12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Толстых Виктория Александровна681
Россия, Москва, Москва

Сведения об авторе

1. Толстых Виктория Александровна

2. Учитель русского языка и литературы высшей категории

3. Место работы: Федеральное Государственное Казённое Образовательное учреждение «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского»

4. Город Москва

 

Читаем рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»

Данная статья содержит анализ проблематики и идейного содержания рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», написанного в 1884 году.

 

Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» написан в 1884 году, в ранний период творчества, когда писатель в своих произведениях уделял большое внимание выявлению и осмеянию различных недостатков современников. На этот раз автор обращается к теме «хамелеонства» и причин его появления. Чехова интересует тип людей, которые готовы мгновенно менять собственные убеждения, взгляды в зависимости от обстоятельств.

Сюжет этого рассказа очень прост. Полицейский надзиратель Очумелов вместе с городовым Елдыриным проходят через базарную площадь и наблюдают следующую картину: золотых дел мастер Хрюкин кричит на собаку, которая его укусила. Отношение надзирателя к произошедшему меняется в зависимости от того, какая версия относительно происхождения собаки оказывается доминирующей в данную минуту. То есть судьба животного напрямую зависит от социального статуса её хозяина – так же, как и реакция Очумелова.

Несмотря на то, что в рассказе действуют несколько персонажей, главным героем является, конечно, полицейский надзиратель. Неслучайно в название произведения вынесено качество его характера, послужившее основой для развития сюжета. Именно уникальная способность Очумелова менять свои решения (и маски) в зависимости от ситуации и находится в центре внимания писателя. 

Но не только заглавие служит раскрытию проблематики рассказа. А.П. Чехов прибегает к различным художественным средствам для того, чтобы ярко, чётко, выразительно передать собственные мысли относительно такого явления нашей жизни, как хамелеонство. Прежде всего хочется отметить такой приём, как «говорящие» фамилии, который помогает дать краткую, но точную характеристику героям. Главный герой носит фамилию Очумелов, при произнесении которой тут же на ум приходит не только глагол «очуметь», но и существительное «чума» (страшная болезнь, уничтожавшая в прошлом целые сёла и города). Не намекает ли писатель нам на то, что хамелеонство надзирателя, так бросающееся в глаза, - это заболевание, способное распространяться с огромной скоростью и «овладевать» совершенно разными людьми?.. Ведь и поведение героя, и его речь тоже говорят читателю о том, что эта страшная болезнь «руководит» Очумеловым. Такой приём, как художественная деталь, дает возможность наглядно представить героя в его новой шинели, которую он то снимает, то снова надевает на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств.

Какова же авторская позиция относительно явления хамелеонства в нашем обществе? Как всегда у Чехова, она скрыта в подтексте. Но думающий читатель легко найдёт ответы на все поставленные писателем вопросы. Не забавный случай лежит в основе рассказа, а глубокое размышление о том, что хамелеонство – это страшное явление общественной жизни, оно опасно угодничеством по отношению к вышестоящим и унижением нижестоящих и, что особенно важно, отсутствием собственной позиции, а значит, отсутствием собственного «Я». Вот с чем был готов бороться А.П. Чехов до конца своих дней.

 

 

Использованная литература:

Человек в футляре / Антон Чехов. – Москва : Издательство «Э», 2016. – 256 с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.