12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена12
Самарская обл.



«Закадровые» персонажи

в ранних рассказах А.П. Чехова



Автор: Малая Татьяна Евгеньевна

учащаяся 6 класса

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова

с. Большая Черниговка



Научный руководитель:

Тузова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы











2020 г.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………….3-4

2. Исследовательская часть. Значение «закадровых» персонажей в ранних рассказах А.П.Чехова……………………………………………………………..5-7

3.Заключение…………………………………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………………………..9

Приложение


































Введение

Ранние рассказы А.П. Чехова изучаются в школе в средних классах. Мы с удовольствием их читаем и смеемся над их героями. Знакомясь с ними, обращаешь внимание на разнообразные истории, множество героев, которых описывает автор. Еще К. Чуковский писал об этом так: «Если бы из всех этих мелких рассказов, из многотомного собрания его сочинений вдруг каким-нибудь чудом на московскую улицу хлынули все люди, изображенные там, все эти полицейские, акушерки, актеры, портные, арестанты, повара, богомолки, педагоги, помещики, архиереи, циркачи (или, как они тогда назывались, циркисты), чиновники всех рангов и ведомств, крестьяне северных и южных губерний, генералы, банщики, инженеры, конокрады, монастырские служки, купцы, певчие, солдаты, свахи, фортепьянные настройщики, пожарные, судебные следователи, дьяконы, профессора, пастухи, адвокаты, произошла бы ужасная свалка, ибо столь густого многолюдства не могла бы вместить и самая широкая площадь».[3,с.7]

Другой критик В.Я.Линков говорит, что «персонажей ранних чеховских произведений можно охарактеризовать названием одного рассказа, писателя тех лет – мелюзга». [2, c. 14]

При анализе этих произведений важное место принадлежит персонажам, которые вообще не появляются, о них только упоминают главные или второстепенные герои, но роль их очень важна. Применяя термин кинематографа, мы решили назвать их «закадровыми» персонажами.

Целью нашей работы является выявление значения «закадровых» персонажей в ранних рассказах А.П.Чехова

Задачи: 1)определить соотношение действующих и «закадровых» героев, 2)выяснить их влияние друг на друга, на общую идею рассказов.

С такой точки зрения эти произведения еще не рассматривались. В этом, на наш взгляд, научная новизна нашей работы.

Предмет исследования: 20 ранних рассказов А.П. Чехова.

Объект исследования: «закадровые» персонажи.

Актуальность: в ранних рассказах А.П.Чехова, кроме действующих, есть и «закадровые персонажи , те, о которых только говорят, но они важны для понимания смысла произведения. Анализ этих героев позволяет более глубоко понять смысл рассказа, героев, их быт и их жизнь.























2. Исследовательская часть Значение «закадровых» персонажей в ранних рассказах А.П.Чехова


В рассказе «Радость» коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров прибегает домой и сообщает, что о нем напечатали в газете. Здесь важно заметить, как на это отреагировали действующие герои. Сестра и два брата-гимназиста этим заинтересовались. «Папаша побледнел. Мамаша взглянула на образ и перекрестилась ». [4,с. 6] Из этого мы можем догадаться, что родители уже боятся новостей, связанных с их сыном. Из дальнейшего развития рассказа мы понимаем, что в заметке говориться о том, как Дмитрий пьяный упал под лошадь, и для рассказа об этом используются как раз «закадровые» герои. Их можно поделить на две группы – тех, кто принимает участие в происшествии: сослуживец Мити - Сергей Петрович, с которым он пил, извозчик Иван Дротов, купец Степан Луков, ехавший в санях, дворники и врач; и тех, кому он собирается прочитать заметку о себе: Макаровы, Иваницкие, Наталья Ивановна, Анисим Васильевич. Таким образом, в этом рассказе закадровых персонажей больше, чем действующих (См. Приложение). Они служат, с одной стороны, для более подробного изложения происшествия, а с другой стороны, для распространения информации по всем знакомым Мити. И для него не важно, что это событие его отрицательно характеризует. Создается впечатление, что эта история из узкого круга родных, действительно становится такой, что «вся Россия узнает». [4, с.7]

В рассказе «На гвозде» действующих персонажей больше, чем закадровых.(См. Приложение) Именинник Стручков ведет к себе домой компанию «коллежских регистраторов и губернаторских секретарей». [4, с.12] Но в прихожей они видят висящую на гвозде новую фуражку своего начальника и не решаются войти. Чуть позже весит уже «кунья шапка» другой важной персоны Прокатилова. Оба этих гостя пришли к жене Стручкова Кате, но Чехов их не показывает. Мы можем о них судить по реакции этих чиновников. Они их боятся и заискивают перед ними. Особенностью «закадровых» героев в этом рассказе является то, что они говорят.

« И у этакого сквернавца такая хорошенькая жена!» - «Дуракам счастье, высшее превосходительство!» [4,с.13]

По этому диалогу можно понять, что Прокатилов любит хорошеньких женщин и презирает Стручкова. А жена, унижая мужа, заискивает перед его начальником. Благодаря этом репликам и вышеуказанным деталям, мы хорошо представляем, как делается карьера Стручкова и в этом нам помогают «закадровые» персонажи.

Подобная ситуация в рассказе «Случай с классиком». Четыре действующих лица - Ваня, проваливший экзамен в гимназии, его мать, тетя и их жилец Евтихий Кузьмич, который его беспощадно выпорол, - соотносятся всего с двумя «закадровыми» героями: сыном тетки Насти - Кузей и учителем греческого языка Артаксерксова, принимавшим экзамен. Два этих «закадровых» героя являются как два возможных варианта судьбы главного героя. Первый персонаж - Кузя дается, как символ будущего Вани, которого отдадут по купеческой части. Он прост и понятен. «Кузя-то, вот, пятьсот в год получает» - говорит о нем тетка Настя. В самой фамилии учителя греческого языка Артаксерксова есть что-то заумное трудное и непонятное, как «энклитические частицы», в которых Ваня никак не может разобраться. Из-за своей недосказанности образ учителя становится значительным, даже зловещим, он подавляет главного героя, парализует его волю.

В рассказе «Жалобная книга» нет действующих лиц, а только «закадровые». Все они делают записи в книге, которая лежит на железнодорожной станции. И их можно разделить на несколько групп. Эта книга лежит на железнодорожной станции, и доступ к ней открыт любому проезжающему. Есть группа «шутников». Они пишут смешные и издевательские замечания, например: «Кто писал не знаю, а я дурак читаю». Видно, что писал это человек не очень воспитанный. Следующую группу можно назвать «доносчики» : «Никандров социалист», «Господа! Тельцовский шуллер!».. Так же есть группа «просителей»: «Кто найдет кожаный портсигар, тот пущай отдаст кассу Андрею Егорычу». По этой фразе видно, что человек не из бедных, в то время кожаный портсигар стоил немалые деньги. Так же есть и такая группа «признание в любви». «Катенька, я вас люблю безумно!» Здесь видно, что человек не скрывает свою любовь, а наоборот хочет показать ее всем. Есть группа «Жалобщики». Например: « Приношу начальству мою жалобу на кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась что бы все было тихо. А так же на счет жандарма Клятвина который меня грубо за плечи взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев» По фразе можно понять, что человек скандальный и может постаять за себя.

Смысл произведения заключается в том, что Жалобная книга используется не по назначению, зато благодаря этому многое можно узнать о тех героях, которые хоть раз заглянули и написали что-то в ней.

Среди анализируемых нами произведений есть рассказ «Репетитор», в котором вообще отсутствуют «закадровые» герои. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что все три героя - гимназист-учитель, его ученик и отец ученика – живут очень неинтересно. Ни ученик, ни учитель учиться не любят, занимаются своим делом по-принуждению. У них нет никаких попыток выйти из замкнутого круга своей жизни. А ведь совсем рядом существует огромный многообразный мир, который остается «за кадром» Хотя темой рассказа являются учебные занятия, но Чехов не упоминает ни о каких других ученых людях, никак не расширяет за счет «закадровых» персонажей жизнь и мир своих героев. Хотя, например, в рассказах «Неудача» и «Загадочная натура» есть «закадровые» герои из области литературы: писатели Некрасов, Лажечников и даже герой Достоевского Раскольников.








Заключение

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод. Мы не обнаружили каких-то количественных закономерностей между действующими и «закадровыми» героями в ранних рассказах А.П.Чехова. Есть рассказы, в которых больше действующих героев, в других больше «закадровых». Среди рассматриваемых нами произведений есть рассказы, в которых отсутствуют «закадровые» персонажи или, наоборот, отсутствуют действующие герои.

Большинство «закадровых» персонажей принадлежат миру действующих героев: это родственники, сослуживцы, соседи, случайные прохожие, учителя, попутчики – в общем, все те, с кем действующие герои живут рядом, общаются или могли бы встречаться.

Мы также заметили, что «закадровые» персонажи ведут себя очень разнообразно. О них может быть просто упомянуто, но они могут играть роковую роль в жизни главных героев, как учитель Артаксерксов в жизни гимназиста Вани в рассказе «Случай с классиком». Они могут говорить. Писатель с помощью коротких реплик и одиночных деталей создаёт яркие образы героев, которые остаются «за кадром» в рассказе «На гвозде».

Отсутствие же «закадровых» героев в рассказе «Репетитор» подчёркивает замкнутость и «бедность» окружающей жизни главных героев. Так и кажется, что чего-то не хватает. Но, на наш взгляд, Чехов намеренно лишил этот свой рассказ «закадровых» героев, подчеркнув тем самым однообразность и «неинтересность» их жизни.

Таким образом, мы доказали, что «закадровые» персонажи играют важную роль в ранних рассказах А. П. Чехова. Они помогают лучше понять действующих героев, служат для обрисовки общей картины их жизни.






Список литературы:

1.Краткий словарь литературоведческих терминов, - М.: Просвещение, 1978

2.Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П.Чехова. – М.: Издательство Московского университета, 1982

3.Чуковский К. О Чехове. - М.: Художественная литература, 1967

4.Чехов А.П. Рассказы. – М.: Художественная литература, 1985


























Приложение

«Случай с классиком»


Действующие лица

«Закадровые» герои

Мама (мальчика)

Кузя, сын тётки Насти


Ваня Оттепелов (мальчик)

Артаксерксов, учитель греческого языка


Настя (тетя мальчика)


Евтихий Кузьмич (жилец матери)



«На гвозде»

Стручков –коллежский секретарь

Жена Стручкова Катя

Компания коллежских регистраторов и губернских секретарей- коллеги

Стручкова

Начальник

Акулина

Прокатилов



«Хирургия»

Курятин (фельдшер)

Доктор

Вонмигласов (дьячок)

Старуха


Диакон (отец)


Гликерия Анисимова



«Толстый и Тонкий»

Порфирий (тонкий)


Миша (толстый)


Луиза (жена)


Нафанаил (сын тонкого)



«Хамелеон»


Очумелов (полицейский)

Митрий Митрич

Мастер Хрюкин

Брат Хрюкина(жандарм)

Елдырин

Жигалов (генерал)

Прохор

Владимир (брат генерала)

Собака





«Репетитор»

Петя (12 летний мальчик)


Егор Зиберов


Петин папа (секретарь Удодов)




«Радость»

Митя Кулдаров, коллежский регистратор

Семен Петрович, коллега Дмитрия Кулдарова

Сестра

крестьянин деревни Дурыкиной Юхновского уезда Иван Дротов- извозчик

Два братья- гимназиста

Степан Луковый, московский купец второй гильдии

Мама

Дворники

Папа

Врач


Макаровы (семья)


Иваницкие (семья)


Наталья Ивановна


Анисим Васильевич


«Ванька»


Ванька Жуков (9 летний мальчик)

Константин Макарыч (дедушка мальчика)


Алехин (сапожник)


Живаревы (господа)


Каштанка и Вьюн (собаки господ)


Федька (приказчикам сапоги чистит)


Пелагея (мама Вани)


Ольга Игнатьевна (барыня)


Алена


Егорка


Кучер




«Неудача»

Илья Сергеевич Пеплов)

Лажечников (писатель)

Клеопатра Петровна (жена И.С.Пеплова)



Щупин (учитель)


Наташенька (дочь Пеплова)





«Злой мальчик»

Иван Иваныч

Мамаша

Лапкин (молодой человек)


Анна Семеновна Замблицкая (молодая девушка)


Коля(брат девушки)



«Загадочная натура»

Хорошенькая дамочка

Раскольников

Вольдемар


«Канитель»

Отлукавин (дьячок)

Андрей, Мария, Дарья, Митрий, Антип,

Гордей, Герасим, Иван, Егор, Авдотья,

Захарий.

Старуха



«Умный дворник»

Филипп (дворник)


Лакей


Кучер


Повариха


2 мальчика (сыновья Филиппа)



«Мальчики»

Володя

Мать Чечевицына

Чечевицын (друг Володи)

Тетка

Мама, папа (Володи)

Наталья

Милорд (собака)

Иван Николаевич

Няня (Володи)


Сестры: Катя, Соня, Маша.



«Злоумышленник»

Денис Григорьев

Иван Акинфов

Судебный следователь

Климовские мужики


Ингаша


Митрофан Петров


Егор


Староста


Братья Дениса (Кузьма и Егор Григорьевы)


Барин-генерал (покойник)




«Жалобная книга»


1.И.Ярмонкин


2.Коловроев


3.Кучкин (кондуктор)

Клятвин (жандарм)

Самолучшев (конторщик)

Его жена

Андрей Иванович ( живет в имении конторщика)


4.Алексей Зудьев (ученик 7 класса)


5.Неунывающий дачник


6.М.Д.


7.Тельцовский шулер


8.Жандаряшха, Костя (буфетчик), жандарм.


9.Дьякон Духов


10.Андрей Егорыч (кассир)


11.Козьмодемьянский (телеграфист)


12.Катенька


13.Иванов (начальник 7 станции )













13


Автор материала: Т. Малая (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.