12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Руденко56
Украина, Донецкая Народная Республика, Горловка
5

Статья «Взаимосвязь заглавия и содержания художественного текста»

 Заглавие – это первый атрибут текста, дающий читателю целый комплекс представлений о содержании книги. Именно оно более всего формирует у читателя предпонимание текста, является первым шагом к его интерпретации [4, с. 65]. Это делает его важнейшим элементом смысловой структуры текста – именно в этом ключе заголовки изучаются в литературоведении.

Как известно, заглавие – это сильная позиция любого текста. «Начало текста и заголовок – точка отсчета в восприятии понятийной системы текста и потому предмет особого внимания, ключ к концептуальной структуре произведения» [1]. Вопрос о связи заголовка и текста поднимался в работах многих ученых, однако он требует дальнейшего изучения. Данная статья посвящена рассмотрению связи заголовка и основного содержания художественного текста.

Исследования проблемы заглавия ведутся в различных направлениях. Большое внимание уделяется изучению заголовков в функционально-стилистическом аспекте (Н.П. Харченко, Э.А. Лазарева, Н.А. Кожина). Также ставится вопрос о синтаксическом статусе заголовка; ученые относят его либо к предложению, либо к особой структуре, отличной от него (Е.Н. Бахарев, В.А. Вомперский). Важной проблемой при изучении заглавия является изучение его функций.

Обычно у заглавия выделяют следующие функции: номинативную, информативную, разделительную, экспрессивно-аппелятивную. В.А. Вомперский выделяет такие функции: коммуникативную, служащую для выражения сообщения о предмете речи; аппелятивную (воздействующую), связанную с непосредственным обращением к читателю; экспрессивную, характеризующую личность пишущего; графически-выделительную, заключающуюся в отграничении одного материала от другого [2, с. 84].

Выбор заголовка всегда осознан автором, поэтому он, как никакая другая позиция в структуре текста, напрямую свидетельствует об авторском замысле, об акцентах, которые автор расставляет в содержании своего произведения.

Каждое заглавие вводит читателя в мир изображаемого. При этом функции заглавия в различных художественных произведениях не одинаковы. Так, рассказы «Юшка» А.П. Платонова, «Кусака» Л.Н. Андреева, былина «Вольга и Микула Селянинович», повесть «Тарас Бульба» названы по кличкам и именам главных персонажей. Рассказ И.А. Бунина «Кавказ», роман А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» названы по месту описываемых событий.

Как известно, между заглавием и текстом существуют особого рода отношения. Заглавие открывает повествование и требует обязательного возвращения к нему после прочтения всего текста, поскольку основной смысл можно постичь лишь в сравнении с уже прочитанным произведением. «Как завязь в процессе роста разворачивается постепенно – множащимися и длиннющими листами, так и заглавие лишь постепенно, лист за листом, раскрывается в книгу: книга и есть – развернутое до конца заглавие, заглавие же – стянутая до объема двух-трех слов книга» [3, с. 13]. Данное утверждение реализуется в полной мере, например, в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Назначение заглавия состоит нетолько в том, чтобы установить контакт с читателем, но и привлечь его внимание, вызвать интерес, произвести на него эмоциональное воздействие. Заглавия передают различные намерения автора, соотносят текст с его художественным миром: главными персонажами («Евгений Онегин» А.С. Пушкина), основными временно-пространственными координатами («Утро помещика» Л.Н. Толстого, «Деревня» И.А. Бунина), представляют основную тему или проблему («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского).

Будучи компонентом текста, заглавие оказывается связанным с текстом довольно сложными отношениями взаимозависимости. С одной стороны, оно предопределяет в известной мере содержание текста, с другой – самоопределяется им, развивается, обогащается по мере развёртывания текста [5, с. 62].

Литература

Белова Н. А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: Учебно-методическое пособие / Н. А. Белова / Мордов. гос. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. - Саранск, 2008. – 205 с.

Вомперский В.А. К изучению синтаксической структуры газетного заголовка // Искусство публицистики (проблемы теории и мастерства): тез. докл. на республикан. науч. конф.-семинаре. – Алма-Ата, 1966. – С. 82-85 с.

Крижановский С.Д. Поэтика заглавий. – М. , 1994. – 286 с.

Ламзина А.В. Заглавие // Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В. Чернец. – М. : 2003. – С. 63-71

Основина Г.А. О взаимодействии заглавия и текста // Русский язык в школе -М., 2000. – с. 62.

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.