Статья «Профессиональное становление молодого педагога»

1
0
Материал опубликован 29 March 2022

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Овчаренко Инна Александровна

МБОУ лицей № 4

г. Россошь, Воронежская область

 

«Я убедился, что как бы человек успешно

не закончил педагогический вуз, как бы

он не был талантлив, а если не будет учиться

на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…»

А.С. Макаренко

В настоящее время в нашей стране наблюдается нехватка квалифицированных педагогических работников. По словам С.С. Кравцова средний возраст учителя в российских школах составляет 45‒47 лет [1]. Получается, что школам не хватает молодых учителей. Возникает вопрос: как привлечь грамотных молодых специалистов? Всем известно, что после окончания педагогических учебных заведений, начинающий учитель сталкивается с множеством трудностей. По статистике, от 10 до 50 процентов учителей уходят из профессии в первые пять лет работы [6, с.63]. Почему так происходит? Устраиваясь на работу в школу, молодые педагоги с самого первого дня выполняют все обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с большим опытом работы. И тут молодой специалист испытывает ряд трудностей: неспособность грамотно и четко рассчитывать время урока, затруднения при объяснении учебного материала, трудности в общении с родителями учеников и многое другое.

В этот момент администрации школы очень важно поддержать молодого специалиста, направить его в «нужную» сторону педагогической деятельности, помочь в этом может более опытный педагог, педагог – наставник.

Сегодня тема наставничества в образовании является одной из центральных в национальном проекте «Образование». Молодому педагогу очень важно вовремя получить теоретическую и, особенно, практическую помощь на рабочем месте.

Наставничество: мода или необходимость? Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания [ 4, с.6].

Главная задача наставника – помочь молодому специалисту адаптироваться к профессии, реализовать себя, развить личностные качества.  Наставничество является двусторонним процессом. Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является - его готовность к передаче опыта. А основным условием эффективного обучения молодого специалиста – его желание, потребность принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков наставником [ 5, с. 51].

         Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Воспитывать в молодом специалисте потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

В нашем лицее уже много лет существует традиция наставничества. За каждым молодым учителем приказом закрепляется опытный педагог. Его задачей становится знакомство со спецификой преподавания конкретной дисциплины, а так же развитие личности, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Законе РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования в РФ до 2025 года [ 2].

Хотелось бы поделиться некоторым опытом работы в качестве наставника. В моей практике наставничества были студенты, проходившие педагогическую стажировку в школе.

Для меня самой наставничество стало наиболее действенным способом повышения своей квалификации, наполнения инновационным содержанием собственной трудовой деятельности, достижения более высокого уровня профессиональной компетентности.  

Цель моей работы в качестве наставника – оказать методическую помощь студентам, дать им возможность раскрыть свои профессиональные качества, творческие способности.

          Для достижения данной цели наиболее эффективными формами работы для меня стали:

проведение показательных уроков и внеурочных занятий для студентов;

организация индивидуальных консультаций;

ознакомление с новинками методической литературы;

консультации по проведению родительских собраний, классных часов, подготовке материалов.

Основной формой организации учебного процесса в школе является урок, поэтому в первую очередь важно дать студенту методические рекомендации для достижения поставленной цели на уроке. Важно обратить внимание на то, как грамотно распределить учебное время на каждом этапе, какие средства обучения будут эффективны на конкретном занятии. Далее совместно со студентом анализируем проведенный урок, выявляем недочеты и ищем пути их устранения.

По мере адаптации студента при прохождении педагогической непрерывной практики, анализ уроков показал, что практикант достиг достаточного уровня методической и теоретической подготовки, может организовать учебную деятельность учащихся, использует современные педагогические технологии, включая ИКТ, игровые, другие элементы (личностно-ориентированная, проблемно-диалогического обучения и др.).

Таким образом, для меня наставничество было предопределено любовью к своей профессии. «Без любви к профессии нельзя, невозможно просто добиваться никаких результатов, их просто не будет или они будут посредственными. Именно любовь и преданность своей профессии предполагает желание передать свои знания тем людям, которые в состоянии, которые достойны того, чтобы владея полученным багажом знаний и умений, развивать их дальше. Ну, как же можно любить своё дело, и, хотя бы не попробовать до своего уровня поднять воспитанников или коллег, которые способны к этому, не создать какую-то платформу для того, чтобы они сделали шаг в своё будущее? Я думаю, любой профессионал всегда мечтает о том, чтобы дело, которому он посвятил всю свою жизнь, чтобы его знания были востребованы, профессия развивалась, чтобы его накопленный опыт оказался в будущем в надежных руках», — сказал В. Путин [3].

Подводя итоги, можно сказать, что наставничество как процесс описать очень трудно, это не только процесс обучения. Это нечто намного большее и значимое: накопление личного опыта, самооценка, формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, и многое другое.

 

Список источников:

Российская газета RG.RU https://rg.ru/2021/03/23/ministr-prosveshcheniia-nazval-srednij-vozrast-uchitelej-v-shkolah.html

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями от 5 августа 2016 г. – URL: https://base.garant.ru/70535556/#friends

Путин В.В. Встреча с участниками форума «Наставник» от 14.02.2018 г. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/56858

Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, №2. - С.1-17 

Наставничество: эффективная форма обучения: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. - 2-е издание, доп., перераб. - Казань: ИРО РТ, 2020. - 51 с.

Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. – 2019. - №4 (109). – С. 62-70

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.