Доклад «Воспитание культуры и духовности у младших школьников»

6
0
Материал опубликован 8 May 2017 в группе

Каптюк Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МОУ Рудногорская СОШ

Иркутская область

Доклад по теме: «Духовность и культура в воспитании учащихся.

В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», а поскольку молодежь это люди от 16 до 30 лет это значит, что проблемы молодого поколения это общечеловеческие проблемы. Многие представления современной молодежи в некоторых вещах и вопросах удивляют и шокируют старшее поколение. Это касается, прежде всего, уровня культуры, правил поведения в обществе, правил этикета, отсюда возникает вопрос и старшего поколения, почему неизвестны такие простые истины и как можно этого не знать? Нельзя не согласиться с такой оценкой нынешней ситуации. Поэтому сегодня просто необходимо обратить взоры в прошлое, чтобы там, в культурной памяти и историческом опыте народа, понять причины нынешнего состояния нравов и найти ответы на волнующие нас вопросы,. Поэтому столь актуальным представляется обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры.

Сегодня актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания не только молодежи, сейчас мы должны говорить и о младших школьниках. Так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность» [1, с. 370].

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

В школьном учебнике по основам обществознания духовность трактуется как: «внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим» [2, с. 45].

Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие. Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование т.е мы говорим о культуре. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.

Культура как совокупность и единство различных ценностей ведет людей к духовной свободе. Духовные ценности наполняют смыслом жизни каждого, открывают дорогу в будущее. Общество, которое ценит духовность, знает культуру своего народа ожидает большое будущее. Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время. Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности. Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты...[4, с.19] Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому.

Воспитание нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. «…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2, с. 52]

Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность.[3, с. 476] Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Проблема связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным –нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В состоянии ли современный учитель с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, зачастую столь же бездуховный, выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится? Народной культуре, проблемам нравственного воспитания, культуры общения, поведения, духовности посвящены диссертационные исследования Л.А. Черных, Л.Н. Пауковой, Л.И. Чупахиной, М.С. Стародубцевой, Н.И. Пономарёвой и др., где рассматриваются различные аспекты теории духовно-нравственного воспитания и использования традиций народной культуры в решении задач образования и воспитания. Однако, несмотря на многоплановость исследований, проведённых по данной проблеме, решение её не может быть признано окончательным и полным. Анализ трудов показывает недостаточную теоретико-практическую изученность использования народной культуры в духовно-нравственном формировании современных школьников как на теоретическом, так и на методическом уровнях.

В образовательном процессе школы сегодня отчётливо проявляются:

- невыраженность или даже отсутствие духовной компоненты в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса;

- слабая человековедческая направленность учебного процесса, усиление тенденции к его интеллектуализации и прагматизации;

- ориентация на западные и американские ценности, образцы и способы жизнедеятельности;

- обеднённость и примитивизм ценностно-смыслового пространства, в котором развивающаяся личность ребёнка должна совершать .

В связи с вышеизложенным появилась необходимость поиска новых подходов к осмыслению и решению проблем духовно-нравственного воспитания, призванного сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции нашего народа, дать молодому поколению не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности, а самое главное - сформировать способность противостоять злу и творить свою жизнь по законам добра.

Очевидно, не случайно государство обратилось к церкви, поскольку в ней мы можем найти подлинно духовных наставников юношества. Но, как отмечает протоирей о. Виктор Дорофеев в своей публикации в Интернете, реально священники не могут участвовать в этом процессе. Кто реально это может делать, так это преподаватели общеобразовательных школ. Необходима подготовка педагогов, способных вести курсы «Православная культура» и «Основы нравственности». Однако возникает опасность сведения данной подготовки к научению педагога, в то время как необходимо его воспитание, преобразование собственного духовного мира.

Последняя редакция Закона «Об образовании», отдает духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования. В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания.

Этот процесс идет уже в новой ситуации. Государство вернуло себе роль основного организатора общественной жизни и начало последовательно проводить курс на модернизацию страны, несмотря на трудности в связи с мировым экономическим кризисом. Без преемственности поколений, без обмена духовным опытом были бы невозможны прогресс и поступательное развитие общества. Народные традиции - это не только сокровищница мудрости, кладовая педагогической мысли и нравственного здоровья; прежде всего, это духовные истоки. Духовное возрождение немыслимо без возвращения к истокам, без восстановления и творческого осмысления забытых традиций и обычаев. Забывая свои корни, человек разрывает связь времен и поколений, теряет не только то, что формирует его национальный облик, но и то, что связывает его с общечеловеческой культурой.

Многие традиции прерваны, а в новых во многом растерян тот духовный потенциал, который веками собирался по крупицам. Выросли новые поколения, не владеющие родным языком, не приобщенные к родной культуре и воспитанные на совершенно иных ценностях и духовных ориентирах. Нашему обществу, оказавшемуся сегодня на грани бездуховности, так не хватает сегодня этих "пережитков", того рационального и демократического, что откладывалось в них веками.

В нашей школе сейчас уделяется много внимания духовности. В своем классе я сама разработала свою авторскую воспитательную программу «Воспитание толерантности и культуры мира в начальной школе». Данную программу можно посмотреть на сайте. Особое внимание данная программа уделяет духовности и культуре ребенка через изучение традиций, воспитывать любовь к Родине, изучить ее историю, традиции, обычаи. Мы много ходим в музей и изучаем историю, многие дети ходят на кружок «Краеведение». Дети становятся участниками многих праздников проводимых ДК «Орфей»: «Масленица», «Синичкин День» и др. В классе проходит много бесед о милосердии, о культуре, о доброте. Родители так же являются активными участниками воспитательного процесса. И для них проводятся беседы : «Что значит быть толерантным», «Как воспитывать у детей милосердие». Участвуют в акции «Добро», сбор школьных принадлежностей в детский дом. В этом году были активными участниками поселкового парада к юбилею победы. В конце года был проведен мониторинг духовных ценностей и выявили, что даже в 1 классе у детей приоритетными являются: семья, милосердие и здоровье. Значит можно сделать вывод: мы на правильном пути в воспитании наших детей.

Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Библиографический список:

Аверинцев, С. С. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание [Текст] / С. С. Аверинцев // Этическая мысль. – М., 2012. - С. 370.

Синенко, В. Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы [Текст] / В. Я. Синенко // Семья, школа, церковь. - №13. – 2011.

Словарь русского языка [Текст] / Под ред. С. И. Ожегова. - М., 1989.

Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Канон, 1996.

Сухомлинский В.А. Педагогика духовности. [Текст] ;Педагогическое образование в России. № 2. 2011

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.