Диагностика изучения личности ребенка «Карта личностного роста»
Диагностика изучения личности ребенка
«КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»
Выбор оптимальной стратегии воспитания и развития ребенка осуществляется на основе педагогической диагностики.
Для того, чтобы изучение особенностей каждого воспитанника проходило по единым критериям, и создана «Карта личностного роста». Данная карта позволяет воспитателю выявить динамику развития каждого воспитанника и в дальнейшем разработать программу индивидуального развития и воспитания ребенка, а также отслеживать её эффективность на разных этапах и по мере необходимости вносить необходимые коррективы.
«Карта личностного роста» - это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка.
Анализ полученных результатов дает возможность составить заключение, в которое входят:
- индивидуальные особенности развития ребенка
- сильные стороны личности ребенка
- виды и характер выявленных нарушений
- предполагаемые возможности коррекции воспитания и развития.
«Карта личностного роста» состоит из 4 основных блоков:
блок - Здоровье.
блок – Учебная деятельность.
блок – Адаптация воспитанников.
блок – Воспитанность.
Каждый блок исследуется по нескольким параметрам, по которым воспитателю предлагаются подробные рекомендации.
I блок. «Здоровье».
Рост ( в сантиметрах).
Вес ( в килограммах).
Группа здоровья:
первая
вторая
третья
Физкультурная группа:
-
основная
подготовительная
спец. мед. группа
освобожденные
Заболевания:
- практически здоров
- болеет редко
- часто болеет
Примечания: состоит ли ребенок на учете специалиста (указать, у какого специалиста, имеется ли инвалидность).
II блок. «Учебная деятельность».
Успеваемость по предметам.
Указать индекс качества знаний от 1.0 до 5.0 баллов.
Учебная мотивация.
- высокая: позитивное отношение к школе, положительный
эмоциональный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение
с преподавателями и одноклассниками
- средняя: характеризует отношение к школе от прохладно-равнодушного
до отношения как к необходимости, которую нельзя избежать
- низкая: отрицательное отношение к школе, учебному процессу,
преподавателям и одноклассникам
Познавательная активность.
- высокая: позитивное отношение к познанию, положительный
эмоциональный и волевой настрой на приобретение новых знаний
- средняя: стремиться узнать что-то новое для себя лишь по мере
необходимости
- низкая: стремление к познанию на низком уровне
Самостоятельность в выполнении заданий.
- высокая: выполняет задания самостоятельно или с минимальной
помощью воспитателя
- средняя: выполняет задания с помощью воспитателя и лишь иногда
самостоятельно
- низкая: выполняет задания только с помощью воспитателя
III блок. «Адаптация воспитанников».
Социально-психологическая адаптация.
- полная
- частичная
- дезадаптация
Навыки самообслуживания.
Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:
— личная гигиена:
— одевание и раздевание;
— прием пищи.
- высокий: справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно
ухаживает за менее способными.
- средний: может с многим справляться самостоятельно, но требуется
помощь или поддержка.
- низкий: делает только при помощи взрослого, не может справляться
самостоятельно.
Социально-бытовое ориентирование.
Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:
— знание и умение называть части тела человека;
— знание своего адреса и полного имени членов семьи;
— знание частей помещения и умение в нем ориентироваться;
— знание условий своего быта;
— ориентация на улице;
— знание особенностей флоры и фауны;
— ориентация во времени (дни недели — времена года — часы):
— усвоение социальных норм и правил поведения
- высокий: социально-бытовое ориентирование на уровне дееспособного
человека: пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (необходимое для его жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него, и может справиться с неожиданными ситуациями, самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Способен как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе.
- средний: знает части тела, может их показать на себе или кукле. Знает состав семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол- убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает названия некоторых растений и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего
- низкий: не может ориентироваться по основным критериям, требуется
постоянная помощь взрослого
IV блок. «Уровень воспитанности».
Трудолюбие.
(характеризует отношение ребенка к труду как в школе, так и дома)
- высокий: характеризуют положительную мотивацию трудовой
деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего
труда, любовь к различным видам трудовой деятельности
- средний: достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности,
желание при первой же возможности улизнуть от выполнения
задания, выполнение задания «лишь бы отделаться». Ребенок не получает
удовольствия от процесса труда
- низкий: показывает неприязненное отношение ребенка к трудовым
поручениям, отказ от работы, избегание поручений либо полное
нежелание ребенка трудиться в школе и дома, отвращение к домашним
обязанностям, крайняя леность, деструктивное реагирование на призывы
выполнять какую-либо работу
Организованность, самостоятельность.
(по наблюдениям воспитателя)
- высокий: высокий уровень самостоятельности ребенка, желание
независимо действовать, взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией, предлагает свои творческие решения
- средний: выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки. Ребенок опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому или к тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно (при поддержке педагога).
- низкий: беспомощность и дезадаптированность ребенка, страх
самостоятельно сделать хотя бы шаг.
Ответственность.
(характеризует уровень ответственности, личностной зрелости ребенка). В данном аспекте рассматривается ответственность за себя, за свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки, ответственность за других (тех, кто находится в прямой эмоциональной и социальной зависимости от ребенка), за их чувства и действия. Ответственность ребенка за порученное дело, ответственность за тот кусочек внешнего мира, который его окружает — люди на улице, животные, растения, обстановка и пр.)
- высокий: ребенок показывает определенную личностную зрелость,
ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других; сформированность у ребенка понятий о чести и порядочности, осознание того, что судьба зависит от его собственных действий и поступков.
- средний: ребенок старается быть аккуратным, не совершать деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено.
- низкий: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен,
создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличен к общему делу, ему «ни до чего нет дела»
Коммуникативность.
В данном разделе исследуется общительность ребенка. Оценка
производится по критерию замкнутость—общительность.
- высокий: экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и
незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с людьми и пр.
- средний: биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах
- низкий: тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в
контактах
Эмоционально-волевая сфера.
В данном разделе исследуются особенности эмоционально-волевой сферы ребенка: уравновешенность, сбалансированность эмоциональных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий и др. Здесь учитывается информация о характерных особенностях эмоциональных и волевых процессов ребенка. Например таких, как преобладающие эмоциональные состояния в школе, дома, на улице, эмоционально отношение к успеху и неудаче; наличие (отсутствие) неадекватных эмоциональных проявлений (аффекты, депрессии, истерики); отношение к трудностям; упрямство; уровень эмпатии (сопереживания); ригидность-гибкость ребенка (умение менять свое поведение в зависимости о ситуации). Оценка выставляется воспитателем по наблюдениям.
- высоко развита
- среднее развитие
- низко развита
Морально-нравственные качества:
(доброта, честность, отзывчивость, справедливость и другие) - оцениваются по наблюдениям воспитателя.
- высоко развиты
- среднее развитие
- низко развиты
Гражданско-патриотическая позиция
– оценивается по результатам наблюдения воспитателя
- высоко развита
- среднее развитие
- низко развита
Общий уровень воспитанности.
Данный показатель определяется по таблице:
№ |
Фамилия имя |
Ответственность |
Бережливость |
Дисциплинированность |
Ответственное отношение к учению |
Отношение к труду |
Коллективизм и товарище-ство |
Доброта и отзывчи-вость |
Честность |
Прстота и скромность |
Культурный уровень |
Общий уровень воспитанности |
1 |
||||||||||||
2 |
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:
Я – ярко проявляется (5 баллов)
П – проявляется (4 балла)
СП – слабо проявляется (3 балла)
НП – не проявляется (2 балла)
Все отмеченные у ребенка уровни развития качеств личности выставляются в сводную таблицу, в том числе подсчитывается уровень общей воспитанности
(в баллах).
Диагностика изучения личности ребенка
«КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»
ФИО воспитанника________________________________________________________
Класс_____________________________Возраст________________________________
I блок. «Здоровье»
Параметры |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. |
1. Рост (в сантиметрах) |
|||||||||
2. Вес (в килограммах) |
|||||||||
3. Группа здоровья |
|||||||||
4. Физкультурная группа |
|||||||||
5. Заболевания |
Примечания: состоит на учете у специалиста _____________________________________
Инвалидность ____________________другие__________________________
II блок. «Учебная деятельность»
Параметры |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. |
1. Индекс качества знаний |
|||||||||
2. Учебная мотивация |
|||||||||
3. Познавательная активность |
|||||||||
4. Самостоятельность |
III блок. «Адаптация воспитанников»
Параметры |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. |
1. Социально-психологическая адаптация |
|||||||||
2. Навыки самообслуживания |
|||||||||
3. Социально-бытовое ориентирование |
IV Блок. «Воспитанность»
Параметры |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. |
1 .Трудолюбие |
|||||||||
2. Организованность |
|||||||||
3. Ответственность |
|||||||||
4. Коммуникативность |
|||||||||
5. Эмоцион.-волевая сфера |
|||||||||
6. Морально-нрав. качества |
|||||||||
7. Гражданская позиция |
|||||||||
8. Общий уровень восп-ти |
Кл.рук. | __________________________________________________________________ |