ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
Автор публикации: Д. Савельева, студентка 2 курса
ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
Савельева Дарья Александровна
ГБПОУ КО «Калужский колледж народного
хозяйства и природообустройства»,
г.Калуга
В настоящее время в России происходит модернизация среднего профессионального образования, в рамках которой большое распространение получило понятие «компетентностный подход». Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимся не отдельных друг от друга знаний, а овладение ими в комплексе, что позволяет адаптировать образовательный процесс к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования молодые специалисты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в различных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Таким образом, образовательные стандарты позволяют обучающемуся непросто освоить уровень знаний, определенный основной профессиональной образовательной программой для работы в избранной области, но и научиться при необходимости самостоятельно получать недостающие знания.
Вместе с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи, поэтому особую значимость приобретает практико-ориентированная подготовка студентов, позволяющая погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.
Первоначальным звеном в системе практической подготовки студентов ГБПОУ КО «Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства» является учебная практика, которая проходит на базе колледжа. В процессе прохождения практики, обучающиеся приобретают первоначальные практические навыки и осваивают общие и профессиональные компетенции по специальности.
Следующим этапом ознакомления с профессиональной деятельностью является производственная практика студентов, которая включает в себя практику по профилю специальности и преддипломную практику. Целями производственной практики являются закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе деятельности конкретной организации или предприятия, а также подготовка к самостоятельной трудовой деятельности. Для прохождения производственной практики студенты направляются в организации (охотничьих хозяйства) на основании заключенных с ними договоров, где выполняют работу в соответствии с индивидуальными заданиями и производственным планом на штатных рабочих должностях.
Не стоит забывать, что производственная практика – сложная форма учебного процесса, как в организационном, так и в методологическом плане, т.к. для ее осуществления необходимо соединить интересы производства и образовательного учреждения и приспособить процесс обучения к практическим задачам предприятий. В ходе производственной практики студенты нередко выступают носителями новых идей, теорий и технологий, а также стараются конструктивно принимать критику со стороны специалистов организации, стараясь заслужить уважение со стороны руководителя и коллег.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки:
- обучающую – студенты лучше усваивают знания и успешнее учатся применять их в решении конкретных ситуационных задач;
- развивающую – погружение студентов в обстановку профессиональной деятельности помогает раскрыть их потенциал, развивать активность, мышление и коммуникационные навыки;
- воспитывающую – в процессе прохождения практики формируется социально активная личность будущего специалиста, заинтересованного в своей профессии;
- диагностическую – студент с помощью руководителя и коллег определяет степень своей профессиональной пригодности и уровень профессиональной направленности.
Все это позволяет отметить, что грамотно организованная практика и общение с квалифицированными наставниками и специалистами позволяет обучающимся оценить уровень своей теоретической и практической подготовки, степень готовности к профессиональной деятельности и дает возможность убедиться в правильности выбора профессии.
Литература
1. Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив: сайт. - Режим доступа: https://asi.ru/projects/7267/2020.
2. Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения [Электронный ресурс] / Л.В. Сидакова // Образование и воспитание. - 2016. - №2. - С. 62-64. - Режим доступа: https://moluch.ru/thZ4/archive/29/803/ 2022.