12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черкашина Светлана Павловна39
1

Закон речевой экономии как активный процесс в современном русском языке


Пуценко Дарья Сергеевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Ставрополь

Putsenko D.S

Stavropol State Pedagogical Institute,

Stavropol

E-mail: dasha.putsenko @yandex.ru

Научный руководитель: Черкашина Светлана Павловна,

доцент кафедры русского, родных языков и лингводидактики

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»


Закон речевой экономии

как активный процесс в современном русском языке

Аннотация. Стремление к экономичности языкового выражения обнаруживается на разных уровнях языковой системы – в лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе. Целью исследования стало описание действия закона речевой экономии в современном русском языке. Анализируется роль принципов речевой экономии для развития языка и для правильного его функционирования.

Ключевые слова: лексика, литературный язык, норма, речевая экономия, русский язык.


Изменение и развитие языка происходит по определённым законам.

Языковые законы делятся на внутренние и внешние.

Внешние законы обусловлены связью языка с историей общества, различными сторонами человеческой деятельности (например, какое-либо ограничение в использовании языка приводит к образованию диалектов). Внутренние законы представляют собой причинно-следственные процессы, происходящие в отдельных языках и на отдельных языковых уровнях.

Внутренние законы подразделяют на частные и общие.

Общие законы охватывают все языки и все уровни языка. К ним относятся закон традиции, закон аналогии, законы противоречий (антиномии), закон экономии.

Примером действия закона традиции можно считать сохранение ударения в словах включить – включит, звонить – звонит.

Закон аналогии, т.е. уподобление одной формы другой, действует в случаях читать – читаю и махать – махаю (разг.) вместо машу.

Действие закона противоречий можно увидеть смене наименований родства: вместо деверьбрат жены, вместо шурин – брат мужа; в устной речи появляются признаки письменной и даже её символика: существительное человек пишется с большой буквы, а доброта в кавычках  [2].

Объектом исследования в данной статье является закон речевой экономии, или, как его ещё называют, закон экономии речевых усилий. Современный мир очень динамичен, успеть нужно многое, поэтому этот закон активно проявляется на разных уровнях языковой системы: в фонетике, словообразовании, морфологии, синтаксисе, но прежде всего в лексике [3, с. 5]. Закон речевой экономии особенно активно проявляется в устной речи, а именно в употреблении простых форм вместо сложных: гречневая крупа – гречка; Брат сказал, что приедет отец. – Брат сказал о приезде отца; вуз, РУДН и т.д. Он обусловливает функционирование в языке особого пласта – жаргона. Жаргон используется «отдельной социальной группой с целью языкового обособления, отделения от остальной части данной языковой общности, иногда в криптолалических целях» [1, с. 148].

Цель статьи – показать сленг как феномен, обусловленный действием законом речевой экономии.

Задачи:

  1. проанализировать действие закона экономии русского языка и его результаты;
  2. выявить причину возникновения сленга.

По результатам опроса, проведенного среди студенческой молодежи, было выявлено, что 40% участников не прибегают к речевой экономии, а остальные (60%) активно используют в своей речи рассматриваемый закон [4, с. 38].

Так, в студенческой среде общеизвестны:

а) слова-оценки: классно, клёво, ништяк, зашибись, прикольно (интересно), круто (лучший, богатый), сто пудов (точно), понатуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, отстойно (плохо, некрасиво), фигня (очень простое);

б) глаголы, обозначающие действия: отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), обалдеть (удивиться), мутить, (обманывать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать с занятия), грузить (надоедать, приставать), наехать (угрожать);

в) слова-характеристики людей: крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, ботаник, тормоз, шестерка, бык, дятел, козёл, жук.

Наряду с общеизвестными студенческими жаргонизмами бытуют профессиональные. Эти сленговые слова образуются, подчиняясь закону экономии языковых средств, и проявляются благодаря следующим процессам словообразования:

1) создание разного типа сложносокращённых слов, особенно аббревиатур;

1.1. Инициальный тип буквенного характера: образование слов с помощью сложения начальных букв производящих слов: БКК (большой круг кровообращения), БИТ (блок интенсивной терапии), АКШ (аортокоронарное шунтирование).

1.2. Тип аббревиации, в результате которого образуются сложносокращенные слова, состоящие из начальной части первого слова словосочетания и целого второго слова: профнепригодность (профессиональная непригодность), профориентация (профессиональная ориентация), спорткомплекс (спортивный комплекс). При этом компоненты, входящие в состав сложного производного слова, объединяются без соединительного гласного: стройплощадка (строительная площадка).

1.3. Тип аббревиации в существительных, в результате которого образуются сложносокращённые слова с помощью усечения производящей основы вне зависимости от границы морфем: объява (объявление), деза (дезинформация), универ (университет), фарма (фармация); колок, колки (коллоквиум, коллоквиумы); гема (гематома); препод (преподаватель); общага (общежитие).

2) экономия языковых средств выражается в образовании новых производных слов на основе лексического стяжения:

2.1. Словосочетаний (прилагательное + существительное) и суффикса            -к(а), который присоединяется к основе имени прилагательного (белка – белая горячка, зачётка – зачётная книжка). Новые слова оказываются более краткими по структуре, поэтому и удобными в общении.

2.2. Словосочетаний (прилагательное + существительное) с суффиксами      -ик- и -ух-, которые также подтверждают тенденции к усилению экономии языковых средств: мобильник (мобильный телефон), физик (физиологический раствор);

2.3. Словосочетаний (существительное + прилагательное + существительное) с суффиксами -ик, -к, -ник: стоматы – студенты стоматологического факультета; ковидник – пациент, больной КОВИД-19; лежак или валежник (палата с лежачими больными).

В синтаксисе:

1) словосочетания являются базой для образования слов путем лексического стяжения: гармошка – аппарат искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ) с ручным приводом;

2) сложные предложения сворачиваются до простых (Аран сказал, что на собрании будет Али. Аран сказал о присутствии на собрании Али). Опущение служебного слова: шприц объёмом в 5 мл – шприц объёмом 5 мл.

      Таким образом, причиной действия закона экономии языковых средств в русском языке является экономия сил, стремление говорящего экономить усилия при пользовании речью. Опираясь на основные положения В.Г. Костомарова по вопросу действия законов развития русского языка, мы пришли к выводу, что «тенденция экономии языковых средств находит выражение в образовании новых, кратких по своей структуре наименований, образованных с помощью таких способов словообразования, как аббревиация и суффиксация, с помощью лексического стяжения словосочетаний в одно слово, усечений конца слова, и других процессов, основанных на минимизации, компрессии синтаксических структур» [4, с. 7].


Список литературы


1.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 3-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2005. – 576 с.

2.Баско Н.В. Активные словообразовательные процессы в русском языке новейшего времени // Вопросы филологии. – 2014. – № 3-4 (48). – С. 79-87.

3.Баско Н.В. Проявления тенденции экономии языковых средств в русском языке на рубеже веков // Научные труды КубГТУ. – 2016. – № 4 – С. 1-7.

4.Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. – 2006. – № 3. – С. 32-41.

5.Костомаров В.Г. Язык текущего момента: понятие правильности. – СПб.: Златоуст, 2014. – 220 с.

Автор материала: Д. Пуценко (5 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.