12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бородинская Елена Николаевна101

Примерные рабочие программы. Обзор изменений.

Примерные рабочие программы. Обзор изменений Подготовила: Бородинская Е.Н.

Примерные рабочие программы и создание единого образовательного пространства Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают: - равный доступ к качественному образованию, - единые требования к условиям организации образовательного процесса, - единые подходы к оценке образовательных результатов. Примерная рабочая программа по предмету даёт представление о целях, общей стратегии обучения и его результатах, о воспитании и развитии обучающихся средствами учебного предмета Примерные рабочие программы по учебным предметам разработаны в 2021 г. для 16 учебных предметов начального общего образования

Требования к рабочим программам (обзор изменений) Как было Как стало (новый ФГОС) Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочной деятельности с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий. Требований к результатам освоения программы было меньше Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО.) Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Распределили предметные результаты по годам обучения. Метапредметные – конретизировали. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. (п. 9 ФГОС НОО)

Примерная рабочая программа начального общего образования по литературному чтению Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.   Основные особенности содержания примерной рабочей программы Значительный потенциал в развитии функциональной грамотности младших школьников. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания литературного чтения в начальной школе. Содержание обучения раскрывают содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса, а также раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного изучаемого раздела Выделен специальный подраздел в метапредметных результатах: совместная деятельность. Распределены предметные результаты по годам обучения.

Соответствие содержания учебника «Литературное чтение» Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В УМК «Школа России» разделам примерной рабочей программы 1 класс       Содержание учебника Примерная рабочая программа по предмету Комментарии Раздел «Жили-были буквы» Раздел «Сказки, загадки, небылицы» Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) Полностью соответствует элементам содержания ПРП Раздел «Я и мои друзья» Произведения о детях и для детей Полностью соответствует элементам содержания ПРП Раздел «Апрель, апрель. Звенит капель...» Произведения о родной природе Полностью соответствует элементам содержания ПРП Раздел «Сказки, загадки, небылицы» Устное народное творчество — малые фольклорные жанры Полностью соответствует элементам содержания ПРП Раздел «О братьях наших меньших» Произведения о братьях наших меньших Полностью соответствует элементам содержания ПРП Произведения о маме Отсутствуют элементы содержания Рекомендации по компенсации Использовать «Тренажер по чтению. Послебукварный период» 1 класс, автор О.В. Фомин Использовать цифровой сервис «Учим стихи». Использовать пособие «Грамотный читатель» 1-2 класс автор М.К. Антошин Раздел «И в шутку и всерьёз» Раздел «Жили-были буквы» Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии Полностью соответствует элементам содержания ПРП Вводный урок, рубрика «В мире книг» на последующих уроках Библиографическая культура (работа с детской книгой) Полностью соответствует элементам содержания ПРП

Примерная рабочая программа начального общего образования по математике Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.   Основные особенности содержания примерной рабочей программы Значительный потенциал в развитии функциональной математической грамотности младших школьников, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок», смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события) Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД)- познавательных коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией» Выделен специальный подраздел в метапредметных результатах: совместная деятельность. Распределены предметные результаты по годам обучения.  

Примерная рабочая программа начального общего образования по математике Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.   Основные особенности содержания примерной рабочей программы Значительный потенциал в развитии функциональной математической грамотности младших школьников, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок», смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события) Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД)- познавательных коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией» Выделен специальный подраздел в метапредметных результатах: совместная деятельность. Распределены предметные результаты по годам обучения.  

Соответствие содержания учебника «Математика» Моро М.И. и др. УМК «Школа России» разделам примерной рабочей программы 1 класс Содержание учебника Примерная рабочая программа по предмету Комментарии Все тематические блоки Все тематические блоки Полностью соответствует элементам содержания ПРП

Примерная рабочая программа начального общего образования по русскому языку Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.   Основные особенности содержания примерной рабочей программы Значительный потенциал в развитии функциональной грамотности младших школьников. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка в начальной школе. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является призвание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Выделен специальный подраздел в метапредметных результатах: совместная деятельность. Распределены предметные результаты по годам обучения.  

Соответствие содержания учебника «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» разделам примерной рабочей программы 1 класс Содержание учебника Примерная рабочая программа по предмету Комментарии Все тематические блоки Все тематические блоки Полностью соответствует элементам содержания ПРП

Примерная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.   Основные особенности содержания примерной рабочей программы Соотнесены личностные и метапредметные результаты со спецификой предметного содержания методических традиций и особенностей преподавания в начальной школе.   Содержание курса «Окружающий мир» ориентировано на раскрытие роли человека в природе и обществе, освоение общечеловеческих ценностей, взаимодействие в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», Человек и познание». Выделен специальный подраздел в метапредметных результатах: совместная деятельность. Распределены предметные результаты по годам обучения.  

Соответствие содержания учебника «Окружающий мир» Плешаков А.А. УМК «Школа России» разделам примерной рабочей программы 1 класс Содержание учебника Примерная рабочая программа по предмету Комментарии Раздел «Где и когда?» Темы Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» Раздел «Что и кто?» Темы Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Раздел «Как, откуда и куда?» Как живёт семья? Когда мы станем взрослыми? Человек и общество Отсутствуют отдельные элементы содержания «Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха". Ценность и красота рукотворного мира Раздел «Что и кто?» Темы Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Человек и природа Отсутствуют отдельные элементы содержания «Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе»

Раздел «Что и кто?» Темы Что вокруг нас может быть опасным? Раздел «Как, откуда и куда?» Откуда в наш дом приходит электричество? Раздел «Почему и зачем?» Зачем мы спим ночью? Почему полезно есть овощи и фрукты? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасной жизни Отсутствуют отдельные элементы содержания «Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет» Отсутствуют отдельные элементы содержания Рекомендации по компенсации (при отсутствии элементов содержания) «Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. Ценность и красота рукотворного мира. Включить материал о рабочем месте школьника и правилах безопасной работы на учебном месте в тему «Когда учиться интересно?» Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними Использовать содержание учебника 2 класса «Окружающий мир» Плешаков А.А. раздел «Где мы живем» темы «Природа и предметы, созданные человеком», «Наше отношение к миру» Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой Использовать пособие «Опыты и эксперименты» 1-2 класс Дорохина Н.Н., Паршина О.А. (темы «Живая и неживая природа», «Температура и термометр», «Осадки. Явления природы» использовать материал учебника «Естествознание. Азбука экологии» 1 класс Шпотова Отсутствуют отдельные элементы содержания «Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет» Использовать материалы пособия «Информационная безопасность, или Как вести себя в Сети» Сиденко А.Г.

Обновление ФГОС - обновление учебников Обновление учебников и экспертиза обновлённых учебников - 1-3 кварталы 2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ Об утверждении федерального перечня учебников – 4 квартал 2022г Действующий федеральный перечень учебников (утверждён Приказом Минпросвещения РФ № 254 от 20.05.2020) не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновлённых ФГОС Какие учебники использовать в переходный период - 2022/23 учебный год? В период перехода на обновлённые ФГОС-2021* могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включённые в федеральный перечень учебников *Письмо Министерства просвещения от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году  

 Основания для проектирования примерных рабочих программ ФГОС НОО: требования к результатам освоения программы начального общего образования Примерная программа воспитания

Структура примерной рабочей программы по учебному предмету 1. Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Цели и особенности изучения учебного предмета Место учебного предмета в учебном плане 2. Содержание образования (по годам обучения). 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные результаты, метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС НОО с учетом специфики учебного предмета), предметные результаты (по годам обучения) 4. Тематическое планирование темы и количество часов, отводимое на их изучение, Основное программное содержание, основные виды деятельности обучающихся использование электронных образовательных ресурсов

Примерная рабочая программа - методический ориентир для учителя Примерная рабочая программа позволит учителю: Реализовать в процессе преподавания современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС НОО. Структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам Разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, примерного распределения учебного времени на изучение раздела / темы, предложенных основных видов учебной деятельности для освоения учебного материала Примерная рабочая программа по предмету является ориентиром для составления рабочих программ

Инструментарий для составления рабочих программ – Конструктор программ  Конструктор рабочих программ: https://edsoo.ru/constructor/ Примерные рабочие программы: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

Тематическое планирование (Конструктор)