12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шмакова Алёна Эдуардовна46
1

Волонтёрская деятельность – важнейшее условие социализации и личностного роста


Введение

В настоящее время существует острая проблема отсутствия интереса к проблемам общества и окружающей среды. Современный человек должен заботиться об окружающем его мире для своего же будущего. Умение общаться друг с другом в «живую», доносить свои мысли и идею понятно для окружающих, делать совместно добрые и полезные дела - вот чему учат волонтёрские объединения. Волонтёрство – это добровольная безвозмездная деятельность на благо общества и отдельных граждан. Если сформулировать определение не официальными терминами, то волонтерство – это бесплатная работа для того, чтобы помочь всем, кто в этом остро нуждается.

Целью данной работы является исследование влияния волонтерской деятельности на развитие и социализацию личности.

Задачи:

Изучить волонтёрскую деятельность;

На основе теоретического анализа выявить интересные формы волонтёрской деятельности;

Разработать добровольческую акцию;

Собрать вокруг себя единомышленников;

Совместно организовать и провести «доброе дело»;

Проанализировать влияние волонтёрства на личность.

Объект исследования – волонтёрская деятельность

Предмет исследования – добровольческая акция

Методы исследования – поисковый, беседа


Глава 1. Понятие волонтёрства

1.1 Направления и виды волонтёрства

В русский язык термин «волонтерство» вошел в 90-е годы, когда в России стали появляться первые социально ориентированные некоммерческие организации (НКО), главная задача которых – не получение прибыли от своей деятельности, а благотворительность и просветительская работа.

Российское законодательство четко определяет цели добровольческой деятельности:

 помощь социально незащищенным гражданам – малообеспеченным; одиноким старикам; безработным, инвалидам, детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;

подготовка людей к преодолению последствий чрезвычайных ситуаций: промышленных катастроф, пожаров, стихийных бедствий – и помощь пострадавшим в них;

поддержка деятельности в сфере образования, экологии, культуры, науки, здравоохранения, спорта, творчества, патриотического и духовного воспитания молодежи, укрепления семьи и социальной защиты материнства и детства;

охрана архитектурного и природного наследия;

защита животных;

бесплатная юридическая помощь;

создание социальной рекламы. 

Закон отделяет волонтерство и благотворительность от предпринимательства и политики – любая поддержка коммерческих и политических организаций не может называться волонтерством.

Словом, если вы совершенно бесплатно ходите за продуктами для старушки-соседки или убрали мусор на берегу пруда, вы социальный или экологический волонтер. Но если по идейным или каким угодно другим соображениям «за спасибо» участвуете в предвыборной кампании политической партии, движения, то с точки зрения российского закона волонтером не считаетесь.

Соответственно целям волонтерскую деятельность принято делить на пять основных направлений:

социальное;

экологическое;

культурное;

спортивное;

медицинское.

Добровольчество бывает групповым или индивидуальным. Добрые дела можно вершить в одиночку или в компании единомышленников, но решать проблемы сообща все-таки лучше – так больше возможностей помочь людям. Поэтому те, для кого волонтерство не разовая акция, а система, вступают в добровольческие организации.

Волонтерская организация – это объединение добровольцев, которые бесплатно делятся с другими людьми своими силами, ресурсами, профессиональными знаниями. Роль организации заключается в том, чтобы при необходимости обеспечивать обучение и поддержку волонтеров, координировать их действия. Часто волонтерские организации сотрудничают с другими добровольческими проектами, чтобы кооперировать усилия, делиться опытом и удачными методиками работы, накопленными знаниями.

На региональном уровне поддержкой и развитием волонтерства занимаются ресурсные центры добровольчества. Ресурсный центр развития добровольчества Омской области – это постоянно действующая рабочая площадка, объединяющая волонтеров, представителей молодежных добровольческих объединений, представителей органов исполнительной власти, учреждений, организаций и объединений, заинтересованных в поддержке и развитии молодежных добровольческих инициатив на территории Омской области.

Добровольцы Омской области посещают больных в стационарах, доставляют продукты старикам и инвалидам, работают с детьми на досуговых площадках, собирают необходимые вещи для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, проводят различные акции для того, чтобы привлечь внимание общественности к актуальным проблемам современности: здоровому образу жизни, экологии, асоциальным явлениям, материнству и детству, проявлению гражданско-патриотической позиции, благоустройству города и многому другому.

К разновидности группового добровольчества можно отнести возрождающееся корпоративное волонтерство. Несмотря на малознакомое название, абсолютно новым этот вид бескорыстной помощи назвать нельзя – еще в Советском Союзе крупные предприятия шефствовали над школами, детскими садами, домами престарелых.

Много пользы приносит разновидность корпоративного добровольчества под названием pro bono-волонтерство. Это направление только начинает развиваться в России. Его суть состоит в том, что профессионалы бесплатно оказывают людям те же услуги, за которые в своей компании они получают зарплату. Например, вместо того чтобы прийти в детский дом с подарками, стоматолог расскажет детям, как правильно ухаживать за зубами, и бесплатно вылечит кариес.

1.2 Как стать волонтёром

Добровольцем стать может любой желающий – для этого нет никаких ограничений по религиозным или политическим взглядам, тем более по полу и физическим возможностям. Есть небольшой возрастной ценз: несовершеннолетним волонтерам надо получить разрешение родителей, а подростков младше 14 лет во время добровольческих работ должны курировать официальные представители. 

Дело по душе можно подобрать в местном волонтерском центре или на сайте системы «Добровольцы России». Для этого надо зарегистрироваться на портале, затем выбрать один или несколько проектов, подать заявку, получить одобрение и приступить к выполнению заданий. В онлайн-университете социальных наук зарегистрированные пользователи могут получить знания и навыки, которые нужны волонтерам и руководителям добровольческих проектов.

У каждого добровольца есть своего рода трудовая книжка – паспорт (личная книжка) волонтера. Она может быть бумажной или электронной. В нее вносятся сведения о видах деятельности, волонтерском стаже (в часах), дополнительной подготовке, поощрениях.

Единого порядка выдачи волонтерской книжки нет, ее можно получить и в местных добровольческих центрах, и, к примеру, в Минспорта. Во всех регионах для этого понадобятся две фотографии 3 х 4 и гражданский паспорт.

Электронный паспорт волонтера можно получить на сайте «Добровольцы России». Для этого после регистрации надо заполнить форму в личном профиле. В книжку автоматически будут вноситься сведения об участии в проектах и дополнительном обучении.

1.3 Что даёт волонтёрство

Хотя волонтерство предполагает отсутствие денежного вознаграждения за труд, альтруисты-добровольцы все-таки получают бонусы. Это в первую очередь опыт, специальные знания и умения. Кроме прокачки определенных профессиональных навыков, волонтеры учатся:

работать в команде и управлять ею;

аргументировать свою точку зрения;

находить компромиссы, чтобы решить проблему;

общаться с коллегами, подопечными и представителями власти;

разрабатывать проекты;

управлять рисками и ресурсами социальных проектов;

создавать сообщества вокруг проектов (азы комьюнити-менеджмента);

продвигать социальные инициативы.

Все эти навыки пригодятся в любой профессии, а волонтерская работа часто открывает дорогу к оплачиваемым должностям в самых разных карьерных направлениях. Это и понятно – работодатели видят добровольцев в деле и не хотят терять ценных сотрудников.

На этапе подготовки к построению карьеры волонтерство тоже может стать бонусом: многие, но пока далеко не все, российские вузы дают при поступлении за добровольческую деятельность дополнительные баллы. Всего абитуриент плюсом к сумме за ЕГЭ может заработать 10.

Максимум дополнительных баллов за волонтерство сегодня дают только два вуза: РГСУ – Российский государственный социальный университет. Если с момента завершения участия в проекте прошло не больше двух лет и в электронном или бумажном паспорте добровольца накопились отметки о 50 часах работ, абитуриенту начислят 3 балла, за 100 часов – 5, за 200 и больше – все максимально возможные 10.

- НГУ им. Лесгафта – Государственный университет физкультуры и спорта. 10 баллов добавляют за волонтерство на олимпиадах, кубках, чемпионатах, первенствах международного и общероссийского уровня, если с момента участия в проекте прошло не больше четырех лет.

- Тарский филиал ОмГПУ добавляет всего 1 балл за осуществление волонтёрской деятельности.

Согласно «Концепции развития волонтерства в России до 2025 года» с сентября 2020 года в программы вузов со специальностями направлений «Образование и педагогические науки», «Медицина», Социальные науки», «Строительство и архитектура», «Культура» включат модули социальной практики, которая будет проходить в виде волонтерской деятельности. Возможно, после этого ситуация изменится, вес душевной щедрости и способности сострадать увеличится и университеты начнут поощрять добровольцев-абитуриентов большим количеством дополнительных баллов. Есть шансы, что станет больше и вузов, учитывающих при поступлении добровольчество как достижение.

Есть у волонтерства еще один плюс: по той же «Концепции развития волонтерства» на декабрь 2022 года запланирована интеграция баз данных всероссийских систем «Добровольцы России» и «Работа в России» (федеральной базы вакансий). Это делается для того, чтобы работодатели могли учитывать опыт волонтерства при трудоустройстве кандидатов.


Глава 2. Волонтёрская деятельность моего города

2.1 Волонтёрская деятельность в г.Тара и БОУ «Тарская гимназия №1»

В нашем городе волонтёры делают добрые дела под руководством МКУ «Молодёжный центр». Полное наименование учреждения: Муниципальное казенное учреждение "Молодёжный центр" Тарского Муниципального Района Омской Области расположено по адресу г. Тара, пл. Ленина, д.21, кв.100. Организация зарегистрирована 18 лет назад, что говорит о стабильной деятельности и поднадзорности государственным органам. Сам «Молодёжный центр» занимается регулированием и надзором над волонтёрской деятельностью в Тарском районе.

Волонтёрский отряд гимназии «Шаг навстречу» активно участвует в городских добровольческих акциях и организует полезные мероприятия. Участники этого движения участвуют в жизни города и, конечно же на территории самой школы. Проводят мероприятия в честь значимых праздников.

Также в нашей гимназии второй год работает волонтёрский отряд «Росток», созданный на базе центра «Точка роста». Ребята, воспитанники центра, совместно с педагогами организуют добровольческие акции, мероприятия для дошкольников детского сада №9. Организована социальная акция «Подарок ветерану» по изготовлению поздравительных панно из пластилина, проведены образовательные акции-квесты: «Игра по станциям «Вперёд, будущие первоклашки!»; «Дорожное и шахматное королевство».



2.2 Анализ результатов влияния волонтёрской деятельности на личность, через реализацию добровольческого проекта

Изучив направления волонтёрской деятельности, мы решили выбрать экологическое. Проблемам окружающей среды необходимо уделять больше времени и привлекать к этому окружающих. У нас возникла идея привлечения внимания к подкормке зимующих птиц. Обсудив идею в волонтёрском движении центра «Точка роста», нашлись те, кто поддержал меня. Так образовался круг единомышленников. Мы разработали план реализации экологической акции.

Первое, подобрать материал о зимующих птицах.

Совместно с ребятами, используя интернет-пространство, нашли важную на наш взгляд информацию.

Второе, выбрать аудиторию, на кого будет направлена наша волонтерская деятельность.

Обсудив с педагогами центра, мы выбрали дошкольников и младших гимназистов для проведения акции, так как именно это возраст более отзывчив к проблемам экологии, а если мы повлияем на детские сердца, то без внимания не останутся и взрослые.

Третье, составить сценарий акции.

Чтобы было интересно и доступно для слушателей, в сценарии были включены стихотворения и загадки.

Четвёртое, изготовление атрибутов акции.

Главный атрибут нашей экологической акции это, конечно же, кормушка! Её можно делать из разных материалов, мы решили выбрать пластик. Он очень сильно вредит природе, но его можно использовать в нашей кормушке и тогда он принесёт пользу. И так, как же сделать кормушку? Все фотографии создания и сам пример кормушки в приложении 1.

Пятое, обсуждение сценария и распределение ролей.

Собравшись с единомышленниками, мы распределили текст акции, прорепетировали.

Шестое, проведение акции.

Назначили место и время сбора. Действовали мы на переменах, договаривались с классными руководителями начальной школы и выступали перед классными коллективами. К воспитанникам детского сада мы ходили после уроков. Ребятам было интересно слушать нас, они активно отвечали на наши вопросы. Отгадывали хором загадки, а кормушки, которые мы им вручали, обещали постоянно пополнять кормом. Сценарий выступления и фотографии в приложении2.

Седьмое, анализ проведенного дела.

Проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что работая над подготовкой и проведением экологической акции, я не только работал в команде, но и попробовал себя в роли организатора. При выборе идеи акции отстаивали свою точку зрения. Находили компромиссы, общаясь с ребятами-единомышленниками. Научились совместно разрабатывать проекты и готовить необходимые ресурсы.

Моя команда испытала много положительных эмоций. Данное мероприятие сблизило нас. Проанализировав их работу, я понял, что мы большие молодцы. Все действительно заинтересовано занимались данным занятием. К примеру, мой одноклассник, Тюпо Кирилл, с огнём в глазах согласился участвовать. Я спросил у него, что он чувствовал после того, как мы всё сделали? Он ответил, что чувствует огромную гордость за всех нас. Считал, что мы сделали очень благое дело. Сам он узнал много чего о неизвестном ему раньше волонтёрстве и теперь всерьёз хочет им заняться и я тоже.


Заключение

Волонтерство – это помощь не только людям, но и самому себе: добровольчество помогает поверить в себя, научиться преодолевать трудности и осознанно выбрать профессию, которая станет судьбой. Также она одновременное влияние на сознание, чувство и поведение, основу которых составляют убеждения. И. Марьенко подчеркивает, что убеждения дают возможность личности делать тот или другой поступок сознательно, то есть с пониманием его целесообразности.

Во время создания проекта все цели были выполнены. Само создание и выполнение мне очень понравилось, и теперь у меня есть мысли продолжить волонтёрскую деятельность, попробовав себя в других направлениях!




Список литературы и интернет-источники

Белецкая И.В. Ценностные ориентации в сфере досуга современной молодежи, издательство: Планета (уч), 2015 г.

Масленников Р. Дневник волонтера Романа Масленникова, издательство: Баласс, 2012 г.

В.Я. Никитин Сборник информационно-методических материалов для организаторов детского и молодёжного движения, Омск, 2006 г.

https://dobro.ru /

https://ru.wikipedia.orgBE

https://ktonanovenkogo.ru

https://www.profguide.io

https://www.rusprofile.ru

https://studopedia.ru

https://volonter.ru /



Приложение 1

Для начала нам нужна 5-ти литровая пластиковая бутылка.

t1650954987aa.gif

Вырезаем в ней два больших отверстия и обклеиваем их изолентой. Это нужно для того, чтобы птицам было удобнее пользоваться кормушкой.

t1650954987ab.gift1650954987ac.gif

Далее делаем прочную ниточку и готово!

Остаётся лишь насыпать птичьего корма или хлеба.



Приложение 2

t1650954987ad.gift1650954987ae.gift1650954987af.gift1650954987ag.gif

Проведение добровольческой акции в начальной школе гимназии и группах детского сада №9.


Приложение 3

Сценарий экологической акции "Помоги зимующим птицам"

1.Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

2. Знаешь? Особенно страшна бескормица для насекомоядных птиц, например, синиц. Без помощи человека до весны доживает лишь одна из 10 синиц.

3. Знаешь? Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму
Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон
Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человек

4. Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

2. Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.

1. - Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.
3. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают.

4. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)

Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом
Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?

1. Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

2. По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".

3. - А сейчас ребята, мы с вами разгадаем загадки и вспомним, каких же птиц мы можем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.

4) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый ….
(воробей)

1) Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой( снегирь)

2) По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел)

3) Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)

4) Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей …
(Свиристели)

1) Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)

2) Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... ( Ворона.)

3)Известно с давних нам времен,
Что эта птица – почтальон (голубь)

4. Молодцы ребята, все загадки отгадали. А вот вам и подарок, сделанный руками учеников нашей школы – гимназии 1, мы надеемся, что возле этой кормушки всегда будут кормится птицы и вы в этом им поможете.

1. Ну а мы с вами прощаемся, до новой встречи, до свидания!

Вместе: Помогите птицам зимой! ​​​​​​​

Автор материала: А. Березин (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.