Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Автор публикации: А. Кольцова, студентка 3 курса
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 3 курса, специальность 44.02.01 Дошкольное образование группа ДО-3А КОЛЬЦОВА Анастасия Алексеевна |
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Курсовая работа
Руководитель: Н.В.Петрова, преподаватель высшей квалификационной категории |
Дзержинск - 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Понятие и значение культурно-гигиенических навыков в жизни
дошкольников……………………………………………………………..
Учёт возрастных особенностей при формировании культурно-
гигиенических навыков у дошкольников………………………………..
Анализ программных требований формирования культурно-
гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..
Выводы по главе 1……………………………………………………………….
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.......................................................................
Условия необходимые для формирования культурно-
гигиенических навыков……………………………………………………
Методы и приёмы работы по формированию культурно-
гигиенических навыков в детском саду………………………………….
Сотрудничество с родителями по вопросу формирования
культурно-гигиенических навыков……………………………………….
Выводы по главе 2………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
П РИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблема воспитания культурно-гигиенических навыков становится на первое место, так как правильное гигиеническое воспитание – залог здоровой жизни. В данном случае речь идёт об установлении целого комплекса медико-гигиенических и социально-психических характеристик жизни людей: физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества.
Одним из основных путей решения этой проблемы является наличие целенаправленного воспитания в детях разумного отношения к своему здоровью. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования указывается, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и другие.). [1]
Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные М.С. Маслов, В.И.Молчанов, Г.Н. Сперанский, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей.
На основании исследований этих учёных, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно - гигиенических навыков.
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Проблема данного исследования состоит в следующих противоречиях между: значимостью формирования культурно-гигиенических навыков и недостаточным методическим обеспечением данного процесса; наличием в психолого-педагогической литературе перечня разнообразных форм, методов средств по формированию культурно-гигиенических навыков и поиском действенных в практике работы воспитателей.
Проблема исследования: при каких условиях у детей дошкольного возраста будут формироваться культурно-гигиенические навыки?
Объектом исследования является процесс формирования культурно-гигиенических навыков.
Предметом исследования является формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, сформулирована цель исследования: изучение теоретических и методических основ формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие и значение культурно-гигиенических навыков в жизни дошкольников.
Описать учёт возрастных особенностей при формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Проанализировать программные требования к формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Раскрыть условия, необходимые для формирования культурно- гигиенических навыков.
Рассмотреть методы и приёмы работы по формированию культурно-гигиенических навыков в детском саду.
Раскрыть особенности сотрудничества с родителями по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков.
Методы исследования:
В процессе работы использовать методы: изучение и анализ психологической, педагогической литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и значение культурно-гигиенических навыков в жизни
дошкольников
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении правил проявляется отношение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неприятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. [14]
Согласно исследованиям Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой, культурно-гигиенические навыки включают следующие показатели:
Культуру еды – умение культурно принимать пищу. Это один из первых навыков, который должен воспитываться у ребёнка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
Н еобходимость опрятности – это содержания в частоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.
Овладение культурой еды – нелёгкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далее.
Формирование навыков личной гигиены предполагает умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего дошкольного возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твёрдо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. [2]
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков включает в себя освоение детьми навыков личной гигиены, культуры еды, бережного обращения с вещами личного пользования и навыков поддержания порядка в окружающей обстановке.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
У ребёнка формируется представление о собственном теле. Ребёнок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. [14]
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с трудом. И не всегда хочется доводить дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действий, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цепь деятельности, не отвлекаться.
При этом формируется такие волевые качества личности, как:
-целеустремлённость;
-организованность;
-дисциплинированность;
-выдержка;
-настойчивость;
- самостоятельность.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Ребёнок достигает, под действием взрослого, успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для освоения новых действий ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создаёт условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает обращать внимание на себя, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов навязчиво обращал внимание ребёнка на изменение в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает контролировать свой внешний вид. [14]
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно.
В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.
И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!»
Итак, культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения, первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребёнка. Действия ребёнка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля качества их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. [13]
1.2. Учёт возрастных особенностей при формировании культурно-
гигиенических навыков у дошкольников
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастными особенностями называются характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю.
Учёт возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет).
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определённое назначение и способ употребления.
Период раннего детства – благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков. Ребёнок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они нужны. Дети в этом возрасте понимают, что для умывания нужно мыло и полотенце, для еды нужна ложка и тарелка. Освоение детьми бытовых навыков помогает формированию культурно-гигиенических навыков. [17]
Освоение бытовых процессов позволяют детям раннего возраста удовлетворять потребность в самостоятельности. Для того чтобы у ребёнка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя её, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряжённые действия. Например, берёт его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребёнка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.
Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трёх лет», когда младший дошкольник, ещё недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своём требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребёнка должен быть изменён в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребёнку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. [7]
Одна из задач воспитания детей младшей группы – формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Прежде всего, нам необходимо добиться доверия ребёнка.
Ребёнок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.
Детям исполнилось четыре года. (4-5 лет). Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребёнка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребёнку восстановить силы и успокоиться. [7]
Белостоцкая Е.М. и Виноградова Т.Ф считают, что в средней группе акцент в работе по воспитанию культурно-гигиенических навыков делается на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».
Формирование культурно-гигиенических навыков в средней группе продолжает работу, начатую в этой области в младших группах. При этом, учитывая специфику возраста воспитанников, акцент делается на большую степень самостоятельности при отработке умений. Эта особенность определяет важность методически грамотного выбора приёмов взаимодействия педагога с детьми и малышей между собой, а также рационального сочетания разных видов работы в рамках выполнения режимных моментов и отдельных занятий поэтому, образовательному направлению. [3]
Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
На этом этапе культурно-гигиенические навыки обретают выраженную социальную направленность, сочетаются с познавательным отношением к окружающей действительности. В старшей группе воспитанники ДОУ начинают более осознанно относиться к соблюдению правил личной гигиены. Дети приходят к пониманию того, что уход за собственным телом и вещами — важная составляющая общей культуры поведения, норма человеческих взаимоотношений. Воспитатель уделяет большее внимание вопросам этики, взаимоотношениям в детском коллективе. Культурно-гигиенические навыки становятся, таким образом, важной частью процесса социализации.
В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.
В подготовительной группе детского сада воспитание культурно-гигиенических навыков носит характер обобщения знаний и умений, полученных ранее. Дети отрабатывают навыки проведения гигиенических процедур, учатся ухаживать за своими вещами, содержать их в порядке, а также осваивают правила поведения за столом, в том числе и традиции пользования столовыми приборами. Все эти составные элементы воспитания культуры здоровья должны включаться педагогом в составление плана и конспектов занятий. [7]
1.3. Анализ программных требований к формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы выдвигает следующие требования:
Младшая группа.
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно, пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Средняя группа.
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа.
Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Подготовительная группа.
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой. Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске. [11]
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Далее дан анализ методического обеспечения программ.
1. Освоенные культурно-гигиенические навыки постепенно переходят в привычку. Навык мыть руки перед едой перерастает в потребность мыть руки. При этом выполнение действий сопровождаются чувством удовольствия, окрашивается положительными эмоциями. И наоборот, если ребёнку не удаётся выполнить действие, ставшее потребностью, то он испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды, даже если очень голоден, если не удалось помыть руки.
С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении действия. Подчеркнём, что навыки сначала формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняются ежедневно, без перерывов, постоянно, когда ребёнка побуждают всегда мыть руки перед едой, всегда аккуратно складывать свою одежду и так далее.
2. Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в системы. Увеличение элементарных навыков и привычек создаёт фундамент для других, более сложных.
Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к посуде, игрушкам, одежде и прочее.); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол.
Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причёсывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в чистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребёнка. Малыш начинает выполнять культурно-гигиенические навыки по своей инициативе.
3. Формируется осознание правил и норм, стоящих за культурно-гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он «открывает», что за каждым культурно-гигиеническим навыком стоит определённое правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества. [19]
Методы диагностики культурно-гигиенических навыков просты. Главным методом является наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах. В книге «Диагностика психологических особенностей дошкольника» Г.А. Урунтаева пишет о том, как правильно проводить диагностику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Прежде всего, надо провести предварительную работу, составить таблицу «Освоение детьми от одного до семи лет культурно-гигиенических навыков», а затем проанализировать протокол наблюдения. Г.А. Урунтаева очень подробно даёт схему анализа данных для каждого бытового процесса:
1. Эмоциональное отношение ребёнка к бытовому процессу…
2. Что важнее для ребёнка процесс или результат…
3.Отношение к используемым предметам...
4. Проявление самостоятельности ребёнка....
-как реагирует на столкновение с трудностями
-необходим ли контроль взрослого при выполнении действий?
-умеет ли малыш самостоятельно оценить достигнутый результат.
5. Взаимоотношения со сверстниками.
6. Взаимоотношения со взрослым.
Цель такой диагностики изучения ребёнка, обусловлена требованиями педагогического процесса, а результаты диагностики обеспечат эффективность этого процесса.
Для того чтобы проанализировать данные Г.А. Урунтаева советует опираться на свой опыт и специальные знания о ребёнке.
При оценке деятельности ребёнка, необходимо учитывать ещё и эмоциональное отношение ребёнка к режимному процессу, что является важнейшей предпосылкой для эффективности в формировании культурно-гигиенических навыков. [2]
Выводы по главе 1
Таким образом, можно сделать вывод, что культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при их формировании идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Культурно-гигиенические навыки включают следующие показатели:
Культуру еды.
Необходимость опрятности.
Овладение культурой еды.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены.
Формирование навыков личной гигиены
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Отсюда следуют, что формирование культурно-гигиенических навыков должно осуществляться в соответствии с возрастом детей.
П ериод раннего детства – благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков. Ребёнок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они нужны. Дети в этом возрасте понимают, что для умывания нужно мыло и полотенце, для еды нужна ложка и тарелка. Освоение детьми бытовых навыков помогает формированию культурно-гигиенических навыков.
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Условия, необходимые для формирования культурно-
гигиенических навыков
Прочность и гибкость культурно-гигиенических навыков и привычек детей дошкольного возраста зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребёнка, упражнений в определенных действиях.
Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определённых трудностей.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребёнка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретённые навыки необходимо закреплять и расширять.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребёнка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребёнка определённой последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приёмам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребёнок привыкает к неряшливости, небрежности.
Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях. [15]
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К.Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье». [9]
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далее. Ребёнку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приёма пищи, предварительно научив его этому.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.
Для формирования культурно-гигиенических навыков используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и другие. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и так далее).
На физкультурных занятиях, во время общеразвивающих упражнений, можно рассказать детям о пользе тех или иных движений для здоровья и развития, о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе, о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму. После окончания занятий аккуратно складывать форму и мыть руки с мылом до локтя (проводить влажные обтирания до пояса).
Во время труда в помещении или на участке также есть немало возможностей для закрепления гигиенических навыков у детей. Например, воспитатель объясняет, что нужно не только выполнить работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарём. Детям следует напоминать также и о необходимости поддерживать чистоту на своём рабочем месте, в рабочей зоне. [15]
Яковенко Т.А считал, что очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.
Дети должны твёрдо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, то есть, в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. [20]
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и так далее.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример. [15]
Таким образом, для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и так далее.);
2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
4) индивидуальная работа с каждым ребёнком, учёт уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определённым образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. [10]
По мнению А.Ф.Островской и Р.С.Буре, «методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными». Это означает, что методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников должны быть разнообразными, а условия, при которых формируются данные навыки, необходимо соблюдать постоянно. [4]
2.2. Методы и приёмы работы по формированию культурно-
гигиенических навыков в детском саду
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей:
прямое обучение;
показ;
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, в правильной последовательности.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. [16]
Одним из ведущих приёмов, который используется, является приём повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Широко используются, особенно в младшем возрасте, малые формы фольклора: потешки, пословицы и поговорки. [Приложение 2]
К приёмам формирования культурно-гигиеническим навыков можно отнести:
1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур.
2. Пример взрослого.
3. Контроль, упражнение.
4. Создание воспитывающих ситуаций.
5. Поощрение помогает ребёнку утвердиться, поверить в свои силы.
6. Игровые приёмы.
7. Показ и объяснение.
Рассмотрим поподробнее некоторые из приёмов:
Показ и объяснение.
Показ должен сопровождаться пояснением, причём необходимо чётко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия даётся очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям.
Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.
Упражнение и контроль.
Без него ни один навык не может быть сформирован, так как, только в активной деятельности каждого ребёнка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведёт к формированию у детей лишь отдельных навыков.
Пример взрослых.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание). Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
Игровые приёмы.
Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приёмы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. Так же полезно организовать выставки методической и научно-популярной литературы, памяток, брошюр, предоставив родителям, возможность брать книги, домой для более глубокого изучения вопросов развития. Использование художественного слова создаёт у детей хорошее настроение и формирует культурно-гигиенические навыки.
Большую роль играет оценка, то есть суждение взрослого о поступках и поведении ребёнка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой, одобрение, поощрением, похвалой. [8]
2.3. Сотрудничество с родителями по вопросу формирования
культурно-гигиенических навыков
Родители – первые и самые главные педагоги своих детей и именно они являются авторитетом для них. Мама и папа – образец для подражания, от того, как относятся к культурно – гигиеническим навыкам родители, зависит и отношение ребёнка к ним. Если родители с раннего возраста уделяют этому особое внимание и приучают к гигиене и культуре, то ребёнку будет это интересно, и он легче адаптируется к детскому саду. Поэтому воспитателю очень важно сотрудничать с родителями ребёнка.
Педагог проводит индивидуальные беседы, с каждым родителем избегая публичных обсуждений ошибок, допускаемых родителями в воспитании детей, так как это может вызвать негативную реакцию и прервет контакт, что существенно вредит делу.
Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития выносятся на родительские собрания. И здесь воспитателю важно заинтересовать родителей, привлечь их принять активное участие в обсуждении этого вопроса, обменяться опытом семейного воспитания. Можно провести «блиц-опрос родителей» по культурно-гигиеническим навыкам, анкетирование, рекомендации «Полезные советы для родителей».
Эффективность санитарно-просветительской работы повышается, если в раздевалке оформлен «Уголок для родителей», где помещают тематические бюллетени, плакаты, стенды с иллюстрациями основных моментов жизни ребёнка в саду и дома: игры, зарядка, закаливание, труд. Здесь помещают советы педагога, врача, рекомендации по гигиеническому воспитанию детей: Можно подготовить фотовитрину: «Дома» и «В детском саду». Фотографии, иллюстрации должны рассказать о гигиеническом поведении ребёнка дома и в детском саду. [6]
Полезно организовать выставки методической и научно-популярной литературы, памяток, брошюр, предоставив родителям, возможность брать книги домой для более глубокого изучения вопросов развития. В работе с родителями воспитателю можно рекомендовать средства массовой информации и пропаганды кино, телевидение, радиовещание, печать.
Для закрепления навыков гигиенической культуры можно предложить родителям приобрести дидактический материал, настольно-печатные игры, художественную литературу. [Приложение 3]
Также можно предложить родителям использовать в играх с детьми потешки, загадки, песенки, пословицы. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают знания, овладевают навыками действия с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует культурно-гигиенические навыки. Большую роль играет оценка, то есть суждение взрослого о поступках и поведении ребёнка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой, одобрение, поощрением, похвалой. [5]
Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и так далее.).
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа», - советовал А.С. Макаренко.
Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада и родители. «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету, — все это имеет для ребёнка большое значение», говорил А.С. Макаренко.
В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и так далее.
Например, если требуют от ребёнка, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате, бесполезно затраченные силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей. [16]
Выводы по главе 2
Обобщая написанное, можно сделать вывод, что дошкольный возраст – это время, когда ребёнок начинает познавать окружающий его мир, учится правилам и нормам, присущих данному обществу, поэтому для всестороннего развития ребёнка необходимо закладывать основы культурно-гигиенических навыков ещё с самого раннего возраста.
Особое внимание следует уделять условиям и приёмам, которые непосредственно влияют на успешность формирования культурно-гигиенических навыков.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и динамику развития психических процессов, можно выделить ряд условий, обеспечивающих эффективное развитие культурно-гигиенических навыков:
1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и так далее.);
2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
4) индивидуальная работа с каждым ребёнком, учёт уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6 ) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Кроме действий со стороны воспитателя особое значение имеет совместная работа с семьёй, ведь именно родители – первые и самые главные педагоги своих детей и именно они являются авторитетом для них. Мама и папа – образец для подражания, от того, как относятся к культурно – гигиеническим навыкам родители, зависит и отношение ребёнка к ним. Для этого педагогом может быть организованы беседы с каждой семьёй, различные опросы, анкетирование, проведение различных мероприятий, а также создание уголка для родителей.
Таким образом, в дошкольном возрасте следует воспитать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причём большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы можно отметить, что формирование культурно-гигиенических навыков – это одно из важнейших направлений в работе с детьми. Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, то есть сенситивный период.
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй. Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, стало известно, необходимо использовать разные приёмы и методы, а так же дидактические и сюжетно-ролевые игры, на их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
В процессе написания работы были проанализированные необходимые следующие условия:
1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и так далее);
2 ) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
4) индивидуальная работа с каждым ребёнком, учёт уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
По итогам работы можно сделать следующие выводы, что педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
В данной курсовой работе поставленная цель была достигнута, а задачи решены. В дальнейшем, материалы курсовой работы можно использовать как составную часть выпускной квалификационной работы и доказательно продемонстрировать, что именно будет способствовать успешному формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Этот материал, возможно, будет интересен практикующим педагогам дошкольных образовательных организаций и студентам педагогических специальностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2.Афонькина, Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст] / Ю.А. Афонькина, Г.А Урунтаева. – Москва: Просвещение, 2019. - 215с.
3.Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет [Текст] / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2015. – 335с.
4.Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С. Буре, А.Ф. Островская. – Москва: Просвещение, 2001. - 121с.
5.Взаимодействие воспитателя и родителей по воспитанию у детей культуры-гигиены [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые. дан. – Режимный доступ: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/22/vzaimodeystvie-vospitatelya-i-roditeley-po-vospitaniyu-u-detey-kultury ..., свободный.
6.Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьёй [Текст] / Н.Ф.Виноградовой. – Москва: Посвящение, 2018.- 87с.
7.Возрастные особенности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые. дан. – Режимный доступ: http://edu.mari.ru/mouosernur/dou2/doclib9/Работа%20с%20родителями/Возрастные%20особенности%20детей%20дошкольного%20возраста.pdf …, свободный.
8 .Голицина, Н.С. Перспективное планирование воспитательного образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / Н.С.Голицина. – Москва: Просвящение, 2017.- 213с.
9.Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] / Н.К. Крупская. – Москва: Просвещение, 1973. - 160с.
10.Методика и условия формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые. дан. – Режимный доступ: http://ds178.ru/?cat=kindergartner/culturehygiene ..., свободный.
11.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – Москва: Мозаика-Синтез, 2020. - 352с.
12.Паунова, С.И. Гигиенические навыки с малых лет [Текст] / С.И.Паунова // Дошкольное воспитание. –1993. –№11. – С. 67.
13.Понятие и значение культурно-гигиенических навыков у дошкольников [Электронный ресурс]. – Электрон. тестовые дан. – Режимный доступ: https://megaobuchalka.ru/1/9049.html ...,свободный.
14.Понятие культурно-гигиенических навыков и их значение в жизни человека [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режимный доступ: https://www.maam.ru/detskijsad/ponjatie-kulturno-gigienicheskih-navykov-i-ih-znachenie-v-zhizni-cheloveka.html ..., свободный.
15.Условия успешного воспитания культурно-гигиенических навыков [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые. дан. – Режимный доступ: https://lektsii.org/13-16398.html ..., свободный.
16.Условия, методы и приёмы для формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые. дан. – Режимный доступ: https://www.maam.ru/detskijsad/uslovija-metody-i-priemy-dlja-formirovanija-kulturno-gigienicheskih-navykov-v-mladshei-grupe.html ...,свободный.
17.Формирование культурно-гигиенических навыков у детей [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые. дан. – Режимный доступ: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-kgn-u-detei.html ..., свободный.
18.Формирование культурно–гигиенических навыков у детей старшего возраста [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://eduboss.ru/doklad-formirovanie-kulturno-gigi-2/ ..., свободный.
19.Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые. дан. – Режим доступа: http://studentlib.com/chitat/kursovaya_rabota_teoriya-279686-formirovanie_kulturno_gigienicheskih_navykov_u_doshkolnikov.html ..., свободный.
20.Яковенко, Т.А. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст] / Т. Яковенко, З. Ходонецких // Дошкольное воспитание. – 2018. - №8. – С.15-20.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Алгоритмы
\\\
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Потешки, пословицы и поговорки
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся.
* * *
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
* * *
Права ножка, лева ножка
Поднимайся понемножку
Одному мигну, другому кивну,
А третий сам догадается.
* * *
Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Ешь больше, проживешь дольше.
Мило не мыло, а беленькое личико.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Художественная литература
К. Чуковский:
«Мойдодыр»,
«Федорино горе»,
«Муха-цокотуха»;
А. Барто:
«Девочка чумазая»,
«Девочка ревушка»;
М.Яснов:
«Я мою руки»;
Я. Аким:
«Мыть посуду я люблю»;
В. Зайцев:
«Я одеться сам могу»;
А. Воронкова:
«Маша-растеряша»;
Е. Благинина:
«Алёнушка»,
«Научу обуваться я братца»;
З. Александрова:
«Утром»,
«Купание».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методические рекомендация родителям
1. Соблюдайте последовательность и постепенность при воспитании у детей культурно-гигиенических навыков.
2. Личный пример родителей играет важную роль, ведь для детей вы пример для подражания. Поэтому, не забывайте сами соблюдать культурно-гигиенические навыки.
3. Используйте стихи, потешки и хвалите детей при выполнении действий.
4. Приучайте, аккуратно и бережно обращаться со своими вещами.
5. Объясняйте детям, для чего им нужно выполнять то или оное действие.
6. Формируйте положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам при помощи игр, и проявляйте терпение при их воспитании.
7. Используйте дома салфетки.
8. Помогайте своим детям.
9. Часто, малыши медленно выполняют какое-либо действие в связи с их особенностями. Не ругайте и не торопите их, а после лучше похвалите за их старания и правильность выполнения.