Статья «Использование вебинаров в современном образовательном процессе»

1
0
Материал опубликован 15 November 2018

Назарова В.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБИНАРОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Современные образовательные интернет-технологии постепенно вводятся в реалии российского образовательного пространства. На данный момент технологии такого рода позволяют создать единую открытую образовательную среду, а также оптимизировать денежные и временные затраты обучающихся. Таким образом, любой школьник, студент высшего учебного заведения или сотрудник компании имеют возможность частично или полностью пройти обучение при помощи ряда интернет-технологий (онлайн-платформы, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов, тренинги). Одними из наиболее популярных образовательных веб-технологий являются вебинары.

Вебинар представляет собой онлайн-семинар в режиме реального времени или в записи, онлайн-встречу или веб-конференцию [1]. Название вебинара происходит от двух английских слов «web» и «seminar». Отметим, что для обозначения понятия «вебинар» в научных статьях используются понятия «веб-конференция», «онлайн-конференция», «онлайн-семинар», «интернет-семинар», «онлайн-встреча». Данные понятия синонимичны, однако не являются тождественными.

Кто является участниками вебинара? С одной стороны, слушатели – обучающиеся (аудитория от 2 человек до 100 и более), с другой стороны, спикер или 2 спикера, которые поочередно представляют блоки информации аудитории.

Вебинар, как и лекция (урок) в режиме реального времени, может выполнять одновременно или по отдельности три функции: обучающую (содержание самого вебинара), консультационную (режим чата) и контролирующую (режим опроса/ интерактивного голосования).

Вебинары обладают рядом дидактических характеристик, среди которых существенными являются следующие: возможность индивидуализации образовательного процесса (каждый обучающийся имеет доступ к вебинару, который может просматривать и пересматривать в удобное время); возможность использования преподавателем целого спектра технического обеспечения (разнообразный иллюстративный материал: презентации, интерактивные видео, интерактивные плакаты, веб-сайты); возможность воздействия на студента при помощи ряда техник речевого воздействия, жестов и мимики; возможность сохранения живого общения между преподавателем и обучающимся (в режиме реального времени ученик может задать любой вопрос, относящийся к теме), создание комфортных условий обучения (обучающийся может выбрать совершенно любое место просмотра вебинара – в кафе, дома, в автобусе) [2].

В настоящее время образовательные вебинары можно разделить на информационные семинары, обучающие вебинары и тренинги. Кратко рассмотрим их характеристики. Информационный семинар представляет собой бесплатный интернет-семинар длительностью 1 час - 1,5 часа, на котором происходит презентация образовательной программы, а также рассматриваются ее преимущества перед аналогичными существующими. Такие информационные семинары пользуются популярностью при демонстрации платных образовательных программ высших учебных заведений или кратких программ обучения, которые предлагают авторы уникальных авторских методик. Обучающий вебинар вводит непосредственно в вопросы определенной предметной области. Такой вид интернет-семинара пользуется популярностью в условиях образовательного процесса в школе или в ВУЗе. Тренинг представляет собой серию вебинаров, посвященных определенной тематике. Более того, тренинг предполагает одновременное использование систем дистанционного обучения, так как слушатель не просто воспринимает визуальную и аудиальную информацию, но и выполняет практические задания. В рамках образовательного процесса в учебном учреждении тренингом может быть дистанционный курс по гуманитарной или технической дисциплине.

Большая часть вебинаров проходит по следующей схеме: на первом этапе пользователи регистрируются на посадочной странице мероприятия, на втором этапе участнику приходит электронное подтверждение и напоминание, на третьем этапе непосредственно перед самим онлайн-мероприятием участник переходит по индивидуальной ссылке и присоединяется к веб-конференции. Так выглядит процесс участия в вебинаре глазами пользователя – школьника, студента или сотрудника компании. А что представляет собой онлайн-семинар для создателя вебинара - преподавателя?

Преподаватель при создании вебинара выполняет ряд ролей: социальную (создает дружественную атмосферу занятия), педагогическую (осуществляет отбор наиболее эффективных средств для онлайн обучения), техническую (хорошо знаком с техническим обеспечением, способен самостоятельно устранить неполадки) и организаторскую (тщательное планирование и проектирование онлайн-встречи) [3]. Исходя из вышеперечисленных ролей, педагог – создатель вебинара должен владеть следующими компетенциями: навыками ораторского мастерства, знаниями нетикета, знаниями, умениями разрабатывать материалы, специализированные для веб-конференций. Таким образом, на первом этапе преподаватель собирает авторский материал по курсу: создает интерактивные презентации, подбирает полезные обучающие веб-ресурсы, выбирает текстовые пособия и так далее. Затем он определяет точное тематическое содержание единичного вебинара или цикла вебинаров, а также их вид. В зависимости от педагогической цели вебинар может представлять собой виртуальный круглый стол, лекцию, практикум, семинар, брейн-ринг, виртуальное лабораторное занятие или другие виды учебной деятельности. Вид вебинара в свою очередь определяет выбор платформы, на которой он организуется. Отметим, что в настоящее время существует большой выбор онлайн площадок для проведения вебинаров (например, iMind, Webinar.ru, Mirapolis Virtual Room и другие), однако универсальной нет.

Рассмотрим возможности использования современных платформ для проведения вебинаров с педагогической точки зрения, их преимущества и недостатки.

Наиболее популярными для образовательного процесса в учебных учреждениях на сегодняшний день являются Webinar.ru и Mirapolis Virtual Room. Также существуют и другие платформы: Как правило, все современные вебинар-платформы оснащены одинаковым базовым инструментарием: демонстрация рабочего стола, некоторых запущенных приложений, презентации, видеороликов; проведение опросов; создание групповых и приватных чатов; возможность видеть спикера; видеоконференцсвязь; мониторинг присутствия участников; доска для рисования. К расширенным возможностям относятся следующие: рассылка приглашений, участие через мобильные устройства, расширенная отчетность по проведению вебинаров, возможность встраивать регистрационные формы.

В чем заключаются преимущества использования вебинара в образовательном процессе [4]? Во-первых, спикер и его слушатели имеют возможность провести онлайн-встречу, находясь в современно разных местах. Более того, преподаватель может организовать вебинар в домашних условиях. Второе значимое преимущество – отсутствие затрат на передвижение к месту проведения (не говоря уже о пробках, из-за которых участники оффлайн-семинара могут задержаться, опоздать и пропустить пласт ценной информации) и экономия времени. Третье преимущество – возможность повторного просмотра и доступа к материалам. Также если рассматривать вебинар как одно средств работы со студентами заочной формы обучения, то стоит подчеркнуть тот факт, что исчезает обезличенность студентов, присутствует элемент общения в режиме реального времени.

Итак, в настоящее время вебинар, как было уже ранее отмечено, считается эффективной инновационной онлайн-формой организации учебной деятельности, однако обладает некоторыми недостатками: по сравнению с традиционной формой обучения педагог тратит большее количество времени на выбор платформы, адаптации учебного курса к интернет-форме, самому обучению работы с платформой [5]. Более того, вебинар не предполагает двусторонний зрительный контакт: слушатели видят лектора, однако лектор не имеет возможности установить визуальный контакт со своей аудиторией, в частности, когда аудитория больше 5-10 человек. Также к минусам относят сложность программного обеспечения вебинара, однако этот недостаток является спорным, так как многие современные платформы максимально адаптированы для пользователей, которые пользуются подобным сервисом впервые. Также отмечают, что ввиду того, что вебинар является относительно новой технологией, применяемой в учебной деятельности, преподаватель, привыкший к традиционному образовательному процессу, может вести онлайн-лекцию совершенно иначе, без присущей ему экспрессии и эмоциональности. Однако стоит заметить, что этот недостаток не носит постоянный характер, так как со временем преподаватель адаптируется к новой форме проведения занятий и чувствует себя комфортно.

Таким образом, использование вебинаров в современном образовательном процессе имеет свои преимущества: низкая стоимость и высокая эффективность обучения. В настоящее время происходит внедрение данной интернет-технологии в качестве ресурса для дистанционного образования или самообразования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев, А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. – 2010. – № 8,9. – С. 41–45.

Кайгородцева Н.В., Лузгина В.Б. Формирование компетенций преподавателей для проведения вебинаров // ОНВ. ОИС. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompetentsiy-prepodavateley-dlya-provedeniya-vebinarov (дата обращения: 06.04.2018).

Мещерякова О.И., Исакова О.Ю. Методика обучения преподавателей использованию вебинаров в учебном процессе вуза // ОТО. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-prepodavateley-ispolzovaniyu-vebinarov-v-uchebnom-protsesse-vuza (дата обращения: 06.04.2018).

Разумова Н.А. Видеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения // Вестник НВГУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videolektsii-i-vebinary-v-sisteme distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 06.04.2018).

Раицкая Л.К. Учебно-познавательная деятельность студентов в информационно-образовательной среде Интернет. Учебно-методическое пособие. М.: МГОУ, 2012. 144 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации