Урок «Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»», 7 класс

4
1
Материал опубликован 22 June 2017 в группе

Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон". 7-й класс

Цели урока для учителя:

обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;

воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;

развивающий аспект: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.

Цели для учащихся:

находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;

научиться отличать юмор от сатиры;

видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: классно-урочная.

Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Приемы технологии, используемые на уроке:

прием “Кластер”;

прием “Толстые и тонкие вопросы”;

прием “Оставь за мной последнее слово”.

Перспективный аспект:

а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);
б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);
в) практические (работа с текстом, задания в группах);

Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.

Логический аспект:

а) дедуктивные;
б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.

Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.

Методы контроля учебной деятельности:

Устные и письменные.

Фронтальные и групповые.

Текущие.

С применением компьютера, экрана.

Средства обучения: учебник-хрестоматия “В мире литературы. 7 класс” под редакцией Коровина; рассказ А.П. Чехова “Хамелеон”, мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.

Организация работы по технологии

Ход урока

I. Стадия вызова.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас . На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова и окунулись в картину нравов в его рассказе “Хамелеон”. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.

Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.

Обращение к личному опыту учащихся.

I. Актуализация знаний. Предлагаю вам литературную разминку. Давайте попробуем угадать фамилии чеховских героев.

1. Литературная разминка (Презентация. Слайд 1, 2. Кроссворд “Угадайте фамилии чеховских героев”).

1. Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель …. в новой шинели и с узелком в руке.(Очумелов)

2. Около самых ворот склада, видит он, стоит …человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец…(Хрюкин)

3. К кому обращается Очумелов: « Узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля!» (Елдырин).

4.О чьей собаке проявляет заботу Очумелов : «Ты отведёшь её к … и спросишь там. ..Скажешь, что я нашёл и прислал... И скажи, чтобы её не выпускали на улицу...»(Жигалов)

Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова “Хамелеон”.)

2. Слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”. Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что “только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”.

«…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек – значит хороший человек. Смех – есть самая верная проба души»,- эти слова Ф.М.Достоевского можно с уверенностью отнести и к рассказам А.П. Чехова

Прием “Кластер”.

Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.)

Что объединяет понятия «юмор» и «сатира»? (они высмеивают поведение, характер, речь, привычки людей).

Но юмор – это безобидная насмешка, а сатира – обличающий смех.

Формулировка темы урока.

Исходя из ваших знаний теории литературы, сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.) Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Личное целеполагание

III. Целеполагание.

А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя. (Учитель выслушивает ответы учащихся и сообщает свои цели урока.)

II. Стадия осмысления.

IV. Этап изучения нового материала.

1. Слово учителя.

В свой короткий смешной рассказ А.П.Чехов вложил очень серьезное содержание, показав при этом мастерство большого художника слова.

Какие же комические средства создания характера он использовал?

2. Объяснение нового материала.

Я предлагаю теперь составить кластер “Комические средства создания характера, которые автор использовал в своем рассказе. Комическими средствами являются как синтаксические, так и композиционные приемы.

Прием “Кластер”.


 

Одним из композиционных комических средств является “Повторение ситуаций”. А какая ситуация повторяется в рассказе? ( Ситуация выяснения “Чья собака?” создает комический эффект. Шесть раз меняется ответ на вопрос, и шесть раз меняется реакция полицейского надзирателя. Этот прием помогает раскрыть идею рассказа. Говорить о законности здесь не приходится. Низкопоклонство Очумелова перед сильными мира сего, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой).

Одним из художественных приемов является прием “Закулисные персонажи”, которые не появляются в рассказе, но оказывают решающее влияние, так как обладают силой, властью. Здесь это генерал и “братец” генерала. Одно упоминание о них действует на Очумелова волшебным образом: он меняет свое решение на противоположное, причем много раз. (В результате выступления групп кластер на доске и в тетрадях учащихся приобретает законченный вид.

Другие приемы, использованные автором, - это косноязычие речи,

говорящие фамилии

и художественная деталь.

 

Работа в группах (10 минут). Самостоятельная работа.

V. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Задание группам:

Дорогие ребята, каждая из групп сейчас будет работать по одному средству комического. Вы должны, используя текст рассказа, привести примеры комических средств создания характера и объяснить, к какому виду смеха можно их отнести: к юмору или сатире. Свои примеры запишите на листочках маркером и дополните кластер на доске. Подготовьте защиту-ответ работы у доски. Время работы – 10 минут.

Устные развернутые ответы, дополнение кластера.

VI. Этап закрепления новых знаний.

1. Выступления групп: дополнение кластера, устные развернутые ответы, комментарии учителя, одобрение, поощрение.

1-я группа. Синтаксическое средство “Косноязычие речи”. Это средство комического характеризует Очумелова, как человека невежественного, так как предложения несвязанные, отрывистые; грубого, чувствующего свою силу и власть: использует угрозы, брань, грубость – к низшим, а лесть – к высшим по рангу.

2-я группа. “Художественная деталь”. Это “узелок” в руках Очумелова и “решето” в руках городового Елдырина. Они свидетельствуют о их “деятельности” – собрали “дань”. “Шинель” Очумелова – символ власти, с одной стороны, и чувств героя, с другой стороны. Его бросает то в жар, то в холод от решения, кому же принадлежит собака. “Окровавленный палец” Хрюкина – грубая лесть к более сильным, трусость.

3-я группа. “Говорящие фамилии”. Очумелов – “очуметь, одуреть, потерять соображение”. Хрюкин – ассенизатор, “грязная” душа. Фамилии характеризуют героев. Показывают их роль в рассказе.

Слово учителя. Молодцы! Вы провели в совместной деятельности большую работу, дали полные устные ответы и смогли не только увидеть мастерство А.П.Чехова, но и систематизировать и обобщить материал по теме урока. Надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем.

Прием “Толстые и тонкие вопросы”.

2. Фронтальная беседа.

Что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе? (Слайд 4. Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринципность, грубость…)

Кто в рассказе является носителями этих качеств? (Слайд 4. Очумелов, Хрюкин, толпа.)

И это, ребята, уже не смешно, так как А.П.Чехов показал, что хамелеонство – это явление социальное. Так смешное в рассказе становится сатирическим.

Что же обличает А.П.Чехов в рассказе “Хамелеон”? В чем заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.)

Сделайте вывод: это сатирический или юмористический рассказ? (Сатирический, так как автор отрицает подобные явления в жизни.)

III. Стадия рефлексии.

Прием “Оставьте за мной последнее слово”.

VII. Применение знаний и рефлексия.

1. Фронтальная беседа.

Ребята, как вы считаете, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам? (И сейчас тоже есть хамелеонство.)

Вы встречались с хамелеонством в своей жизни? Где? (Лидеры – среди подростков, начальство – среди подчиненных…).

Над чем заставил вас задуматься наш урок?

2. Слово учителя.

Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.

Д/з 1) письменный ответна вопрос «Можно ли искоренить хамелеонство в жизни ? Если «да», то как?

2) как бы могли дальше развиваться события в городе, если бы Очумелов был наказан?

VIII. Итоги урока.

Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления.

ЗАДАНИЕ: Определение роли приема говорящих фамилий

На какие фамилии вы обратили внимание?

Как вы думаете почему у герое такие фамилии? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите?

Как эти фамилии связаны с ролью персонажей в рассказ

Чехова называют мастером художественной детали. Назовите выразительные детали в тексте рассказа и определите их роль.

Что несут в руках «служители закона» в начале рассказа?

Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?

Что происходит с шинелью Очумелова? Что это означает? От какого чувства героя бросает то в жар, то в холод?

ЗАДАНИЕ: Выяснение значения речевой характеристики героев

Можно ли назвать Очумелова косноязычным? Каково значение этого слова? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон»? О чем это говорит?

Как выражена в речи социальная характеристика персонажей?

Какую роль в создании характеристики чеховских персонажей играет их речь?

Подтвердите цитатами из текста, что в рассказе используется живая разговорная речь, преобладает диалог?

ЗАДАНИЕ: Определение роли приема говорящих фамилий

На какие фамилии вы обратили внимание?

Как вы думаете почему у герое такие фамилии? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите?

Как эти фамилии связаны с ролью персонажей в рассказе?

ЗАДАНИЕ: Определение роли художественных деталей

Чехова называют мастером художественной детали. Назовите выразительные детали в тексте рассказа и определите их роль.

Что несут в руках «служители закона» в начале рассказа?

Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?

Что происходит с шинелью Очумелова? Что это означает? От какого чувства героя бросает то в жар, то в холод?

 

ЗАДАНИЕ: Выяснение значения речевой характеристики героев

Можно ли назвать Очумелова косноязычным? Каково значение этого слова? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон»? О чем это говорит?

Как выражена в речи социальная характеристика персонажей?

Какую роль в создании характеристики чеховских персонажей играет их речь?

Подтвердите цитатами из текста, что в рассказе используется живая разговорная речь, преобладает диалог?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии