Урок и практическая работа по биологии «Строение зеленых мхов на примере мха кукушкина льна» (6 класс)
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
СТРОЕНИЕ ЗЕЛЕНЫХ МХОВ НА ПРИМЕРЕ МХА КУКУШКИНА ЛЬНА
Цели: познакомить с особенностями строения зеленого мха кукушкина льна; выявить основные отличия высших споровых растений от низших; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка
Оборудование и материалы: засушенные растения мха кукушкина льна с коробочками на листе бумаги, готовый микропрепарат «Спорангий кукушкина льна», емкость с водой, лупа, препаровальная игла, пинцет, лист белой бумаги.
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
Рассмотрите внешнее строение мха кукушкина льна невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды.
Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи лупы и зарисуйте его.
Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?
На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение. Каково биологическое значение расположения коробочки на высоте?
5.При помощи пинцета или препаровальной иглы аккуратно снимите колпачок и рассмотрите коробочку с крышечкой при помощи лупы.
6.Потрясите коробочку над листом белой бумаги. Что вы увидели? Рассмотрите споры мха при помощи лупы. Подуйте на споры. Что произошло? О чем свидетельствует легкость, с которой споры разлетелись от легкого дуновения?
7.Зарисуйте внешний вид мха кукушкина льна (мужского и женского растений) и подпишите его основные части. Отдельно зарисуйте внешний вид коробочки со спорами.
8.Рассмотрите готовый микропрепарат «Спорангий кукушкина льна» при помощи лупы. Рассмотрите продольный разрез коробочки, найдите крышечку, споры.
9.Зарисуйте продольный разрез спорангия кукушкина льна, каким вы увидели его при помощи лупы.
10.Сделайте вывод о строении и размножении зеленого мха кукушкина льна.
К листостебельным мхам относится также и белый (или торфяной) мох сфагнум.
(Учитель демонстрирует таблицы и гербарные материалы различных торфяных мхов.) Сфагнум — многолетнее растение высотой до 20 см, обитающее в основном на болотах. Внешне сфагнум сильно отличается от кукушкина льна. Стебель сфагнума ветвится, образуя как бы веточки. Часть веточек на верхушке стебля образует подобие головки, часть отходит в стороны, а некоторые (нижние) свисают вниз, прилегая к стеблю. Стебель и ветви покрыты мелкими светло-зелеными листочками.
Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух разных типов: живых узких зеленых клеток, содержащих хлоропласты, и крупных мертвых прозрачных клеток с разрушенной цитоплазмой. Живые клетки соединены друг с другом таким образом, что образуют сплошную сеть.
Как вы думаете, что придает зеленый цвет этим клеткам? (Пигмент хлорофилл.)
О чем свидетельствует наличие этого пигмента в листьях мха сфагнума? (О способности растения к фотосинтезу.)
То есть процесс фотосинтеза, а значит и образование органических веществ, может происходить только в этих клетках. Между зелеными клетками расположены мертвые клетки-резервуары, в оболочках которых имеются отверстия, через которые они могут заполняться водой или воздухом. Благодаря такому строению сфагнум способен быстро всасывать и проводить воду.
Стебли мха снаружи также покрыты прозрачными мертвыми клетками, что способствует проведению воды. Мертвые клетки листьев и стеблей этого растения могут поглощать воды в 25 раз больше собственной массы.
ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТОРФЯНОГО МХА СФАГНУМА
Оборудование: сухой мох сфагнум, весы с разновесами, стакан с водой, пинцет, фильтровальная бумага.
Общие рекомендации. По желанию учителя данная работа может проводиться не в виде наглядного опыта, а как часть практической работы 23 или как самостоятельная практическая работа.
Ход опыта
Возьмем небольшое количество сухого мха сфагнума и взвесим его на весах.
Опустим весь взвешенный мох в стакан с водой на 5—7 мин.
По истечении времени аккуратно вынем мох из стакана, положим на фильтровальную бумагу (пока вода не стечет).
Снова взвесим мох.
Итог. Масса набухшего (напитавшегося водой) мха увеличилась более чем в 10 раз.
Вывод. Торфяной мох сфагнум способен впитывать и удерживать в себе количество воды, превышающее собственную массу более чем в 10 раз.
В отличие от кукушкина льна у сфагнума не имеется ризоидов. Побеги сфагнума нарастают верхушкой, а нижние их части постепенно отмирают.
Как вы думаете, что удерживает этот мох в вертикальном положении? (Ответы учащихся.)
Растения сфагнума тесно прижаты друг к другу, и это не позволяет им упасть. За счет этого они сохраняют вертикальное положение.
Сфагнум, как и кукушкин лен, размножается спорами, но в отличие от него он является однодомным растением. Что это значит? (У него мужские и женские половые органы расположены на одном растении.)
На боковых веточках сфагнума развиваются мужские органы, а на верхушках — женские. Оплодотворение у сфагнума происходит так же, как и у кукушкина льна. После оплодотворения из зиготы образуется шаровидная коробочка с крышечкой, в которой созревают споры.
СТРОЕНИЕ ТОРФЯНЫХ МХОВ НА ПРИМЕРЕ МХА СФАГНУМА
Цели: познакомить с особенностями строения торфяного мха сфагнума; выявить основные отличия зеленых и торфяных мхов; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка, умения изготавливать временные препараты.
Оборудование: засушенные растения мха сфагнума с коробочками на листе бумаги, микроскоп, предметное и покровное стекла, емкость с водой, лупа, препаровальная игла, пинцет
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
Рассмотрите внешнее строение мха сфагнума невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у него стебель, листья, ветки. Обратите внимание на отсутствие у него ризоидов и корней.
При помощи лупы рассмотрите стебель мха. Чем он покрыт?
Найдите ветви, прижатые к стеблю, торчащие в стороны и образующие плотную головку. На верхушке стебля найдите коробочку со спорами.
Зарисуйте внешнее строение мха сфагнума и подпишите его основные части.
При помощи пинцета или препаровальной иглы аккуратно отделите один лист мха. Приготовьте временный микропрепарат, для этого положите лист в каплю воды на предметное стекло. Накройте покровным стеклом.
Рассмотрите приготовленный вами микропрепарат при большом увеличении. Найдите хлорофиллоносные клетки и большие мертвые водоносные клетки. В водоносных клетках найдите и рассмотрите поры.
Зарисуйте строение листа сфагнума, подпишите клетки, которые вы видели.
Сделайте вывод о строении мха сфагнума и об особенностях строения листа этого мха.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 40; учебник В.В. Пасечника § 14), ответьте письменно на вопросы: что такое торф, как он образуется и каково его значение в жизни человека?
(На выполнение задания отводится около 2—3 мин, после чего учащиеся меняются тетрадями, самостоятельно выставляя оценку соседу. Данная оценка может быть учтена учителем при дальнейшем контроле знаний.)
Заполнить таблицу. Отдельно выписать черты сходства этих групп растений.
Сравнение мхов и водорослей
Признак сравнения |
Мхи |
Водоросли |
Творческие задания.
Найти информацию об интересных находках в торфяных болотах. Подготовить доклад на эту тему.
Найти на карте нашей страны места, занятые болотами. Примерно оценить площадь этих территорий. К каким последствиям может привести осушение этих болот? Написать небольшую статью на эту тему.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти информацию о псилофитах. Каковы особенности их строения и жизнедеятельности? В чем сходство и в чем различие мхов, псило- фитов и водорослей? О чем свидетельствуют эти черты? Почему псилофиты относятся к высшим растениям? Почему раньше псилофиты были широко распространены на Земле, а потом их численность резко сократилась? Как об этом узнали ученые? Что привело к массовому вымиранию псилофитов? Ответы на эти вопросы оформить в виде доклада.
Зеленый мох кукушкин лен местообитание кукушкина льна к уроку
Мох сфагнум и кукушкин лен
Мох сфагнум - полезные свойства и применение
КАК ПРАВИЛЬНО СОБИРАТЬ И СОХРАНИТЬ СФАГНУМ В "ЖИВОМ " СОСТОЯНИИ.
Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума
Мхи: сфагнум, дикран и плевроциум
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций