Влияние психологического климата в семье на вовлечение подростков в неформальные молодежные объединения
Влияние психологического климата в семье
на вовлечение подростков в неформальные молодежные объединения
Неформальные молодежные объединения являются своеобразной формой общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями.
Принадлежность к той или иной неформальной группе – часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Неформальные объединения для ребят – это способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения [8].
Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность. Однако сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности, за деятельностью которых невозможно проследить.
Практически все молодые люди склонны вступать в неформальные объединения, но вот степень этой склонности определяется именно особенностями отношений в их семьях. А именно тем, насколько родители способны и готовы понять ребенка и уважать его в разных проявлениях, и на сколько сам подросток готов уважать и понимать родителей.
Семья является одним из важнейших институтов становления личности человека. Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. Он оказывает важное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены семьи, и от их стараний зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным [11].
Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность и доброжелательность, члены семьи относятся друг к другу с любовью, уважением и доверием. Когда в семье чувствуется тревожность, эмоциональный дискомфорт, это говорит о неблагоприятном психологическом семейном климате. Насколько у подростка хорошие отношения с родителями, настолько он свободен от влияния любых сообществ.
Предотвратить негативное влияние неформальных организаций на подростка можно только хорошим эмоциональным климатом в семье, справедливым и честным обращением и уважением к подростку и его личной жизни. Когда человеку дома психологически тепло и уютно, то искать любовь и понимание в других местах уже нет необходимости [8].
Одним из способов улучшения психологического климата в семье, в частности детско-родительских отношений, является создание психологической группы для подростков и их родителей на базе общеобразовательного учреждения, чтобы познакомить родителей подростков и подростков с эффективными способами общения для улучшения психологического климата в семье. Рекомендуемое время для каждой встречи – 1.20 минут. Количество участников – от 8 до 16.
В рамках проведения каждой встречи, участники обучаются различным способам выражения своих эмоций и чувств (например, упражнение «Что чувствуешь ты? Что чувствую я?»), методике совместного решения проблем (Приложение), способам выражения признательности (например, упражнение «Я ценю тебя»). Завершается каждая встреча обратной связью.
Психологическая группа для подростков и их родителей на данный момент действует на базе МБОУ СОШ №2 г. Ставрополя. Данная форма работы с интересом была воспринята родителями и подростками. Родители отмечают, что способы общения, продемонстрированные на встречах, помогают вывести их взаимоотношения с детьми на удовлетворительный уровень, сближают их. Подростки отмечают, что интерес к их переживаниям и увлечениям со стороны родителей поддерживает, придает уверенности. «Очень помогают разговоры с моими родителями на темы, которые меня тревожат. Никто, кроме моих родителей, не в силах мне помочь» - ответ одной из участниц.
Таким образом, внутрисемейные отношения и психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности подростка. Обстановка в семье влияет на то, возникнет ли у подростка желание приобщиться к той или иной неформальной организации. Потому что, если в отношениях с родителями нет эмоциональной теплоты и близости, подросток будет искать это вне дома [2].
Важно разобраться в проблемах, волнующих подростка, попытаться помочь в их решении. Необходимо найти с подростками общий язык, пути создания условий для их самовыражения и самореализации.
Список литературы
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пос. - СПб.: Речь, 2004 - 283с.
2. Грибкова Е. Подростковые субкультуры: синдром одиночества [Электронный ресурс] / Е. Грибкова - Режим доступа:https://74.ru/text/education/246389.html.
3. Кон, И.С. Взаимоотношения поколений и проблемы молодежи / И.С. Кон // Молодежная субкультура и положение молодежи в странах Западной Европы. - М., 1976.
4. Лекомцева Е.Н. Неформальные объединения молодёжи как социальное явление // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 2.
5. Мазлиш Э., Фабер А. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили. – М.: Бомбора, 2018 -240 с.
6. Мусаелян М.Ф. Статья: Личность участника неформальных молодежных экстремистских организаций (группировок) // Адвокат, 2010, N 6.
7. Нечаев С.А. Профилактическая работа в школе по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 331-338
8. Таюрская Н.С. Влияние молодежных субкультур на развитие подростка в современном обществе. Как помочь ребенку избежать опасности [Электронный ресурс] / Н.С. Таюрская. - Режим доступа: https://kmc23.ru/?page_id=769.
9. Трапезникова Т.М. Формирование личности ребенка в условиях се-мьи//Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь/Под ред. В.Н.Келасьева. СПб.: изд-во СПб университета, 1998. – 196 с.
10. Федотова, А. В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре / А. В. Федотова // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 3. - С. 11-15.
11. Храмова Л.И. Влияние семейного климата на психологическое развитие ребенка [Электронный ресурс] / Л.И. Храмова – Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/658499/
Приложение
Совместное решение проблем
1. Предложите подростку выразить свою точку зрения.
2. Выскажите свою точку зрения.
3. Предложите подростку устроить совместный «мозговой штурм».
4. Запишите все возникшие идеи, не оценивая их.
5. Проанализируйте полученный список и решите, какие из идей вам хотелось бы воплотить в жизнь [5, c.148].
Для примера на групповой встрече с родителями и детьми можно разобрать следующую проблему: подросток стал активно увлекаться тяжелым роком. В связи с этим, часто дома включает рок-музыку на полную громкость. Родителей это раздражает, потому что им хочется дома после работы отдохнуть, но мешает громкая музыка.
Предлагается в соответствии с предложенными шагами разыграть данную ситуацию. Психолог исполняет роль родителя, а доброволец, исполняет роль подростка (выбирается подросток из присутствующих).
Пример разбора ситуации.
Утром, после завтрака.
Родитель: Музыка…
Подросток: О нет, только не об этом!
Родитель: Да, именно об этом. Только на этот раз я попытаюсь взглянуть на проблему с твоей точки зрения… мне хочется, по-настоящему, понять, что тобой движет
Подросток: Давно пора! Я думаю, ты чересчур чувствительна. Музыка играет не так-то уж громко, она должна быть просто достаточно громкой, чтобы чувствовать драйв и слышать тексты. Потому что тексты отличные, хоть ты их и терпеть не можешь. Но если бы ты в них хоть раз по-настоящему вслушалась, то, возможно, они и тебе бы тоже понравились
Родитель: Не хочешь ли ты послушать, что чувствую я?
Подросток: Я знаю, что ты чувствуешь. Ты считаешь, что музыка слишком громкая
Родитель: Ты прав. Я стараюсь отключаться, чтобы она меня не беспокоила, но она меня беспокоит
Подросток: Тогда ходи в берушах…
Родитель: (не споря, берет листочек с ручкой и записывает его слова) Вот у нас и возникла первая идея! Давай посмотрим, что еще можно придумать, чтобы результат устраивал нас обоих
Подросток: можно купить мне наушники, в которых только я буду слушать музыку, либо сделайте звукоизоляцию моей комнаты…[5, c.125]
Все придуманные варианты выписываются, и совместно анализируется весь список, исключаются не подходящие варианты. Остаются только те варианты, которые подходят для нас обоих. Например, снижение громкости (даже совсем немного) может нам помочь.
Подросток: еще одно условие, ты послушаешь мою музыку, чтобы хоть попробовать понять…
Родитель может послушать музыку и искренне попробовать разобраться, чем привлекает подростка рок-музыка. Ведь довольно часто подростки чувствуют эмоциональное родство с текстами, выражающими их ярость и неудовлетворенность. То есть, родитель, проявив интерес и приняв выбор ребенка, сможет установить более доверительный контакт [5, c.125].
Участником встречи предлагается опробовать данную методику дома для разрешения существующих у них проблемных ситуаций.