12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Неля Владиславовна2800
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Конспект урока биологии для 8 класса «Пищеварение в ротовой полости»

Дополнительная литература 1. Энциклопедия для детей Аванта + “Человек” том 18 часть первая М., Аванта 2001 г. 2. Зверев И. Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека” М., Просвещение.

Вкусовые ощущения.

Слюнные железы. Слюна – секрет трех пар больших слюнных желез и малых желез в слизистой оболочке.  0.5-1.5 л. Слюны выделяется у человека в сутки.  Состав слюны: -Вода (в основном) -Неорганический компонент (Na, K, ионы бикарбоната) -Органический компонент Роль слюны: пищеварительная (смачивание и размягчение, ослизнение пищи, растворение для создания вкусовых ощущений) минерализирующая (доставка в ткани зуба ионов P, F, Ca. При нарушении слюноотделения – кариес. Ротовая жидкость образует защитную пленку зуба) содержание буферных систем, препятствующих закислению защитная роль (от механических повреждений, микроорганизмов) анализ качества состава пищи

Строение зуба.

Уход за зубами.

Заболевания зубов.

Акт жевания Размельчение пищи с помощью зубно-челюстного аппарата. Нижняя челюсть осуществляет как вертикальные, так и горизонтальные движения. Акт жевания – полностью произвольный акт. За счет сокращения мышц языка пищевой комок движется к корню языка. Акт глотания Рефлекторный акт – 2 компонента. Произвольный – движение пищевого комка к корню языка и задней стенке глотки Непроизвольный Глотание – сложнорефлекторный акт – импульсы из центра – поднятие мягкого неба (перекрывает вход в носоглотку), опускание надгортанника (закрывает вход в гортань) – продвижение пищевого комка.

Вопросы для обсуждения в группах: а) какие основные процессы происходят в ротовой полости б) какую роль играет слюна в обработке пищи? в) какое строение имеют зубы?

Лабораторная работа. Тема: Действие слюны на крахмал. Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Оборудование: накрахмаленный бинт, ватная палочка, блюдце, аптечный йод (5%-й), вода. Ход работы. Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода (аптечный 5%-й спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая. Ватную палочку смочите слюной, а затем этой ватной палочкой, напишите 1 букву вашего имени на накрахмаленном бинте. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин). Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.