12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрина Светлана Александровна64
Россия, Воронежская обл., Воронеж
0

Выступление на педагогическом совете «Воспитание толерантности как средство социального и личностного роста обучающихся»

Выступление на педагогическом совете:

«Воспитание толерантности как средство социального и личностного роста обучающихся»

Современный мир определяет себя как свободное демократическое, толерантное, мультикультурное общество, в котором сосуществуют на добровольной основе разные государства. Объединяющей чертой всех этих государств является множественность культур, религий, политических взглядов. Свобода быть таким, какой ты есть, и жить в мире рядом с миллионами других людей, уважая их отличия, является основой для современного глобального мира.

В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе российскими государствен­ными структурами, отмечается, что измене­ния в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образова­тельной системы – от детского сада до ин­ститутов повышения квалификации учителей.

Подробнее остановлюсь на вопросах воспитания в традициях толерантности в учреждениях дополнительного образования. Приводя детей на занятия во Дворец, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок научился чему-то новому, нашел друзей по интересам, получил положительные эмоции от занятий любимым делом и общения со сверстниками. Особенно актуально становится это сегодня, когда все большее распространение в детской и под­ростковой среде, получают проявления недоброжелательности, озлобленности, эгоизма, агрессивности по отношению к не такому, как ты. Поэтому в обществе активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод.

Что же такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходитель­но-равнодушного отношения к Другому. Толерантность необходимо рассматривать в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в Другом именно Дру­гого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть Другого изнутри, способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собст­венной и Другого.

С какого возраста начинается формирование толерантности?

Первые уроки жизни ребенок получает от родителей. Если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

Выходя из семьи, ребенок начинает посещать различные образовательные учреждения- садик, школу, развивающие центры, учреждения ДО. В

дошкольном и младшем школьном возрасте складывается взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Для плодотворного обучения жизненно необходимо свести эти противоречия к общей основе. В среднем школьном возрасте происходит переход от детства к юности. Мировоззрение подростка, его нравственные идеалы и принципы не всегда носят устойчивый характер и во многом опираются на мнение сверстников. Поэтому роль Педагога в этот период становится наиболее актуальной, важно завоевать уважение и авторитет, чтобы в дальнейшем иметь положительное влияние на мысли и поступки подростка.

Педагог дополнительного образования художественного отдела – носитель культуры, нравственности, моральных качеств и принципов, эстетических идеалов. Ведь искусство формирует эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру без чего подлинная толерантность невозможна. Поэтому нашим педагогам проще воздействовать на сознание, жизненные принципы и стремления ребенка средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Художественно-изобразительная деятельность в детском возрасте является наиболее доступной. Она не требует изучения сложных профессиональных приемов, правил исполнения, поэтому снимается необходимость сопоставлять результаты такой деятельности с образцом, что позволяет каждому ребенку работать независимо.

Предпосылки становления толерантности у дошкольников и младших школьников в художественно-изобразительной деятельности, состоят в наличии подражательности и впечатлительности у детей этого возраста, в стремлении принимать на себя различные роли и строить свое поведение в зависимости от них.

Основными направлениями по воспитанию толерантности являются:

- формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий;

- обучение детей бесконфликтному общению и методам выхода из сложных ситуаций;

- изучение истории и фольклора своей и других стран с целью получения знаний о разнообразии народов.

Исходя из направлений работы перед педагогом встают следующие задачи:

- распространение идей и идеалов толерантности;

- формирование уважительного отношения к людям;

- развитие независимого критического мышления;

- обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих

ценностей;

- работа над умением строить эффективное общение с детьми разных

национальностей и религий;

- профилактика терроризма и экстремизма в обществе.

В таких объединениях, как «Изостудия», пдо Санина Е.А., «Акварелька», пдо Кравцова О.В., «Умелые ручки», пдо Шубина Н.В., «Тестопластика», пдо Шестакова С.А. наряду с нормостатичными детьми обучаются и дети с ограниченными возможностями здоровья, и педагогам пришлось приложить не мало усилий, чтобы ввести этих детей в коллектив. Применяя методы убеждения, внушения, стимулирования и поощрения, требования и коррекции поведения педагогам этих объединений удалось создать такое образовательное пространство, где все воспитанники комфортно себя ощущают. Дети с ограниченными возможностями здоровья на занятиях получают знания и умения наравне со своими здоровыми сверстниками, могут участвовать в выставках и конкурсах, праздниках и соревнованиях, получать разностороннее общение.

В деле воспитания толерантности хороший эффект дает система организованных творческих заданий: работа в парах, группах, оформление выставок, оформление кабинета к праздникам, привлечение родителей и членов семьи к выполнению домашних заданий творческого характера.

Педагоги, изучая результаты детской художественно-изобразительной деятельности получают бесценный материал о своих воспитанниках, поскольку каждая детская работа позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка, уловить его симпатии и антипатии, личностное отношение к окружающему миру.

Предметом нетерпимости в детской среде могут выступать не только особенности детей связанные с состоянием здоровья, но и связанные: с внешним видом, с интересами, увлечениями и привычками.

Но наиболее серьезные конфликты, имеющие разрушительные последствия, происходят на почве национальной и религиозной розни. Примером тому служит увеличение числа террористических и экстремистских проявлений в обществе. В соответствии с целями и задачами «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», во Дворце разработан и утвержден План мероприятий, направленных на профилактику проявлений экстремизма в молодежной среде на 2017-2018 учебный год, в рамках которого в нашем отделе были проведены родительские собрания по теме: «Терроризм – угроза XXI века», совещания с педагогами и воспитательные мероприятия по теме борьбы с терроризмом.

Наиболее яркими из них были:

выставка рисунков «Сила России в единстве народов» - объединение «Хозяюшка» (на базе СОШ № 27) –педагог Кравцова М.С.

областной (в рамках всероссийского) конкурс творческих работ «Символы России и Воронежского края» - победителем стала обучающаяся «Студии Композиция» педагог Цидаева-Селимова А.Ш.

общероссийская акция «Оригами за мир» - объединения «Хозяюшка», «Декор», Студия «Я»

лекция для педагогов и родителей «Криминальная активность экстремистских неформальных групп несовершеннолетних», которую провел доцент Воронежского института МВД России Польшиков Александр Васильевич

Городской фестиваль «Толерантность – дорога к миру», организованный Управлением образования и молодежной политики

Все эти мероприятия направлены на воспитание и развитие терпимости, ведь толерантность, сформированная в ранние годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.