12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александра12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30











Взаимосвязь физики и литературы







Выполнил(а):

Марьева Александра

учащий(ая)ся 10 Б класса

МБОУ СОШ №30



Руководитель:

Кузнецова Т.Э

учитель физики и астрономии






Введение.

Физика — область естествознания: наука о наиболее общих законах природы, о материи, её структуре, движении и правилах трансформации. Законы физики лежат в основе всего естествознания. Не задумываясь, мы применяем законы физики ежедневно: вставая утром с кровати, смотрясь в зеркало, держа ложку за завтраком, беря вещи в руки, да и вообще двигаясь. Мир не был бы миром, без великих открытий в области физики. Прогресс – это последствие работы тысячи ученых разного времени. Но не всех людей может интересовать как работает тот или иной процесс. Их не интересует, почему они видят себя в зеркале или как работает лифт. «Для этого есть ученые, чтобы разбираться как все работает и улучшать это». И правда, не все обязаны интересоваться физикой и знать наизусть открытия Ньютона. Нас могут интересовать и другие области знаний, например, искусство, а точнее литература. До недавнего времени, я тоже больше интересовалась гуманитарными науками. Но класс соответствующего профиля заставил меня глубже вникнуть в такую область, как физика. Не стоит, торопясь, утверждать, что я позабыла про литературу. Наоборот, мне стало интересно, а можно ли связать столь полюбившиеся мне предметы…?

Актуальность.

Утверждение, что ваша жизнь способна существовать без физики, является нелепым абсурдом и давно опровергнутой теорией. Так же, как и наша, жизнь героев литературы наполнена различными законами физики. Они существуют в мире, придуманном автором и, конечно же, подчиняющимся законам физики. Меня особо заинтересовали поиски физических фактов, в моих любимых произведений русских и зарубежных авторов.



Цель исследовательской работы:

Обнаружить применение физических законов в произведениях литературы.

Тип: теоретическое исследование.

Вид: проблемно-реферативная работа.

Объект:

литературные произведения.

Предмет:

физические законы.

Задачи:

- изучить литературу, необходимую для анализа над проблемой;

- найти применение законов физики;

- определить их роль в произведениях;

- сделать вывод на основе анализа собранной информации,

Проблема:

Какую роль в произведениях литературы играет применение законов физики?

Методы исследования:

- теоретического уровня:

изучение и обобщение литературы (произвести логическое исследование собранных фактов);

анализ и синтез (выработать суждения, сделать умозаключения и теоретические обобщения);

- экспериментально-теоретического уровня (систематизировать факты, определить причины и следствия):

анализ;

логический;

гипотетический

Гипотеза исследования:

- литературный мир, как и реальный подвластны законам физики

Основная часть. Физические явления в литературе.

Сталкиваясь с такими терминами как физика и литература, в голову не приходи не одно сходство. Гуманитарная и техническая дисциплина… Казалось бы, что их пересечение вызывает массу вопросов и недоумений, но ответы лежат уже на поверхности. Литературы заставляет нас переосмысливать многие вещи, задумываться о прочитанном материале и развивать воображение. Так же, как и физика помогает подходить к ситуации под разными углами, исследовать проблему и подвергать мыслительному анализу вероятные ответы.

Обе науки описывают самые разные физические явления бытовой и не только жизни. Те самые пересечения можно обнаружить, как в статье учебника по физике, описывающего работу динамометры, так и в литературных произведениях любого писателя, показывающего нам всю красоту родной природы.

Я бы хотела подтвердить свои высказывания с помощью произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Даже если вы не любитель проводить свое свободное время за книгой, хоть раз в жизни вы слышали об этом популярном произведении:

«Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змея, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь, приближения дня. Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем».

В данном отрывке описывается такое физическое явление как туман. С точки зрения науки туман — это результат конденсата, образующегося из-за «конфликта» теплой и холодной масс воздуха. Во время этого явления природы в низком слое атмосферы скапливается большое число капель или ледяных кристаллов.

«Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень»

В следующем отрывке того же произведения мы сталкиваемся с явлением образования тени. Тень – это пространственное оптическое явление, выражающееся зрительно уловимым силуэтом, возникающим на произвольной поверхности благодаря присутствию объекта между нею и источником света. Именно в этой части объектом являет слепой мальчик.

Для большего убеждения мы обратимся и к другим авторам. Стихотворение С.А.Есенина «Зима»:

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды,

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды…

В этой части произведения описывается такой, завораживающий по своему внешнему виду и интересующий своим образованием, процесс кристаллизации - образование кристаллов из паров, растворов, расплавов, вещества в твёрдом состоянии (аморфном или другом кристаллическом), в процессе электролиза и при химических реакциях.

Не уходя далеко от стихотворной формы обратимся к Ф.И.Тютчеву с его широко известным всем произведением «Весенняя гроза»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Не сложно отметить главную тему произведения, посвященную грозе – это природное явление, представляющее собой возникновение электрических разрядов между намагниченными кучево-дождевыми облаками и земной поверхностью.

В романе Г.Уэлса «Первые люди на Луне» герои, при взлете на своем космическом корабле, испытали на себе особое явление, называемое перегрузкой:

«Последовал легкий толчок, послышалось щелканье, как будто в соседней комнате откупорили бутылку шампанского, и слабый свист… я почувствовал огромное напряжение, мне показалось, что ноги у меня словно налиты свинцом».

Перегру́зка — отношение абсолютной величины линейного ускорения, вызванного негравитационными силами, к стандартному ускорению свободного падения на поверхности Земли.

Таким образом. На первом этапе нашего исследования можно сделать вывод, что физические явления встречаются везде, как в совершенно разных жанрах и формах сложения, так и в произведениях любого происхождения.



Применение литературы в учебниках физики.

Все мы знаем золотое правило математики, которое гласит, что от перемены мест слагаемых, сумма не меняется. Именно под таким углом мы смотрим на две эти науки. Прекрасно дополняя друг друга, они создают сумму, которая способна заинтересовать не мыслящего ничего в физике поэта также, как и учёного не понимающего разницу между ямбом и хореем.

Поэтому я хотела бы рассмотреть применение литературного таланта в пособиях по физике. Конкретнее взять примеры из сборника Л.А.Кирика «Физика. 8 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.» Книга, которая предназначена для текущего контроля знаний учащихся, часто прибегает к применению строк литературных гениев.

Перед разделом «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.» приводятся строки Игоря Северянина из стихотворения «Идиллия»:

Разведи костёр у борозд,

Где ковровые поля;

Пусть потрескивает хворост,

Согревается земля…

В данном отрывке описывается процесс сгорания топлива, в данном случае дерева (костер). Удельной теплота сгорания — это количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании 1 кг твёрдого или жидкого топлива или 1 м³ газообразного топлива.

В следующем разделе «Плавление и кристаллизация» представлена часть произведения Андрея Вознесенского:

Помнишь время молодое?

Мы врывались на пари,

Оставляя пол-ладони

Примороженной к двери.

С самого детства мы знаем, что нельзя прижиматься открытым участком кожи к металлу на морозе. Все потому, что данный материал отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже точки плавления и замерзает. Мама не зря грозила нам пальцем при каждой попытке лизнуть качели.

В одной из задач раздела «Испарение и конденсация. Кипение» мы можем наблюдать стихотворение Ф.И.Тютчева «Утро в горах»:

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Автор помогает нам понять, что туман образуется именно на склонах высоких гор. Теплые слои воздуха поднимаются по склону горы вверх и попадают в область относительно холодного воздуха, в процессе охлаждения поднявшегося теплого воздуха, образуется туман.

В этом же разделе, на эту же тему приводится произведение М.Ю.Лермонтова «Светает. В поле тишина...»:

...Светает. В поле тишина.

Густой туман, как пелена

С посеребрённою каймой,

Клубится над Днепром-рекой.

Почему же чаще всего мы наблюдаем туман именно над водохранилищами? Что еще за «посеребрянная кайма»? Ночью воздух над поверхностью воды охлаждается больше, чем сама вода, и его температура оказывается ниже. Потому с тёплой водной поверхности в холодный воздух испаряется водяной пар, который в воздухе конденсируется в капельки тумана. По краям области, занимаемой туманом, плотность его меньше. Солнечные лучи проникают сквозь граничные области тумана и создают впечатление, будто туман имеет «посеребрённую кайму».

Таким образом, мы повторно доказали зависимость этих наук друг от друга. При чем главной особенность является то, что они справляются со своей задачей прекрасно, передавая роль ведущего.

Вывод.

На основе собранной информации из множества произведений литературы и биографии самих авторов, я могу сделать вывод, что писатели не просто так указывают «случайные» детали дополняющие их придуманный мир реальностью. Поэты хотят полностью погрузить своего преданного читателя или просто человека, который решил расслабиться за книжкой, в отдельную реальность. Ведь порой нам всем так хочется сбежать от своих проблем в иной мир. И если этот мир будет наполнен реальностью, сохранением всех законов физики, читатель получит нескончаемое удовольствие от прочтения.

Нельзя сбрасывать со счетов прекрасную фантастику, но тут уже каждый сам выбирает, что ему по душе. Чудесный мир, со своими правилами и законами, либо история, схожая с реальностью заставляющая верить в существующее на земле счастье…



Источники информации

Интернет ресурсы:

1.https://ilibrary.ru/text/12/p.1/index.html

2.https://tainaprirody.ru/atmosfera/tuman

3.https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/240594

4.https://rustih.ru/sergej-esenin-zima/

5.https://gufo.me/dict/bse/Кристаллизация

6.https://rustih.ru/fedor-tyutchev-vesennyaya-groza-lyublyu-grozu-v-nachale-maya/

7.http://lib.ru/INOFANT/UELS/men_moon.txt

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Перегрузка_(летательные_аппараты)

9.https://rustih.ru/igor-severyanin-idilliya/

10.https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/teplovye-iavleniia-12324/udelnaia-teplota-sgoraniia-topliva-162052/re-4380871e-3265-483c-a353-0a672d63ad34

11.https://rustih.ru/fedor-tyutchev-utro-v-gorax/

12.https://www.askbooka.ru/stihi/mihail-lermontov/svetaet-v-pole-tishina.html

г. Подольск,

2021

Автор материала: А. Марьева (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.