Диагностика изучения личности ребенка «Карта личностного роста»

2
0
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Диагностика изучения личности ребенка

«КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»

Выбор оптимальной стратегии воспитания и развития ребенка осуществляется на основе педагогической диагностики.

Для того, чтобы изучение особенностей каждого воспитанника проходило по единым критериям, и создана «Карта личностного роста». Данная карта позволяет воспитателю выявить динамику развития каждого воспитанника и в дальнейшем разработать программу индивидуального развития и воспитания ребенка, а также отслеживать её эффективность на разных этапах и по мере необходимости вносить необходимые коррективы.

«Карта личностного роста» - это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка.

Анализ полученных результатов дает возможность составить заключение, в которое входят:

- индивидуальные особенности развития ребенка

- сильные стороны личности ребенка

- виды и характер выявленных нарушений

- предполагаемые возможности коррекции воспитания и развития.

«Карта личностного роста» состоит из 4 основных блоков:

блок - Здоровье.

блок – Учебная деятельность.

блок – Адаптация воспитанников.

блок – Воспитанность.

Каждый блок исследуется по нескольким параметрам, по которым воспитателю предлагаются подробные рекомендации.

I блок. «Здоровье».

Рост ( в сантиметрах).

Вес ( в килограммах).

Группа здоровья:

 

первая

 

вторая

 

третья

Физкультурная группа:

 
  1. основная

     

    подготовительная

     

    спец. мед. группа

     

    освобожденные

 

Заболевания:

 

 

- практически здоров

 

 

 

 

 

 

- болеет редко

 

 

- часто болеет

 

Примечания: состоит ли ребенок на учете специалиста (указать, у какого специалиста, имеется ли инвалидность).

II блок. «Учебная деятельность».

Успеваемость по предметам.

Указать индекс качества знаний от 1.0 до 5.0 баллов.

Учебная мотивация.

 

 

- высокая: позитивное отношение к школе, положительный

 

эмоциональный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение

с преподавателями и одноклассниками

 

 

 

 

 

- средняя: характеризует отношение к школе от прохладно-равнодушного

до отношения как к необходимости, которую нельзя избежать

 

 

- низкая: отрицательное отношение к школе, учебному процессу,

 

преподавателям и одноклассникам

Познавательная активность.

 

 

- высокая: позитивное отношение к познанию, положительный

 

эмоциональный и волевой настрой на приобретение новых знаний

 

 

 

 

 

- средняя: стремиться узнать что-то новое для себя лишь по мере

необходимости

 

 

- низкая: стремление к познанию на низком уровне

 

Самостоятельность в выполнении заданий.

 

 

- высокая: выполняет задания самостоятельно или с минимальной

 

помощью воспитателя

 

 

 

 

 

- средняя: выполняет задания с помощью воспитателя и лишь иногда

самостоятельно

 

 

- низкая: выполняет задания только с помощью воспитателя

 

III блок. «Адаптация воспитанников».

Социально-психологическая адаптация.

 

 

- полная

 

 

 

 

 

 

- частичная

 

 

- дезадаптация

 

Навыки самообслуживания.

Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:

— личная гигиена:

— одевание и раздевание;

— прием пищи.

 

 

- высокий: справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно

 

ухаживает за менее способными.

 

 

 

 

 

- средний: может с многим справляться самостоятельно, но требуется

помощь или поддержка.

 

 

- низкий: делает только при помощи взрослого, не может справляться

 

самостоятельно.

Социально-бытовое ориентирование.

Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

— знание и умение называть части тела человека;

— знание своего адреса и полного имени членов семьи;

— знание частей помещения и умение в нем ориентироваться;

— знание условий своего быта;

— ориентация на улице;

— знание особенностей флоры и фауны;

— ориентация во времени (дни недели — времена года — часы):

— усвоение социальных норм и правил поведения

 

 

- высокий: социально-бытовое ориентирование на уровне дееспособного

 

человека: пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (необходимое для его жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него, и может справиться с неожиданными ситуациями, самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Способен как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе.

 

 

 

 

 

- средний: знает части тела, может их показать на себе или кукле. Знает состав семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол- убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает названия некоторых растений и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего

 

 

- низкий: не может ориентироваться по основным критериям, требуется

 

постоянная помощь взрослого

IV блок. «Уровень воспитанности».

Трудолюбие.

(характеризует отношение ребенка к труду как в школе, так и дома)

 

 

- высокий: характеризуют положительную мотивацию трудовой

 

деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего

труда, любовь к различным видам трудовой деятельности

 

 

 

 

 

- средний: достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности,

желание при первой же возможности улизнуть от выполнения

задания, выполнение задания «лишь бы отделаться». Ребенок не получает

удовольствия от процесса труда

 

 

- низкий: показывает неприязненное отношение ребенка к трудовым

 

поручениям, отказ от работы, избегание поручений либо полное

нежелание ребенка трудиться в школе и дома, отвращение к домашним

обязанностям, крайняя леность, деструктивное реагирование на призывы

выполнять какую-либо работу

Организованность, самостоятельность.

(по наблюдениям воспитателя)

 

 

- высокий: высокий уровень самостоятельности ребенка, желание

 

независимо действовать, взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией, предлагает свои творческие решения

 

 

 

 

 

- средний: выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки. Ребенок опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому или к тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно (при поддержке педагога).

 

 

- низкий: беспомощность и дезадаптированность ребенка, страх

 

самостоятельно сделать хотя бы шаг.

Ответственность.

(характеризует уровень ответственности, личностной зрелости ребенка). В данном аспекте рассматривается ответственность за себя, за свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки, ответственность за других (тех, кто находится в прямой эмоциональной и социальной зависимости от ребенка), за их чувства и действия. Ответственность ребенка за порученное дело, ответственность за тот кусочек внешнего мира, который его окружает — люди на улице, животные, растения, обстановка и пр.)

 

 

- высокий: ребенок показывает определенную личностную зрелость,

 

ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других; сформированность у ребенка понятий о чести и порядочности, осознание того, что судьба зависит от его собственных действий и поступков.

 

 

 

 

 

- средний: ребенок старается быть аккуратным, не совершать деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено.

 

 

- низкий: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен,

 

создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличен к общему делу, ему «ни до чего нет дела»

Коммуникативность.

В данном разделе исследуется общительность ребенка. Оценка

производится по критерию замкнутость—общительность.

 

 

- высокий: экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и

 

незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с людьми и пр.

 

 

 

 

 

- средний: биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах

 

 

- низкий: тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в

 

контактах

Эмоционально-волевая сфера.

 

В данном разделе исследуются особенности эмоционально-волевой сферы ребенка: уравновешенность, сбалансированность эмоциональных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий и др. Здесь учитывается информация о характерных особенностях эмоциональных и волевых процессов ребенка. Например таких, как преобладающие эмоциональные состояния в школе, дома, на улице, эмоционально отношение к успеху и неудаче; наличие (отсутствие) неадекватных эмоциональных проявлений (аффекты, депрессии, истерики); отношение к трудностям; упрямство; уровень эмпатии (сопереживания); ригидность-гибкость ребенка (умение менять свое поведение в зависимости о ситуации). Оценка выставляется воспитателем по наблюдениям.

 

 

- высоко развита

 

 

 

 

 

 

- среднее развитие

 

 

- низко развита

 

Морально-нравственные качества:

(доброта, честность, отзывчивость, справедливость и другие) - оцениваются по наблюдениям воспитателя.

 

 

- высоко развиты

 

 

 

 

 

 

- среднее развитие

 

 

- низко развиты

 

Гражданско-патриотическая позиция

– оценивается по результатам наблюдения воспитателя

 

 

- высоко развита

 

 

 

 

 

 

- среднее развитие

 

 

- низко развита

 

Общий уровень воспитанности.

Данный показатель определяется по таблице:

Фамилия имя

Ответственность

Бережливость

Дисциплинированность

Ответственное отношение к учению

Отношение к труду

Коллективизм и товарище-ство

Доброта и отзывчи-вость

Честность

Прстота и скромность

Культурный уровень

Общий уровень воспитанности

1

                       

2

                       

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:

Я – ярко проявляется (5 баллов)

П – проявляется (4 балла)

СП – слабо проявляется (3 балла)

НП – не проявляется (2 балла)

Все отмеченные у ребенка уровни развития качеств личности выставляются в сводную таблицу, в том числе подсчитывается уровень общей воспитанности

(в баллах).

Диагностика изучения личности ребенка

«КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»

ФИО воспитанника________________________________________________________

Класс_____________________________Возраст________________________________

I блок. «Здоровье»

Параметры

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1. Рост (в сантиметрах)

                 

2. Вес (в килограммах)

                 

3. Группа здоровья

                 

4. Физкультурная группа

                 

5. Заболевания

                 

Примечания: состоит на учете у специалиста _____________________________________

Инвалидность ____________________другие__________________________

II блок. «Учебная деятельность»

Параметры

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1. Индекс качества знаний

                 

2. Учебная мотивация

                 

3. Познавательная активность

                 

4. Самостоятельность

                 

III блок. «Адаптация воспитанников»

Параметры

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1. Социально-психологическая адаптация

                 

2. Навыки самообслуживания

                 

3. Социально-бытовое ориентирование

                 

IV Блок. «Воспитанность»

Параметры

1 кл.

2

кл.

3

кл.

4

кл.

5

кл.

6

кл.

7

кл.

8

кл.

9

кл.

1 .Трудолюбие

                 

2. Организованность

                 

3. Ответственность

                 

4. Коммуникативность

                 

5. Эмоцион.-волевая сфера

                 

6. Морально-нрав. качества

                 

7. Гражданская позиция

                 

8. Общий уровень восп-ти

              Кл.рук.  __________________________________________________________________
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.