12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чаплыгина О.Н.25

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Ставропольское президентское кадетское училище» (г.Ставрополь).



Тема: «Железные птицы» Сухаревской башни.




Автор: Оганесян Максим Сашикович,

ФГКОУ «СПКУ» (г.Ставрополь)

5 Д класс

Руководитель: Чаплыгина Ольга Николаевна,

преподаватель истории, ФГКОУ «СПКУ»

(г.Ставрополь).







Ставрополь

2020




Оглавление.

Введение.

Немного истории покорения человеком неба.

Русский да Винчи Сухаревской башни.

Заключение.

Литература.


Введение.

Ровно 320 лет назад по указу Петра Алексеевича в Москве была основана первая Школа навигационных и математических наук. С этого момента в России стало развиваться военно-морское образование. Первым пристанищем Школы, была Сухаревская башня, история которой, полна загадок и тайн. Даже сегодня в 21 век, о ней ходят легенды одна красочнее другой, возможно и потому, что ее история тесно связна с деятельностью одного из основателей Школы Якова Брюса. Исследователи насчитали не менее 350 легенд о нем. А главной причиной такой популярности, многие историки считают его разностороннюю деятельность, называя Якова Брюса не менее значимым ученым, чем М.Ломоносов. М. Д. Хмыров писал о Брюсе: «астроном и математик, артиллерист и инженер, ботаник и минералог, сфрагист и географ, автор нескольких и переводчик многих ученых сочинений, – граф Брюс, бесспорно, был просвещеннейшим из всех сподвижников Петра и чуть ли не первым деятелем на поприще тогдашней русской педагогики. Нас заинтересовала одна из легенд о Я.Брюсе, связанная не только с Сухаревкой, но и с историей развития авиации и воздухоплавания в России. Якова Брюса считали магом, колдуном и чернокнижником. Жители Москвы говорили о том, что в Сухаревской башне он держит «железных птиц». Почтенный торговец Алексей Морозов видел сам, а потом приводил и своих домочадцев к окнам башни, из которых в сумерках вылетают «железные птицы» с человеческими головами, делают несколько кругов вокруг здания и потом возвращаются обратно. Проводя свое мини исследование, мы столкнулись с тем, что в историографии, чаще всего, рассматривается вклад Якова Брюса в победы русского оружия во время многочисленных войн, которые вел Петр Первый, роль ученого во время Великого посольства, изобретение им «живой воды» и «живой» куклы. А вот о «железных» птицах только упоминается. А Филимонов в книге «Яков Брюс» раскрывает тайны первого российского учёного, дипломата, военного и дает высокую оценку роли, которую он сыграл в преобразованиях Петра Первого. Д.Д. Зелов в статье Яков Брюс в плену легенд, делает акцент на карьере героя, который прошел путь от солдата в потешных полках до новгородского губернатора, а затем генерал-фельдцейхмесйстера всей артиллерии. Возник вопрос, ставший впоследствии, объектом нашего исследования: мог ли Я.Брюс в нач.XVIII века изобрести летательную машину, и какова роль основателя навигацкой и математической школы в становлении русской авиации. Мы поставили цель изучить и обобщить легенды и воспоминания современников о чудесах, происходивших в Сухаревской башне, проанализировать возможность знакомства Я. Брюса с разработками иностранных ученых по данному вопросу и начала испытаний «железной птицы».


Глава 1. Немного истории покорения человеком неба.



Для понимания основных терминов, мы воспользовались словарем Ожигова. Воздухоплавание - это теория и практика передвижения по воздуху на аппаратах легче воздуха. А вот слово "авиация" стало использоваться только в начале XX века, оно было позаимствовано из французского, в который, в своё время, пришло из латинского языка, где avis означало "птица". Следовательно, история развития авиации и история воздухоплавания, можно сказать, являются двумя составляющими одного целого - истории покорения человеком воздушного пространства. Первые упоминания о «деревянной птице» мы нашли в литературе о Китае. И относятся они к V веку н. э. Имя изобретателя - Лю Бан. Возможно, современники Лю Бана назвали так бумажного змея или простейший планер. А вот первый неуправляемый полёт человека был так же зафиксирован в китайских документах, но уже в 559 г. Император Гао Хуань, стремясь уничтожить своего соперника на престол, приказал привязать Юань Хуантоу к большому воздушному змею и сбросить его с городской башни. К счастью и удивлению зрителей тот перелетел городские стены и совершил удачную посадку. К сожалению, это его не спасло. Вскоре первый в истории пилот был казнён. Первым в мире успешный полёт на летательном аппарате с реактивным двигателем в 1633 г. осуществил мусульманин Лагари Хасан Челеби в честь дня рождения дочери султана Мурада IV. Полёт длился, около 20 сек. Изобретателю удалось подняться на высоту около 300 метров при помощи самодельных крыльев и благополучно спланировать в воды Босфора. Только примерно через век, в 1763 г, появился первый в истории проект летательного аппарата с неподвижным крылом и пропеллером. Немецкий изобретатель Бауэр приводил аппарат в действие мускульной силой. Особое внимание нам хотелось бы обратить на исследования в этой области Леонардо да Винчи, который был считал, что «человек, преодолевший сопротивление воздуха с помощью больших искусственных крыльев, может подняться в воздух». Он начал разрабатывать аппарат, приводимый в движение только силой мышц человека, и позволяющий ему парить в воздухе как птица. Существует множество рисунков такого "ornitotteri", придуманных Леонардо, датированных XVI веком. На одних лежачий человек, который собирается взлететь с помощью механизмов, присоединенных к крыльям; на других - движение вперед при помощи более совершенной системы винтов и шкива. Сохранились рисунки, где человек, расположен вертикально в летательном корабле, на педали которого он нажимал руками и ногами. Первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена великим русским ученым М. В. Ломоносовым, уже после смерти Я.Брюса. Однако, как мы видим, в мире еще при его жизни, существовала достаточная база исследований, которые могли бы стать основой для нашего ученого.

2. Русский да Винчи Сухаревской башни.



Яков Брюс сопровождал Петра Алексеевича в Великом посольстве. Однако ему была отведена особая роль. Только Брюс из всего состава делегации знал много языков, был высококлассным специалистом в различных областях, понимавшим, что было необходимо для России. Ему было дано право и возложена обязанность приобретать математические приборы, книги по навигации и кораблестроению, подбирать и нанимать на службу к царю хороших математиков. Петр Алексеевич дает Брюсу довольно широкую свободу действий. Ученый слушал лекции английских математиков, посещал лондонскую обсерваторию, изучал монетное дело, артиллерийскую технику, посещал знаменитые литейные заводы в Вульвиче. Петр Первый интересовался работой Ньютона и ему нужен был, человек, способный разобраться во всех технических нюансах. Таким человеком и был полковник Яков Брюс. Находясь в Лондоне, Петр посещал несколько раз Королевскую обсерваторию, в сопровождении Я Брюса, который стал довольно таки близок с Флэмстидом, знаменитым астрологом. Возможно, в это время зародилась идея подняться в небо, к звездам? Петр Алексеевич, покидая Лондон, принял решение оставить Я.Брюса в Англии для дальнейшего изучения естественных наук. И думаем, ученый преуспел. Он не просто познакомился, но и помогал в лаборатории Ньютону. Существует исторический факт, Брюс выступал с докладом на заседании Королевского общества о лунной теории Ньютона. Это говорит о его высоком положении в среде маститых ученых Англии. Свободно посещая библиотеки, Я.Брюс знакомился с разработками не только английских ученых, но и имел доступ в архивы, где были собраны труды мировых светил. В конце 1698 года Брюс вернулся в Россию первым русским ученым, проводником идей великого Ньютона. Дальнейшая деятельность Брюса по созданию навигационной школы, астрономической обсерватории, переводы научных трудов, практическая деятельность на посту президента Мануфактур- и Берг-коллегии, денежная реформа, занятия оптикой и математикой показывают, каким образом наука Ньютона впервые проникла и стала известной в России.

Документальных свидетельств о летающих брюсовских «драконах» не сохранилось, но в двадцатые годы в его архивах были найдены чертежи летательных аппаратов, которые сейчас хранятся в Российской Академии наук. Если посмотреть на них, то можно сделать вывод о том, что Брюс был знаком с чертежами Леонардо да Винчи, а, следовательно, мог продолжить попытки ученого поднять на крыльях человека в воздух. В подтверждение наших выводов можно привести еще один факт. После смерти, в доме Я.Брюса была найдена книга «Методика исчисления», неизвестно, кто посылал ему новейшие научные разработки из-за границы, но знакомство с ними позволяло учёному воплощать свои мечты в реальность. И еще один факт-загадка. Документально подтверждено, что в 30-е года XX века в СССР немецкие летчики проходили практику в нашей стране. Они очень интересовались Сухаревской башней и трудами Я Брюса. После их отъезда, часть чертежей была утрачена. И в это же время, башня вдруг стала портить облик Москвы, мешать строительству транспортной развязки и по приказу Сталина была разобрана. Именно разобрана, а не снесена, как ряд «буржуазных» построек. Явно там что-то искали….


Заключение.



В биографии Я Брюса загадок остается очень много. Изучив его научную деятельность в России и опыт, который он приобрёл за границей, можно с уверенностью утверждать, что знаний, для построения «железной птицы» у Я Брюса было достаточно. Мы даже можем предположить, что, посещая иностранные научные библиотеки, встречаясь с учеными, имея доступ в Королевскую обсерваторию, ученый мог изучить чертежи «железных птиц» Леонарда да Винчи. Данный вывод мы сделали, сравнивая чертежи, хранившиеся в Государственном музее, сделанные ученым и чертежи Леонардо да Винчи. Таким образом, на наш взгляд, можно смело назвать Я. Брюса первым русским учёным-воздухоплавателем.


Литература.

Алексеев В. Деяния российского графа Якова Брюса // Хроники краеведа. 2010. № 2.

Зелов Д.Д. Яков Брюс в плену легенд // Исторический журнал. 2010. № 8

Филимонов А.Н. Яков Брюс. М., 2013.

Хмыров М. Д. Главные начальники русской артиллерии. 2-й генералфельдцейхмейстер, граф Я. В. Брюс (1704-1726)

// Артиллерийский журнал. 1866. №3. С. 185-186.



Автор материала: М. Оганесян (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.