12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Скорая220
люблю свою работу
Россия, Мурманская обл., Североморск

Интерактивное шоу «Азбука выбора»

Профориентация в школе как способ самореализации обучающихся

Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит прежде всего в том, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается. Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит прежде всего в том, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается. И. Бродский «Нобелевская лекция»

Направления профориентации профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор), профконсультация.

8 факторов выбора профессии: Позиция старших членов семьи. Позиция товарищей, подруг. Позиция учителей, школьных педагогов. Личные профессиональные планы. Способности. Уровень притязаний на общественное признание. Информированность. Склонности.

Ошибки при выборе профессии Отношение к выбору профессии как к неизменному. Бытующие мнения о престижности профессии. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Профориентационная работа в школе Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Главные задачи в деятельности по профориентации обучающихся: сформировать положительное отношение к труду; научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности); проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми; проведение экскурсий на предприятиях, в организациях.

Основные направления профориентационной работы в школе : Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных знаний и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. Профессиональное консультирование- изучение личности обучающегося и на этой основе составление профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Азбука выбора интерактивное шоу

Определение профессии включает прежде всего: Кем быть. К какой социальной группе принадлежать. Какой стиль жизни выбрать. Какие цели определить для себя в будущем. Необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности). Узнать и принять требования избираемой профессии. Осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

5 направлений профессиональной деятельности: 1.Человек - природа Предмет труда: живые организмы, биологические и микробиологические процессы. Примеры профессий: агроном, ветеринарный врач, фермер, эколог, геолог, озеленитель.

2.Человек - человек Предмет труда: люди, группы, коллективы. Примеры профессий: медсестра, преподаватель, рекламный агент, психолог, социолог и т.д.

3.Человек - техника Предмет труда: технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: инженер, электрик, токарь, оптик, водитель, технолог.

4.Человек - знаковая система Предмет: условные знаки, цифры, карты, чертежи, схемы и т.д. Примеры профессий: наборщик, корректор, переводчик, программист, экономист, ученый-теоретик.

5.Человек – художественный образ Предмет: художественные образы, их части, элементы и свойства. Примеры профессий: художник-оформитель, музыкант-исполнитель, композитор, писатель, живописец, актер, искусствовед.

Формула выбора профессии Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая Интересна и привлекательна «ХОЧУ» - это те занятия, которые ты делаешь с интересом и желанием, по собственной инициативе. Доступна и посильна «МОГУ» - это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. Имеет спрос на рынке труда «НАДО» - это знание о перспективных отраслях, а значит и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбранной профессии

Алгоритм выбора профессии 1 Осведомленность 2 Ориентировка 3 Анализ и организация действий 4 Планирование 5 Принятие решений

Новые профессии 1 2 3 4 5 Понятия профессиональной ориентации 1 2 3 4 5 Что надо знать о ВУЗах 1 2 3 4 5 Типы учебных заведений 1 2 3 4 5

Логистик От «логистика» - прикладная наука, предметом внимания которой является управление информационными и материальными потоками. Логистик- это менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставками, занимается организацией грузопотока, должен знать рынок транспортных компаний. Назад к вопросам

Мерчендайзер Назад к вопросам англ. Merchandise – товары, представитель, занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары различным фирмам, поддерживает деловые контакты, привлекает новых клиентов, требуется опыт работы с клиентской сетью, творческой склад ума.

Супервайзер Назад к вопросам англ. Superviser – наблюдающий, контролирующий. Занимается разработкой маршрутов, осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей.

Промоутер Назад к вопросам англ. Promoter – содействующий, продвигающий. Представитель компаний по сбыту; поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение проектов, продвигает для продажи все производимые фирмами товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара.

Девелопер Назад к вопросам Деятельность заключается в следующем: он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, «привязывает» проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект. Затем сдает или продает принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.

Профессия Назад к вопросам Ограниченная область трудовой деятельности, сформированная на основе разделения труда, требующая обладания необходимыми теоретическими и практическими знаниями, которые приобретаются в результате специальной профессиональной подготовки.

Специальность Назад к вопросам Вид занятий в рамках одной профессии: например: учитель (физики, математики); юрист (юрисконсульт, адвокат, нотариус).

Должность Назад к вопросам Совокупность служебных обязанностей специалиста. Характер обязанностей во многом определен задачами организации.

Квалификация Назад к вопросам Уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных навыков и знаний.

Стажировка Назад к вопросам Обучение специалиста на рабочем месте после окончания им профессионального учебного заведения с целью повышения им квалификации.

Аттестация ВУЗа Назад к вопросам Это установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация проводится государственной аттестационной службой (Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразования России). 1 раз в 5 лет.

Государственная аккредитация Назад к вопросам Установление (подтверждение) государственного аккредитационного статуса (типа, вида) высшего учебного заведения. Гос.аккредитация ВУЗа проводится федеральным (центральным)государственным органом управления образования (Министерство образования РФ). По результатам выдается свидетельство, в котором указывается номер и дата выдачи, наименование ВУЗа, его организационно-правовая форма, место нахождения, тип (ВУЗ), и вид (университет, академия, институт), срок аккредитации, как правило, 5 лет. Свидетельство не действительно без приложения (образовательной программы).

Лицензирование Назад к вопросам Установление соответствия условий ведения образовательной деятельности федеральным и региональным требованиям. Право на ведение образовательной деятельности возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Бакалавриат Назад к вопросам Это полноценное высшее образование на уровне мировых стандартов. Обучение – 4 года, 5 месяцев. Первые 3 года будущие бакалавры обучаются по единому государственному плану, за это время их подготавливают как специалистов широкого профиля, и только на 4 курсе нужно будет выбрать конкретный профиль в образовании. При желании можно изучать несколько профилей. В дипломе бакалавра будет написано (диплом является документом о высшем образовании).

Магистратура Назад к вопросам Это форма подготовки специалистов (магистров) подготовленных к научно-исследовательской и педагогической деятельности. Получение магистра – 4, 5 года + 2 года (магистратура). Получение степени магистра наук открывает более широкие возможности для трудоустройства и повышения уровня зарплаты.

Университет Назад к вопросам Многопрофильное высшее учебное заведение, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технологических, экономических и др. направлений науки, техники, культуры и искусств, предоставляет глубокие теоретические и практические знания, являются ведущим научно-методическим центром, т.е. проводит собственные научные исследования с привлечением к этому студентов.

Академия Назад к вопросам ВУЗ, четвертого уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в определенной области науки и производства, образования, культуры и искусства, предоставляет глубокие теоретические знания, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности.

Институт Назад к вопросам ВУЗ третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в определенной области наук, производства, образования.

Лицей Назад к вопросам Наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих по своим учебным программам.

Колледж Назад к вопросам Это самая перспективная форма развития средних специальных учебных заведений. Основное отличие колледжа от училищ и техникумов заключается в повышенном уровне подготовки, приближенном к высшему образованию. В колледжах более широкий спектр специальностей, они многопрофильны. Процесс обучения похож на университетские методы преподавания, есть семестры и сессии, лекции, семинары. Выпускники колледжа, штурмующие затем вуз, оказываются более подготовленными к учебе, чем школьники. Лекции в колледжах часто читают преподаватели вузов, выпускные экзамены приравниваются к вступительным в вуз. Благодаря договорам с вузами у выпускников колледжей имеются многочисленные льготы при поступлении.