Активность педагога как условие актуализации личностно-профессионального роста

11
2
Материал опубликован 29 December 2021

Активность педагога как условие актуализации

личностно-профессионального роста

Сегодня проблема личностно-профессионального роста педагога особенно актуальна. Отечественные исследователи (политологи, социологи, психологи, педагоги) связывают дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие России с изменением менталитета граждан, изменением отношения к учительскому труду (особенно в последние 2-3 года в связи с введением дистанционных форм обучения), изменением государственной политики в отношении системы образования и т.п.

Возник государственный и социальный запрос на педагога квалифицированного, конкурентоспособного, творческого, социально и профессионально активного, способного и имеющего устойчивую мотивацию к самообразованию в современном быстро меняющемся информационном мире.

Для разработки и организации системы непрерывного повышения квалификации педагогов дополнительного образования в межкурсовой период, создания условий для раскрытия их личностно-профессионального потенциала, трансляции педагогического опыта еще в 90-е годы прошлого столетия было создано городское методическое объединение педагогов дополнительного образования.

В рамках этого педагогического сообщества города Березники были сформированы 8 секций:

«Прикладное творчество»

«Техническое творчество»

«Социально-педагогическая»

«Эколого-краеведческая»

«Танцевальные коллективы»

«Физкультурно-спортивная»

«Художественная»

«Музыкальная»

На протяжении трех лет работают творческие лаборатории: «Современные технологии работы с одаренными детьми», и «Организация учебной исследовательской деятельности учащихся», «Профориентация школьников – путь к осознанному выбору профессии» и др. В прошлом учебном году появилась новая форма работы – надпредметная творческая лаборатория «Интеграция дошкольного, общего и дополнительного образования в художественно-эстетическом творчестве детей», объединяющая педагогов общего, дошкольного и дополнительного образования, а также городская проблемная группа по организации сетевого взаимодействия ДОУ, УДО и общеобразовательной школы. Работает школа адаптации для молодых и начинающих педагогов.

В этих условиях самореализация педагога происходит в секциях по направлениям деятельности детских объединений и творческих и проблемных группах в зоне свободного общения и предполагает адекватную систему взаимоотношений педагогов. В процессе активного взаимодействия происходит осмысление своей личной профессиональной позиции, а многообразие и свобода выбора различных видов деятельности, ролей и мест в данных сообществах позволяют им продвинуться в своем развитии.

Мы согласны с мнением д.п.н. профессора Иркутского ИПКРО Натальей Анатольевной Переломовой, что за короткий срок курсовой подготовки «гарантировать изменения в личностно-профессиональных структурах, т.е. личностно-профессиональный рост, нельзя». Институт повышения квалификации работников образования проводит огромнейшую работу по профессиональному развитию педагога, которая дает импульс для его дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Но оказать помощь в выстраивании такой планомерной работы по самоактуализации педагогу на месте может только методическая служба (учреждения, городская) и профессиональное педагогическое сообщество.

Актуализация личностно-профессионального роста педагога связана с целым блоком вопросов, которые приходится решать на разных уровнях:

  • создание среды, способствующей максимальному раскрытию потенциала педагога;
  • выстраивание взаимоотношений в системе «педагог-педагог», «педагог-руководитель секции ГМО», «педагог – методическая служба города», «руководитель секции ГМО – администрация учреждения», налаживание отношений сотрудничества, а не соперничества;
  • совершенствование содержания деятельности профессиональных сообществ;
  • привлечение научных консультантов, специалистов различных областей педагогической науки и практики;
  • создание условий для обобщения и трансляции педагогического опыта.

Как результат – наблюдается ежегодное повышение методической активности педагогов, освоение и применение ими современных образовательных технологий и программ, повышение качества подготавливаемой или выпускаемой методической продукции. Творческими группами педагогов секций городского методического объединения разрабатываются программы элективных курсов, положения о конкурсах детского творчества, олимпиадах, методические рекомендации, выпускаются сборники обобщения опыта по воспитательной и организационно-массовой деятельности. Так, уникальными и уже традиционными для Березников стали проводимые в рамках городского методического объединения педагогов дополнительного образования открытый городской фестиваль детского творчества «Признание» (уже 8-ой в этом году), городские олимпиады по сольфеджио, музыкальной литературе, открытая городская олимпиада по истории флота «Флот во славу России» (9-я в этом году), олимпиады по орнитологии, энтомологии, геологии, ПДД, конкурсы-олимпиады по техническому творчеству «Мужчина у себя дома».

Особого внимания заслуживает опыт городского Центра аналитики и методологии образования по организации конкурсов профессионального мастерства как практики поэтапного роста профессионального самосознания педагога, повышения его методической активности и обобщения накопленного опыта. Педагоги дополнительного образования принимают активное участие в конкурсах учебных, дидактических, методических средств обучения, «Сто друзей», «Учитель года», смотре-конкурсе учебных кабинетов на звание «Образцовый», конкурсе учебных видеофильмов, конкурсе разработок уроков с применением информационно-коммуникационных технологий, конкурсах «Учитель – учителю», «Учитель-стажер» и других. Для многих первой «пробой пера» становится конкурс «Сто друзей» или смотр-конкурс учебных кабинетов.

Древние говорили «Под лежачий камень вода не течет». Мы убеждены, что, только проявляя активность, педагог может добиться профессионально-личностного роста, то есть таких изменений в личностных и профессионально значимых качествах, в готовности к плодотворной педагогической деятельности, которые обеспечат необходимое качество образования человека будущего.

Литература:

  1. ​​​Закон РФ «Об образовании».
  2. Дьяконов Г.В. Психология педагогического общения. М.: Педагогика, 2003. – 184с.
  3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб.пособие для студентов уч. средн. проф. обр.,-М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 256с.
  4. Переломова Н.А. Личностно-профессиональный рост педагогов в условиях ИПКРО. //Наука и практика воспитания и дополнительного образования. №1, 2007. -М.: Центр «Педагогический поиск», с.15.
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Галина Ивановна, благодарю за статью об организации работы педагогов дополнительного образования Вашего города!

29 December 2021

Спасибо, Раиса Поликарповна! С наступающим новым годом!

30 December 2021