12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Щелокова Анфиса Александровна25 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок «Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»», 7 класс
Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон". 7-й класс
Цели урока для учителя:
обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;
развивающий аспект: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.
Цели для учащихся:
находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;
научиться отличать юмор от сатиры;
видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: классно-урочная.
Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Приемы технологии, используемые на уроке:
прием “Кластер”;
прием “Толстые и тонкие вопросы”;
прием “Оставь за мной последнее слово”.
Перспективный аспект:
а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);
б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);
в) практические (работа с текстом, задания в группах);
Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.
Логический аспект:
а) дедуктивные;
б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.
Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.
Методы контроля учебной деятельности:
Устные и письменные.
Фронтальные и групповые.
Текущие.
С применением компьютера, экрана.
Средства обучения: учебник-хрестоматия “В мире литературы. 7 класс” под редакцией Коровина; рассказ А.П. Чехова “Хамелеон”, мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.
Организация работы по технологии | Ход урока |
I. Стадия вызова. | I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас . На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова и окунулись в картину нравов в его рассказе “Хамелеон”. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство. Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения. |
Обращение к личному опыту учащихся. | I. Актуализация знаний. Предлагаю вам литературную разминку. Давайте попробуем угадать фамилии чеховских героев. 1. Литературная разминка ( 1. Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель …. в новой шинели и с узелком в руке.(Очумелов) 2. Около самых ворот склада, видит он, стоит …человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец…(Хрюкин) 3. К кому обращается Очумелов: « Узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля!» (Елдырин). 4.О чьей собаке проявляет заботу Очумелов : «Ты отведёшь её к … и спросишь там. ..Скажешь, что я нашёл и прислал... И скажи, чтобы её не выпускали на улицу...»(Жигалов) Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова “Хамелеон”.) 2. Слово учителя. Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”. Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что “только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”. «…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек – значит хороший человек. Смех – есть самая верная проба души»,- эти слова Ф.М.Достоевского можно с уверенностью отнести и к рассказам А.П. Чехова |
Прием “Кластер”. | Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.) Что объединяет понятия «юмор» и «сатира»? (они высмеивают поведение, характер, речь, привычки людей). Но юмор – это безобидная насмешка, а сатира – обличающий смех. |
Формулировка темы урока. | Исходя из ваших знаний теории литературы, сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.) Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" |
Личное целеполагание | III. Целеполагание. А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя. (Учитель выслушивает ответы учащихся и сообщает свои цели урока.) |
II. Стадия осмысления. | IV. Этап изучения нового материала. 1. Слово учителя. В свой короткий смешной рассказ А.П.Чехов вложил очень серьезное содержание, показав при этом мастерство большого художника слова. Какие же комические средства создания характера он использовал? 2. Объяснение нового материала. Я предлагаю теперь составить кластер “Комические средства создания характера, которые автор использовал в своем рассказе. Комическими средствами являются как синтаксические, так и композиционные приемы. |
Прием “Кластер”. |
Одним из композиционных комических средств является “Повторение ситуаций”. А какая ситуация повторяется в рассказе? ( Ситуация выяснения “Чья собака?” создает комический эффект. Шесть раз меняется ответ на вопрос, и шесть раз меняется реакция полицейского надзирателя. Этот прием помогает раскрыть идею рассказа. Говорить о законности здесь не приходится. Низкопоклонство Очумелова перед сильными мира сего, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой). Одним из художественных приемов является прием “Закулисные персонажи”, которые не появляются в рассказе, но оказывают решающее влияние, так как обладают силой, властью. Здесь это генерал и “братец” генерала. Одно упоминание о них действует на Очумелова волшебным образом: он меняет свое решение на противоположное, причем много раз. (В результате выступления групп кластер на доске и в тетрадях учащихся приобретает законченный вид. Другие приемы, использованные автором, - это косноязычие речи, говорящие фамилии и художественная деталь.
|
Работа в группах (10 минут). Самостоятельная работа. | V. Самостоятельная работа учащихся в группах. Задание группам: Дорогие ребята, каждая из групп сейчас будет работать по одному средству комического. Вы должны, используя текст рассказа, привести примеры комических средств создания характера и объяснить, к какому виду смеха можно их отнести: к юмору или сатире. Свои примеры запишите на листочках маркером и дополните кластер на доске. Подготовьте защиту-ответ работы у доски. Время работы – 10 минут. |
Устные развернутые ответы, дополнение кластера. | VI. Этап закрепления новых знаний. 1. Выступления групп: дополнение кластера, устные развернутые ответы, комментарии учителя, одобрение, поощрение. 1-я группа. Синтаксическое средство “Косноязычие речи”. Это средство комического характеризует Очумелова, как человека невежественного, так как предложения несвязанные, отрывистые; грубого, чувствующего свою силу и власть: использует угрозы, брань, грубость – к низшим, а лесть – к высшим по рангу. 2-я группа. “Художественная деталь”. Это “узелок” в руках Очумелова и “решето” в руках городового Елдырина. Они свидетельствуют о их “деятельности” – собрали “дань”. “Шинель” Очумелова – символ власти, с одной стороны, и чувств героя, с другой стороны. Его бросает то в жар, то в холод от решения, кому же принадлежит собака. “Окровавленный палец” Хрюкина – грубая лесть к более сильным, трусость. 3-я группа. “Говорящие фамилии”. Очумелов – “очуметь, одуреть, потерять соображение”. Хрюкин – ассенизатор, “грязная” душа. Фамилии характеризуют героев. Показывают их роль в рассказе. Слово учителя. Молодцы! Вы провели в совместной деятельности большую работу, дали полные устные ответы и смогли не только увидеть мастерство А.П.Чехова, но и систематизировать и обобщить материал по теме урока. Надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем. |
Прием “Толстые и тонкие вопросы”. | 2. Фронтальная беседа. Что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе? (Слайд 4. Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринципность, грубость…) Кто в рассказе является носителями этих качеств? (Слайд 4. Очумелов, Хрюкин, толпа.) И это, ребята, уже не смешно, так как А.П.Чехов показал, что хамелеонство – это явление социальное. Так смешное в рассказе становится сатирическим. Что же обличает А.П.Чехов в рассказе “Хамелеон”? В чем заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.) Сделайте вывод: это сатирический или юмористический рассказ? (Сатирический, так как автор отрицает подобные явления в жизни.) |
III. Стадия рефлексии. Прием “Оставьте за мной последнее слово”. | VII. Применение знаний и рефлексия. 1. Фронтальная беседа. Ребята, как вы считаете, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам? (И сейчас тоже есть хамелеонство.) Вы встречались с хамелеонством в своей жизни? Где? (Лидеры – среди подростков, начальство – среди подчиненных…). Над чем заставил вас задуматься наш урок? 2. Слово учителя. Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему. Д/з 1) письменный ответна вопрос «Можно ли искоренить хамелеонство в жизни ? Если «да», то как? 2) как бы могли дальше развиваться события в городе, если бы Очумелов был наказан? VIII. Итоги урока. Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления. |
ЗАДАНИЕ: Определение роли приема говорящих фамилий
На какие фамилии вы обратили внимание?
Как вы думаете почему у герое такие фамилии? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите?
Как эти фамилии связаны с ролью персонажей в рассказ
Чехова называют мастером художественной детали. Назовите выразительные детали в тексте рассказа и определите их роль.
Что несут в руках «служители закона» в начале рассказа?
Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?
Что происходит с шинелью Очумелова? Что это означает? От какого чувства героя бросает то в жар, то в холод?
ЗАДАНИЕ: Выяснение значения речевой характеристики героев
Можно ли назвать Очумелова косноязычным? Каково значение этого слова? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.
Сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон»? О чем это говорит?
Как выражена в речи социальная характеристика персонажей?
Какую роль в создании характеристики чеховских персонажей играет их речь?
Подтвердите цитатами из текста, что в рассказе используется живая разговорная речь, преобладает диалог?
ЗАДАНИЕ: Определение роли приема говорящих фамилий
На какие фамилии вы обратили внимание?
Как вы думаете почему у герое такие фамилии? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите?
Как эти фамилии связаны с ролью персонажей в рассказе?
ЗАДАНИЕ: Определение роли художественных деталей
Чехова называют мастером художественной детали. Назовите выразительные детали в тексте рассказа и определите их роль.
Что несут в руках «служители закона» в начале рассказа?
Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?
Что происходит с шинелью Очумелова? Что это означает? От какого чувства героя бросает то в жар, то в холод?
ЗАДАНИЕ: Выяснение значения речевой характеристики героев
Можно ли назвать Очумелова косноязычным? Каково значение этого слова? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.
Сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон»? О чем это говорит?
Как выражена в речи социальная характеристика персонажей?
Какую роль в создании характеристики чеховских персонажей играет их речь?
Подтвердите цитатами из текста, что в рассказе используется живая разговорная речь, преобладает диалог?