Зачем нам знать Конституцию РФ?
Автор публикации: Д. Зайкова, ученица 8 класса
Исследовательский проект по обществознанию ученицы
8 класса
Зайковой Дарьи
«Зачем нам знать Конституцию РФ?»
Знание конституционных прав, обязанностей необходимо каждому учащемуся общеобразовательной школы. Правовое образование позволит овладеть умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности. Освоение основных законов позволит успешно взаимодействовать в обществе, в различных областях профессиональной деятельности.
Цель проекта: ответить на вопрос: «Зачем нам знать Конституцию РФ?».
Задачи исследования:
- изучить, что включает в себя конституционное право;
- изучить Конституцию РФ;
- сделать вывод о значении Конституции в нашей жизни.
Конституционное право составляет «ведущую отрасль права Российской Федерации, в которую входит совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих единство общества (основы Конституционного строя, статус человека и гражданина, федеративное устройство государства, система органов власти)».
Конституционное право является одной из отраслей российской правовой системы, определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин, устанавливает основные начала других его отраслей.
При изучении теоретических правовых тем необходимо обратить внимание учащихся на то, что конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения.
При изучении вопросов конституционного права, школьники учатся анализировать принципы построения и деятельности органов государственного управления, определяют их место в системе органов российского государства.
Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти (ст. ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 125 Конституции РФ).
При изучении правовых тем необходимо обратить внимание учащихся на права и свободы человека и гражданина, которые реализуются в сфере государственного управления.
Я изучила статьи Конституции РФ и сделала следующие выводы.
Ст.14 п.1
Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Провозглашение Российской Федерации светским государством означает отделение церкви от государства, отказ от установления государственной или обязательной религии. Признаётся свобода религии и атеизма, возможность придерживаться как религиозных, так и антирелигиозных взглядов.
Канонические установления и правила религии не признаются источниками права и не оказывают никакого влияния на деятельность государственных органов, учебных заведений всех уровней. Образование носит светский характер.
Задача государства – не допустить установления какой-либо из религий предпочтительного положения в стране и не давать никому возможности его добиваться. Вероисповедание - личное дело каждого гражданина, и оно не должно оказывать никакого влияния в общественной жизни и на рабочих местах.
Ст.23 п.1
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Частная жизнь – это функционирование человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан. Частная жизнь защищается судом. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (ст.155); разглашение данных предварительного следствия и дознания (ст.124, 139 УПК РФ); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров (ст.138); нарушение неприкосновенности жилища; незаконный обыск, незаконное выселение (ст.139) и иные преступления против автономии личности.
Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трёх основных сферах:
- в области борьбы с преступностью;
- при защите здоровья граждан;
- при объявлении чрезвычайного и военного положения.
Ст.26 п.1
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Я выяснила, что вопрос о национальной принадлежности едва ли не самый болезненный для нашего государства. В годы сталинских репрессий по признакам национальной принадлежности государство осуществляло политику геноцида, сопровождающуюся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований.
В соответствии с подзаконными актами, ранее существовавшими в стране, национальность человека определялась национальностью родителей или одного из них, если родители были разной национальности. Национальность проставлялась в общегражданских паспортах.
В новой Конституции РФ сформулирован новый подход к данной проблеме. Указание собственной национальности – это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, то есть с учётом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса. Принадлежность лица к определённой национальности не может служить основанием для ограничения его прав.
Обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан является одной из задач национальной политики России. И чтобы освободить государство от контроля в этом вопросе, из общегражданских паспортов убрана графа «национальность». Теперь не на словах, а на деле вопрос о национальной принадлежности – личное дело каждого человека.
Ст. 59 п.1
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Я поняла, что защита своего Отечества является не только правовым, но и нравственным, моральным долгом, всеобщей обязанностью. Эта норма направлена на защиту страны, её населения, материальных и духовных ценностей, территориальной целостности и суверенитета. Защита Отечества касается всех граждан: мужчин и женщин.
Меры обороны страны могут быть политическими, экономическими, военными, правовыми и т.д.
Для обороны Российской Федерации с применением средств вооружённой борьбы созданы Вооружённые Силы РФ и установлена воинская обязанность граждан.
Воинская обязанность включает в себя: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; военные сборы.
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых Силах РФ, а также пограничных войсках, во внутренних войсках, в Железнодорожных войсках, Службе внешней разведке РФ и др.
Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.
Вывод
Необходимость изучения конституционного права связана с тем, что оно устанавливает экономическую систему Российской Федерации, основу которой составляет разнообразие форм собственности и их равную защиту государством. Я понимаю, что знание вопросов конституционного права поможет им осуществлять в будущем профессиональную и предпринимательскую деятельность.
Я познакомилась с тем, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества, согласно ст. 34 Конституции РФ, для предпринимательской и другой экономической деятельности, которая не запрещена законом.
В ходе исследования я выяснила, что положения конституционного права закрепляют свободу труда и дают право распоряжаться своими способностями, выбирать тот род деятельности и профессию, который им по душе. Человек имеет право на труд в безопасных условиях, которые отвечают требованиям гигиены. Конституция РФ закрепляет право «получать вознаграждение за свой труд и не ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Я сделала вывод о том, что изучение вопросов конституционного права особенно необходимо для общего правового образования, формирования у меня активной гражданской позиции и правосознания. Конституционное право составляет ведущую отрасль права Российской Федерации, в которую входят совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих единство общества (основы Конституционного строя, статус человека и гражданина, федеративное устройство государства, система органов власти).