Тарской епархии Русской Православной Церкви (Тарская епархия).

Нами были проанализированы сайт и страница вконтакте данной религиозной организации. В ходе беседы с главным специалистом отдела образования и катехизации Тарской епархии вы выделили основные направления деятельности епархии в культурно-просветительной работе среди подростков и молодёжи.











































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения теоретического и практического материала по теме исследования, нами были сделаны следующие выводы:

1. Религиозное объединение - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

2. В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные объединения подразделяются на местные и централизованные. Выделяют четыре основных вида религиозных объединений: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.

3. Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида.

4. В подростковом возрасте идёт активное формирование сознания человека. В этот период жизни на сознание может быть оказано сильнейшее влияние извне, в том числе и религиозными объединениями.

5.Религиозность современных подростков, в первую очередь, определяется религиозностью семьи.

6. Религиозность молодых людей в целом носит мировоззренческий характер и в малой степени влияет на культовое поведение.

7. Православная религиозная организация прихода Спасского кафедрального собора г. Тары Омско-Тарской епархии Русской Православной Церкви использует социальные сети, как одним из главных каналов влияние на сознания современного подростка, в недостаточной мере.

8. Основными направлениями культурно-просветительной деятельности Тарской епархии среди подростков и молодёжи являются:

- организация круглых столов, сборов, различных курсов и семинаров;

- сотрудничество с образовательными организациями города;

- организация спортивной и туристической деятельность;

- творческие конкурсы;

- поддержка деятельности духовно-просветительского центра.

Таким образом, наша гипотеза о том, что религиозность современных подростков находится на низком уровне, поэтому религиозные организации существенно не влияют на формирование их сознания, подтвердилась частично. Действительно, по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что религиозность тарских гимназистов находится на достаточно низком уровне. Однако Тарская епархия, как религиозная организация, всё же влияет на формирование сознания подростков через активную культурно – просветительную деятельность. При этом, один из самых действенных каналов влияния на сознание подростков в форме социальных сетей, используется на недостаточном уровне.












Список используемой литературы:


1. Бехтерев В. М. Сознание и его границы // https://ru.wikisource.org/wiki.;

2. Большая Российская энциклопедия:[в 30 т.] / научно-редакционный совет: председатель - Ю. С. Осипов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004;

3.Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288с.;

4. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. - М., 1996. № 5;

5. Воробьѐва М. В. Религия и религиозность в современной России // Религиоведение. – 2006. - №2. – С.21-32;

6. Дубов И. Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Политические исследования. – 2001. - №2. – С.78-92;

7.Каргина И. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2004. - №1. – С.45-53;

8. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47 с.;

9. Леонтьев А. Н. «Деятельность, Сознание, Личность», - М., МГУ, 1975 г.Источник: https://psychosearch.ru/teoriya/psikhika/652-theories-of-origin-of-consciousness-in-ontogenesis;

10. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Знание - 2005;

11. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. - М., 2004. – 178 с.;

12. Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. – М.: Научная книга, 2005;

13. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд ; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2000-2001;

14. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. – Белгород, 2002.;

15. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2000.- 240с.;

16. Ширманова М. Ю. Основы православной культуры. Программа курса и научно-методические рекомендации для преподавателей и студентов высших учебных заведений. Белгород, 2007. – 128 с.;

17. Ходжаева Е. А., Шумилова Е.А. Молодежь как объект инициативных действий религиозных организаций / Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.;

18. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ.















1 Воробьѐва М.В. Религия и религиозность в современной России // Религиоведение. – 2006. - №2. – С.21-32; Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Политические исследования. – 2001. - №2. – С.78-92; Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2004. - №1. – С.45-53; Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. – М.: Научная книга, 2005.. – 447 .

1 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ;

2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/2c3fe854bfdae274e52eaf36df1d00852b9d0040/;

3 Там же;

4 Там же.

1 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ;

2 Там же;

3 Там же;

4 Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2000.- 240с.

5 Там же.


1 Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2000.- 240с.

2 Там же.

1 Бехтерев В.М. Сознание и его границы // https://ru.wikisource.org/wiki.

2 Большая Российская энциклопедия: [в 30 т.] / научно-редакционный совет: председатель - Ю. С. Осипов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

3 Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд ; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2000-2001.

4 Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47 с.


1 Ходжаева Е. А., Шумилова Е.А. Молодежь как объект инициативных действий религиозных организаций / Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.