12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
elena206
Учителем начальных классов я работаю 26 лет. И вот уже много много лет изо дня в день я ежедневно погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец, живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе.
Россия, Сахалинская обл., село лесогорское

26



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

t1602641473aa.gif

t1602641473ab.jpg


Паспорт проектной работы

Название проекта: «Вода в моём доме»

Цель исследования: изучение качества питьевой воды

Задачи исследования:

- выяснить, где в доме используется вода;

- узнать, как вода попадает в наши дома и изучить организацию водоснабжения села;

- узнать и рассчитать объём воды на каждого члена семьи в сутки;

- выяснить, почему необходимо бережно относиться к воде;

- провести социологический опрос среди жителей села «Какую воду они чаще всего используют для питья?»

- узнать качество водопроводной и родниковой воды с.Лесогорское в лаборатории г.Углегорска;

- узнать способы очистки воды;

- сделать выводы.

Тип исследования: информационный, творческий, краткосрочный.

Методы исследования: практический, наблюдение, социологический опрос, сравнение, анализ, изучение литературных источников, работа с интернет-ресурсами, эксперименты.

Объект исследования: вода

Предмет исследования: качество воды

Практическое значение исследования: материал можно использовать на уроках окружающего мира, классных часах, пропагандировать (через школьный сайт) влияние чистой воды на организм человека.

Гипотеза: если жители села хотят сохранить своё здоровье, они должны знать качество употребляемой питьевой воды.

Оглавление



Введение _______________________________________________стр.4

Использование воды в быту. ______ ________________________ стр.5

Организация водоснабжения села водой _____________________стр.5

Расчёт объёма воды на членов семьи ________________________стр.6

Бережное отношение к воде________________________________стр.6

Социологический опрос жителей ___________________________стр.7

Анализ качества водопроводной и родниковой воды

в лаборатории г. Углегорска_______________________________ стр.7

Способы очистки воды________________________________ стр. 8-10

Результаты исследовательской работы_____________________стр. 10

Список литературы.____________________________________ стр. 10


ВВЕДЕНИЕ.



«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета.

Тебя невозможно описать!

Тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое…

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни,

ты – сама ЖИЗНЬ…..»

Антуан де Сент – Экзюпери.

Вода – основа жизни нашей планеты. Природный мир состоит из неё на 80 -95%, человеческое тело на 70 – 75%. Для нормального роста и функционирования всех систем организма необходима пресная вода. Из всей воды, имеющейся на Земле, она составляет всего 2,5% и значительная её часть недоступна для человека. Экологи и врачи утверждают: «Здоровье людей напрямую зависит от качества воды». Ежедневно каждому из нас для питья и гигиены необходимо от 20 до 50 литров чистой воды. Согласно данным всемирной организации здравоохранения почти 3 млрд. жителей планеты пользуются некачественной питьевой водой. По этой причине около 25% населения мира ежегодно подвергаются риску заболеть, приблизительно каждый десятый житель планеты болеет, около 4 млн. детей и 18 млн. взрослых умирают. Проблема водоснабжения в настоящий момент стала одной из важнейших в жизни и развития человеческого общества.

О том, что значит для нас вода, как она ценна для жизни, мы особенно понимаем, когда она исчезает в кранах, колодцах и природных источниках.

Интересные факты о воде.

Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.

Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.

Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.

На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.

При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.

При протекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.

Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды

Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды

Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.

Актуальность: в настоящее время остаётся актуальным решение проблем чистоты окружающей среды, из которых проблема качества питьевой воды для людей наиболее важна, так как человек ежедневно использует её. Без пищи человек может прожить около примерно 40 дней, а без воды лишь восемь. Люди не задумываются над тем, какую воду они пьют и используют для приготовления пищи, чем, возможно, могут принести вред своему здоровью. Поэтому, если жители села хотят сохранить своё здоровье, то они должны знать качество употребляемой питьевой воды.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ В БЫТУ.

Мы каждый день видим, как из крана течёт вода. Используем воду на кухне для приготовления пищи и мытья посуды, когда умываемся и принимаем душ, водой мы поливаем комнатные растения, воду употребляют домашние животные.
Вода попадает в наши дома по водопроводным трубам. Открыл кран – потекла вода, но откуда она берётся? Мы никогда об этом не задумывались. И решили с этим вопросом обратиться к Чапурину Виктору Николаевичу, который работает на водохранилище оператором на фильтрах.
(Приложение 1)


ОРГАНИЗАЦИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ.

Во время экскурсии на водохранилище Ч. В.Н. рассказал нам, что обеспечением воды жителей села занимается предприятие ОО «Шахтёрский водоканал». Водохранилище в селе Лесогорское было построено в 1932 году. Своё начало ручей Безымянный (который снабжает село Лесогорское питьевой водой) берёт из небольшого родника на склоне горы Жуковского на высоте (350 – 400 метров) над уровнем моря. Стекая по склону, родничок становится ручьём, который наполняет плотину. Из плотины, через систему фильтров, вода попадает в хлораторное помещение, где она в обязательном порядке подвергается процессу обеззараживания, путём хлорирования.

Хлор убивает всех микробов вредных для организма человека. Из хлораторного помещения очищенная вода по системе водопроводных труб поступает в дома жителей села Лесогорское. (Приложение 2)


РАСЧЁТ ОБЪЁМА ВОДЫ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ.

Мы провели наблюдения и выяснили, что вода нами расходуется крайне нерационально. Вот выводы, сделанные в ходе наших наблюдений:

Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию.

Забываем закрыть кран, выходя из кухни или ванной.

Моем посуду, держа кран открытым.

Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает.

Моем руки, открыв кран полностью.

Мы узнали, что при утечке воды из крана за сутки набегает целое ведро воды. Сколько ведер набежит за неделю? Много это и ли мало? Если мы чистим зубы, не закрыв кран, то напрасно расходуем 3 литра воды. А сколько нужно расходовать воды человеку?

По данным полученным в МПО ЖКХ мы выяснили, что население села Лесогорское расходует 7162, 34 м3 воды в месяц. Нам стало интересно, а сколько тратят наши семьи воды в день? С этим вопросом мы обратились к мастеру водопроводного участка Ш. Л. С. В ходе беседы она нам разъяснила, что на одного члена семьи в день по норме расходуется 120 литров воды. Мы решили подсчитать, сколько и куда мы тратим воды в сутки. (Приложение 3) Для этого умножили израсходованный объём воды на членов наших семей:

(семья из 3-х человек) – 145 · 3 = 435 литров в сутки


(семья из 4 – человек) - 133 · 4 = 532 литра в сутки


И выяснили, что потребление нами воды немного превышает установленные нормы. Значит, расходовать воду надо экономнее. Для этого необходимо знать правила бережного отношения к воде.

ПРАВИЛА БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОДЕ

Составили памятки и распространили в школе.

Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран.

Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду.

Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.

Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины, потому что вода из ручьёв и рек попадает в водопроводные трубы.

6. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА.

Так как мы живём в сельской местности, то у людей существует два источника водоснабжения. Они могут пользоваться питьевой водой из-под крана в своих домах и брать для употребления воду из родников находящихся на территории села. Мы задались вопросом, каким из источников сельчане пользуются чаще и для каких целей. Нами были составлены вопросы и проведён социологический опрос среди населения села.

Вопросы:

Как вы считаете, всегда ли пригодна в пищевых целях вода, которая течёт из наших кранов?

Какую воду вы употребляете для питья?

(Приложение 4)

В социологическом опросе принимало участие 67 человек.

Вывод: по итогам социологического опроса выяснили, что 52% из опрошенных, употребляют воду из родников, а 48% водопроводную воду после непродолжительной очистки.

Многие люди не доверяют воде, поступающей в наши дома. Они используют родниковую воду. Человек должен сказать природе огромное спасибо за то, что у нее есть способность к самоочищению. Вода, пройдя через слой грунта, который является универсальным фильтром, становится чистой. Природа подарила нам свое удивительное творение - родники. Но чиста ли в нем вода? Может быть лучше доверять воде поступающей к нам из крана? Тем более, что лаборантами СЭС регулярно берется питьевая вода на анализ. С этим вопросом мы обратились к начальнику Роспотребнадзора Ю.М.С. в оказании помощи в проведении анализа качества водопроводной воды и воды из родника. Специалисты, по нашей просьбе, приехали в село, взяли пробы водопроводной и родниковой воды.

Результаты анализа показали, что качество водопроводной воды не соответствуют нормам САНПин и не пригодна для употребления в сыром виде, а вода из родников по показателям анализов соответствует нормам САНПин и пригодна для употребления в сыром виде.

(Приложение 5)

Тогда мы решили узнать, а какие есть способы очистки водопроводной воды в домашних условиях.

7. СПОСОБЫ ОЧИСТКИ ВОДЫ.

Для очистки воды в бытовых условиях люди используют разные способы. Однако далеко не все знают, как правильно их осуществлять и какой может при этом возникнуть побочный эффект. Все способы очистки воды можно условно разделить на две группы: очистка без использования фильтров и очистка с использованием фильтров.

Очистка воды без использования фильтров.

Данный вариант наиболее распространен и доступен, поскольку для очистки воды не требуется приобретение дополнительных устройств, кроме как обычной кухонной посуды. К наиболее распространенным способам относятся: кипячение, отстаивание, вымораживание.

Все мы с детства знаем, что сырую воду пить нельзя, но только кипяченую.

Кипячение используют для уничтожения органики (вирусов, бактерий, микроорганизмов и др.), удаления хлора и других низкотемпературных газов (радон, аммиак и др.). Кипячение действительно помогает в некоторой степени очистить воду, однако данный процесс имеет ряд побочных эффектов. Первый - при кипячении изменяется структура воды, т.е. она становится "мертвой", поскольку происходит испарение кислорода. Чем больше мы кипятим воду, тем больше погибает в ней патогенов, но тем более она становится бесполезной для организма человека. Второе - поскольку при кипячении происходит испарение воды, то концентрация солей в ней увеличивается. Они отлагаются на стенках чайника в виде накипи и извести и попадают в организм человека при последующем потреблении воды из чайника.

Как известно, соли имеют тенденцию накапливаться в организме, что приводит к самым различным заболеваниям, начиная от болезней суставов, образованию камней в почках и окаменению (циррозу) печени, и заканчивая артериосклерозом, инфарктом и мн. др. Кроме того, многие вирусы могут легко перенести кипячение воды, поскольку для их уничтожения требуются намного более высокие температуры. Также заметим, что при кипячении воды удаляется только газообразный хлор.

Вывод: После кипячения вода чистая, без видимых загрязняющих частиц, приятна на вкус.
Недостаток данного способа: Вода теряет свои полезные для организма свойства.
Отстаивание используют для удаления из воды хлора. Как правило, для этого водопроводную воду наливают в большое ведро и оставляют в нем на несколько часов. Без перемешивания воды в ведре удаление газообразного хлора происходит примерно с 1/3 глубины от поверхности воды, поэтому для получения заметного эффекта необходимо следовать разработанным методикам отстаивания.

Вывод: Эффективность данного способа очистки воды оставляет желать лучшего.

Недостаток данного способа: После отстаивания необходимо кипятить воду.

Вымораживание применяют для эффективной очистки воды с помощью ее перекристаллизации. Многие под данным способом понимают следующее: налить воду в посуду и поставить ее в холодильник до появления льда, после вынуть посуду из холодильника и разморозить ее для питья. Сразу заметим, что эффект очистки воды вышеприведенным способом равен нулю, поскольку вымораживание - очень сложный и долгий процесс, эффективность которого целиком зависит от точного следования разработанным методикам. Приготовление воды методом вымораживания может длиться несколько часов с постоянным отслеживанием процесса. В противном случае эффективность резко снижается. Для удаления вредных примесей из воды используют различные фильтры. В бытовых условиях широко используются различные кувшины и насадки на кран.

Вывод: Вода чистая, без видимых загрязняющих частиц, приятна на вкус.
Недостаток данного способа: Затрачивается много времени на замораживание и размораживание воды, ограничен объем получаемой воды.

Очистка воды с использованием фильтров.

Чаще всего люди пользуются фильтрами, приобретёнными в магазинах, но мы решили сами изготовить простейшие фильтры в домашних условиях и посмотреть, улучшилось ли качество воды после фильтрации.

Фильтрация с помощью активированного угля. Очистка воды на активированном угле чаще всего применяется на одной из последних ступеней очистки и является одним из классических способов получения питьевой воды. Такую дополнительную очистку воды необходимо проводить в тех случаях, когда требуется устранить незначительные нарушения цветности, вкуса и запаха воды. Активные угли также используются для очистки водопроводной воды от хлора и хлорсодержащих соединений. В домашних условиях мы изготовили простейший фильтр. Мы профильтровали воду через стеклянную трубку, закрытую ватным тампоном и наполненную активированным углём. Сверху в трубку тонкой струйкой наливали воду, а снизу вытекала очищенная вода. ( Приложение 6)

Вывод: Вода чистая, без видимых загрязняющих частиц, приятна на вкус.
Недостаток данного способа: Получается небольшое количество воды, каждый раз необходимо готовить новый фильтр.

Фильтрация с помощью мелкой гальки и песка: Ещё одним средством очистки воды в домашних условиях является мелкая галька, песок и ватные тампоны. С помощью пластиковой бутылки, гальки и песка мы изготовили фильтр для очистки воды. В узкое горлышко бутылки положили ватный тампон, на него насыпали мелкую гальку, песок и ещё раз гальку. Через приготовленный фильтр наливали воду и убедились, что она стала чище после фильтрации. ( Приложение 7)

Вывод: Вода чистая, более прозрачная, приятная на вкус.

Недостаток данного способа: Получается небольшое количество воды, каждый раз необходимо готовить новый фильтр.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

В результате исследования данной работы мы пришли к следующим выводам:

Вода проделывает сложный путь, прежде чем попадает в наши квартиры;

Её старательно очищают, прежде чем отправить по тубам в наши дома;

По итогам лабораторного анализа выяснили, что водопроводная вода не соответствует нормам СанПиН и не пригодна для питья в сыром виде, а вода из родников соответствует нормам СанПиН и пригодна для питья в сыром виде.

В ходе исследования выяснили, что воду необходимо экономить, т.к. мы расходуем воду нерационально.

Узнали способы очистки воды в домашних условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Вода и жизнь на Земле» Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.М М: 2003 г.

Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия 2009г. DVD-диск

Начальная школа. Справочник школьника. М.: 1996

Энциклопедия для детей. Т.19.Экология/ Глав.ред. В.Володин. -М.: Аванта, 2004.-448с.:ил.

Приложение 1

Использование воды в быту



t1602641473ac.gif t1602641473ad.gif




t1602641473ae.jpg t1602641473af.jpg





Приложение 2

Водоснабжение жителей села

Водохранилище с.Лесогорское

t1602641473ag.jpg t1602641473ah.jpg



t1602641473ai.jpg

Фильтровальный блок

t1602641473aj.jpg

Приложение 3

Расчёт объёма воды

t1602641473ak.jpg



Мои дела

Кол –во раз

Время в минутах

Расход воды при слабом напоре

(1 литр воды в минуту)

Расход воды при среднем напоре

(7 литров воды в минуту)

Сколько литров воды было потрачено

Мыла руки

4

1

+


Чистила зубы

2

3

+


Мыла посуду

1

5


+

35л

Принимала душ

1

15


+

100л

Итого:





145л

(семья из 3 человек) – 145 · 3 = 435 литров в сутки



Мои дела

Кол –во раз

Время в минутах

Расход воды при слабом напоре

(1 литр воды в минуту)

Расход воды при среднем напоре

(7 литров воды в минуту)

Сколько литров воды было потрачено

Мыл руки

4

1

+


Чистил зубы

2

3

+


Мыл посуду

1

7


+

49л

Принимал душ

1

12


+

84л

Итого:





133л

(семья из 4 человек) – 133 · 4 = 532 литра в сутки

Приложение 4

Социологический опрос среди населения

t1602641473al.jpg t1602641473am.jpg



t1602641473an.jpg t1602641473ao.jpg





Вопросы:

Как вы считаете, всегда ли пригодна в пищевых целях вода, которая течёт из наших кранов?

Какую воду вы употребляете для питья?



t1602641473ap.gif





















Приложение 5

Результаты обследования питьевой воды в лаборатории г. Углегорска.

t1602641473aq.png



t1602641473ar.png







t1602641473as.png













t1602641473at.png



t1602641473au.png







t1602641473av.png



t1602641473aw.png





t1602641473ax.png



t1602641473ay.png



t1602641473az.png





t1602641473ba.png

Приложение 6

Очистка воды с помощью фильтров в домашних условиях

Фильтрация с помощью активированного угля



t1602641473bb.jpg



t1602641473bc.jpg

Приложение 7

Фильтрация с помощью мелкой гальки и песка



t1602641473bd.gif















Авторы материала: А. Федорченкова (3 класс), К. Худияш (4 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.