Доклад «Воспитание толерантности как средство социального и личностного роста обучающихся»
«Воспитание толерантности как средство социального и личностного роста обучающихся»
Современный мир определяет себя как свободное демократическое, толерантное, мультикультурное общество, в котором сосуществуют на добровольной основе разные государства. Объединяющей чертой всех этих государств является множественность культур, религий, политических взглядов. Свобода быть таким, какой ты есть, и жить в мире рядом с миллионами других людей, уважая их отличия, является основой для современного глобального мира.
В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации учителей.
Подробнее остановлюсь на вопросах воспитания в традициях толерантности в учреждениях дополнительного образования. Приводя детей на занятия во Дворец, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок научился чему-то новому, нашел друзей по интересам, получил положительные эмоции от занятий любимым делом и общения со сверстниками. Особенно актуально становится это сегодня, когда все большее распространение в детской и подростковой среде, получают проявления недоброжелательности, озлобленности, эгоизма, агрессивности по отношению к не такому, как ты. Поэтому в обществе активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод.
Что же такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к Другому. Толерантность необходимо рассматривать в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в Другом именно Другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть Другого изнутри, способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и Другого.
С какого возраста начинается формирование толерантности?
Первые уроки жизни ребенок получает от родителей. Если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.
Выходя из семьи, ребенок начинает посещать различные образовательные учреждения- садик, школу, развивающие центры, учреждения ДО. В
дошкольном и младшем школьном возрасте складывается взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Для плодотворного обучения жизненно необходимо свести эти противоречия к общей основе. В среднем школьном возрасте происходит переход от детства к юности. Мировоззрение подростка, его нравственные идеалы и принципы не всегда носят устойчивый характер и во многом опираются на мнение сверстников. Поэтому роль Педагога в этот период становится наиболее актуальной, важно завоевать уважение и авторитет, чтобы в дальнейшем иметь положительное влияние на мысли и поступки подростка.
Педагог дополнительного образования художественного отдела – носитель культуры, нравственности, моральных качеств и принципов, эстетических идеалов. Ведь искусство формирует эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру без чего подлинная толерантность невозможна. Поэтому нашим педагогам проще воздействовать на сознание, жизненные принципы и стремления ребенка средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Художественно-изобразительная деятельность в детском возрасте является наиболее доступной. Она не требует изучения сложных профессиональных приемов, правил исполнения, поэтому снимается необходимость сопоставлять результаты такой деятельности с образцом, что позволяет каждому ребенку работать независимо.
Предпосылки становления толерантности у дошкольников и младших школьников в художественно-изобразительной деятельности, состоят в наличии подражательности и впечатлительности у детей этого возраста, в стремлении принимать на себя различные роли и строить свое поведение в зависимости от них.
Основными направлениями по воспитанию толерантности являются:
- формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий;
- обучение детей бесконфликтному общению и методам выхода из сложных ситуаций;
- изучение истории и фольклора своей и других стран с целью получения знаний о разнообразии народов.
Исходя из направлений работы перед педагогом встают следующие задачи:
- распространение идей и идеалов толерантности;
- формирование уважительного отношения к людям;
- развитие независимого критического мышления;
- обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих
ценностей;
- работа над умением строить эффективное общение с детьми разных
национальностей и религий;
- профилактика терроризма и экстремизма в обществе.
В таких объединениях, как «Изостудия», «Акварелька», «Умелые ручки», «Тестопластика», наряду с нормостатичными детьми обучаются и дети с ограниченными возможностями здоровья, и педагогам пришлось приложить не мало усилий, чтобы ввести этих детей в коллектив. Применяя методы убеждения, внушения, стимулирования и поощрения, требования и коррекции поведения педагоги этих объединений смогли создать такое образовательное пространство, где все воспитанники комфортно себя ощущают. Дети с ограниченными возможностями здоровья на занятиях получают знания и умения наравне со своими здоровыми сверстниками, могут участвовать в выставках и конкурсах, праздниках и соревнованиях, получать разностороннее общение.
В деле воспитания толерантности хороший эффект дает система организованных творческих заданий: работа в парах, группах, оформление выставок, оформление кабинета к праздникам, привлечение родителей и членов семьи к выполнению домашних заданий творческого характера.
Педагоги, изучая результаты детской художественно-изобразительной деятельности получают бесценный материал о своих воспитанниках, поскольку каждая детская работа позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка, уловить его симпатии и антипатии, личностное отношение к окружающему миру.
Предметом нетерпимости в детской среде могут выступать не только особенности детей связанные с состоянием здоровья, но и связанные: с внешним видом, с интересами, увлечениями и привычками.
Но наиболее серьезные конфликты, имеющие разрушительные последствия, происходят на почве национальной и религиозной розни. Примером тому служит увеличение числа террористических и экстремистских проявлений в обществе. В соответствии с целями и задачами «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», во Дворце разработан и утвержден План мероприятий, направленных на профилактику проявлений экстремизма в молодежной среде на 2017-2018 учебный год, в рамках которого в нашем отделе были проведены родительские собрания по теме: «Терроризм – угроза XXI века», совещания с педагогами и воспитательные мероприятия по теме борьбы с терроризмом.
Наиболее яркими из них были:
выставка рисунков «Сила России в единстве народов» - объединение «Хозяюшка»;
областной (в рамках всероссийского) конкурс творческих работ «Символы России и Воронежского края»;
общероссийская акция «Оригами за мир» - объединения «Хозяюшка», «Декор», Студия «Я»;
лекция для педагогов и родителей «Криминальная активность экстремистских неформальных групп несовершеннолетних»;
Городской фестиваль «Толерантность – дорога к миру», организованный Управлением образования и молодежной политики
Все эти мероприятия способствуют социальному и личностному росту обучающихся, направлены на воспитание и развитие терпимости, ведь толерантность, сформированная в ранние годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе.